рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Государственный долг Российской Федерации

Государственный долг Российской Федерации

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Государственный бюджет…………………………………………………...4

1.1. Государственный бюджет и бюджетный дефицит………………….4

1.2. Государственный долг РФ и его последствия……………………...13

1.3. Воздействие дефицита на экономическое развитие РФ…………...19

1.4. Государственный долг в настоящее время…………………………31


2. Причины кризиса и стратегия управления государственной задолженностью……………………………………………………………….35

2.1. Причины возникновения внешнего долга………………………….35

2.2. Способы сокращения внешней задолженности…………………....37

2.3. Анализ динамики и структуры внешнего долга……………………39

2.4. Анализ динамики и структуры внутреннего долга РФ……………52

3. Перспективы погашения Государственного Долга РФ……………..….65

3.1. Перспективы погашения……………………………………………..65

Заключение……………………………………………………………………….70

Список использованной литературы…………………………………………...73

Введение


Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой: государственный долг влияет на экономический рост, денежное обращение, уровень инфляции, ставки рефинансирования, занятости, объема инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики, приводит к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизвод­ственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимство­вания выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связан­ные с погашением и обслуживанием долга. Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансо­вых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Это особенно касается стран, развивающих и формирующих рынки ценных бумаг, где заемщики и креди­торы могут воздержаться от принятия долгосрочных обязательств, что может негативно отразиться на развитии финансовых рынков и экономическом росте. Чрезмер­ный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Актуальность рассматриваемой темы делает ее дальнейшее исследование необходимым и своевременным. Кроме того, для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации. При решении проблемы государственного долга необходимо также активно использовать теоретические наработки в этой области.

Цель данной дипломной работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов по его управлению.

1. Государственный бюджет

1.1. Государственный бюджет и бюджетный дефицит

Государственное регулирование экономики может осуществляться посредством как денежно-кредитной политики, так  и  бюджетно-налоговой, или фискальной политики.

Бюджетно-налоговая политика основывается на формировании государственного бюджета через систему налогообложения, а также на манипулировании государственными расходами для достижения основных макроэкономических целей, таких как рост занятости, производства, снижение темпов инфляции.

Основными инструментами бюджетно-налоговой политики являются государственные расходы и налогообложение. Государство может осуществлять воздействие на экономику посредством изменения государственных расходов или налогообложения.

Центральным понятием бюджетно-налоговой политики является государственный бюджет, являющийся важным звеном в финансовой системе. Он объединяет такие понятие, как налогообложение, государственные расходы и государственный кредит. Но это не просто финансовый документ, утвержденный в качестве закона. Именно вокруг бюджета государства организована вся финансовая система в целом, а также финансовое планирование и прогнозирование, осуществляемое на основе проводимой государством финансовой политики. Посредством государственного бюджета происходит мобилизация денежных средств и их распределение.

В современной экономической литературе не возникает разногласий по поводу определения понятия государственный бюджет. Специалисты в области экономики и финансов сходятся во мнении, что государственный бюджет является основным финансовым планом государства, где происходит формирование денежных средств и их последующее расходование на нужды государства. Так, по мнению Акперова И.Г. государственный бюджет представляет собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. С ним соглашается и Борисов Е.Ф., определяющий государственный бюджет как роспись (смету, баланс) денежных доходов и расходов государства.

Бюджет государства состоит из расходной и доходной частей, которые в разных странах имеют свои особенности.

Доходная часть государственного бюджета в основном базируется на поступлении налогов, являющихся обязательными платежами юридических и физических лиц в пользу государства. Именно в процессе поступления налогов в государственный бюджет формируется та финансовая база, которая позволяет государству выполнять свои главные функции. Основные налоги, обеспечивающие поступление денежных средств в государственный бюджет, законодательно закреплены за ним. К таким налогам относятся:

1). Подоходный налог с населения;

2). Налог на прибыль корпораций;

3). Налог на добавленную стоимость;

4). Акцизы, таможенные пошлины.

Сущность налогов в полной мере отражается через такую форму как денежные взносы граждан, необходимые для содержания аппарата власти. Минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на выполнение его основных функций. Манипулирование налогами и налоговыми льготами позволяет оказывать существенное воздействие на динамику и структуру экономики, на капиталовложения и занятость, осуществление социальной политики, обеспечение соответствующего распределения доходов и богатства. Налоговая политика может устранять и сглаживать присущие рынку дефекты, стихийно складывающиеся пропорции между сбережениями и инвестициями, доходностью различных сфер хозяйства.

Различают множество видов налогов, среди которых выделяют три большие категории: налоги на расходы, в том числе налоги с продаж, акцизы и импортные тарифы; налоги на доходы частных лиц и корпораций, в том числе и отчисления от заработной платы на социальное страхование; налоги на собственность, включая разнообразные налоги на дома и строения, сельскохозяйственные угодья и земли под постройки, а также на наследство. Кроме того, налоги классифицируют как прямые и косвенные. Косвенные налоги представляют собой налоги на товары и услуги, в то время как прямые налоги – это налоги, непосредственно взимаемые с организаций и индивидуумов.  К косвенным налогам относятся налоги с продаж и тарифы, а к прямым – подоходный налог и налог с имущества.

Прямые налоги практически невозможно перенести на потребителя. Косвенные же налоги могут перекладываться непосредственно на потребителя. Причем степень тяжести, с которой косвенные налоги переносятся на потребителя, во многом зависит от эластичности спроса и предложения на те товары и услуги, которые облагаются налогами. Так, чем менее эластичен спрос на товары, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. А чем менее эластично предложение по цене, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, большая его часть уплачивается за счет прибыли. Эластичность предложение, как известно, в долгосрочной перспективе растет, а это значит, что все большая часть налога перекладывается на потребителя.

Налоговая структура развитых стран существенно отличается от налоговой структуры развивающихся стран. В развитых странах основу поступления в государственный бюджет составляют прямые налоги. В развивающихся же странах доходная часть государственного бюджета в основном формируется за счет косвенных налогов. Однако, такая налоговая система является регрессивной, что проявляется в том, что большая часть налогового бремени ложится на бедные слои населения.  

 Кроме налоговых поступлений формирование доходной части бюджета обеспечивают неналоговые платежи, под которыми подразумевают доходы от продажи принадлежащего государству имущества, доходы от государственной собственности или от деятельности, а также от внешнеэкономической деятельности. К неналоговым поступлениям государственного бюджета также относятся безвозмездные платежи и   остаток средств на конец предыдущего года, который зачисляется в доходы бюджета текущего года.

 Помимо того, что через бюджет аккумулируются денежные средства, с его помощью также осуществляется распределение этих средств на удовлетворение нужд государства. Расходы государства направляются, в первую очередь, в общественный сектор экономики для финансирования деятельности органов государственного управления по производству общественных благ (оборона, охрана правопорядка, культура и искусство, здравоохранение, образование, наука и т.п.), а также поддержки предприятий, находящихся в государственной собственности. Часть расходов направляется и за пределы общественного сектора: за счет государственных средств предоставляются пособия малоимущим гражданам, выплачиваются пенсии и стипендии, оплачиваются государственные заказы, к исполнению которых были привлечены частные фирмы.  Однако, прежде всего, главной задачей государственного бюджета является обеспечение устойчивого экономического развития страны.

Бюджетные средства могут формироваться и использоваться посредством бюджетного или кредитного метода.  Бюджетный метод заключается в том, что часть денежных доходов населения, субъектов хозяйствования изымается безвозмездно в форме налогов, обязательных платежей, средства из бюджета также предоставляются безвозмездно. Кредитный метод имеет место в том случае, когда бюджетные средства формируются за счет поступлений, как от внешних, так и от внутренних займов, и расходуются на выдачу кредитов и ссуд. На практике, как правило, основная часть бюджетных средств формируется на основе бюджетного метода.

Таким образом, государственный бюджет отражает два взаимосвязанных процесса – мобилизация ресурсов в руках государства и их последующее распределение в соответствии с потребностями государства.

Основные задачи государственного бюджета заключаются, прежде всего, в обеспечении обороноспособности страны, сохранении и восстановлении окружающей среды, и поддержке экономических субъектов. Кроме вышеперечисленных функций на бюджет ложится нагрузка, связанная с перераспределением ВВП между отраслями, регионами страны, а также между отдельными субъектами экономики. Цели такого перераспределения различны. К ним может относиться содействие развитию приоритетных отраслей экономики, поддержка тех ее секторов, которые являются убыточными или низкорентабельными, но имеют высокую социальную значимость (например, сельское хозяйство), а также необходимы для обеспечения национальной безопасности. К задачам государственного бюджета также можно отнести выравнивание социально-экономического развития отдельных регионов страны и преодоление чрезмерной дифференциации доходов граждан. Кроме того, с помощью государственного бюджета правительство может стимулировать экономику на этапе экономического спада и сдерживать на этапе подъема.

Главным сторонником и основоположником активного использования государственного бюджета для воздействия на экономику в ХХ столетии стал английский экономист Дж. Кейнс. Кейнс также ввел понятие бюджетно-налоговой политики как реального инструмента регулирования экономики страны.

Исходя из взглядов сторонников кейнсианской теории, бюджетно-налоговая, или фискальная, политика является эффективным способом воздействия на совокупный спрос через изменение величины налогообложения, трансфертов и государственных расходов. В настоящее время экономисты, даже те из них, кто критикует позиции кейнсианцев, в основном также трактуют сущность фискальной политики. В современной экономической теории задачи фискальной политики заключаются в создание и сохранение единого экономического пространства, сглаживание неравенства между регионам, а также стимулирование эффективности производства и социальной сферы.

Бюджетно-налоговую политику в экономической литературе принято подразделять на два типа: дискреционную и недискреционную. Дискреционная бюджетно-налоговая политика подразумевает сознательное манипулирование государственными расходами и налогообложением, осуществляемое правительством с целью воздействия на совокупный спрос и совокупное предложение. Недискреционная бюджетно-налоговая политика предполагает автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, возникающие в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.

Несомненно, что важной характеристикой государственного бюджета является соотношение его доходной и расходной частей. Выделяют три типа соотношения доходных и расходных статей бюджета. В первом случае для государственного бюджета характерно полное соответствие его доходной и расходной статей. Государственный бюджет, отвечающий данным условиям, в экономической литературе называется сбалансированным.   Если же наблюдается несоответствие между доходной и расходной статьями государственного бюджета, то это говорит о наличии профицита, т.е. превышение доходов бюджета над его расходами, либо дефицита государственного  бюджета, который выражается в недостатке доходной части.  Естественно, наиболее предпочтительной будет ситуация, когда государственные доходы полностью соответствуют потребностям государства в денежных средствах. Однако, на практике сбалансированный бюджет имеет место крайне редко. Чаще всего государство сталкивается с ситуацией, когда расходная часть государственного бюджета превышает его доходную часть. В этом случае принято говорить о дефиците государственного бюджета.

Таким образом, под дефицитом государственного бюджета в современной экономической литературе понимается величина, на которую государственные расходы превышают доходы в конкретном году.

Дефицит государственного бюджета классифицируется на общий и первичный дефицит. Под общим дефицитом подразумевают разницу между текущими доходами и расходами государственного бюджета, в то время как первичный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу.

Бюджетный дефицит связан с объемами производства, что позволяет различать фактический, циклический и структурный дефицит государственного бюджета.

Фактический дефицит отражает отрицательную разницу между фактическими доходами и расходами правительства. Циклический дефицит связан с автоматическим сокращением налоговых поступлений и увеличением государственных трансфертов на фоне спада деловой активности. От величины данного вида дефицита во многом зависит степень встроенной стабильности экономики.

В фазе циклического спада Y1<Y0, и поэтому налоги автоматически сокращаются, а трансферты населению растут. В результате действия встроенных стабилизаторов увеличивается дефицит государственного бюджета на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что ограничивает глубину спада (Рис.1).

Величина циклического дефицита определяется степенью наклона графиков налоговой и бюджетной функции. Угол наклона налоговой функции Т определяется величиной предельной налоговой ставки t, а угол наклона государственных расходов G – величиной γ, которая характеризует соотношение между изменением суммы получаемого трансферта  и изменением величины дохода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.