рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Информационное обеспечение как необходимая услуга для функционирования экономики в современных услов...

Комплекс пожеланий потенциальных пользователей:

» ГЛУБИНА ПОИСКА и ОБЪЕМ собранных/переработанных данных  должны быть МАКСИМАЛЬНЫ;

» ВРЕМЯ СБОРА/ПЕРЕРАБОТКИ данных и ЦЕНА оплачиваемых услуг - МИ­НИМАЛЬНЫ;

* РЕЗУЛЬТАТ ДОСТАВЛЕН "НА СТОЛ"  в  согласованном  (либо  все  в машиночитаемом, либо все в  печатном)  виде  по  принципу:  "максимум информации  от  производителя  при   минимуме   затрат   со   стороны потребителя".

Пожелания эти возникают со стороны покупателя вовсе не от  того, что он не  понимает  трудоемкости  исполнения  заказа  и/или  высокой коммерческой ценности добытых данных. Наоборот, многие хорошо понима­ют ценность информации. Но именно эти, наиболее цивилизованные, груп­пы   предпринимателей   испытывают   сегодня   наибольший     дефицит инвестиционных ресурсов. Они четко сознают,  что  их  первоначального капитала просто не хватит, чтобы  извлечь  из  полученной  информации заложенную в ней потенциальную прибыль.

3. Новая роль библиотеки

Специалисты из Центральной специальной библиотеки Исследова­тельского центра в г. Юлихе (Германия) попытались понять, распо­лагает ли современная библиотека перспективной концепцией: какие информационные потребности общества и возможности самой ин­формации предстоит ей учитывать и соответственно какие инфор­мационные сети надо создавать. Эти вопросы они обсуждали с библиотекарями Великобритании, США и других стран. Было решено провести серьезные исследования и затем — по их резуль­татам — организовать "мозговую атаку" по созданию модели би­блиотеки будущего.

В 1991 году аналогичное исследование предложил провести не­зависимый консалтинговый и исследовательский центр Comedia в Великобритании. В рамках исследования предстояло рассмотреть возможности создания библиотечной сети. Через год к центру Comedia присоединились семь экспертов в области библиотечного дела и двадцать сотрудников библиотек. В итоге было проведено общенациональное исследование Будущее публичных библиотек, и предоставляемые ими услуги.

Публичная библиотека в Великобритании рассматривается как некий информационный центр и местный архив. В то же время это место, где можно пообщаться с друзьями, спокойно посидеть с книгой, полистать газету или журнал — бесплатно и без всякого давления с чьей-либо стороны. Библиотека, по сути, нейтральная и вполне демократичная территория, открытая для каждого. Она позволяет ощутить себя не потребителем, а гражданином. Здесь стираются грани между учебой и отдыхом, просвещением и раз­влечением, случайным чтением и углубленным изучением какого-либо предмета.

Исследование Будущее публичных библиотек и предоставляе­мые ими услуги учитывало всю совокупность внешних условий, способных полностью изменить облик библиотеки. Влиятельные силы общества требуют, чтобы ее Деятельность обрела новый ра­зумный смысл, наполнилась новым содержанием. Это вызвано иным уровнем функциональной грамотности населения и ощутимым вторжением рынка в сферу свободного времени людей. Кажется, что, над традиционным местом библиотеки в обществе нависла угроза. Однако установка на непрерывное образование множества людей и важность информационных технологий для экономического развития предоставляет библиотеке новые возможности.

 

4. Информационный рынок в странах Центральной и Восточной Европы

Сложно сделать полный обзор информационных продуктов и услуг в странах Центральной и Восточной Европы. Однако запад­ные поставщики информации, полагает Э. Симон, должны знать, что:

• существует огромная осознанная потребность в деловой ин­формации;

• информационная сеть должна создаваться внутри каждой отдельной страны И лишь потом выходить на международ­ный уровень, а не быть столь глобальной, как была Восточная Европа;

• при создании информационной сети придется сотрудничать с

местными поставщиками информации.

Международная конференция в Щецине (октябрь 1994 ) позна­комила участников с работой агентств в Праге, Санкт-Петербурге и Москве, в Польше (при содействии Великобритании) и в Литве. Общие сведения об этих агентствах таковы:

• их нельзя отнести к частным — за некоторым исключением (в Праге) они возникли на базе библиотек и информацион­ных центров;

• они вполне уместны в рамках возникающих экономических структур, но зависят от частной инициативы, к тому же им приходится преодолевать множество препятствий. Деловая информация существовала и до 1989 года, но между экономической информацией и информацией в условиях жесткого планирования есть значительная разница. Часто имеющаяся инфор­мация была просто неверной, что, например, вылилось в полное незнание в Западной Германии реального состояния экономики ГДР. Доступ к информации об экономике стран Центральной и Восточной Европы был закрыт, а значит, и конкуренция была невозможна и нежелательна.

Теперь важно наладить централизованную информационную си­стему, что приведет к появлению новых фирм. Ряд информацион­ных агентов независимы и самостоятельно зарабатывают деньги, некоторые предлагают платные услуги, получая при этом средства из бюджета. Одни разоряются, другие объединяют свои усилия, третьи преуспевают. Хорошо работают агентства с профессиональ­ным штатом. Библиотеки участвуют в этом процессе, поскольку им приходится зарабатывать деньги. Свои услуги они оценивают по-разному, порой слишком высоко, так как бюджетные ассигнования постоянно уменьшаются, а средства для развития необходимы. Значительный разброс цен на информационные услуги говорит о том, что эти службы не умеют пока оценивать ситуацию на рынке. Многие также надеются на бюджет.

Библиотеки могут конкурировать на информационном рынке, так как имеют компетентных, эрудированных специалистов, кроме того, международные связи в библиотечной среде более развиты, чем в частном информационном секторе.

 

5. ТЕХНОЛОГИИ КОММЕРЧЕСКОГО РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Результатом применения новых информационных технологий является предоставление пользователю интересующих его данных в виде информационных услуг на базе информационных продук­тов. При этом данные определяются как события, записи или ин­струкции, представленные в любой конвенциональной форме, вы­ражающие любую информацию и поддающиеся компьютерной обработке.

 Совокупность данных, сформированная их производителями для дальнейшего распространения, представляет собой информа­ционный продукт, или продукт информационной деятельности, который может существовать как в вещественной, так и в неве­щественной форме. Таким образом, информационный продукт отражает информационную модель производителя, в ко­торой воплощены в первую очередь его собственные представле­ния о некоторой предметной области. Однако ценность информа­ционного продукта для пользователей, а следовательно, и его коммерческий успех зависят от того, насколько он сможет удов­летворить потребности пользователей. При этом получаемая ин­формация воспринимается как первичные данные, которым еще только предстоит стать информацией, будучи воспринятой в рам­ках информационных моделей пользователей (представлений пользователей об интересующей их предметной области).

Разумеется, производители коммерческих продуктов стараются учесть в своих моделях также и модели пользователей. Тем не менее информационные модели производителей и пользователей никогда не могут полностью совпасть, так как

пользователи часто не оформляют (явно или неявно) свои до­статочно смутные представления о том, какая информация им нужна, в четкие информационные модели, что препятствует учету этих представлений в концепции продукта;

если даже такие модели каким-то образом и существуют, то, во-первых, производитель может о них не знать и/или неверно их воспринимать и, во-вторых, эти модели у разных пользователей могут не совпадать друг с другом, делая тем самым построение абстрактной информационной модели «пользователя вообще» трудноразрешимой, а нередко — и не имеющей практического смысла, задачей.

Несовпадения информационных моделей производителей и пользователей проявляются главным образом в том, что пользо­вателю нужны данные в другом объеме и в другой структуре по сравнению с тем, как это сделано в информационном продукте. При традиционных информационных технологиях такие несовпа­дения обычны, что может быть проиллюстрировано следующим примером. Допустим, некий пользователь (читатель), решающий кроссворд, желает узнать название озера в штате Иллинойс (США) из семи букв (первая—«М>>). Его информационной мо­дели в наибольшей степени соответствовала бы специальная бро­шюра, содержащая 51 раздел (по числу штатов США), в каждом из которых находился бы алфавитный указатель озер (и только он!), расположенных в этом штате. Поскольку данная конкретная потребность нетипична, то такой брошюры может не быть вообще либо она есть, но надежно погребена под ворохом изданий, отвечающих сходным потребностям (типа «Пустыни США», «Горные массивы США» и т. п.). В любом случае, если только подобной брошюры нет под рукой, читателю ничего не остается, как обра­титься к энциклопедии, воплощающей представления ее создате­лей о мироздании (большая часть этих представлений гипотети­ческого читателя, естественно, не интересует). В результате дол­гих поисков читатель останавливается на статье «США», где после фактического переструктурирования данных (игнорирования всего, что не относится к озерам, а не относится к ним подавляю­щая часть статьи) он, наконец, не без труда находит ответ («Ми­чиган»).

Новые информационные технологии, в отличие от традицион­ных, предполагают предоставление пользователю не только ин­формационного продукта, но и средств доступа к нему (средств поиска, обработки, представления и т. п.). Эти средства позволяют пользователю не просто визуализировать содержание компьютер­ных файлов, в которых воплощен информационный продукт, но и получить информацию в объеме и формате, которые релевантны именно его потребностям.

В идеальном случае средства доступа должны обеспечить по­иск и представление информации, соответствующей потребностям пользователя, где бы она ни находилась. В терминах приведенного выше примера это означает, что пользователь информационного продукта (электронного аналога энциклопедии) должен иметь возможность найти название озера, оперируя лишь терминами «озеро» и «штат Иллинойс» и не зная, что в действительности это название находится в статье «США». Подобная возможность тра­диционно связывается с понятием информационной услуги.

Появление информационных услуг расширило спрос на инфор­мационные продукты, так как способствовало индивидуализации предложения данных—его приближению к индивидуальным пред­почтениям отдельных пользователей, а также сближению инфор­мационных моделей производителей и пользователей. Кроме того, пользователю не обязательно уже обладать целиком информаци­онным продуктом, что при прочих равных условиях удешевляет реально полученную информацию.

Таким образом, информационная услуга является наряду с ин­формационным продуктом важнейшей характеристикой новых информационных технологий (это единство отражается и в вошед­шей за последнее время в обиход аббревиатурой «ИПУ»—«ин­формационные продукты и услуги»). Поэтому дальнейший анализ, предлагаемый в данном параграфе, будет связан в основном с выявлением специфики ИПУ, вытекающей из особенностей той или иной технологии коммерческого распространения информации. Различия между технологиями с точки зрения применяемых технических и программных средств будут рассматриваться в гораздо меньшей степени.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.