Классификация управленческих решений и их информационное обеспечение
Содержание.
Введение……………………………………………………………….….…...…..3
1. Сущность управленческих решений и их место в
информационной системе организации.
1.1. Сущность и содержание управленческого решения …………………..….4
1.2. Информационное обеспечение управленческих решений………………..9
1.3. Процесс принятия управленческих решений..............................................12
2. Классификация управленческих решений……..………...…….………...….13
3. Информационная подготовка тактических и оперативных
управленческих решений………………………………………………………………………..…21
4. CVP –
анализ как одна из моделей принятия управленческих решений.....25
Заключение…………………………………………………………………….....33
Список литературы ………………………………………………………...……35
Введение
Управление
– это процесс целенаправленного воздействия на управляемую систему или объект
управления с целью обеспечения его эффективного функционирования и развития.
Управленческое решение - это результат анализа,
прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы
из множества вариантов для достижения конкретной цели.
Принятие
управленческого решения – это выбор того, как и что планировать,
организовывать, мотивировать и контролировать.
Руководителям
приходится перебирать многочисленные комбинации потенциальных действий для
того, чтобы найти правильное решение для данной организации в данное время и в
данном месте. Актуальность данной работы заключается в том, что для успешного
функционирования предприятия необходимо принятие серии грамотно обоснованных
управленческих решений.
Многообразие
решений представляет собой некоторый комплекс, понимание которого облегчается
на основе системного подхода, представленного в данной работе, который
позволяет раскрыть и упорядочить решения в соответствии с определенной
системой.
Целями данной
работы являются:
Ø
выявление
сущности управленческих решений
Ø
классификация
управленческих решений на основе различных критериев
Ø рассмотрение информационного
обеспечения управленческих решений на основе CVP анализа
Для того чтобы
изложение материала работы было наиболее связанным и последовательным движение
в ней осуществляется непосредственно от определения общей сущности
управленческих решений и оканчивается рассмотрением информационного обеспечения
управленческих решений, а также анализом одной из моделей принятия
управленческих решений.
1. Сущность управленческих решений и их место в информационной
системе организации
1.1.
Сущность и содержание управленческого решения
Решение – это результат мыслительной деятельности человека,
приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям, например,
разработка какого-либо действия или выбор действия из набора альтернатив и его
реализация. Решение можно рассматривать как продукт управленческого труда, а
его принятие — как процесс, ведущий к появлению этого продукта.
Принятие решения представляет собой сознательный
выбор из имеющихся вариантов или альтернатив направления действий, сокращающих
разрыв между настоящим и будущим желательным состоянием организации. Данный
процесс включает много разных элементов, но непременно в нем присутствуют
такие элементы, как проблемы, цели, альтернативы и решения как выбор
альтернативы. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации,
так как план — это набор решений по размещению ресурсов и направлению их
использования для достижения организационных целей.
В управлении организацией принятие решений осуществляется
менеджерами различных уровней и носит достаточно формализованный характер, так
как решение касается не только одной личности, а чаще всего оно относится к
подразделению или к организации в целом.
Принятие решений в организации характеризуется как:
- сознательная и целенаправленная деятельность,
осуществляемая человеком;
- поведение, основанное на фактах и ценностных
ориентациях;
- процесс взаимодействия членов организации;
- выбор альтернатив в рамках социального и
политического состояния организационной среды;
- часть общего процесса управления;
- неизбежная часть ежедневной работы менеджера.
Существуют две категории проблем возникающих в
процессе осуществления управленческой деятельности. Рутинные или повторяющиеся
проблемы относятся к категории структурированных, а возможности и кризис — к
неструктурированным. Соответственно для каждого типа проблем будут требоваться
решения разного типа: для структурированных — программированные решения, для
неструктурированных — непрограммированные.
Если исходить из того, что решение — это организационная
реакция на возникшую проблему, то этап изучения ситуации направлен на признание
или непризнание существующей в организации проблемы. Процесс протекает
по-разному для структурированных и неструктурированных проблем. В первом
случае признание проблемы будет происходить достаточно прямолинейно. Во втором
случае признание проблемы само становится проблемой. Это случается тогда,
когда имеется неясная и неадекватная информация о развитии и тенденциях в
организации и ее внешнем окружении.
Определение и последующее формулирование проблемы
позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем от наиболее важных,
до наименее важных.
Следует отметить, что не всякое решение, разработанное и
реализованное руководителем, управленческое. Так, решения связанные с
технической стороной деятельности компании, например, решения, направленные на
подведение итогов ее деятельности или оформление документации, не являются
управленческими. Приведем более точное определение термина «управленческое
решение».
Управленческое решение - это творческое, волевое действие
субъекта управления на основе знания объективных законов функционирования
управляемой системы и анализа информации о ее функционировании, состоящее в
выборе цели, программы и способов деятельности коллектива по разрешению
проблемы или изменению цели. Управленческое решение составляет основу процесса
управления. Управлять – это значит решать. Термин «управленческое решение»
употребляется в двух основных значениях: как процесс и как явление. Как процесс
управленческого решения – это поиск, группировка и анализ требуемой информации,
разработка, утверждение и реализация управленческого решения. Как явление
управленческое решение – это план мероприятий, постановление, устное или
письменное распоряжение и т.п.
Управленческое решение может быть представлено набором
более мелких решений, в том числе управленческих, технических и биологических.
Каждое из них должно внести свой вклад в решение общей проблемы.
Каждое управленческое решение затрагивает
экономические, организационные, социальные, правовые и технологические интересы
компании. Поэтому в состав критериев для выбора наилучшего управленческого
решения следует включать и те, которые отражают этот набор интересов компании.
Экономическая сущность управленческого решения
проявляется в том, что на разработку и реализацию любого управленческого
решения требуются финансовые, материальные и другие затраты. Поэтому каждое
управленческое решение имеет реальную стоимость. Реализация эффективного
управленческого решения должна принести компании прямой или косвенный доход, а
ошибочное решение или решение, неправильно понятое подчиненными, приводит к
убыткам, а иногда и к прекращению деятельности компании.
Организационная сущность управленческого решения состоит в
том, что к этой работе привлекается персонал компании. Для эффективной работы
необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции и
положения, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и
ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в
том числе информационные, обеспечить работников необходимыми техникой и
технологией, постоянно координировать их работу. Это очень существенная часть
всего управленческого решения. Многие авторы публикаций об управленческих
решениях называют их организационными решениями.
Социальная сущность управленческого решения заложена в
механизме управления персоналом, который включает рычаги воздействия на
человека для согласования их деятельности в коллективе. К этим рычагам
относятся потребности и интересы человека, мотивы и стимулы, установки и
ценности, опасения и тревоги. Социальная сущность управленческого решения проявляется,
прежде всего, в цели управленческого решения. Цели управленческого решения
должны быть ориентированы в первую очередь на создание комфортной среды
обитания человека, всестороннее развитие личности.
Правовая сущность управленческого решения состоит в точном
соблюдении законодательных актов РФ и ее международных обязательств, уставных и
других документов самой компании. Нарушение законодательства при разработке
управленческого решения может привести к отмене решения, ответственности за его
реализацию или даже за разработку. Компания может понести существенные потери,
если уже разработанное решение будет отменено, а за незаконно реализованное
решение на компанию может быть наложен штраф или возбуждено уголовное
преследование кого-либо из инициаторов управленческого решения. Незнание
законодательства не освобождает нарушителя от ответственности. Поэтому во
многих компаниях управленческого решения проходит правовую и экологическую
экспертизу.
Технологическая сущность управленческого решения
проявляется в возможности обеспечения персонала необходимыми техническими,
информационными средствами и ресурсами для разработки и реализации
управленческого решения. Иногда разработчики управленческого решения не очень представляют
себе объект, на который направлено управленческое решение, или используют
устаревшую информацию. Бывают случаи, когда разработка управленческого решения
приостанавливается из-за отсутствия необходимых финансовых или материальных
ресурсов, и при этом управленческое решение может потерять свою актуальность.
1.2.
Информационное обеспечение управленческих решений
В разных областях знаний определение
понятия информации интерпретируется по-разному. Например, в
кибернетике, математике - это количественная мера, уменьшающая
неопределенность. В менеджменте под информацией понимаются сведения об
объекте управления, явлениях внешней среды, их параметрах, свойствах и
состоянии на конкретный момент времени.
Трудно переоценить роль информации в
управлении. Она является предметом управленческого труда, средством обоснования
управленческих решений, без которых процесс воздействия управляющей
подсистемы на управляемую и их взаимодействия невозможен. В этом смысле
информация выступает основополагающей базой процесса управления.
Высокой значимостью информации,
используемой для разработки управленческих решений, обусловлены предъявляемые к ней
требования: достоверности, полноты, своевременности, краткости, четкости,
непротиворечивости и др.
Для принятия верного управленческого решения
ключевое значение имеет признак существенности информации, в соответствии с
которым вся информация делится на релевантную и нерелевантную.
Релевантная информация значима для
управленческого решения, т. е. она содержит те данные которые следует принимать
в расчет при подготовке информации для руководителя.
Нерелевантная информация содержит несущественные,
избыточные данные о затратах и доходах.
Существуют два правила релевантности:
Правило №1. Информация для руководителя должна
обеспечить правильное решение, это является главной характеристикой информации
для руководителя.
Правило №2. Информация для руководителя должна
быть представлена в удобном для восприятия виде и не должна содержать
избыточных данных.
Суждение о том, что "информация -
это власть" правомерно хотя бы потому, что владение ею
позволяет уменьшить вероятность принятия неверных решений. Такое
требование, как полнота информации, определяет различные обстоятельства разработки
и типы принимаемых решений: в условиях определенности, риска и
неопределенности. А это, в свою очередь, сопряжено с использованием
различных подходов, методов разработки решений с их результатами.
Источники сбора информации могут быть
самыми разнообразными: от средств массовой информации до проведения
специальных исследований самостоятельно либо с обращением в соответствующие
фирмы. Затраты на получение информации могут достигать значительных
сумм, поэтому объем необходимой информации для решений должен
оцениваться предварительно.
Методы сбора информации могут быть
неформальными и формальными. К первой группе относятся способы получения
информации путем непосредственного общения с подчиненными, коллегами,
клиентами, деловыми партнерами. Однако динамичность
рыночных ситуаций потребовала ускорения процессов сбора,
передачи, обработки информации, создания новых информационных технологий.
Компьютеризация процесса принятия решений - необходимость,
обусловленная современными потребностями управленческой
деятельности [10,148]. Решение сложных проблем, требующих
многовариантных расчетов, связано с огромными затратами времени на их
выполнение вручную.
Внедрение компьютерной техники и
кардинальное изменение на этой основе информационно-коммуникационных
процессов непосредственно влияют на принятие управленческих решений.
Постоянно возрастающий объем информации и относительно низкая
производительность труда людей, занятых ее обработкой, вызвали к жизни новые
информационные технологии (НИТ). Это целостные технологические системы по
принятию управленческих решений, для которых характерны:
- новые
технологии коммуникационных сетей ЭВМ (на основе локальных и распределительных);
- новые
технологии обработки информации на базе персональных
компьютеров и автоматизированных рабочих мест (ПЭВМ и АРМ);
- безбумажная
технология, исключающая бумагу как носителя информации;
- технология
использования искусственного интеллекта в процессе принятия решений на базе
моделируемых систем с различными формами представления ситуации,
экспертных систем,
знаний и т.п.
Основными компонентами структуры НИТ
выступают:
• технические
средства - ЭВМ и организационная техника;
Страницы: 1, 2, 3, 4
|