В плане определяется общая сумма издержек обращения, необходимая
для обеспечения нормальной работы торговых организаций, уровень издержек в
процентах к общему объему розничного оборота, отдельно по организациям
(предприятиям) розничной торговли и общественного питания.
Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожидаемых
показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции
издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень, и отдельные
статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы
экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания.
В процессе изучения отчетных данных издержки обращения
оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям.
Разница между плановым и фактическим (базисным и отчетным)
уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого
товарооборот отчетного периода умножают на размер изменения уровня издержек
обращения и делят на 100.
Интенсивность изменения уровня издержек обращения характеризуется
темпами их увеличения либо снижения, которые рассчитываются в процентах как
отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения.
В процессе анализа и составления плана
издержек обращения следует учитывать количественную меру влияния на них следующих
основных факторов: объема и структуры товарооборота, цен на товары и услуги,
уровня производительности труда, внедрения прогрессивных методов продажи
товаров и обслуживания покупателей и др. Необходимо учитывать также факторы,
характеризующиеся качественными признаками (расположение магазинов, их
специализация и др.).
С увеличением объема товарооборота уровень издержек обращения
снижается, поскольку товарооборот растет, как правило, более высокими темпами в
сравнении с суммой издержек обращения. При этом относительно медленнее могут
расти издержки обращения по всем статьям, хотя степень зависимости от объема
товарооборота у разных статей неодинакова. В зависимости от влияния
товарооборота издержки принято делить на условно-переменные (транспортные
расходы, заработная плата, проценты за кредит, расходы по таре и др.) и
условно-постоянные (расходы по аренде и содержанию зданий и оборудования,
амортизационные отчисления, административно-управленческие расходы и др.
С ростом объема товарооборота сумма условно-переменных
расходов увеличивается, что может сопровождаться повышением их уровня.
Напротив, при тех же условиях постоянные расходы обычно изменяются
незначительно, что ведет к снижению их уровня.
Нельзя, однако, не учитывать условности деления издержек
обращения на зависимые и не зависимые от товарооборота, поскольку с его ростом
далеко не всегда происходит: увеличение условно-переменных и уменьшение
условно-постоянных издержек обращения. Например, издержки по транспортированию
и хранению товаров, относящиеся к условно-переменным, могут снижаться под
влиянием научно-технического прогресса, рационализации путей и звенности
товародвижения, улучшения организации и условий хранения товаров, устранения
бесхозяйственности. Напротив, увеличение значительной части условно-постоянных
расходов может быть вызвано повышением качества обслуживания покупателей,
строительством новых и реконструкцией действующих предприятий, введением
дополнительных услуг и др.
Уровень издержек обращения находится в обратной зависимости
от изменения цен на товары.
Для определения влияния изменения цен на уровень издержек обращения
проводится перерасчет издержек обращения к обороту, выраженному в сопоставимых
ценах. При этом следует иметь в виду, что по затратам, сумма которых зависит от
стоимостной оценки товарооборота (нормируемые потери, расходы по оплате
кредита, часть транспортных расходов, отчисления на подготовку кадров и др.),
их уровень при изменении цен остается неизменным. Уровень других издержек
изменяется в обратной зависимости от изменения уровня цен.
Абсолютная сумма издержек обращения зависит от уровня цен на
канцелярские товары, упаковочные и другие материалы, которые используются в
торговле, цен и тарифов на услуги других отраслей народного хозяйства
(транспорта, связи, коммунальных предприятий). Снижение или повышение издержек
обращения за счет этих факторов не характеризует достижений или недостатков
торговли в борьбе за экономное использование средств.
Значительное влияние на издержки обращения оказывает изменение
доли продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме
товарооборота. Расчет этого влияния определяется по формуле
где Lс — величина снижения (увеличения) издержек
обращения в результате изменения структуры товарооборота;
Qр и Qb — объем товарооборота по группам товаров в
плановом и базисном годах;
Ub — уровень издержек обращения по группам товаров в базисном
году.
Расчет влияния структуры товарооборота на издержки обращения
можно произвести и путем определения разности издержкосвязанных с качеством
обслуживания населения. Полученная экономия должна направляться на дальнейшее
совершенствование культуры торговли, повышение заработной платы и уровня квалификации
кадров, осуществление мероприятий по улучшению условий труда и отдыха
работников.
Рассмотрим кратко расчет затрат по каждой из статей издержек
обращения.
Расходы по заработной плате занимают преобладающее место в
издержках розничной торговли и общественного питания и составляют
соответственно 40—45% и 58—60%. В план издержек 0'бращения включается фонд
заработной платы в сумме и в процентах к товарообороту, исчисленный по
работникам, состоящим в штате. Заработная плата лиц, привлекаемых на временные
работы (переборка или консервирование овощей, текущий ремонт помещений,
протирка стекол и др.), отражается на соответствующих статьях издержек
обращения.
Транспортные расходы исчисляются отдельно по видам перевозок:
железнодорожным, водным и воздушным, а также автомобильным транспортом.
Расходы на железнодорожные и водные перевозки в плане розничных и оптовых организаций
предусматриваются в том случае, если товары завозятся от иногородних
поставщиков с оплатой франко-вагон станция (пристань) отправления. В этом
случае оплачивается стоимость доставки грузов по тарифам, а также налоги, сборы
и расходы, связанные с подачей и оборудованием вагонов, взвешиванием и
хранением грузов, погрузочно-разгрузочными работами, и др. Для исчисления плановой
величины расходов исчисляется объем перевозок товаров, среднее тарифное
(оплачиваемое) расстояние, используются результаты анализа.
Для снижения расходов по железнодорожному и водному
транспорту изучаются возможности устранения нерациональных перевозок,
увеличения закупок товаров местного производства, расширения контейнерных
перевозок.
В отличие от указанной группы издержек расходы на автомобильные
перевозки рассчитываются на весь грузооборот с учетом объема завоза товаров в
розничную сеть, а также на склады и базы. Расчеты производятся отдельно по
товарам, доставляемым централизованно и перевозимым самостоятельно наемным или
собственным транспортом торговых организаций.
Расходы по централизованной доставке исчисляются в зависимости
от суммы планового поступления по каждой группе товаров и действующих норм
(тарифов) оплаты, установленных за единицу перевозимого товара или в процентах
к розничной цене и отчисляемых на возмещение расходов поставщика.
Для обоснования расходов по доставке товаров транспортом,
привлеченным со стороны, необходимо знать объем грузооборота в тоннах, класс, к
которому относятся грузы, среднее расстояние перевозки и установленные тарифы.
Объем перевозок товаров в тоннах определяется делением
плановой суммы поступления по данной товарной группе на среднюю цену одной
тонны. Общий вес перевозимых товаров и тары называется физическим
грузооборотом, а с учетом коэффициента повторных перевозок—транспортным
грузооборотом.
Для исчисления среднего расстояния перевозки составляются
карты движения грузов от поставщика и складов торга к торговым предприятиям. С
учетом того, что тарифы установлены в зависимости от класса грузов,
предварительно целесообразно сгруппировать товары. К первому классу относятся
наиболее тяжелые грузы, обеспечивающие максимальный коэффициент использования
грузоподъемности. Более высокие тарифы применяются при перевозке грузов
четвертого и пятого классов.
Сумма транспортных расходов определяется умножением размера
тарифа за перевозку 1 т данного класса груза при установленном среднем
расстоянии на общий вес перевозимых товаров (транспортный грузооборот). И
Оплата погрузочно-разгрузочных работ в стоимость перевозки включается лишь в
том случае, если они выполняются работниками, не состоящими в штате торговой
организации.
При планировании транспортных расходов необходимо предусматривать
их снижение за счет более рационального прикрепления покупателей к
поставщикам, развития более экономичных способов доставки товаров,
своевременной подачи и разгрузки транспортных средств, предварительной
подготовки к погрузке товаров и тары.
Расходы по аренде и содержанию зданий, помещений и инвентаря
определяются исходя из размера площади арендуемых помещений, ставок арендной
платы, норм потребления электроэнергии, топлива, действующих цен и тарифов на
топливо и услуги.
Расходы по амортизации собственных основных- средств определяются
путем умножения среднегодовой стоимости основных фондов на нормы отчислений в
процентах, дифференцируемые по различным видам основных средств отдельно на
полное и частичное их восстановление.
Расходы на капитальный ремонт арендованных основных фондов
предусматриваются в тех случаях, когда в договоре оговорено его проведение за
счет арендатора. Затраты определяются на основе планов капитальных ремонтов и
сметно-финансовых расчетов.
Расходы на текущий ремонт предусматриваются в плане в соответствии
с потребностями в ремонте отдельных помещений, оборудования и инвентаря; К ним
относятся стоимость материалов и заработная плата лиц, привлекаемых для
выполнения ремонтных работ. При расчете расходов пользуются нормами расхода
материалов на 1 м2 площади, ценами на строительные материалы и
расценками оплаты ремонтных работ.
Экономия затрат по эксплуатации основных фондов достигается
за счет эффективного использования площадей и оборудования, увеличения
товарооборота на каждый метр торговой площади, соблюдения плановых сроков и
выполнения ремонтных работ на высококачественном уровне при бережном отношении
к материальным ресурсам.
Износ санспецодежды, столового белья
и малоценных предметов списывается на издержки торговли и общественного
питания ежемесячно по нормам, установленным по видам предметов, в зависимости
от сроков их службы. Малоценные (стоимостью ниже 100 руб. за единицу) и
быстроизнашивающиеся предметы (срок службы которых менее одного года) могут
списываться отнесением на издержки 50% стоимости при передаче их со складов в
эксплуатацию и остальных 50 % — при выбытии за непригодностью.
Износ санспецодежды зависит от плановой численности работников,
норм потребления для отдельных их категорий, стоимости и сроков износа
санспецодежды. Расходы по стирке и починке белья зависят от норм и стоимости
материалов, а также от ставок за услуги прачечных или ремонтных мастерских.
Издержки по износу производственного инвентаря, столовой
посуды и приборов планируются в общественном питании на основе нормативов
списания эксплуатационных потерь, установленных по видам оснащения в процентах
к товарообороту или обороту по реализации продукции собственного производства.
Расходы на топливо, пар, электроэнергию для производственных
целей планируются на предприятиях общественного питания по видам топлива с
учетом плана выпуска обеденной и другой продукции и норм расхода условного
топлива или времени эксплуатации механического, теплового и других видов
торгового оборудования и установленных тарифов,
Издержки по подработке, подсортировке, упаковке и хранению
товаров, по закупке льда и содержанию холодильных установок планируются по
элементам затрат.
Расходы на упаковочные материалы (бумага, шпагат, пакеты и
т. д.) определяются на основе плана продажи товаров, требующих упаковки, и
норм расхода упаковочных материалов.
Расходы, связанные с содержанием холодильных установок,
включают стоимость технического обслуживания, силовой электроэнергии и воды.
Их величина определяется по примерным нормативам, исчисленным с учетом
количества, видов и продолжительности работы холодильных установок, сроков
хранения продуктов, стоимости электроэнергии, воды, смазочных материалов, а
также размера оплаты за услуги сторонних организаций.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|