12. Фин.
контроль: содержание, формы, виды, методы. Органы ФК, их права и обязанности.
ФК – форма гос. контроля за образ-ем, распред-ем и использ. ресурсов
всех звеньев фин. системы.
Функции финансового контроля:
1) проверка расходования гос. средств
(соответствие расходов запрашиваемым суммам и эффективность использования
государственных средств);
2) проверка своеврем-ти и полноты мобилиз. средств
в гос. ресурсы по всем звеньям фин. системы;
3) проверка соблюдения правил учета и отчетности.
Органы финансового контроля:
I. Парламент (федеральное собрание, а в нем счетная плата,
контрольное управление при Президенте РФ).
В РФ в ведении Контрольно - счетной палаты находятся такие
вопросы, как контроль за: источниками поступления бюджетных ресурсов, их
экономным использованием.
II. Специальные
ведомства государственного финансового контроля.
III. Специальное
контрольное ревизионное управление.
Оно подчиняется непосредственно Минфину. Органы КРУ есть во всех
субъектах РФ, городах и районах. Это единственная система гос. финансового
контроля. Она осуществляет: документирование ревизии на гос. предприятиях,
организациях и учреждениях; проводит проверки по заданиям МВД в рамках борьбы с
организованной преступностью.
IV. Органы ФК
контроля в отраслевых министерствах (внутриведомственный контроль).
Финансовые органы, возглавляемые МИНФИном, контролируют процессы
мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид ФК
наз-ся бюджетным. Бюджетный
контроль способствует разработке оптим. Фин. политики,
обеспечивающей максим. рост поступлений в гос. бюджет и развитие экономики.
Кредитные учреждения, Госкомиссии, Госкомитеты, министерства и ведомства. Налоговые инспекции - это органы
оперативного финансового контроля. Возглавляет Государственная налоговая служба
РФ. Задачами налоговых служб являются: контроль за соблюдением
законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в
бюджет налоговых платежей.
Формы государственного контроля.
· предварительный
(осуществляется до расходования и применяется как профилактическая мера);
· текущий
(осуществляется во время расходования и сверяется с планом или сметой);
· последующий
(после проведения расходов на основе отчетных материалов. Делаются определенные
выводы для предварительного и текущего контроля).
Методы (способ проведения):
а). ревизия (проверка деятельности всех подразделений по всем
документам. Это очень дорогостоящий и редкий метод);
б). инспекция (периодическая проверка финансового состояния предприятия на
месте);
в). обследование (изучение недостатков);
г). наблюдение (общее ознакомление с состоянием финансов на
предприятии).
Предметом проверок яв-ся прибыль, доходы, НДС, рентабельность,
себестоимость, издержки обращения, отчисления на различные цели и в фонды.
Сферой ФК яв-я практически все операции, совершаемые с использованием денег, а
в некоторых случаях и без них (бартерные сделки и т.п.).
I.
Госуд. финансовый контроль:
а). Общегосуд. ФК (осуществляют органы гос. власти и управления;
он направлен на объекты, подлежащие контролю независимо от их ведомственной
подчиненности).
б). ведомственный ФК (производят контрольно - ревизионные отделы
министерств, концернов, управления исполкомов местных органов власти и др. Его
объектом являются производственная и финансовая деятельность подведомственных
предприятий, учреждений).
II.
Внутрихоз. ФК (осущ-ся эк. службами (бухгалтерии, фин. отделы и т.д.
Объектом выступает производственная и фин. Деят-ть самого предприятия, а также
его структурных подразделений).
III. Общественный ФК
(выполняют группы, отдельные физ. лица (специалисты) на основе добровольности и
безвозмездности.
IV.
Независимый (аудиторский) контроль
Аудитор – независимыий бухгалтер - ревизор,
высококвалифицированный специалист в области финансов, учета и контроля.
Внутрифирменный аудит осуществляется внутрифирм. аудиторской службой,
функционирующей как на уровне центрального руководства фирмы, так и на уровне
филиалов, дочерних компаний и т.п. Внешний аудит выполняют спец.
аудиторские фирмы по договору с гос. и налоговыми к другими органами,
предприятиями, другими пользователями - банками, иностранными партнерами,
акционерами, страховыми обществами и т.д. Основной их задачей является
установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов.
11. Финансовая политика, ее цели и
задачи. Финансовая политика РФ
Финансовая политика – целенаправленная деятельность государства по
использованию финансовой системы. Финансовая политика используется для решения
задач стоящих перед экономикой.
Финансовая стратегия – долгосрочный курс финансовой политики,
рассчитанный на перспективу и предполагает решение крупномасштабных задач,
которые определяются экономической и социальной стратегией. В процессе
разработки финансовой стратегии прогнозируются основные направления развития
финансов, намечаются принципы использования и организации финансов, решается
вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях
развития экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой.
Финансовая тактика – решение задач на определенном этапе развития
страны и обеспечение этого развития путем своевременного изменения способов
организации финансовых ресурсов, направленных на решение задач финансовой
политики. Финансовая тактика более гибка, так как она определяется подвижностью
экономических условий и социальных факторов.
Финансовая стратегия и финансовая тактика взаимосвязаны. Стратегия
создает условия для решения тактических задач, а также выявляет решающие
участки развития и приводит в соответствие со способами и формами организации
финансовых отношений и взаимосвязей. Финансовая тактика позволяет в более
сжатые сроки и с наименьшими затратами решать задачи финансовой стратегии.
Финансовая политика может быть прогрессивной, когда она базируется на
научных разработках и научный подход служит тому, что финансовая политика
неотрывна от реальных финансовых отношений.
Научный подход предполагает:
1. Соответствие финансовой политики объективно
закономерному развитию производства, поэтому важное значение имеет наличие
достоверной информации.
Такая информация должна нести сведения о процессах происходящих в
экономике, в социальной сфере и отражать результаты проводимых мероприятий.
Информация составляет базу для выработки эффективной финансовой политики.
Необходимость соблюдения принципов обратной связи - основа правильности
финансовой политики.
Общее направление финансовой политики должно ориентироваться на
повышение экономической эффективности и иметь своей целью рост объема и
эффективности использования финансовых ресурсов. Рост показателя финансоотдачи
свидетельствует о действенности финансовой политики. При выработке финансовой
политики учитывают условия и мероприятия, которые проводились с учетом
специфики каждого конкретного этапа развития экономики страны. Если не
учитывать финансовые ресурсы, то это приведет к бюджетному дефициту. При
разработке финансовой политики необходимо учитывать опыт и использовать условия
конкретные для данной ситуации, поскольку копирование чужого опыта не дает
действенных результатов в каждой конкретной ситуации.
2. Решения должны приниматься на основе расчета и четкого
предвидения последствий проводимых мероприятий.
3. Важным требованием является соблюдение комплексного
подхода к проведению и выработке финансовой политики. Координация должна быть
направлена на основных задач. Важно учитывать ценовую, заработную и кредитную
политику. Если нет согласованности, то нельзя достигнуть и положительных
результатов. Финансовая политика, являясь составной частью экономической
политики, имеет специфические для нее способы и методы решения поставленных
задач. Могут использоваться разные пути достижения результатов: прогнозирование
и изучение результатов мероприятий.
Функции финансовой политики:
· фискальная; · экономическая.
С точки зрения внутреннего содержания финансовой политики
выделяют 3 составные части:
1) выработка
научно обоснованной концепции финансов на длительную и ближайшую перспективу.
2) определение
основных направлений использования финансов в текущем году и в перспективе.
3) осуществление
практических действий для достижения поставленных целей.
Если отсутствует хотя бы один из элементов, то
финансовая политика не удовлетворяет современным условиям.
4. Эк. Содержание и
принципы орг-ции доходов бюджета. Харак-ка налоговых и неналоговых доходов
бюджета.
Госуд. доходы – часть финансовых отношений, которая связана с
формированием финансовых ресурсов в распоряжении государства и государственных
предприятий. Они делятся на:
– налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, штрафы
и пени);
– неналоговые (от платных услуг, оказанных государственными или
муниципальными органами власти и учреждениями; средства, полученные в
результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной
ответственности (штрафы, конфискации, компенсации, возмещение ущерба);
Доходы государственного бюджета состоят из многих
источников и поступлений. Совокупность всех видов государственных доходов,
которая формируется различными методами, составляет систему
государственных доходов.
1 место — налоги, которые являются главным инструментом
перераспределения доходов и обеспечивающие мобилизацию финансовых ресурсов, они
занимают центральное место в системе государственных доходов. Налоги
– принудительное изъятие части национального дохода в пользу государства для
выполнения функций последнего.
Признаки налогов:
¨ принудительный характер;
¨ безвозмездный характер;
¨ безэквивалентность.
2 место — государственные займы (2 источник системы
госдоходов). Это выпуск ценных бумаг государства, которые распространяются
государством на внутреннем рынке (в РФ – ГКО). Этот источник широко
распространен в РФ (недавно допущены на рынок ГКО нерезиденты, т.е. иностранные
лица).
3 место – неналоговые поступления (тоже изъятие, но не
принудительное, а добровольное)
4 место – дополнительная эмиссия денежных знаков
5. Эк. Содержание расходов бюджета. Состав и
структура расходов бюджета.
Это та часть финансовых отношений, которая обусловлена
использованием доходов государства в связи с осуществлением своих функций:
– охранная (внутри)
– оборонная
– внешнеэкономические отношения
– социальная
– управленческая
В расходах бюджета находят свое выражение две стороны
единого распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные
части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий,
организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы,
получающих бюджетные ассигнования.
Категория расходов бюджета проявляется через конкретные
виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и
количественной сторон. Качественная характерис-тика позволяет установить
экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных
расходов, количественная - их величину.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического
содержания подразделяются на текущие расходы (обеспечение текущих потребностей)
и капитальные (инвестиционные нужды и прирост запасов).
Экономическая группировка бюджетных расходов по их
общественному назначению отражает выполняемые государством функции -
экономическую, социальную, оборонную и др. В соответствии с общественным
назначением все расходы бюджета могут быть подразделены на четыре группы:
-народное хозяйство,
-социально-культурные мероприятия,
-оборона, управление.
Основу отраслевой группировки расходов
государственного бюджета составляет общепринятое деление экономики на отрасли и
виды деятельности.
Исходя из него расходы в производственной сфере
подразделяются по отраслям народного хозяйства: на развитие промышленности,
сельского хозяйства, капитального строительства, транспорта, связи, торговли и
др.; в непроизводственной - по отраслям и видам общественной деятельности: на
народное образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение
государственное управление и т.д. Отраслевое деление расходов позволяет
выявлять пропорции в распределении бюджетных средств и, изменяя их, добиваться
нужных сдвигов в отраслевой структуре общественного производства. В
государственном бюджете сохраняется пока целевое назначение выделяемых
ассигнований, отражающее конкретные виды затрат, финансируемых государством.
Одновременно с экономической классификацией расходов
государственного бюджета используется и организационная их группировка, в
основе которой лежит распределение ассигнований по целевым программам и уровням
управления. Группировка расходов в разрезе целевых программ указывает на
конкретных получателей бюджетных средств, ответственных за эффективное
использование выделяемых бюджетных ресурсов. В соответствии с уровнем
государственного управления расходы государственного бюджета России
подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.
Расходы государственного бюджета тесно взаимосвязаны с
его доходами. Эта взаимосвязь выражается в количественном соответствии расходов
доходам, а также в их влиянии друг на друга.
45. Пассивные операции КБ
Пассив баланса банка состоит из капитальных и текущих статей.
Капитальные статьи пассива - акционерный, резервный капитал и нераспределенная
прибыль; текущие статьи - прежде всего банковские депозиты (вклады) и некоторые
другие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|