рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Краткосрочная финансовая политика

Определенный интерес представляют инструменты управления денежными средствами, применяемые транснациональными компаниями.

Netting (взаимозачет) представляет собой инструмент уменьшения взаимных платежей между отдельными подразделениями компаний. Если первое подразделение должно второму некоторую сумму, второе должно такую же сумму третьему, а третье, соответственно, первому, то необходимости реального перевода средств нет, поскольку взаимные задолженности уравновешивают друг друга.

Leading and lagging (ускорение и замедление) является инструментом, позволяющим воспользоваться колебаниями курсов валют путем внесения изменений в кредитные условия, существующие между отдельными подразделениями компаний.

Matching (сбалансированность) — это инструмент, который позволяет избежать негативных последствий от изменения валютных курсов или процентных ставок. Matching основан на определении несоответствия между приходящими и исходящими потоками наличности по каждой валюте отдельно. Важность этого метода состоит в том, что он позволяет компаниям избежать тех рисков, которые по своей природе не должны влиять на эффективность их деятельности. .

7. Политика управления кредиторской задолженностью компании

1. Понятие и состав кредиторской задолженности компании

Кредиторская задолженность это денежные средства, временно привлеченные компанией, подлежащие возврату юридическим или физическим лицам, у которых они заимствованы и которым они не выплачены.

Кредиторская задолженность компании может быть классифицирована на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя кредиторская задолженность характеризует краткосрочный вид заемных средств, используемых компанией и формируемых ею за счет внешних источников. К ней относится задолженность компании перед партнерами и контрагентами по договорным и корпоративным обязательствам: долги по платежам поставщикам за поставленные товары, подрядчикам — за выполненные работы по возврату полученных, но не отработанных авансов, оплата векселей.

Внутренняя кредиторская задолженность компании характеризует краткосрочный вид заемных средств, используемых компанией и формируемых ею за счет внутренних источников. К ней относится задолженность компании по оплате труда, единому социальному налогу, перечислениям налогов в бюджеты разных уровней, перечислениям взносов на страхование имущества компании, перечислениям взносов на личное страхование персонала, расчетам с дочерними компаниями и прочим начислениям в составе внутренней кредиторской задолженности компании. Начисления средств по различным видам внутренней кредиторской задолженности производятся компанией ежедневно (по мере осуществления текущих хозяйственных операций), а погашение обязательств по этой внутренней задолженности — в определенные (установленные) сроки в диапазоне до одного месяца.

Кредиторская задолженность — это существенная доля в составе источников финансирования. В России компании очень часто финансируют свою текущую деятельность практически за счет только кредиторской задолженности. Уровень кредиторской задолженности

российских компаний в их совокупных обязательствах представлен в табл. 7.1.

Таблица 7.1. Размер и структура суммарной задолженности по обязательствам компаний, млрд руб.


1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002

2003 г.

Суммарная задолженность по обязательствам

3609,4

4479,9

6059,1

7307,6

8795,9

В том числе просроченная

1445,3

1675,2

1667,6

1558,8

1401,3

Из суммарной задолженности:






кредиторская задолженность

2900,8

3515,0

4230,7

4832,3

5283,2

в том числе просроченная

1354,5

1571,5

1560,1

1432,8

1306,1

задолженность по кредитам банков и займам

708,6

964,9

1828,4

2475,3

3512,7

в том числе просроченная

90,8

103,7

107,5

126,0

95,2

Источник: данные Росстата.

Просроченная кредиторская задолженность российских компаний в разрезе кредиторов представлена в табл. 7.2.

Таблица 7.2 Просроченная кредиторская задолженность компаний в разрезе кредиторов


1999 г.

2000 г

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Число компаний, имеющих просроченную кредиторскую задолженность, ед.


69 746

65 073

60 472

52 427

Просроченная кредиторская задолженность, млрд руб.

1354,5

1571,5

1560,1

1432,8

1306,1

В том числе:






поставщикам

619,5

712,5

754,0

710,3

652,0

в бюджеты всех уровней

275,2

346,4

314,0

273,4

238,8

по платежам в государственные внебюджетные фонды

297,4

322,1

311,2

237,4

205,9

Из общей просроченной задолженности — длительностью свыше 3 месяцев

1088,2

1289,2

1269,3

1176,3

_

Источник: данные Росстата.

В структуре просроченной кредиторской задолженности основной объем (около 50%) приходится на долги промышленных компаний.

Сравнительный анализ кредиторской и дебиторской задолженности компаний представлен в табл. 7.3.

Таблица 7.3. Превышение кредиторской задолженности над дебиторской задолженностью, млрд руб.


1999 г.

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Дебиторская задолженность

2000,0

2450,8

3211,0

3663,3

4138,7

Кредиторская задолженность

2901,0

3515,0

4230,7

4832,3

5283,2

Превышение кредиторской задолженности над дебиторской:






всего

901,0

1064,2

1019,7

1169,0

1144,5

в % от дебиторской задолженности

45,1

43,4

31,8

31,9

27,7

Источник: данные Росстата.

Практика показывает, что ни одна компания не может обойтись без хотя бы незначительной кредиторской задолженности, которая всегда существует в связи с особенностями бюджетных, арендных и прочих периодических платежей: оплаты труда, поставки товарно-материальных ценностей без предварительной оплаты и т.д. Данный вид кредиторской задолженности нужно рассматривать как «неизбежный». Он хотя и позволяет временно использовать «чужие» средства в собственном коммерческом обороте, но не имеет принципиального значения, если такие платежи будут осуществлены в установленные сроки.

2. Понятие и алгоритм формирования политики управления кредиторской задолженностью компании

Исследования, проведенные Консультационной группой «Воронов и Максимов» среди российских компаний по управлению кредиторской задолженностью, показали, что 54% опрошенных компаний не используют никаких методов управления кредиторской задолженностью. Оставшиеся компании при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности применяют лишь отдельные методы управления кредиторской задолженностью: регулярные переговоры с поставщиками об условиях поставки, индивидуальную работу с каждым поставщиком, выбор поставщиков с соответствующими условиями оплаты, увеличение товарного кредита и срока отсрочки платежа от поставщика на основе определения фиксированного объема

месячных закупок, переход на оплату поставщикам после реализации продукции, несанкционированную задержку платежей поставщикам, получение скидок по объему закупаемой продукции за определенный период времени, вексельную форму расчетов.

По результатам исследования можно сделать вывод о том, что лишь очень немногие российские компании проводят хоть какую-то политику управления кредиторской задолженностью.

Политика управления кредиторской задолженностью, как часть общей финансовой политики компании, заключается в оптимизации общего размера этой задолженности, обеспечении ее своевременной и в необходимых размерах выплаты (погашения) кредиторам компании.

При этом основной задачей управления кредиторской задолженностью является оптимизация размера кредиторской задолженности за расчеты с поставщиками (за товарный (коммерческий) кредит), на которую приходится значительный объем кредиторской задолженности российских компаний.

Процесс разработки политики управления кредиторской задолженностью компании может быть представлен следующим алгоритмом:

• анализ кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде;

• определение состава и оптимальной структуры кредиторской задолженности компании в предстоящем периоде;

• разработка системы коэффициентов для управления кредиторской задолженностью;

• приведение структуры кредиторской задолженности в соответствие с плановыми (оптимальными) параметрами;

• прогнозирование средней суммы начисляемых платежей по отдельным видам кредиторской задолженности;

• установление периодичности выплат по отдельным видам кредиторской задолженности;

• оценка эффекта прироста кредиторской задолженности предприятия в предстоящем периоде;

• обеспечение контроля за своевременностью начисления и выплаты средств в разрезе отдельных видов кредиторской задолженности.

Анализ кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде заключается в выявлении потенциала формирования заемных финансовых средств компании за счет этого источника. Анализ включает четыре этапа.

I этап. Исследование динамики общей суммы кредиторской задолженности компании в предшествующем периоде, определение изменения ее удельного веса в общем объеме привлекаемого заемного капитала.

II этап. Оценка оборачиваемости кредиторской задолженности компании, выявление ее роли в формировании финансового цикла.

Под финансовым циклом компании понимается разрыв между сроками платежа по своим обязательствам перед поставщиками и получением денежных средств от покупателей. В соответствии с формулой расчета финансового цикла, приведенной в гл. 6, увеличение периода оборота кредиторской задолженности может являться одним из путей сокращения финансового цикла компании.

Показатели оборачиваемости являются важнейшими показателями, характеризующими эффективность управления кредиторской задолженностью. Анализ оборачиваемости позволяет сделать выводы о:

• рациональности размера годового оборота средств в расчетах; ускорение оборачиваемости денежных средств в расчетах способствует притоку других активов компании и погашению кредиторской задолженности;

• уменьшении себестоимости продукции (работ, услуг); с увеличением числа оборотов сокращается доля постоянных расходов, относимая на себестоимость;

• возможном ускорении оборота на других стадиях производственного процесса и продажи продукции (работ, услуг); сокращение оборачиваемости кредиторской задолженности сопровождается ускорением оборота денежных средств, запасов и обязательств компании.

Основная цель анализа заключается в определении скорости и времени оборачиваемости задолженности и резервов ее ускорения на разных этапах хозяйственной деятельности компании.

Для оценки оборачиваемости кредиторской задолженности используют коэффициенты оборачиваемости кредиторской задолженности исходя из выручки от продаж и себестоимости реализованной продукции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.