|
|
Коэффициент вариации Vy= 2.77% Среднегодовой темп роста тренда `р = 1,018936 тыс. шт., средний темп роста тренда в квартале q =1,004701 тыс. шт. Среднее значение за квартал составляет: 11867,06 : 4 = 2966,7675 упаковок в квартал. На основании полученных значений, можно сделать вывод, что прогнозное значение объема продаж маргарина нашей фирмы в 2000 г. составит 11867,06 шт <плюс-минус> 2,77 % , т.е. 11867,07 ± 46,17 шт. 2.3 Определение эластичности спросаКоэффициент эластичности определяет эластичность спроса и показывает процентное изменение результирующего признака при изменении на один процент факторного признака. Первый способ вычисления (коэффициент дуговой эластичности): , где Yn – спрос в характеризуемой n-й группе; Yn-1 –спрос в предшествующей группе; `Y – средний уровень спроса. xn, xn-1,`x –факторные признаки в n-й группе, предшествующей группе и в среднем по всем группам. Второй способ вычисления (коэффициент точечной эластичности):
Общий по всем группам коэффициент эластичности равен средней арифметической величине из групповых коэффициентов. В качестве весов могут быть использованы частоты по каждой группе: , где i = [1..m] и Эi – групповой коэффициент эластичности; Wi – вес каждой i-й группы; m – число групп (без первой). Таблица 2.6 Динамика и изменения цены и объема продаж маргарина | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Периоды |
V прод. |
Цена |
прирост |
Эi1 |
Эi2 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
V прод. |
Цена |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1 |
3850 |
0,45 |
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 |
4005 |
0,70 |
155 |
0,25 |
1,38969874 |
0,072467532 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3 |
4150 |
0,80 |
145 |
0,1 |
0,92934492 |
0,253433208 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Э сред. |
|
|
|
|
0,84261766 |
0,08147519 |
Средний уровень спроса равен 4001,67 ед., средний размер цены равен 0,65 грн. Средний коэффициент эластичности равен 0,84 (см. табл. 2.6), значит, в среднем спрос на товар неэластичен.
Потребителей можно разделить на 4 группы по степени приверженности к товару (на рынке имеется 3 марочных аналогичных товара А, В, С ):
1. Безоговорочные приверженцы — это потребители, которые все время покупают товар одной и той же марки. Их схема поведения: А, А, А, А.
2. Терпимые приверженцы — это потребители, которые привержены 2-3 товарным маркам. Схема покупательского поведения: А, В, А, В, т.е. представляет потребителя с приверженностью поделенной между товарами А и В .
3. Непостоянные приверженцы — это потребители, переносящие свои предпочтения с одной товарной марки на другую. Схема покупательского поведения: А, А, В, В т.е. покупатель смещает свои предпочтения с марки А в пользу марки В.
4. "Странники" — это потребители, не проявляющие приверженности ни к одному из марочных товаров. Схема покупательского поведения: А, С, В, А, В т.е. покупатель покупает любую марку из доступных в данный момент.
Основными конкурентами лекарства нашей фирмы в своём секторе рынка являются маргарины «Солнечный» и «Сливочный».
Для определения покупательских предпочтений были проведены специальные обследования покупателей. В результате было установлено, что «Молочному» маргарину (А) отдали предпочтения 1665 покупателей (33,3 %), «Солнечному» (В) – 2000 (40 %) и «Сливочному» (С) – 1335 человек (26,7 %).
Через месяц опрос повторили, и сложилась следующая картина: из 1665 потенциальных покупателей «Молочного» маргарина при новом опросе 200 отдали предпочтение «Солнечному» маргарину и 300 — «Сливочному». В то же время из 2000 покупателей «Солнечного» маргарина 300 отдали предпочтение «Молочному», а еще 250 — «Сливочному». Наконец, из 1335 покупателей, собиравшихся покупать «Сливочный» маргарин, 150 покупателей при новом опросе предпочли «Молочный» и 250 —«Солнечный».
Таким образом, на основании второго опроса было установлено, что маргарин «Молочный» (А) предпочитают 31,7 % покупателей, маргарин «Солнечный» (В) – 31,7 % и «Сливочный» (С) — 36,6 %.
На основании полученных данных проводятся расчеты, позволяющие определить динамику приверженности покупателей различным торговым маркам, а также рассчитать долю рынка каждой из марок.
Расчеты производятся с использованием метода цепей Маркова.
Сначала на основании опросов составляются матрицы распределения покупателей по месяцам, в том числе – в долях.
Таблица 3.1 Матрицы распределения покупателей
1-й опрос
Фирма
A
B
C
Фирма
A
B
C
A
1
A
1665
B
1
B
2000
C
1
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.