Информационное обеспечение как необходимая услуга для функционирования экономики в современных услов...
План
1.Введение
2.КТО ЕСТЬ КТО И ЧТО ЕСТЬ ГДЕ, ИЛИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО БИЗНЕСА
3.Новая роль библиотеки
4.Информационный рынок в странах Центральной
и Восточной Европы
5.ТЕХНОЛОГИИ КОММЕРЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ
6.Правовая среда информационной деятельности
7.Выводы и предложения
1. Введение
В
рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и
услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла "наука -
техника - производство - сбыт - потребление" не смогут успешно
действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужна ин формация
о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья,
комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках
капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической
конъюнктуре не только в собствен ной стране, но и во всем мире, о
долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и
техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т. п. В
связи с этим целесообразно проанализировать информационный рынок, значительная
часть услуг которого относится к сфере деловой информации.
В
развитых странах значительная часть информационной деятельности в течение
последних двух десятилетий вовлечена в рыночные отношения и выступает в
качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по
обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как
самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые
продукты и услуги.
Современный
информационный рынок включает три взаимодействующих области: -
информацию; - электронные сделки; – электронные коммуникации.
В
области электронных сделок рынок информации выступает не посредственным
элементом рыночной инфраструктуры, область электрон ной коммуникации
находится на стыке с отраслью связи, а информация, относится к нематериальному
производству.
Рынок
электронных сделок ( операций, transactions) включает системы
резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа, продажи и обмена товаров
и услуг, банковских и расчетных операций.
На
рынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы
современных средств связи и человеческого общения: сети передачи данных,
электронную почту, телеконференции, электронные доски объявлений и бюллетени,
сети и системы удаленного диалогового доступа к базам данных и т. п.
На
мировом рынке информации принято различать следующие основные сектора, которые
также характерны и для России:
1. Сектор деловой
информации
2. Сектор
информации для специалистов охватывающий:
3. Сектор массовой,
потребительской информации, охватывающий:
Предпринимателю
нужна информация из всех 3-х секторов, но успех его деятельности определяется
прежде всего своевременным использованием деловой информации.
2. КТО ЕСТЬ КТО И ЧТО ЕСТЬ ГДЕ, ИЛИ ИНФОРМАЦИОННОЕ
ПРОСТРАНСТВО БИЗНЕСА
Современный информационный рынок по
характеру данных можно разделить на несколько основных секторов:
1. Сектор ДЕЛОВОЙ ИНФОРМАЦИИ представлен такими видами и источниками,
как:
1.1. БИРЖЕВАЯ и ФИНАНСОВАЯ информация - информация о котировках
ценных бумаг, валютных курсах, учетных ставках, рынках товаров и капиталов,
инвестициях, ценах. Источниками такой информации являются биржи и
обслуживающие их специальные службы биржевой и финансовой информации.
Главным фактором, обеспечивающим коммерческую ценность
такой информации, являются ее полнота, точность и оперативность.
1.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и СТАТИСТИЧЕСКАЯ информация - числовая
экономическая, демографическая и социальная информация. Предоставляется
органами управления экономикой и службами Статистики (государственными и негосударственными) в
виде динамических рядов, отчетов, оценок, прогнозов и т.п. Наряду с
такими факторами, обеспечивающими коммерческую ценность информации, как полнота,
точность и оперативность, особое значение имеет доступность (не засекреченность)
ее потребителю.
1.3. КОММЕРЧЕСКАЯ информация - адресно-реквизитные данные об отраслях, •
предприятиях и их ответственных сотрудниках (включая данные о
направлениях деятельности, ассортименте выпускаемой продукции, ценах и т.п.). Источники ее - государственные и целый
ряд негосударственных организаций. Многие подборки коммерческой информации,
предлагаемые на информационном рынке в качестве самостоятельных продуктов, являются вторичной
переработкой информации, собираемой различными государственными
(обычно отвечающими за регистрацию, лицензирование
и/или проверку различных аспектов деятельности
предприятий и организаций разных форм собственности). Главным
фактором, определяющим товарную ценность информации, является полнота и
точность (адекватность происходящим изменениям)
данных. .
1.4 Информация по КОММЕРЧЕСКИМ ПРЕДЛОЖЕНИЯМ ^поступает от специализированных
фирм - информационных торговых посредников. В простейших случаях
(например, при исследованиях рынка, не предполагающих в качестве неотъемлемой
части немедленной купли-продажи) достаточно только информации о товарах
и ценах. В большинстве же коммерчески значимых случаях потенциальных продавцов
и покупателей интересуют еще и адресно-реквизитные данные контрагентов, без
которых контакт межу ними и, следовательно, сделка
просто не состоятся. Сегодня неотъемлемой частью
услуг, связанных с предоставлением такой информации,
становится возможность немедленного заключения сделки по результатам
поиска/отбора данных. Качество этой сопутствующей
услуги определяет успех в этом секторе информационного рынка.
1.5. ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ, ВОЕННЫЕ и т.п. НОВОСТИ,
интересующие представителей различных социальных групп, в частности,
предпринимателей. Главным фактором успеха здесь
служит оперативность ('завтрашние данные должны
быть опубликованы вчера"), точность
(соответствие фактам, отсутствие искажений) и достоверность прогнозной составляющей (покупают
линь те прогнозы, которые сбываются ).
2. Сектор ЮРИДИЧЕСКОЙ (НОРМАТИВНОЙ)
информации с подразделами по видам законодательных и подзаконных (ведомственных) документов по различным аспектам
хозяйственной деятельности;
2.1. ОБЩЕХОЗЯЙСТВЕННЫЕ АКТЫ (гражданское, арбитражное, налоговое
право).
2.2. АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (например,
внешнеэкономическую, торговую, банковскую, биржевую, лицензирование различных
видов деятельности, таможенные проблемы, защита авторских прав и т. п. ).
2.3. АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ
ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ в переходный период (приватизация средств производства, земли
и т.п.).
-2.4. НОРМАТИВНЫЕ и РЕКОМЕНДУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, включая порядок сертификации изделий, проблемы ответственности
за несоблюдение
стандартов и проблемы, связанные с увеличением
спроса на те товары, качество которых
сертифицировано надлежащим образом и т.п.
Главные
факторы во всех подразделах данного сектора - это:
- возможность получить не только метаданные (данные о
содержании, и местонахождении интересующих потребителя данных, например, библиографию), но и сами тексты соответствующих актов",
- отслеживание поставщиками данных
многочисленных изменений, пополнений к
изменениям и поправок к дополнениям;
возможность получить сводный документ, в который внесены все действующие модификации документа;
- отслеживание не только законодательных, но и
ведомственных актов, которые не доводятся до
сведения тех, кого наказывают за их нарушение.
3. Сектор ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ СПЕЦИАЛИСТОВ (библиография и
первоисточники). Отличие ее от деловой и нормативной информации, отвечающей
на вопросы КТО, ЧТО, ГДЕ, КОГДА и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ
состоит в том, что она отвечает на вопросы ЗАЧЕМ, КАК и ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ
и предназначена не для предпринимателей и работников коммерческих служб,
а для сотрудников функциональных (в том числе - инженерных и научно - исследовательских
) служб.
4.
Сектор СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ (СЕРВИСНОЙ) информации предназначен (в отличие
от предыдущих видов)
обслуживать личностные потребности людей. -
5. Сектор ТЕХНИЧЕСКИХ и ПРОГРАММНЫХ СРЕДСТВ для автоматизации
офисной и управленческой деятельности (сбора, обработки и использования данных) вплотную
примыкает к четырем вышеуказанным.
Следует учитывать, что пользователю нужна не МЕТАИНФОРМАЦИЯ с данными о том, где и как он может
сам найти и собрать необходимые ему данные), а ИНФОРМАЦИЯ,
СОБРАННАЯ И ПЕРЕРАБОТАННАЯ ИСПОЛНИТЕЛЕМ (часто объем пожеланий достигает
уровня информационно-маркетингового исследования).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|