Информационное обеспечение антикризисного менеджмента
Содержание
Введение
|
3
|
Глава 1.
|
Антикризисный менеджмент: определение, современное
состояние, информационное состояние.
|
7
|
1.1.
|
Понятие антикризисный менеджмент. История становления в РФ как сферы
управления (функции и задачи).
|
7
|
1.2.
|
Основные этапы деятельности антикризисного менеджера.
|
16
|
1.3.
|
Нормативно-правовая основа антикризисного менеджмента.
|
29
|
1.4.
|
Информационные составляющие антикризисного менеджмента.
|
38
|
Глава 2.
|
Информационные ресурсы, необходимые в деятельности
антикризисного менеджера.
|
53
|
2.1.
|
Правовая информация.
|
53
|
2.2.
|
Экономическая информация.
|
61
|
2.3.
|
Статистическая информация.
|
70
|
2.4.
|
Информация о новинках науки и техники.
|
78
|
2.5.
|
Внутрифирменная информация
|
102
|
Заключение
|
109
|
Список использованной литературы
|
113
|
Приложение 1. Периодические издания, имеющие право официальной
публикации нормативных актов
|
120
|
Приложение 2. Выборочный перечень периодических изданий правовой
тематики
|
123
|
Приложение 3. Структура профессиональной юридической системы «Кодекс»
|
125
|
Приложение 4. Структура компьютерной правовой системы «ГАРАНТ»
|
127
|
Приложение 5. Список справочных правовых систем КонсультантПлюс
|
128
|
Приложение 6. Примеры отечественных адресно-справочных БД
|
131
|
Приложение 7. Научные журналы по проблемам экономики, доступные на
сайте Российской национальной библиотеки
|
133
|
Приложение 8. Продукты, создаваемые федеральными органами НТИ и
научно-техническими библиотеками
|
137
|
Приложение 9. Информационные издания некоторых отраслевых органов НТИ
|
142
|
Приложение 10. Региональные информационные центры России
|
146
|
|
|
|
|
Введение
Данная дипломная работа
посвящена вопросам теории антикризисного менеджмента и его информационного
обеспечения.
Термин «антикризисный менеджмент»
возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления это реформирование
российской экономики и возникновение большого количества предприятий,
находящихся на грани банкротства. Кризис некоторых предприятий – это нормальное
явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией
выживают сильнейшие. Предприятие же, которое не соответствует «окружающей среде»
должно либо приспособиться, и использовать свои сильные стороны, либо
исчезнуть. В Японии, например, ежемесячно около трех тысяч малых и средних
предприятий прекращают свою деятельность на рынке. Примерно столько же
появляется новых. В России около четырех пятых всех предприятий по существующим
меркам давно следует считать банкротами, об этом говорит и растущее количество
дел о банкротстве (12). Можно сказать, что разработка теории антикризисного
управления это заказ практики, причем потребность в антикризисном управлении
возникает не только в экономике переходного периода, но в развитых рыночных
экономиках западных стран. Особую роль в антикризисном управлении играет
финансовый менеджмент, представляющий сочетание стратегических и тактических
элементов финансового обеспечения предпринимательства, позволяющих управлять
денежными потоками и находить оптимальные денежные решения. Усиление контроля
за денежными средствами крайне необходимо любому предприятию, тем более
находящиеся в стадии кризиса.
В последнее время в нашей стране
появилось огромное количество статей и монографий посвященных антикризисному
управлению, в книгах по общему управлению финансами, например И.А.Бланк «Основы
финансового менеджмента», антикризисному управлению отводят целые главы.
Практически все авторы отмечают особенности антикризисного управления от
обычного и считают, что оно должно обрести свою «нишу» в управленческой теории
практике. Некоторые из авторов рассматривают антикризисное управление с точки
зрения проблем финансов на микроуровне (20), другие же пытаются рассмотреть
комплекс проблем связанных не только с кризисом отдельного предприятия, но
кризисом в государственных финансах, в экономике целом (23). Часто авторы
заявляя, что пишут об антикризисном управлении уделяют внимание только
процедурам банкротства в рамках закона «О несостоятельности (банкротстве)».
В современных условиях мирового
социально-экономического развития, особенно важной областью стало
информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и
переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих
решений.
Перед управляющим органом обычно
ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и
передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие
воздействия осуществляются в оперативном и стратегических аспектах и
основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во
многом зависит успешное решение многих задач управления.
Нельзя не отметить, что любые
принимаемые решения требуют обработки больших массивов информации;
компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от
владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и
умения ею воспользоваться.
Превращение информации в
стратегический ресурс обусловлено особенностями жизнедеятельности любого
современного предприятия. Его конкурентоспособность зависит от способности
руководства и персонала оперативно выявлять, а часто предвосхищать изменения
внешней среды и гибко перестраивать свое поведение, сознательно избирая
инновационный путь развития. Естественно, что при этом резко возрастает
значение:
·
внешней информации,
отражающей условия, в которых функционирует предприятие;
·
внутренней информации,
характеризующей деятельность самого предприятия и вовлеченность персонала в
реализацию поставленных задач;
·
информации,
распространяемой от имени предприятия во внешнем мире и способствующей
продвижению его продукции, формированию положительного образа и расширению
таким путем сферы социального и экономического влияния;
·
сопоставительного анализа
внешней и внутренней информации, позволяющего судить об уровне, достигнутом
предприятием, и его месте среди других учреждений, действующих на данном
сегменте рынка.
Используемая в качестве
стратегического ресурса оперативная, полная и достоверная информация
содействует:
·
разработке обоснованных
стратегических планов развития и принятию управленческих решений с учетом
происходящих или прогнозируемых изменений внешней среды;
·
внедрению прогрессивных
технологий и оригинальных научно-технических разработок;
·
формированию
организационной культуры и сплочению коллектива на основе общих целей и
ценностей;
·
освоению новых рынков,
расширению круга клиентов;
·
приобретению предприятием
так называемых «неосязаемых активов»: доброго имени, уважения в
профессиональной среде, хорошего отношения со стороны клиентов, деловых
партнеров, представителей властных структур.
Повышение
значимости информации, с одной стороны, и усложнение процессов ее
использования, с другой, существенно отразились на задачах служб информации и
заставили пересмотреть их функции и место в структуре предприятия.
Объектом исследования выступают
информационные составляющие антикризисного управления.
Предмет – комплекс источников
информации, необходимых для антикризисного управления.
Целью данной работы стало
совершенствование информационного обслуживания специалистов по антикризисному
управлению.
Для достижения цели были
поставлены следующие задачи:
1.
Дать определение
антикризисного менеджмента.
2.
Изучить историю
становления в Российской Федерации антикризисного менеджмента как сферы
управления.
3.
Определить основные этапы
деятельности антикризисного менеджера.
4.
Рассмотреть
нормативно-правовые основы антикризисного менеджмента.
5.
Определить информационные
составляющие антикризисного менеджмента.
Дипломная работа состоит из двух
глав, которые в свою очередь состоят из параграфов.
В первой главе проанализировано,
как рассматривается антикризисное управление в различных статьях и монографиях,
а также приведено определение антикризисного управления. Выделены основные
принципы, на которых базируется система антикризисного управления и дана оценка
роли финансового менеджмента в системе антикризисного управления.
В этой же главе приведен анализ
основных причин кризиса на предприятии и установлено, что одним из главных
факторов влияющих на кризис являются недостатки управления.
Также дан срез законодательства
регулирующего действия антикризисного управляющего при применении судебных
процедур банкротства и перечислены основные направления его действий в рамках
антикризисного управления. Такими направлениями являются:
·
Осуществление мониторинга
финансового состояния предприятия с целью раннего обнаружения признаков его
кризисного развития.
·
Определение масштабов кризисного
состояния предприятия.
·
Исследование основных
факторов, обуславливающих кризисное развитие предприятия.
Вторая глава более конкретно
раскрывает собственно тему дипломной работы.
Методы исследования:
1. Анализ и синтез информации в
специализированных изданиях.
2. Библиографический поиск и отбор для выявления источников.
3. Классификационный метод.
Базой исследования послужили
фонды следующих библиотек:
-
Российская Национальная
Библиотека (#"#" target="_blank">#"#" target="_blank">#"#"
target="_blank">#"#" target="_blank">#"#">#"#">#"#_ftn1" name="_ftnref1" title="">[1] Вузы, академические и отраслевые НИИ,
проектные организации издают монографии, научные журналы, сборники научных
трудов, материалы конференций и т.д.
Наряду с
издающими организациями существуют универсальные и многоотраслевые
издательства, а также издательства, ориентированные на выпуск литературы по
отдельным отраслям науки и техники. Наиболее крупными среди них являются:
1.
Академиздатцентр «Наука»
РАН является основой академического книгоиздания в России. В его состав входят
шесть издательств (издательских фирм) специализированной книгораспределительной
системы «Академкнига»: издательство «Наука», Санкт–Петербургская издательская
фирма, Сибирская издательская фирма, издательская фирма «Восточная литература»,
издательская фирма НАУКА–ПРЕСС. Большая часть изданий – монографии, отражающие
достижения фундаментальной науки России.
2.
«Высшая школа» –
многопрофильное специализированное государственное издательство по выпуску
учебников, учебных пособий, методической литературы для высших, средних
специальных и профессионально–технических заведений, в том числе, и по
естественно–научным дисциплинам: математике, физике, химии, экологии, общетехническим
и общеинженерным дисциплинам.
3.
«Мир» – выпускает
литературу, обобщающую результаты фундаментальных исследований в области
естественных наук (математика, физика, химия, биология, геология, информатика),
учебную, справочную, научно–популярную литературу по тем же отраслям знания, а
также монографии и другие издания, посвященные новейшим технологиям,
научно–художественную и научно–фантастическую литературу. На базе издательства
создается единое государственное научно–техническое издательство «Мир», которое
должно включить в себя разрозненные отраслевые издательства («Химия»,
«Энергоатомиздат», «Колос», «Транспорт», «Металлургия», «Легпромбытиздат»).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|