6. Правовая среда информационной деятельности
6.1
Законодательная основа
Существующая
в России правовая среда в целом может рассматриваться как благоприятная для
развития информационной деятельности и рынка
информационных продуктов и услуг. Основой 'законодательного регулирования информационной
деятельности в России выступает ее Конституция. Согласно п. 3 ст. 29
Конституции Российской Федерации "Каждый имеет право свободно искать,
получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным
способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется
федеральным законом". Понятно, что такая конституционная
формулировка. сочетающая максимальную свободу информационной деятельности с
ограничением стремлений ведомств к закрытию информации, создает хорошую
правовую среду для становления и развития информационного рынка.
В России 22 февраля
1995 г. вступил в действие Федеральный закон "(96 информации,
информатизации и защите информации", регулирующий отношения в сфере
создания и распространения информации. Законом была введена такая категория,
как государственные информационные ресурсы. а на органы государственной
власти была возложена обязанность и ответственность за сбор, хранение и
предоставление людям социально и экономически значимой для общества информации,
создаваемой и используемой самой властью. При этом государственные информационные
ресурсы были объявлены открытыми и общедоступными. Кроме того. закон определил
виды информации, на которые не могут распространяться ограничения по доступу,
включая правовую информацию, информацию о чрезвычайных ситуациях, о
деятельности органов государственной власти и местного самоуправления,
экологическую, демографическую и другую важную для общества информацию. Закон
также определил основные положения режима работы с персональными данными,
однако, ожидается, что эти вопросы станут предметом еще одного федерального
закона. Исходя из ведущей роли баз данных в составе информационных ресурсов
современного общества особый раздел российского законодательства посвящен
вопросам регулирования связанных с ними общественных отношений. Для
регулирования этих отношений используется как издание специальных правовых
актов (например. Закона Российской Федерации "О правовой охране
программ для электронных вычислительных машин и баз
данных" от 23 сентября 1992 г.). так и включение соответствующих норм
в другие правовые акты.
Среди основных
законов, определяющих правовой режим баз данных можно назвать:
-Гражданский
Кодекс Российской Федерации, принятый полностью в 1995 г.,
- Закон Российской
Федерации "Об авторском праве и смежных правах", принятый 9
июля 1993 г.
Имеющиеся законы и
другие правовые акты по базам данных пока не решают многих проблем, выдвигаемых
практикой. Для России одной т наиболее важных является проблема качества и.
прежде всего, достоверности информации в базах данных, а также степень
ответственности за них различных участников рынка.
Анализ действующего
законодательства показывает, что в России в настоящее время не существует
практически никаких ограничений на передачу
открытой информации из России и в Россию в любой форме и на любом носителе
Отработаны и соответствующие механизмы таможенного оформления, хотя они. так же
как и меры по валютному контролю, порой кажутся излишне жесткими.
Определенные
проблемы могут возникнуть в связи с ростом трансграничных потоков информации в
будущем, однако, пока в России они даже не осознаны. На практике для российских
информационных служб важнейшими являются не специфически правовые проблемы, а
общий правовой климат, для которого характерны постоянные изменения законодательства,
регулирующего хозяйственную деятельность и. прежде всего. налогового.
В начале 90-х годов
на информационные службы как на инновационные организации был распространен
режим льготного налогообложения на прибыль. Однако очень мало служб смогло
воспользоваться этими льготами, так как процедура сертификации предприятий в
качестве инновационных оказалась крайне сложной. То же самое касается льгот,
полученных в рамках законодательства о поддержке малых предприятий, число и
доля которых в информационном бизнесе весьма велика. Правда, в данном случае
основной причиной не использования льгот стали их отмены и восстановления в
процессе многочисленных изменений законодательства.
Большое значение
для развития российского информационного рынка имело то. что в
соответствии с действующим налоговым законодательством затраты на приобретение
информационных услуг и продуктов полностью относятся на себестоимость
предприятий и организаций, в отличие, от затрат на рекламу или обучение
персонала.
Важной областью,
недостаточно регулируемой действующим законодательством. а также подзаконными
и ведомственными актами, является сфера закрепления прав владения и
распоряжения базами данных, созданными государственными организациями. До сих
пор практически никак не решены вопросы закрепления в договорах прав на
использование государственных информационных ресурсов, в частности, на их использование
при создании новых баз данных, подготовке и оказании информационных услуг и
продуктов.
Отсюда вытекает
отсутствие правового регулирования приватизации информационных ресурсов,
созданных государственными организациями. Применение общих норм оценки
имущества при приватизации приводит к тому. что реальная стоимость баз данных в
составе активов недооценивается, так как базы данных не входят в состав
основных фондов и их стоимость не переоценивается на регулярной основе. В
результате национальные информационные ресурсы, созданные за счет средств
налогоплательщика. нередко переходят в частное монопольное владение, и общество
вынуждено снова выкупать их.
К недостаткам
действующего российского законодательства, препятствующим развитию
информационного рынка в России, следует отнести и практическое отсутствие норм
ответственности за то. что называется "компьютерными преступлениями", хотя иногда такого рода правонарушения, совершаемые
российскими гражданами, носят международных характер.
6.2 Авторские права
Вопросы
правового регулирования авторских и смежных прав нашли отражение в Конституции
Российской Федерации, Гражданском Кодексе. Законе Российской Федерации "Об
авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.. а также в других
правовых актах, в том числе касающихся отдельных видов информационных продуктов
и услуг. Следует отметить,
что российский закон об авторском праве подготавливался с учетом европейского
модельного закона в данной области.
Особенности баз
данных как объектов авторских прав в сочетании с их ведущей ролью в составе
информационных ресурсов современного общества привели к тому, что вопросы
авторских прав в связи с базами данных уточняются и развиваются Законом
Российской Федерации "О правовой охране программ для электронных
вычислительных машин и баз данных" от 9
сентября 1992 г.
По российскому
законодательству на базы данных авторское право распространяется
в полном объеме. При этом не имеет значения,
считается ли база данных выпущенной или не вылущенной в свет и каково их качество. Правовая охрана
распространяется и на базы, представляющие собой результат творческого труда по
подбору и организации данных.
Права всех, кроме
автора, участников процесса создания (генерации) базы данных, выполняющих
технологические и вспомогательные функции, права
пользователей и покупателей базы данных и информационных продуктов и услуг,
подготовленных на ее основе, определяются на основе договорных отношений. В
свою очередь, договорное право регулируется
Гражданским Кодексом. После принятия закона о правовой охране программ для ЭВМ
и баз данных была организована добровольная регистрация баз и договоров на их
передачу в Российском агентстве по правовой охране
программ и баз данных (РосАПО).
Казалось бы,
проблема установления прав собственника базы данных могла считаться решенной, однако, на практике
возник ряд важных обстоятельств. Суды и правоохранительные органы
оказались в большинстве случаев неготовыми к разбору достаточно сложных споров
о правах собственности на базы данных и другие
информационные продукты и услуги. В стране до сих пор практически отсутствуют
государственные и общественные структуры, готовые
осуществлять наблюдение и действенный контроль за соблюдением договоров по
использованию баз данных.
В сочетании с
низкой доходностью российского информационного рынка это не стимулирует авторов
и создателей баз данных фиксировать свои права через РосАПО. Следует отметить,
что факт вступления в регистрационные отношения с этим центром не связан с
распространением режима правовой защиты на базы
данных, так как это противоречило бы Федеральному
Закону от 9 июля 1993 г. "Об авторском праве и смежных правах".
Законодательство в
области авторских прав будет развиваться в тех же направлениях, что и в других
странах, как в связи с присоединением России к новым международным соглашениям
в этой области, так и благодаря развитию
общественных отношений, регулируемых данным законодательством.
Согласно российскому закону, базы данных пользуются правовой охраной как печатные
сборники.
В России при
подготовке баз данных часто используются другие базы данных, различные
справочники и т. п. При решении вопроса о возможности
формирования баз данных на основе информационных массивов, полученных от
других центров-генераторов и информационно-коммуникационных сетей,
центры-генераторы имеют в виду следующие обстоятельства:
- в России и СНГ
информационная культура и законодательство в области защиты баз данных как
интеллектуальной собственности развиты так низко, несмотря на принятое
законодательство в данной области, что информационные организации часто
распоряжаются чужими базами данных как своими собственными, не заботясь о
правах и законных экономических интересах их генераторов,
- западные
центры-генераторы и центры обработки баз данных, как правило, устанавливают в
своих договорах ограничения на использование их информационных продуктов, по
жесткости далеко превосходящие пределы, разрешенные законодательством, а также
превышающие обычно принятую практику работы в информационной области. Изучение
контрактов и договоров, предлагаемых своим пользователям зарубежными центрами
наводит на мысль, что использование информации из баз данных для подготовки
новых информационных продуктов и услуг вообще невозможно за исключением
выполнения конкретных запросов для конкретных потребителей.
На самом деле как
неограниченная эксплуатация чужих информационных ресурсов, созданных в России
и СНГ, так и жесткие ограничения, установленные западными центрами-генераторами
и центрами обработки баз данных на использование их ресурсов, являются
неоправданными. И в том и в другом случае должны полностью соблюдаться
авторские права и правила обращения с продукцией интеллектуального труда.
Однако значительная часть информационных ресурсов вообще не может рассматриваться
как объект интеллектуальной собственности, что, кстати, не учитывается недавно
принятым российским законом
На Западе в
последние 2-3 года в этих вопросах удалось достичь некоторой ясности. В
сентябре 1991 г. Федеральный апелляционный суд США установил, что повторное
использование справочной информации типа "желтых страниц" (справочной
адресной информации по предприятиям и организациям)
не является нарушением авторских прав. В решении суда
установлено, что "желтые страницы" не могут быть объектом авторского права, и защищаться может и должна
только форма организации и представления материала, например, предметные и тематические рубрики и их формулировки и расположение.
Кроме того, составитель нового справочника имеет
право не проводить повторного исследования объектов справочной информации в
отношении данных, содержавшихся
в прежнем справочнике, так как исследование объектов для получения справочной
информации не может рассматриваться как творческая
деятельность, дающая в результате продукт интеллектуального труда.
Раисе, в начале 1991 г.
аналогичное решение было принято Верховным судом
США в отношении справочной информации типа "белых страниц"
(справочная информация, изданная и представленная в том виде, как это предложено самими
объектами описания), которые вообще не защищаются авторским правом.
В России можно
ожидать аналогичных решений, так как базы данных, пользующиеся правовой
охраной как сборники, законом рассматриваются как результат творческого труда
по подбору и организации данных, а не в соответствии
с концепцией "затраченных усилий",
которая как раз и потерпела поражение в США.
Американские
эксперты считают, что оба этих
решения представляют собой победу в информационных войнах, которые
несколько лет назад предсказал О. Тоффлер в своей
книге "Сдвиг власти: Знания, богатство и
насилие на рубеже XXI века". Отдельные специалисты уверены. что в
результате данных
решений в конечном счете выиграл потребитель, хотя
коммерческие информационные службы и попытаются интерпретировать решение узко и
всячески его ограничить, так как усилившаяся конкуренция и разрушившиеся
преграды, возведенные монополизмом, существенно обогащают информационный
рынок.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|