рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Издержки: сущность, структура и классификация

В плане определяется общая сумма издержек обращения, не­обходимая для обеспечения нормальной работы торговых органи­заций, уровень издержек в процентах к общему объему рознично­го оборота, отдельно по организациям (предприятиям) розничной торговли и общественного питания.

Составлению плана предшествует изучение отчетных и ожи­даемых показателей издержек обращения. Задача состоит в том, чтобы выявить тенденции издержек обращения, изучить факторы, влияющие на их общий уровень, и отдельные статьи расходов, определить обоснованность величины затрат, выявить резервы экономии и меру обеспечения высокой культуры обслуживания.

В процессе изучения отчетных данных издержки обращения оцениваются в целом по уровню и по отдельным статьям.

Разница между плановым и фактическим (базисным и отчет­ным) уровнем издержек показывает их относительную экономию или перерасход. Для этого товарооборот отчетного периода умно­жают на размер изменения уровня издержек обращения и делят на 100.

Интенсивность изменения уровня издержек обращения харак­теризуется темпами их увеличения либо снижения, которые рас­считываются в процентах как отношение размера изменения к первоначальному уровню издержек обращения.

В процессе анализа и составления плана издержек обращения следует учитывать количественную меру влияния на них следую­щих основных факторов: объема и структуры товарооборота, цен на товары и услуги, уровня производительности труда, внедре­ния прогрессивных методов продажи товаров и обслуживания покупателей и др. Необходимо учитывать также факторы, харак­теризующиеся качественными признаками (расположение мага­зинов, их специализация и др.).

С увеличением объема товарооборота уровень издержек обра­щения снижается, поскольку товарооборот растет, как правило, более высокими темпами в сравнении с суммой издержек обраще­ния. При этом относительно медленнее могут расти издержки об­ращения по всем статьям, хотя степень зависимости от объема товарооборота у разных статей неодинакова. В зависимости от влияния товарооборота издержки принято делить на условно-пе­ременные (транспортные расходы, заработная плата, проценты за кредит, расходы по таре и др.) и условно-постоянные (расходы по аренде и содержанию зданий и оборудования, амортизаци­онные отчисления, административно-управленческие расходы и др.

С ростом объема товарооборота сумма условно-переменных расходов увеличивается, что может сопровождаться повышением их уровня. Напротив, при тех же условиях постоянные расходы обычно изменяются незначительно, что ведет к снижению их уровня.

Нельзя, однако, не учитывать условности деления издержек обращения на зависимые и не зависимые от товарооборота, по­скольку с его ростом далеко не всегда происходит: увеличение условно-переменных и уменьшение условно-постоянных издержек обращения. Например, издержки по транспортированию и хране­нию товаров, относящиеся к условно-переменным, могут сни­жаться под влиянием научно-технического прогресса, рационали­зации путей и звенности товародвижения, улучшения организации и условий хранения товаров, устранения бесхозяйственности. На­против, увеличение значительной части условно-постоянных рас­ходов может быть вызвано повышением качества обслуживания покупателей, строительством новых и реконструкцией действую­щих предприятий, введением дополнительных услуг и др.

Уровень издержек обращения находится в обратной зависи­мости от изменения цен на товары.

Для определения влияния изменения цен на уровень издер­жек обращения проводится перерасчет издержек обращения к обороту, выраженному в сопоставимых ценах. При этом следует иметь в виду, что по затратам, сумма которых зависит от стои­мостной оценки товарооборота (нормируемые потери, расходы по оплате кредита, часть транспортных расходов, отчисления на подготовку кадров и др.), их уровень при изменении цен остается неизменным. Уровень других издержек изменяется в обратной зависимости от изменения уровня цен.

Абсолютная сумма издержек обращения зависит от уровня цен на канцелярские товары, упаковочные и другие материалы, которые используются в торговле, цен и тарифов на услуги дру­гих отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммуналь­ных предприятий). Снижение или повышение издержек обраще­ния за счет этих факторов не характеризует достижений или недостатков торговли в борьбе за экономное использование средств.

Значительное влияние на издержки обращения оказывает из­менение доли продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота. Расчет этого влияния определя­ется по формуле

 

 Издержки: сущность, структура и классификация

 

где   Lс — величина снижения (увеличения) издержек обращения в  результате изменения структуры товарооборота;

Qр и Qb — объем товарооборота по группам товаров в плановом и базисном годах;

Ub — уровень издержек обращения по группам товаров в базисном году.                             

Расчет влияния структуры товарооборота на издержки обраще­ния можно произвести и путем определения разности издержкосвязанных с качеством обслуживания населения. Полученная эко­номия должна направляться на дальнейшее совершенствование культуры торговли, повышение заработной платы и уровня ква­лификации кадров, осуществление мероприятий по улучшению условий труда и отдыха работников.

Рассмотрим кратко расчет затрат по каждой из статей издер­жек обращения.

 Расходы по заработной плате занимают преобладающее место в издержках розничной торговли и общественного питания и со­ставляют соответственно 40—45% и 58—60%. В план издержек 0'бращения включается фонд заработной платы в сумме и в про­центах к товарообороту, исчисленный по работникам, состоящим в штате. Заработная плата лиц, привлекаемых на временные ра­боты (переборка или консервирование овощей, текущий ремонт помещений, протирка стекол и др.), отражается на соответствую­щих статьях издержек обращения.

 Транспортные расходы исчисляются отдельно по видам пере­возок: железнодорожным, водным и воздушным, а также автомо­бильным транспортом. Расходы на железнодорожные и водные перевозки в плане розничных и оптовых организаций предусмат­риваются в том случае, если товары завозятся от иногородних поставщиков с оплатой франко-вагон станция (пристань) отправ­ления. В этом случае оплачивается стоимость доставки грузов по тарифам, а также налоги, сборы и расходы, связанные с подачей и оборудованием вагонов, взвешиванием и хранением грузов, погрузочно-разгрузочными работами, и др. Для исчисления плано­вой величины расходов исчисляется объем перевозок товаров, среднее тарифное (оплачиваемое) расстояние, используются ре­зультаты анализа.

Для снижения расходов по железнодорожному и водному транспорту изучаются возможности устранения нерациональных перевозок, увеличения закупок товаров местного производства, расширения контейнерных перевозок.

В отличие от указанной группы издержек расходы на автомо­бильные перевозки рассчитываются на весь грузооборот с учетом объема завоза товаров в розничную сеть, а также на склады и базы. Расчеты производятся отдельно по товарам, доставляемым централизованно и перевозимым самостоятельно наемным или собственным транспортом торговых организаций.

Расходы по централизованной доставке исчисляются в зависи­мости от суммы планового поступления по каждой группе това­ров и действующих норм (тарифов) оплаты, установленных за единицу перевозимого товара или в процентах к розничной цене и отчисляемых на возмещение расходов поставщика.

Для обоснования расходов по доставке товаров транспортом, привлеченным со стороны, необходимо знать объем грузооборота в тоннах, класс, к которому относятся грузы, среднее расстояние перевозки и установленные тарифы.

Объем перевозок товаров в тоннах определяется делением плановой суммы поступления по данной товарной группе на сред­нюю цену одной тонны. Общий вес перевозимых товаров и тары называется физическим грузооборотом, а с учетом коэффициента повторных перевозок—транспортным грузооборотом.

Для исчисления среднего расстояния перевозки составляются карты движения грузов от поставщика и складов торга к торго­вым предприятиям. С учетом того, что тарифы установлены в за­висимости от класса грузов, предварительно целесообразно сгруп­пировать товары. К первому классу относятся наиболее тяжелые грузы, обеспечивающие максимальный коэффициент использова­ния грузоподъемности. Более высокие тарифы применяются при перевозке грузов четвертого и пятого классов.

Сумма транспортных расходов определяется умножением раз­мера тарифа за перевозку 1 т данного класса груза при установ­ленном среднем расстоянии на общий вес перевозимых товаров (транспортный грузооборот). И Оплата погрузочно-разгрузочных работ в стоимость перевозки включается лишь в том случае, если они выполняются работни­ками, не состоящими в штате торговой организации.

При планировании транспортных расходов необходимо пре­дусматривать их снижение за счет более рационального прикреп­ления покупателей к поставщикам, развития более экономичных способов доставки товаров, своевременной подачи и разгрузки транспортных средств, предварительной подготовки к погрузке товаров и тары.

 Расходы по аренде и содержанию зданий, помещений и инвен­таря определяются исходя из размера площади арендуемых поме­щений, ставок арендной платы, норм потребления электроэнергии,  топлива, действующих цен и тарифов на топливо и услуги.

Расходы по амортизации собственных основных- средств оп­ределяются путем умножения среднегодовой стоимости основных фондов на нормы отчислений в процентах, дифференцируемые по различным видам основных средств отдельно на полное и частич­ное их восстановление.                          

Расходы на капитальный ремонт арендованных основных фон­дов предусматриваются в тех случаях, когда в договоре оговорено его проведение за счет арендатора. Затраты определяются на ос­нове планов капитальных ремонтов и сметно-финансовых рас­четов.

Расходы на текущий ремонт предусматриваются в плане в со­ответствии с потребностями в ремонте отдельных помещений, оборудования и инвентаря; К ним относятся стоимость материа­лов и заработная плата лиц, привлекаемых для выполнения ре­монтных работ. При расчете расходов пользуются нормами рас­хода материалов на 1 м2 площади, ценами на строительные материалы и расценками оплаты ремонтных работ.

Экономия затрат по эксплуатации основных фондов достигается за счет эффективного использования площадей и оборудова­ния, увеличения товарооборота на каждый метр торговой пло­щади, соблюдения плановых сроков и выполнения ремонтных работ на высококачественном уровне при бережном отношении к материальным ресурсам.

 Износ санспецодежды, столового белья и малоценных предме­тов списывается на издержки торговли и общественного питания ежемесячно по нормам, установленным по видам предметов, в зависимости от сроков их службы. Малоценные (стоимостью ни­же 100 руб. за единицу) и быстроизнашивающиеся предметы (срок службы которых менее одного года) могут списываться отнесением на издержки 50% стоимости при передаче их со скла­дов в эксплуатацию и остальных 50 % — при выбытии за непри­годностью.

Износ санспецодежды зависит от плановой численности работ­ников, норм потребления для отдельных их категорий, стоимости и сроков износа санспецодежды. Расходы по стирке и починке белья зависят от норм и стоимости материалов, а также от ста­вок за услуги прачечных или ремонтных мастерских.

Издержки по износу производственного инвентаря, столовой посуды и приборов планируются в общественном питании на ос­нове нормативов списания эксплуатационных потерь, установлен­ных по видам оснащения в процентах к товарообороту или обо­роту по реализации продукции собственного производства.

Расходы на топливо, пар, электроэнергию для производствен­ных целей планируются на предприятиях общественного питания по видам топлива с учетом плана выпуска обеденной и другой продукции и норм расхода условного топлива или времени экс­плуатации механического, теплового и других видов торгового оборудования и установленных тарифов,

Издержки по подработке, подсортировке, упаковке и хране­нию товаров, по закупке льда и содержанию холодильных уста­новок планируются по элементам затрат.

Расходы на упаковочные материалы (бумага, шпагат, пакеты и т. д.) определяются на основе плана продажи товаров, требую­щих упаковки, и норм расхода упаковочных материалов.

Расходы, связанные с содержанием холодильных установок, включают стоимость технического обслуживания, силовой элект­роэнергии и воды. Их величина определяется по примерным нор­мативам, исчисленным с учетом количества, видов и продолжи­тельности работы холодильных установок, сроков хранения про­дуктов, стоимости электроэнергии, воды, смазочных материалов, а также размера оплаты за услуги сторонних организаций.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.