|
|
Рис.1
Циклический дефицит и излишки
|
|
Однако встроенные стабилизаторы не
устраняют причин циклических колебаний равновесного ВВП вокруг его
потенциального уровня. Они лишь ограничивают размах таких колебаний.
Основываясь только на данных о
циклическом дефиците государственного бюджета, невозможно оценить эффективность
бюджетно-налоговой политики. Это связано с тем, что наличие циклически не
сбалансированного бюджета не приближает экономику к состоянию полной занятости
ресурсов. Поэтому возникает необходимость использовать встроенные стабилизаторы
экономики в совокупности с мерами дискреционной бюджетно-налоговой политики.
В результате совместного
использования мер недискреционной и дискреционной бюджетно-налоговой политики
возникает структурный дефицит, представляющий собой разность между расходами и
доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при
существующем уровне налогообложения.[1]
Только с помощью структурного дефицита возможно рассматривать эффект воздействия
на государственный бюджет изменений собственно бюджетно-налоговой политики и
отделить его от всех прочих воздействий, например, со стороны изменения
доходов.
Однако бюджетно-налоговая политика не
всегда бывает эффективной в краткосрочном периоде. Это связано с тем, что
действия, предпринимаемые Правительством, воздействуют на экономику не сразу, а
через определенный промежуток времени. Поэтому в краткосрочном периоде
необходимо наличие встроенных стабилизаторов в экономике, которые ″включаются″
без непосредственного вмешательства парламента. В качестве таких стабилизаторов
в экономике, как правило, выступают прогрессивная система налогообложения,
система государственных трансфертов и система участия в прибылях.[2]
На основании всего вышеизложенного
можно сделать вывод о том, что через государственный бюджет осуществляется
мобилизация денежных средств и их распределение в соответствии с нуждами
государства.
Государственный бюджет является одним
из инструментов бюджетно-налоговой политики, проводимой Правительством для
воздействия на экономику страны. Государство может сознательно манипулировать
государственными расходами, а также величиной налогов и трансфертов. Однако
необходимо помнить о неэффективности сознательных изменений госрасходов и
налогов в краткосрочном периоде. Поэтому возникает необходимость в наличии
встроенных стабилизаторов, которые оказывают влияние на экономику
автоматически, без вмешательства Правительства. В результате манипулирования
государственными расходами и величиной налогообложения возникает дефицит
государственного бюджета, наличие которого приводит к увеличению совокупного
спроса. А увеличение совокупного спроса позволяет ограничить глубину
экономического спада.
1.2. Государственный долг РФ
и его последствия
Государственный долг - совокупность
дефицита государственного бюджета за определенный период. Это экономическое
определение государственного долга. В Бюджетном кодексе Российской Федерации
дано юридическое определение государственного долга, как долговых обязательств
Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными
государствами, международными организациями и иными субъектами международного
права.
Основными причинами образования
государственного долга являются дефицит бюджета и наличие свободных денежных
средств у физических и юридических лиц.
Государственные долговые обязательства
Российской Федерации могут существовать в форме:
·
кредитных соглашений и договоров, заключенных от
имени Российской Федерации, как заемщика, с кредитными организациями,
иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
·
государственных займов, осуществленных путем
выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
·
договоров и соглашений о получении Российской
Федерацией бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы
Российской Федерации;
·
договоров о предоставлении Российской Федерацией
государственных гарантий;
·
соглашений и договоров, в том числе
международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и
реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
Долговые обязательства Российской
Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше
одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет и до 30 лет). Срок
погашения долговых обязательств не может превышать 30 лет. Также не допускается
изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе
сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения.
Государственный долг можно классифицировать
по различным критериям. По валютному критерию государственный долг делится на
внешний и внутренний: рублевые долги относятся к внутреннему долгу, а валютные
– к внешнему. В международной практике есть и другое определение внешнего
долга - как совокупного долга нерезидентам, а внутреннего долга – как
совокупного долга резидентам. В объем государственного внешнего долга
Российской Федерации включаются:
·
объем обязательств по государственным гарантиям,
предоставленным Российской Федерацией;
·
объем основного долга по полученным кредитам
правительств иностранных государств, кредитных организаций, фирм и
международных финансовых организаций.
·
В объем государственного внутреннего долга
Российской Федерации включаются:
·
основная номинальная сумма долга по
государственным ценным бумагам;
·
объем основного долга по кредитам;
·
объем основного долга по бюджетным кредитам,
полученным от бюджетов других уровней;
·
объем обязательств по государственным гарантиям,
предоставленным Российской Федерацией.
Государственный долг также делится на
капитальный и текущий.
Капитальный долг- вся сумма выпущенных и
непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты.
Текущий долг- это расходы по выплате
доходов и погашению обязательств.
По
уровню управления государственный долг делится на:
·
государственный
долг Российской Федерации;
·
государственный
долг субъекта Российской Федерации (представляет собой совокупность долговых
обязательств субъекта);
·
муниципальный
государственный долг (представляет собой совокупность долговых обязательств
муниципального образования).
·
Рассмотри подробнее категорию внутреннего долга.
Размеры и
структура государственного внутреннего долга даны в программе государственных
внутренних заимствований Российской Федерации, субъектов Федерации и
муниципальных образований. Программа входит в число документов, представляемых
одновременно с проектом бюджета на очередной финансовый год.
Предельные
объемы внутреннего долга утверждаются законом о бюджете на соответствующий
финансовый год (федеральным законом, законом субъекта федерации или местным
органом власти). Предельный объем может быть превышен правительством РФ, если
это снижает расходы по обслуживанию государственного долга. В законе о бюджете
утверждается также предельный объем заемных средств, направляемых Россией,
субъектами Федерации или муниципальными образованиями на финансирование бюджета
соответствующего уровня.
Для субъекта
Федерации этот предел не должен превышать 30% доходов бюджета на текущий
финансовый год без учета финансовой помощи из федерального бюджета и заемных
средств, привлеченных в текущем году. Для муниципальных образований он не
должен превышать 15% доходов местного бюджета без участия финансовой помощи
вышестоящих бюджетов и заемных средств в текущем году.
Предельный
размер расходов на обслуживание государственного долга субъекта РФ или
муниципального долга не должно превышать 15% объема расходов бюджета
соответствующего уровня. Если эти расходы превышают 15%, то могут быть
применены следующие санкции:
·
ревизия бюджета субъекта Федерации;
·
передача исполнения бюджета субъекта РФ под
контроль министерства финансов, или местного бюджета под контроль органа,
исполняющего бюджет субъекта;
·
иные меры.
В России
действует единая система учета и регистрации государственного долга. Субъекты
Федерации и муниципальные образования регистрируют свои долговые обязательства
в Министерстве финансов РФ, которое ведет государственную долговую книгу.
Внутренние
долговые обязательства можно разбить на две группы:
·
рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных
бумаг(ГКО, ОФЗ, и др.);
·
нерыночные, выпущенные в счет финансирования
образовавшейся задолженности бюджета (векселя Министерства финансов РФ,
задолженность перед Банком России).
Далее рассмотрим подробнее государственный
внешний долг.
Размер и структура внешнего долга России
отражены в программе внешних заимствований РФ и предоставляемых Россией
государственных кредитов. Эта программа входит в состав документов,
предоставляемых одновременно с бюджетом на следующий финансовый год. В ней
дается перечень внешних заимствований на очередной финансовый год с указанием
цели, источников, сроков возврата, объема заимствований. Программа отражает
все займы и гарантии, величина которых превышает 10 млн. долл. на весь срок
займа. Она утверждается Федеральным собрание РФ.
Правительство РФ может осуществлять
внешние займы, не включенные в программу, если это приводит к сокращению
расходов по обслуживанию внешнего долга. В нее включаются соглашения о займах,
заключенные в предыдущие годы.
Предельный объем внешнего государственного
долга, пределы внешних заимствований России на очередной финансовый год
утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Предельный размер государственных внешних
заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и
погашению внешнего долга РФ. Правительство может превышать размер внешних
заимствований, если это ведет к сокращению расходов по обслуживанию внешнего долга.
Нынешние российские долги западным странам
включают в себя следующие категории:
·
долги перед коммерческими банками западных
стран, которые предоставляют средства в займы под гарантии правительств или при
условии страхования кредитов в государственных структурах. Такую задолженность
регулирует Парижский клуб, который состоит из официальных представителей стран-
кредиторов;
·
кредиты, предоставляемые коммерческими банками
западных стран самостоятельно, без государственных гарантий. Эту задолженность
регулирует Лондонский клуб, объединяющий банкиров-кредиторов на неофициальной
основе;
·
задолженность различным коммерческим структурам
по фирменным кредитам, связанным с поставкой товаров и оплатой услуг;
·
долги международным валютным финансовым организациям.
Управление государственным долгом является составной частью финансовой
политики любой страны. Вообще управление государственным долгом- это
совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению
займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий выпуска
новых государственных ценных бумаг. Существуют различные формы управления
государственным долгом:
·
конверсия-изменение доходности займов; примером
может служить изменение доходности ГКО;
·
консолидация-увеличение срока действия и изменения
других условий выпуска займа (например, ОФЗ вначале выпускали на год с выплатой
купона один раз в квартал, затем стали выпускать на два года с выплатой купона
один раз в полгода);
·
унификация-объединение нескольких займов в один;
·
аннулирование государственного долга - государство
полностью отказывается от обязательств по выпущенным займам;
·
реструктуризация задолженности.
Под реструктуризацией долга понимается основанное на соглашении
прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или
муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми
обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения
обязательств. Для России актуальна проблема замены коротких и дорогих долгов на
длинные и дешевые.
Более подробно формы управления государственным долгом будут
рассмотрены в третьей главе.
Эти формы управления государственным долгом относятся как к внешнему,
так и к внутреннему. Однако управление внешним долгом имеет свою специфику:
чрезмерный рост внешнего долга угрожает безопасности страны, означает
фактически ее банкротство. Управление внешним долгом должно осуществляться на
стадии привлечения внешних займов, их использования и погашения. Управление
внешним долгом на стадии привлечения кредитов в России осуществляется путем
установления предельных размеров внешнего долга и государственных гарантий в
Законе о бюджете на соответствующий финансовый год.
Управление использованием внешнего долга осуществляется
в трех формах:
·
финансовое размещение- финансирование
инвестиционных проектов и развития экономики; это самый эффективный способ
размещения внешнего долга;
·
бюджетное использование – финансирование текущих
бюджетных расходов и дефицита государственного бюджета, в том числе
обслуживание внешнего долга;
·
смешанное бюджетно-финансовое размещение.
Управление погашением внешнего долга предусматривает
использование различных источников его погашения: бюджетных средств,
золотовалютных резервов, новых заимствований, конвертации задолженности в акции
предприятий.
Проблема управления государственным долгом РФ является очень важной на
данный момент, для того чтобы понять существующий перечень противоречий
необходимо изучит историю формирования долга, а также его составляющие: внешний
и внутренний долг.
1.3. Воздействие дефицита на экономическое развитие РФ
Для России проблема экономического
развития имеет чрезвычайно большое значение. Достижение устойчивых темпов
развития откроет возможности для решения тяжелых социальных проблем, а также
сделает возможным дальнейшее научно-техническое развитие и повышение уровня
конкурентоспособности отечественных производителей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|