Классификация решений в зависимости от поля
их принятия (функции управления)
определяет решения как экономические, организационные,
социальные и технические или как относящиеся к функциям стратегического планирования, делегирования,
мотивации и контроля.
По продолжительности периода действия выделяют долгосрочные,
среднесрочные и краткосрочные решения.
Долгосрочные решения имеют прогнозный характер, что обусловлено
видением будущего исходя из потребностей и условий настоящего. Эти решения
могут остаться нереализованными, если будущая ситуация изменится, либо же иными
станут потребности.
Среднесрочные решения находят отражение в обязательных для
исполнения планах и программах в соответствии, с которыми осуществляются
конкретные практические мероприятия.
Краткосрочные решения принимаются без предварительной подготовки.
По
степени регламентации решения делятся на директивные (нормативные),
ориентирующие и рекомендующие.
Директивные
(нормативные)
решения разрабатываются высшими органами управления в стабильных условиях по
поводу текущих и перспективных проблем предприятия и предназначены для
обязательного исполнения на его низших уровнях.
Ориентирующие решения предназначены для низших
уровней управления действующих в условиях значительной свободы.
Рекомендующие решения готовятся совещательными органами их
исполнение не является обязательным, поскольку, как правило, те, к кому эти
решения относятся, не подчиняются тем, кто их принимает.
Одно
и то же решение для разных категорий исполнителей может быть директивным, ориентирующим и рекомендующим. Например, принятое в свое время решение руководства
компании IBM о переходе при производстве
пишущих машинок на труд роботов было
директивным для лиц, ответственных за осуществление этой программы в течение трех лет. Оно было ориентирующим для работников этого цеха, поскольку
ставило их в известность, что через три года их труд в том качестве, в
котором он осуществлялся, не будет
востребован. Одновременно это решение предусматривало подготовку наладчиков,
осуществляющих наладку роботов и
контроль за их работой. Таким образом, рассматриваемое
решение являлось рекомендующим для технически подготовленных работников
цеха повысить свою квалификацию и предложить свои услуги уже в качестве
наладчиков.
По способу принятия различают
выборочные и систематические решения.
Выборочное решение касается одного или нескольких
близких аспектов рассматриваемой проблемы.
Систематические решения охватывают проблему в целом во
всем многообразии и во взаимосвязи.
По широте охвата выделяют общие
и специальные решения.
Общие решения касаются одинаковых проблем относящихся к
различным подразделениям организации.
Специальные решения относятся к проблемам присущим
только одному подразделению.
В зависимости от системы оценки эффективности различают однокритериальные и
многокритериальные решения.
Однокритериальные
решения, как
следует из их названия, позволяют оценивать альтернативы на основе одного
«главного» показателя, степень важности которого может вытекать из объективных
условий или определяться субъективно лицом, принимающим решение (прибыль, доля
рынка, первое место на товарной выставке и т.п.).
Многокритериальные
решения требуют
для оценки системы показателей, что создает дополнительные трудности, так как
необходимо выбрать показатели и оценить их влияние на конечный результат. Как
правило, к многокритериальным решениям относятся стратегические решения (выбор
поставщика, покупателя, определение оптимума реализации по критериям цены и
объема и т.п.).
3. Информационная подготовка
тактических и оперативных управленческих решений
Среди возможных подходов к подготовке
информационных пакетов для руководителей разных уровней,
наиболее распространен маржинальный подход. Этот подход основывается на
информации о переменных затратах.
В отчете о прибылях и
убытках предприятия с использованием показателя маржинальной прибыли можно
найти ряд интересных характеристик, которые могут быть полезны руководителю, желающему выяснить, как изменится прибыль предприятия
при изменении цены единицы продукции, объема
производства и затрат на
изготовление этой продукции.
Чтобы охарактеризовать эти показатели, рассмотрим отчет о прибылях предприятия. Допустим, что это предприятие выпускает изделия одного
и того же типа, например телевизоры (См. Табл. 2).
Отчет о прибылях и убытках за август 200Х
г., ден.ед.
Показатели
|
Всего
|
На единицу
|
Выручка от реализации (400 шт.)
|
200 000
|
500
|
Минус переменные затраты
|
120 000
|
300
|
Маржинальная прибыль
|
80 000
|
200
|
Минус постоянные затраты
|
70 000
|
|
Прибыль
|
10 000
|
|
Табл. 2
По определению, маржинальная прибыль - это разность
между выручкой от реализации и переменными
затратами, т. е. это сумма,
направляемая для покрытия постоянных
затрат и затем получения прибыли [15;84]. Заметим, что в первую очередь маржинальная прибыль необходима для
покрытия постоянных затрат, а затем уже для
получения прибыли организацией. Если маржинальной прибыли недостаточно для покрытия постоянных затрат, предприятие несет убыток от своей деятельности. Предположим, что в середине месяца удалось продать только
один телевизор. Тогда отчет о прибылях (маржинальный подход) выглядит следующим
образом (См. табл. 3).
Показатели
|
Всего
|
На единицу
|
Выручка от реализации (1 шт.)
|
500
|
500
|
Минус переменные затраты
|
300
|
300
|
Маржинальная прибыль
|
200
|
200
|
Минус постоянные затраты
|
70000
|
|
Убыток
|
69 800
|
|
Табл. 3
Для каждого дополнительного телевизора, проданного в течение месяца, 200 ден. ед. маржинальной
прибыли будут источником покрытия постоянных затрат. В случае продажи второго
телевизора суммарная маржинальная прибыль увеличится
на 200 ден. ед., убыток предприятия уменьшится
соответственно на 200 ед. и составит 69 600 ден. ед.
Эти рассуждения можно продолжить, предположив,
что продано 3,4 и т.д. телевизоров. Когда же предприятие
сможет покрыть постоянные затраты, сколько телевизоров нужно для
этого продать?
Точка безубыточности – это точка, где доход от продаж равен
совокупным затратам. Для решения проблемы алгебраическим способом используем
следующее равенство.
Выручка
от Затраты Затраты
реализации переменные постоянные
Проведя необходимые преобразования получим формулу для
определения безубыточного объема производства.
Затраты постоянные
критический
Цена – Переменные затраты не единицу объем
Другая альтернатива этой формулы:
Затраты постоянные критический
Маржинальный доход / количество объем
Очевидно, такой момент наступит, когда будет продано 350 штук
(См. табл. 4).
Показатели
|
Всего
|
На единицу
|
Выручка от реализации (350 шт.)
|
175 000
|
500
|
Минус переменные затраты
|
105 000
|
300
|
Маржинальная прибыль
|
70000
|
200
|
Минус постоянные затраты
|
70000
|
|
Убыток
|
0
|
|
Табл. 4
Следовательно, при продаже 350 телевизоров предприятие не
получит ни прибыли, ни убытка. В управленческом учете такая ситуация означает
достижение точки безубыточности.
Когда количество продаж превышает число единиц, определенных
точкой безубыточности, предприятие начинает получать прибыль. Например, если
будет продан 351 телевизор, прибыль составит 200 ден.ед., поскольку будет
продано на 1 телевизор больше, чем нужно для достижения точки безубыточности.
Норма маржинальной прибыли
Выручка от реализации, переменные и постоянные затраты, а
также маржинальная прибыль могут быть выражены в процентах.
Отношение маржинальной прибыли к сумме выручки от реализации
называется нормой маржинальной прибыли. Эта величина рассчитывается следующим
образом:
Норма Маржинальная
маржинальной прибыль
прибыли = Выручка от
реализации
Для нашего примера это определяется следующим образом:
(80 000 / 200 000) • 100%
= 40%, Или в расчете на единицу
(200 / 500) • 100% = 40%
Норма маржинальной прибыли показывает, какое влияние на маржинальную прибыль оказывает
изменение суммы выручки от реализации. В нашем примере норма
маржинальной прибыли составляет 40 %. Это означает, что увеличение выручки от
реализации на 1 ден.ед. приведет к увеличению
маржинальной прибыли на 0,4 ден. ед. Прибыль предприятия также увеличится
на 0,4 ден. ед., если останутся неизменными
постоянные затраты.
Зная норму маржинальной прибыли, можно определить ожидаемую прибыль предприятия при увеличении объема производства или продаж. Например, если объем будет увеличен на 20 000 шт.,
то маржинальная прибыль увеличится на 8000 ден. ед. (20 000 • 0,4). Прибыль предприятия также увеличится на 8000 ден.ед. при условии неизменности постоянных
затрат.
Основываясь на маржинальном доходе можно выделить следующие группы
управленческих решений:
1)
Решение
об объеме производства, которое основывается на CVP анализе.
2)
Выбор
производственной программы.
3)
Покупка
или самостоятельное производство.
4)
Ценообразование.
Менеджеры многих западных предприятий предпочитают работать с
нормой маржинальной прибыли, а не с самой
маржинальной прибылью. Это особенно удобно в тех случаях, когда предприятие выпускает разнородную продукцию. При прочих
равных условиях выгоднее увеличивать объем
производства той продукции, для которой норма маржинальной прибыли наибольшая. Концепция нормы
маржинальной прибыли находит широкое
применение в процессе принятия управленческих решений.
4. CVP – анализ как одна из моделей принятия
управленческих решений
Анализ соотношения "затраты-объем-прибыль" (Cost-Volume-Profit; CVP-анализ) - это один из самых мощных инструментов, имеющихся в распоряжении менеджеров. Он помогает им понять взаимоотношения между ценой изделия, объемом,
или уровнем производства, прямыми затратами
на единицу продукции, общей суммой постоянных затрат, смешанными затратами.
Поскольку такой анализ помогает
проследить взаимосвязь между такими важными характеристиками, как затраты, объем и прибыль,
он является ключевым фактором в процессе принятия многих управленческих
решений. Эти решения касаются вопросов определения ассортимента выпускаемых изделий, объема производства, типа маркетинговой
стратегии и т.д. Благодаря такому широкому спектру применения CVP - анализ, несомненно, является лучшим средством управления, чтобы
добиться максимально возможной в данных условиях прибыли организации.
CVP-анализ
позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами,
постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главная
роль в выборе
стратегии поведения предприятия принадлежит
маржинальной прибыли. Очевидно, что добиться увеличения прибыли можно,
увеличив величину маржинальной прибыли. Достичь этого возможно разными
способами: снизить цену продаж и
соответственно увеличить объем реализации;
увеличить постоянные затраты и увеличить объем; пропорционально изменять
переменные, постоянные затраты и объем выпуска продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|