|
|
В результате проведенных расчетов мы установили, что тренд увеличения продаж характеризуется уравнением: y=150 х + 3701,7 где `y – теоретическое (сглаженное) значение объема продаж, тыс. шт.; t – номер рассматриваемого периода. Коэффициент вариации (отклонение от тренда) рассчитывается по следующей формуле: , где Vy – отклонение от тренда, %; `уi и yi – теоретические
(сглаженные) и фактические значения объемов St – количество рассматриваемых периодов. Устойчивость рынка вычисляется по формуле U = 100 % – Vy. Эти же формулы будут использоваться при оценке отклонения исследуемого показателя от тренда. Итак, отклонение фактических объемов продаж от тренда составило 5,96 %, а устойчивость рынка равна 94,04%. Рис 2.3 Динамика цен. Аналогично определим тренд цены и ее отклонение. Таблица 2.3 Расчет тренда цен. | |||||||||||
Периоды |
Цена |
ti' |
ti' 2 |
ti' * yi |
Yi |
(Yi-yi)2 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||
1 |
0,45 |
-1 |
1 |
-0,45 |
0,475 |
0,000625 |
||||||
2 |
0,70 |
0 |
0 |
0 |
0,65 |
0,002500 |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
||||||
3 |
0,80 |
1 |
1 |
0,8 |
0,825 |
0,000625 |
||||||
Всего |
1,95 |
|
2 |
0,35 |
1,95 |
0,00375 |
Модель зависимости объема продаж (y) от уровня цен (x) можно представить в виде уравнения:
y = 0,175х + 0,3.
Отклонение составило 5,44 %, тогда как устойчивость рынка составила 94,56 %.
Рассмотрим зависимость объемов продаж (y) сразу от двух параметров – цены (x) и периода (t). Для этого составим таблицу с данными, необходимыми для дальнейших вычислений.
Таблица 2.4 Расчет зависимости продаж от времени и уровня цен.
Периоды, t
Цена, x
V прод.,y
xt
x2
T2
y2
1
2
3
4
5
6
7
1
0,45
3850
0,45
0,2025
1
14822500
2
0,70
4005
1,4
0,49
4
16040025
3
0,80
4150
2,4
0,64
9
17222500
6
1,95
12005
4,25
1,3325
14
48085025
xy
ty
(Yi-Ya)2
(Xi-Xa)2
(Ti-Ta)2
Yt
(Yt-Yf)2
8
9
10
11
12
13
14
1732,50
3850,00
23002,7778
0,0400
1
3810,767
1539,228
2803,50
8010,00
11,1111
0,0025
0
3911,934
8661,28
3320,00
12450,00
22002,7778
0,0225
1
3992,401
24837,44
7856,00
24310,00
45016,6667
0,065
2
11715,1
35037,95
Построим матрицу значений (М)таблицы 2.4:
и матрицу полученных результатов (v):
Транспонируя матрицу M, умножаем результат на матрицу V. Получаем вектор остатков с тремя коэффициентами a0, a1, a2 для уравнения типа y = a0 + a1·x + a2·t.
Таким образом получаем коэффициенты нашего уравнения:
a0 = 3682
a1 = 138.333
a2 = 66.667
Уравнение приобретает
y = 3682 +138.333x +66.667t
Рассчитываем отклонение отклонение от тренда и устойчивость рынка аналогично предыдущим вычислениям:
Vy=2.77%
U=97.23%
Таблица 2.5 Динамика и изменения цены и объема продаж маргарина
Периоды
Цена
V прод.
ΔP
ΔV
1
0,45
3850
100,00%
100,00%
2
0,70
4005
155,56%
104,03%
3
0,80
4150
177,78%
107,79%
Прогноз
1,00
4301,999
Рис. 2.4 Изменение цен и объемов продаж относительно 1998 года.
Анализ и оценка конъюнктуры включает изучение тенденций развития и устойчивости рынка. Устойчивость (неустойчивость) динамического развития рынка проявляется в характере отклонения фактического уровня развития от основной тенденции, т.е. от тренда. Это позволяет измерять устойчивость развития рынка с помощью коэффициента вариации (Vy). Устойчивость рынка рассчитывается по формуле: U=100 – Vу, %.
При своём развитии рынок может проявлять определённую цикличность, которая обусловлена внутренними свойствами рынка и внешними переменными. Внутригодовая цикличность обычно носит сезонный характер. Она выявляется с помощью индексов сезонности:
, где
Тк – сумма объемов продаж конкретного товара каждого товара за ряд лет;
`qk – прирост тренда за каждый квартал;
К – периоды внутри года (квартал, месяц) (К=1, ..., m);
m – число периодов внутри года.
Средний темп роста тренда в квартале -`qк - определяется по формуле:
, где `р – среднегодовой темп роста тренда. Он определяется как:
, где
yn – объем продаж n-го года;
у0 – объем продаж базисного года;
n – число периодов динамического ряда.
Цикличность также связана с жизненными циклами товаров. Различные этапы жизненного цикла – введение товара на рынок, рост, зрелость и спад могут быть смоделированы с помощью соответствующей кривой.
В результате расчетов, проделанных в разделе 2.1, основная тенденция развития рынка лекарства характеризуется уравнением:
y = 3682 +138.333x +66.667t
Проанализировав данную зависимость можно сделать вывод, что рынок исследуемого товара ещё далёк от насыщения, объёмы производства и продаж растут и данная тенденция сохранится в ближайшем будущем.
Коэффициент вариации оценивает устойчивость исследуемого рынка, он равен 2,77%. Тогда коэффициент устойчивости составляет:
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.