|
|
Одной из причин ориентации антиинфляционной политики на сжатие денежного спроса стало возведение в ранг официальной догмы монетаристской концепции инфляции, которая концентрирует внимание на изменениях денежной массы в обращении как определяющей функции цен, доходов и занятости. В итоге антиинфляционная политика России определялась в основном характеристиками денежной массы без учета немонетарных факторов инфляции. Как свидетельствует мировой опыт, лекарство от инфляции не может ограничиваться мерами воздействия лишь на ее монетарные факторы путем ограничения денежной эмиссии и предложения денег. Монетаристские рекомендации борьбы с инфляцией не учитывают ее многофакторность и подрывают основы национальной экономики России в условиях трудного перехода к рыночной модели хозяйствования. Для сдерживания инфляции требуется комплексная антиинфляционная политика. Целью антиинфляционной политики в России должно стать не подавление инфляции любой ценой, а управление инфляционным процессом рыночными и государственными методами в интересах подъема национального производства и обеспечения экономической безопасности страны и народа. Небольшая инфляция увеличивает платежеспособный спрос и тем самым стимулирует экономический рост. Страны с цивилизованной экономикой научились регулировать инфляционный рост цен. Характерно, что к числу жестких критериев вступления стран Евросоюза в зону евро относится, в частности, согласованный низкий уровень инфляции и предоставление центральному банку статуса независимости от правительства, поскольку он несет ответственность прежде всего за состояние национальной валюты. Независимо от того, в какой сфере зарождается инфляция, возникает цепная реакция и обратная связь, так как производство, распределение, обмен, потребление взаимосвязаны. Будучи следствием экономического спада и расбалансированности экономики, инфляция, в свою очередь, усугубляет диспропорции воспроизводства и дезорганизует хозяйственные связи. Неравномерный рост цен по товарным группам порождает неравенство норм прибылей, ставок заработной платы, стимулирует отток средств и кадров из одного сектора экономики в другой (в России из промышленности и сельского хозяйства и торговлю и финансово-банковский сектор). Инфляция обесценивает денежные накопления предприятий, населения и ослабляет заинтересованность в результате хозяйственной деятельности. Стимулирует развитие "теневой" экономики и антисоциальных явлении. Регулирование инфляции в стратегии подъема национальной экономики включает помимо общеэкономических мер и завершения начатых реформ н целях формирования рыночных отношений целевую ориентацию экономической политики на стабилизацию, а затем подъем национального производства товаров и услуг, которые служат обеспечением рубля. Первоочередной антиинфляционной мерой является оживление инвестиций, концентрация средств на приоритетных проектах. Снижение инвестиций в основной капитал в 1997-98 гг., незначительный рост — в 1999 г. свидетельствуют о неудовлетворенном инвестиционном спросе, недоступности финансовых и кредитных ресурсов для производственного сектора, низкой платежеспособности предприятий. В рамках бюджета развития по состоянию на начало 2000 г. профинансированы полностью 65, частично — 21, т.е. 86 инвестиционных проектов из 226 победителей конкурсного отбора в 1995-97 гг., или 38%. До сих пор не решена проблема государственных гарантий по 60% заемных средств. Из 100 проектов, поступивших на конкурс, только один признан победителем. Из 350 объектов, сооружаемых по инвестиционным проектам-победителям конкурсов 1995-97 гг., полностью введены в действие лишь 52, в том числе 11 — в 1999 г. Что касается иностранных инвестиций, то Россия не может пока рассчитывать на их крупный приток. Следовательно, необходимо опираться прежде всего на собственные силы в стратегии экономического развития, учитывая экономический потенциал России. |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.