p>Учитывая изложенное, для повышения эффективности финансового контроля целесообразно рассмотреть следующие вопросы:- об упорядочении и повышении оплаты труда государственных служащих контрольно-ревизионных органов Минфина России, МНС, ГТК России, ФСНП и МВД России; - о включении для работников, перешедших в государственный финансовый контрольный аппарат, в т.ч. ставших сотрудниками органов внутренних дел именно в области борьбы с экономическими преступлениями, в стаж их работы для исчисления надбавок к должностному окладу за выслугу лет время работы на других предприятиях, в организациях и учреждениях на должностях специалистов финансовых, планово-экономических, бухгалтерских, контрольно-ревизионных и юридических служб; - об увеличении штатной численности контрольно-ревизионного аппарата Минфина России. Отдельно как способ увеличения эффективности финансового контроля следует отметить такую его сторону, как ведомственный финансовый контроль. В соответствии с решением Правительства Российской Федерации от 25 мая 1995 года "О результатах проверок целевого расходования средств федерального бюджета и первоочередных мерах по укреплению финансового контроля" (протокол N 14, р. II, п. 7) по вопросу ведомственного финансового контроля Министерством финансов Российской Федерации были запрошены 34 министерства и ведомства о фактическом состоянии ведомственного контроля и предложения по его организации. Практически все они поддержали необходимость восстановления и укрепления ведомственного финансового контроля, рассматривая его как непременное условие для наведения порядка в использовании государственных средств и имущества. Представленные материалы свидетельствуют, что там, где сумели сохранить контрольно-ревизионный аппарат и даже обновить положения, регламентирующие его деятельность, достигается реальная эффективность контроля, повышается ответственность должностных лиц за нарушения в использовании и необеспечение сохранности денежных средств и материальных ресурсов. Учитывая назревшую необходимость восстановления ведомственного финансового контроля целесообразно , не дожидаясь принятия закона о государственном финансовом контроле, предложить министерствам, ведомствам и другим федеральным органам управления и субъектам Российской Федерации: - рассмотреть вопрос о состоянии ведомственного финансового контроля и принять меры по повышению его эффективности; - укомплектовать кадры контрольно-ревизионного аппарата квалифицированными работниками, исходя из необходимости проведения ревизий и проверок использования средств федерального бюджета, целевых внебюджетных фондов и других государственных средств и имущества в бюджетных учреждениях не реже одного раза в 2 года, в других предприятиях и организациях - ежегодно. Эту работу провести в пределах численности работников и ассигнований выделенных в 1995 году на содержание аппарата соответствующего министерства, ведомства и другого органа управления; - рассмотреть, и при необходимости решить, вопрос о создании самостоятельных структурных контрольно-ревизионных подразделений, подчиненных непосредственно руководителям министерств, ведомств и других органов управления, а также централизации указанных подразделений в единую контрольно-ревизионную службу соответствующего органа управления.
Повышение эффективности государственного финансового контроля
также невозможно без решения следующих проблем:
-
цельного
представления о сущности и видах финансовых нарушений;
-
утвержденных
в законодательном порядке механизмов возмещения средств, в использовании
которых допущены финансовые нарушения;
-
положений,
регламентирующих взаимоотношения органов государственного финансового контроля
и других государственных структур, на которые в соответствии с
законодательством наряду с основными задачами возложены отдельные функции
финансового контроля;
-
четкого
разграничения полномочий органов государственного финансового контроля и
правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению финансовых
нарушений;
-
разрешения
вопроса о возможном слиянии двух мощных структур – Министерства внутренних дел
Российской Федерации и Федеральной службы налоговой полиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной дипломной работе сделана попытка определения
сущности и перспектив развития государственного финансового контроля, в т. ч. через установление природы финансовых
нарушений и их классификацию, анализ отечественного опыта и зарубежной практики
государственного финансового контроля. Введена систематизация
нормативно-правового и методического обеспечения эффективности
государственного финансового контроля в
структуре органов внутренних дел в Российской Федерации.
Еще раз подчеркнуто, что государственный финансовый контроль в Российской
Федерации является одним из необходимых инструментов,
обеспечивающих функционирование и развитие государства, и особое значение
государственный финансовый контроль приобретает в период проведения
социально-экономических реформ. Это обусловлено изменением
условий и принципов планирования, поступления
и использования
государственного имущества.
В условиях проведения экономических реформ в Российской
Федерации перед государством стоит острая необходимость усиления государственного
финансового контроля по следующим основным направлениям:
- установление целостной структуры государственного финансового контроля
в органах как законодательной, так и, как отмечено
в работе, исполнительной власти Российской Федерации;
- разработка механизма взаимодействия и четкое разграничение
полномочий и ответственности между органами государственного финансового контроля Российской Федерации по уровням
бюджетной системы Российской Федерации в целях исключения дублирования и
параллелизма в работе;
- разработка основных положений взаимодействия правоохранительных органов, в т.ч. в структуре МВД, с другими органами
государственного финансового контроля;
- установление типовых форм и порядка осуществления финансового контроля
органами исполнительной власти Российской Федерации, исполнительной власти субъектов
Российской Федерации;
- разработка активной системы учета и оценки качественных и количественных
параметров эффективности государственного финансового контроля и деятельности
его органов;
- противодействие легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путем;
- повышение кадрового, информационно-технического и материального обеспечения органов
государственного финансового контроля, унификация форм и методов их работы;
- формирование общественного мнения о
необходимости государственного финансового контроля.
Решение данных задач позволит, при соблюдении приоритетов построения
демократического правового государства, обеспечить
целевое и эффективное использование государственных средств, снизить количество злоупотреблений и
правонарушений, связанных с формированием и
использованием государственного имущества, улучшить общую экономическую и социальную ситуацию в стране. Это будет реально
способствовать усилению вертикали власти, что
сегодня является одним из главных направлений государственного строительства в
России.
В то же время недостаточное внимание к проведению
государственного финансового контроля может усилить негативные тенденции при
формировании и использовании денежных и материальных
ресурсов, ослабить ответственность соответствующих должностных лиц и, как
следствие, затруднит улучшение социально-экономической
обстановки в стране, что недопустимо.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Закон РФ
от 18 апреля 1991 г. № 1026 «О милиции».
2.
Закон РФ
от 25 июля 1995 г. № 47-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».
3. Закон РФ от 24 июня 1993г. № 23-ФЗ «О
Федеральных органах налоговой полиции»
4. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96.
5. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по
обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ
1996 №31 Ст. 3696
6. Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. « Об
утверждении положения о Главном контрольном управлении Президента Российской
Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066.
7. Указ Президента Российской Федерации «О мерах по
обеспечению государственного финансового контроля в РФ» от 25.07.96. №1095 //
СЗ РФ 1996г. №31. Ст. 3696.
8. Вознесенский Э.А. Финансовый контроль в СССР. М., 1973
9.
Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой.
М.: Финансы. 1979. - 14 с.
10. Бутынец Ф.Ф Организация и проведение ревизии в условиях
механизации учета в потребкооперации.- М.: Статистика. 1976. -28 с.
11. Белобжецкий И.А. Финансовый контроль и новый хозяйственный
механизм.- М.: Ф.и С. 1998. - 47с.
12. Краморовский Л.М. Ревизия и контроль. М.: Финансы.1976. –
39 с.
13. Советское финансовое право. Под ред.
Е.А.Ровинского. М.: Юрид. лит. 1978. – 238 с.
14. Советское финансовое право: Учебник / Под ред.
В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982. – 244 с.
15. Советское финансовое право: Учебник / Отв. ред
Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит. 1985. – 188 с.
16. Воронова Л.К., Мартьянов И.В. Советское финансовое
право. Киев: «Вища школа». 1983. – 226 с.
17.
Чумаченко Н.Г. Учет и анализ в промышленном производстве США.
М.: Финансы, 1971. – 134 с.
18.
Цыпкин С
Д. Финансово-правовые институты, их роль в совершенствовании финансовой
деятельности Советского государства. М.: Изд-во МГУ. 1983. – 98 с.
19.
Савин
А.Ю. Финансовое право. М.: Финстатинформ. 1997. – 234 с.
20. Финансовый анализ. – Экономика и жизнь. Бухгалтерское
приложение. 1998г. №40.
21.
Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ.
1996. – 168 с.
22.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред Н.И. Химичева. М.: Юристъ.
1999. – 176 с.
23. Гаджиев Н. Документальный контроль по выявлению
правонарушений в экономике //Законность. 1996. № 10.
24. Организованная преступность в России: философский и
социально – политический аспекты. Материалы научно – практической конференции
(27-28 мая 1999г.) – М.:МИ МВД России 1999г.
25. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Порядок
составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности» - Аудиторские
Ведомости. 1997г. №7
26. Теневая экономика и организованная преступность. Материалы
научно – практической конференции (9 – 10 июня 1998г.). – М.:МИ МВД России
1998г.
23. Бурцев В. В. Государственный финансовый контроль: методология и организация.- М.: Маркетинг,
2000.- 391 с.
24. Данилевский Ю.А., Мезенцева
Т,М. Финансовый контроль в отраслях народного
хозяйства при различных формах собственности,-
М. Финансы и статистика,1992.- 134 с.
25. Крикунов А.В. Государственный
финансовый контроль принципы организации, программы и
порядок проведения.- Новости. 2000.-208 с.
26. Лазарева Н. В. Финансовый
контроль как элемент управления финансовыми
ресурсами территории.- 2000. – 136 с.
27. Ю.Привезенцев
В. А. Государственный финансовый контроль за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета на научные
исследования.- 1999. – 194 с.
28. Савин А.Ю. Финансовое право.- М.: Финстатинформ, 1997. - 221 с.
29. Черноморд П В.
Государственный финансовый контроль в процессе формирования и исполнения бюджета: (Монография]-СПб Изд-во СПбГУЭФ,
1997.- 122с.
30. В.Шохин С.О. Проблемы и
перспективы развития финан-сового контроля в
Российской Федерации.- М.-. Финансы и статистика, 1999.-350 с.
31. Государственный финансовый контроль эа исполнением
федерального бюджета по расходам на социальную сферу и науку: Практическое пособие
/ Рос.эконом.акад.
им. Г. В. Плеханова / Общ. ред. П. В. Черноморд- NL Изд-во Рос. экон. акад.,
1997-127 с.
32. Материалы Всероссийской
научно-практической конференции «Бюджетно-финансовый
контроль в регионах» (3-5 ноября 1997 г).-2000.
33. Агапов А. Ф. Государственный финансовый контроль в капиталистических странах
на современном этапе (на примере Великобритании и США): Автореф. дис. . . канд.
экон. наук: 03.00.10.-М,, 1983.-15 с.
34. Донюшко
М Б. Финансовый контроль в системе государственного социального страхования: принципы и практика: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.10
/ СПбГУЭФ.- СПб.,1998.- 198 с.
35. Андреев А. Г., Соменков А. Д. Правовые основы финансового контроля//Финансы.- 1999.- № 12.-С. 62-64,
36. Белолипецкий В. Г. О совершенствовании государственного
финансового контроля в России // Финансы,-
1998 - № 4.— С. 47-50,
37. Бурцев В.В. К вопросу о
стандартизации государственного финансового контроля // Менеджмент в России и
за рубежом.- 2000.-
№ 1.- С. 82-95.
38. Бурцев В. В. Концептуальный
подход к процедурам государственного финансового контроля. // Менеджмент в
России и за рубежом.-
2000,- № 2.- С. 79-96.
39. Данилевский Ю.А. Бюджетный кодекс и финансовый контроль// Бухгалтерский учет.-
1998.- № 12.-С.7-10.
40. Данилевский Ю.А., Овсянников
Л.Н. Система государственного финансового
контроля и аудита в России // Бухгалтерский учет.-
1999.- № 3.-
С. 93-96.
41. Крикунов А.В. Финансовый контроль: этапы развития // Финансовая газета.- 1998,- № 42.- С. 1-2.
42. Крикунов
А.В. Совершенствование контрольно-ревизионной
системы //Финансы.-1998.- № 12- С. 6-9.
43. Крикунов
А.В. Аудит в России: профессиональный уровень и нормативная база // Аудиторские ведомости.-2000-
№ 9.-
44. Крикунов А.В. Порядок взаимодействия // Президентский контроль.- № 9.- М.: Иэд-во Администрации Президента РФ, 2000.-С. 13-22.
45. Погосян Н.Д. Правовой статус
высших органов финансового контроля (ВОФК) Великобритании, Франции, Германии и
Польши// Государство
и право.- 1998.-
N9 - 103-111 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
А
Стандартная
система построения органов государственного
финансового
контроля в большинстве развитых стран
Ведомство главного ревизора-аудитора (счетная палата) с
подчинением непосредственно парламенту или президенту страны.
|
Налоговое ведомство с подчинением правительству или министерству
финансов страны, контролирующее поступление налогов
|
Контролирующие структуры в составе ведомств, осуществляющие
проверки и ревизии подведомственных учреждений
|
Негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на
коммерческой основе проверку достоверности отчетной документации и законности
финансовых операций
|
Службы внутреннего контроля предприятий, основная задача которых
– поиск путей снижения издержек и максимизации прибыли
|
Система правоохранительных органов
|
Общественный контроль, опосредованный через средства массовой
информации, политические партии и т.д.
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Субъекты государственного финансового
контроля в Российской Федерации
Счетная
палата Российской Федерации
|
Министерство финансов РФ
|
Главное контрольное управление Президента РФ
|
Контрольные управления руководителей субъектов Федерации
|
Органы Федерального казначейства РФ
|
Центральный банк Российской Федерации
|
Министерство по налогам и сборам РФ
|
Министерство
внутренних дел
|
Федеральная
служба налоговой полиции
|
Государственный
таможенный комитет
|
Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью
|
Министерства и ведомства в системе внутреннего контроля
|
Аудиторские организации
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
В
Положительные стороны осуществления функций
финансового
контроля правоохранительными органами –
подразделениями
в составе органов внутренних дел
Значительно
более широкие, чем у иных контролирующих финансовых органов, полномочия
|
Возможность
реализации имеющихся материалов проверки сразу же, т.е. минуя долгие
бюрократические процедуры согласований и направления материалов по
подведомственности
|
Возможность
использования при проведении контрольных мероприятий негласных методов и
средств, которые, как показывает опыт, зачастую носят если не
доказательственную, то бесценную ориентирующую силу
|
Возможность
очень оперативно, в максимально сжатые сроки осуществлять мероприятия
«фактического» блока, (т.е. проведение встречных проверок, опрос граждан,
истребование документов и др.) до того, как проверяемый субъект, в условиях
своего вполне понятного противодействия контролю, сможет уничтожить следы
совершенных преступлений и правонарушений
|
Возможность
привлекать к выполнению контрольных мероприятий иные службы органов
внутренних дел, могущих обеспечить быстрое и адекватное решение вопросов,
зачастую возникающих при проведении проверки
|
Установленную
законом и реально сложившуюся на практике большую защищенность сотрудников
органов внутренних дел
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Методы проверки
Методы проверки
принято подразделять на две группы:
методы фактической проверки
|
методы документальной проверки
|
Методы
фактической проверки
осмотр
|
обследование
|
инвентаризация
|
контрольный запуск сырья и материалов в производство
|
лабораторный анализ качества материалов, товаров,
сырья и готовой продукции
|
экспертная оценка
|
опрос
|
проверка объемов выполненных работ
|
Методы документальной проверки
Формальная и арифметическая проверка документов
|
Нормативная (юридическая) оценка документально оформленных
хозяйственных операций
|
Логическая проверка
|
Встречная проверка
|
Способ обратного счета
|
Оценка законности и обоснованности хозяйственных операций по
данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета
|
Балансовый метод
|
Сравнение
|
Различные методические (технические) приемы экономического
анализа
|
ПРИЛОЖЕНИЕ Д
Пути повышения эффективности финансового контроля
Выработка цельного
представления о сущности и видах финансовых нарушений и преступлений
|
Выработка, помимо уже
имеющихся и зачастую неэффективных санкций, утвержденных в законодательном
порядке механизмов возмещения средств, в использовании которых допущены
финансовые нарушения
|
Разработка законодательной
базы, нормативно-правовых актов, инструктивных и методических документов,
повышающих эффективность государственного финансового контроля, включая проект Федерального закона «О
государственном финансовом контроле в Российской Федерации»
|
Определение новых
стратегических направлений контрольно-ревизионной работы и совершенствование
структуры контрольно-ревизионных органов, включая создание аналитического
центра
|
Выработка с параллельным
совершенствованием законодательства эффективного механизма взаимодействия
органов государственного финансового контроля Российской Федерации
|
Укрепление взаимодействия с
органами внутренних дел, органами Федеральной
службы безопасности, органами налоговой полиции и органами прокуратуры
|
Изменение структуры
правоохранительной составляющей органов финансового контроля, в т.ч.
возможное слияние органов МВД и ФСНП
|
Проведение мероприятий,
направленных на совершенствование ведомственного и внутреннего финансового
контроля, возможно, под методологическим руководством и контролем Минфина
России и Счетной палаты
|
Проведение мероприятий по
совершенствованию подготовки и повышения квалификации работников контрольно-ревизионных
органов, их профессиональной аттестации
|
Улучшение
материально-технического обеспечения контрольно-ревизионных органов
|
Информационно-техническое
обеспечение контрольно-ревизионных органов, включая использование
аналитических технологий, разработку и пуск в эксплуатацию единой федеральной
информационной программы «Контроль»
|
Изучение
и внедрение в практику зарубежного опыта проведения государственного
финансового контроля
|
[1] См., напр.: Советское финансовое право . Под ред.
Е.А.Ровинского. М.: Юрид. лит. 1978; Советское финансовое право: Учебник / Под
ред. В.В. Бесчеревных, С.Д. Цыпки-на. М.: Юрид. лит. 1982; Советское финансовое
право: Учебник / Отв. ред Г.С. Гуревич. М.: Юрид. лит. 1985; Воронова Л.К.,
Мартьянов И.В. Советское финансовое право. Киев: «Вища школа». 1983.
2. См., напр.: Цыпкин С Д. Финансово-правовые
институты, их роль в совершенствованиифинансовой деятельности Советского
государства. М.: Изд-во МГУ. 1983; Савин А.Ю. Финансовое право. М.:
Финстатинформ. 1997 и др.
[3] См., напр.: Финансовое право: Учебник / Под
ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ. 1996; Финансовое право: Учебник / Отв. ред
Н.И. Химичева. М.: Юристъ. 1999 и др.
[4] Вознесенский Э.А. Указ,
работа. С. 61-76.
[5] Вознесенский Э.А. Указ,
работа. С. 70-75
[6] Белобжецкий И.А. Финансово-хозяйственный контроль в управлении экономикой.
М.: Финансы. 1979. С. 14.
[7] Там же. С. 28.
[8] Указ
Президента Российской Федерации «О мерах по обеспечению государственного
финансового контроля в РФ» от 25 июля 1996г. – СЗ 1996 №31 Ст. 3696
[9] Вознесенский Э.А. Указ
работа. С. 69.
[10] Подробнее о документальном контроле см.: Гаджиев Н. Документальный
контроль по выявлению правонарушений в экономике //Законность. 1996. № 10.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|