Вообще, на моей практике, вопрос
обеспечения является индикатором для распознания заведомо невозвращаемых
кредитов. Стоит сотруднику кредитного подразделения четко построить схему
принятия обеспечения, провести высокопрофессиональную оценку стоимости и
ликвидности предоставляемых материальных активов, как сразу становится ясным
был бы кредит “проблемным” или нет.
Желательно для банка наличие тесных
контактов с наиболее профессиональными участниками рынка, товары которого
принимаются банком в качестве обеспечения. Профессионалы окажут содействие в
проведении качественной экспертизы товара, возможно, предоставят информацию о
заемщике и его рыночной позиции в тот или иной период, составят оптимальную
схему возможной реализации товара в случае невозврата. В моей практике именно
информация от профессиональных участников того или иного рынка о заемщике, даже
о конкретной партии товара и возможной ситуации во время ее продажи как
обеспечения, предотвращала от выдачи заведомо проблемных кредитов. Чем более
квалифицированных экспертов получится банку привлечь в качестве оценщиков, тем
больше он застрахован от принятия в качестве обеспечения низкокачественного,
малоликвидного, узкоспецифического, дефектного, сезонного товара по завышенным
ценам. Этих же компетентных специалистов можно привлекать также в качестве
реализаторов обеспечения, так как профессиональный торговец продаст товары,
выступающие в качестве обеспечения, гораздо быстрее и лучше, чем банковские
служащие.
Важнейшей завершающей процедурой стадии
предоставления кредита является подготовка и заключение кредитного договора.
III. Третья стадия кредитного процесса - контроль за использованием
кредита.
Использование ссуды означает направление
выделенных банком средств на совершение платежей по обязательствам
хозяйственно-финансовой деятельности. Важнейшее условие использования ссуд -
эффективность кредитного мероприятия, позволяющая обеспечить поступление
денежной выручки и прибыли для погашения долга банку и уплаты процентных денег.
Главная цель этой стадии кредитного
процесса - обеспечение регулярной выплаты процентов по долгу и погашение ссуды.
Разумеется, по каждой ссуде существует
риск непогашения из-за непредвиденного развития событий. Банк может проводить
политику выдачи кредитов только абсолютно надежным заемщикам, но тогда он
упустит много прибыльных возможностей. В то же время, если возникнут трудности
с погашением кредита, это обойдется банку очень дорого. Поэтому разумная
кредитная политика направлена на обеспечение баланса между
осторожностью и максимальным использованием всех потенциальных возможностей
доходного размещения ресурсов.
Трудности с погашением ссуд чаще всего
возникают не случайно и не сразу. Это процесс, который развивается в течение
определенного времени. Опытный работник банка может еще на ранней стадии
заметить признаки зарождающегося процесса финансовых трудностей, испытываемых
клиентом, и принять меры к исправлению ситуации и защите интересов банка. Эти
меры следует принять как можно раньше, прежде чем ситуация выйдет из-под
контроля и потери станут необратимыми. При этом следует учесть, что убытки
банка не ограничиваются лишь неуплатой долга и процентов. Ущерб, наносимый
банку, значительно больше, и он может быть связан с другими обстоятельствами,
которые тоже приходится учитывать:
— подрывается репутация банка, так как большое число просроченных
и непогашенных кредитов приведет к падению доверия вкладчиков, инвесторов и т.
д.;
— увеличатся административные расходы, поскольку проблемные
ссуды требуют особого внимания кредитного персонала и непроизводительного
расходования времени на поддержание статус-кво;
— повысится угроза ухода квалифицированных кадров из-за снижения
возможностей их стимулирования в условиях падения прибыльности операций;
— средства будут заморожены в непродуктивных активах;
— возникает опасность встречного иска должника к банку,
который может доказать, что требование банка об отзыве ссуды привели его на
грань банкротства.
Все эти потери могут дорого обойтись
банку и намного превысить прямой убыток от непогашения долга.
Особо остановимся на основных причинах
возникновения трудностей с погашением ссуд .
1. Ошибки, допущенные персоналом
банка при рассмотрении
кредитной заявки, разработке условий соглашения и последующем контроле.
Наиболее часто встречаются следующие нарушения:
— недостаточно строгое отношение к заемщику (например,
одобрение заявки из дружеских соображений);
— непрофессионально проведенный финансовый анализ;
— плохое структурирование ссуды как следствие недостаточного
знакомства кредитного работника с потребностями предприятия, спецификой
отрасли и т. д.;
— недостаточное обеспечение ссуды (например, завышенная
оценка залога и т. д.);
— ошибки в документальном оформлении ссуды (пропуск в
договоре важных условий, обеспечивающих интересы банка);
— плохой контроль над заемщиком в период погашения ссуды
(отсутствие обследований компании, проверок обеспечения и т. п.).
2. Неэффективная работа компании,
получившей ссуду:
— слабое руководство;
— ухудшение качества продукции и вытеснение ее с рынка;
— неэффективный маркетинг из-за отсутствия плана рекламной
компании, ошибок в оценке будущих рынков;
— слабый контроль за финансами компании (рост дебиторской
задолженности, накладных расходов и т. п.).
Кроме того, важную роль могут сыграть
факторы, которые не находятся под контролем банка: ухудшение экономической
конъюнктуры, политические сдвиги, изменение законодательства, технологические
прорывы и т. д.
Как я уже говорил, трудности с погашением
кредитов редко возникают внезапно. Как правило, имеются многочисленные
тревожные сигналы, позволяющие заподозрить, что финансовое положение заемщика
ухудшается и что выданный ему кредит может быть не погашен в срок или вообще
превратиться в безнадежный долг.
Эти тревожные сигналы обнаруживаются
путем:
— анализа финансовых отчетов;
— личных контактов с должником;
— сообщений третьих лиц;
— сведений из других отделов банка.
В период действия кредита от заемщика
следует требовать предоставление банку балансов, отчетов о прибылях и убытках,
отчетов о поступлении наличности и других материалов. Их тщательный анализ и
сопоставление с прошлыми отчетами могут указать на возникающую опасность. Банк
должен обратить внимание на:
— непредставление финансовых отчетов в установленные сроки;
— резкое увеличение дебиторской задолженности;
— замедление оборачиваемости запасов;
— снижение доли краткосрочных активов;
— непропорциональный рост краткосрочной задолженности;
— снижение коэффициента ликвидности;
— увеличение доли основного капитала в сумме активов;
— снижение объема продаж;
— рост просроченных долгов;
— возникновение убытков от операционной деятельности;
— изменение условий коммерческого кредитования и т. д.
Для банка важно постоянно поддерживать
персональные контакты с клиентом — посещать компанию и ее филиалы, встречаться
с руководящими кадрами, что позволяет выявить наличие неустановленного
оборудования, незанятого персонала, избыточных запасов. Банковских работников
должны насторожить такие факты, как:
— изменение поведения или привычек высшего руководящего
состава;
— супружеские проблемы руководителей;
— резкое изменение отношений с банком, нежелание сотрудничать;
— замена ключевых сотрудников;
— увлечение созданием новых предприятий, скупка недвижимости;
— плохое составление финансовых отчетов;
— принятие необоснованного риска;
— установление нереалистичных цен на продукцию;
— медленная реакция на ухудшение рыночных условий;
— слабый операционный контроль;
— отсутствие преемственности в руководстве;
— потеря важных клиентов;
— создание спекулятивных запасов;
— отсрочки замены устаревшего оборудования и т. д.
Много могут раскрыть банку изменившиеся
взаимоотношения заемщика с другими деловыми партнерами:
— получение банком запросов о кредитоспособности заемщика в
связи с его просьбами о предоставлении льгот в оплате товаров;
— запросы о компании со стороны новых ее кредиторов;
— извещение страховой компании об аннулировании страховки
из-за неуплаты страховых премий;
— предъявление к оплате платежных документов (требований) при
отсутствии средств на банковском счете;
— появление практики покупки компанией товаров исключительно
на условиях предоплаты.
Наконец, другие отделы банка могут
сообщить важные сведения о значительном сокращении остатков на банковском
счете клиента и т. п. При выявлении неблагополучной (проблемной) ссуды необходимо
немедленно принять меры для обеспечения погашения кредита. Наилучший вариант —
разработка совместно с заемщиком плана мероприятий для восстановления
стабильности компании и устранения диспропорций. Если эти усилия не достигнут
цели, банк должен обеспечить свои интересы, потребовав платежа от заемщика,
продажи обеспечения, предъявления претензий к гаранту и т. п. Последний вариант
— объявление неплательщика банкротом, но это наименее желательный путь для
каждой из сторон и наиболее затратный по времени (см. Закон РФ от 19.11.92 г. №
3929-1 "О несостоятельности (банкротстве) предприятий").
Банк должен действовать без промедлений,
так как если заемщик задержит платежи торговым кредиторам, страховой компании,
налоговым органам, то будет наложен арест на имущество, и банк окажется в
длинной очереди кредиторов, требующих возмещения долга.
Первый при выявлении проблемной ссуды шаг
— объективная проверка сложившейся ситуации. Необходимо уяснить позицию
заемщика (хочет ли он исправить положение, можно ли ему доверять, способно ли
руководство компании восстановить прибыльность). Кроме того, необходимо учесть
и позицию банка, много ли у него безнадежных долгов. Если много, то не следует
ввязываться в дорогостоящую операцию судебного взыскания и предложить уладить
дело миром, аннулировав часть оставшегося долга.
Затем кредитный работник банка должен
организовать встречу с представителем компании и обсудить сложившееся положение.
При этом необходимо предпринять попытку к сотрудничеству, независимо от того,
решил ли банк продолжать работу с клиентом или ликвидировать ссуду.
Если удастся убедить клиента, что
положение можно исправить, следует наметить план действий, который может
включать:
— продажу активов;
— сокращение накладных расходов;
— изменение маркетинговой стратегии;
— смену руководства и назначение новых лиц на ключевые посты.
Другое решение может заключаться в
продаже банком залога. Для этого следует прежде всего проверить документы и
установить, что банк действительно имеет безусловное право распоряжаться
залогом. Затем необходимо выяснить, каковы возможности реализации залога:
обычно это дорогостоящая и отнимающая время процедура. Идеальный вариант —
сотрудничество с заемщиком в продаже залога.
IV. Четвертая стадия кредитного процесса - возврат банковской ссуды.
Возврат ссуд означает обратный приток
денежных средств в банки и уплату соответствующей суммы процентов. Возврат ссуд
является венцом всей проведенной работы всего кредитного подразделения и
ответом на вопрос, насколько качественно и профессионально сработали сотрудники
на всех предшествующих стадиях кредитного процесса.
Если должник без проблем возвращает ссуду
и уплачивает проценты по ней, то остается только закрыть кредитное дело (досье)
и иметь в виду на будущее этого заемщика как перспективного и уже имеющего
положительную кредитную историю в нашем банке.
Если происходит невозврат ссуды и
неуплата процентов, то тогда всем сотрудникам кредитного подразделения банка
предстоит провести колоссальную работу по ликвидации этого проблемного кредита,
а затем должен обязательно пройти анализ совершенных ошибок в процессе принятия
решения о выдаче кредита и проверке использования его. А вот в случае принятия
качественного обеспечения кредита, позволяющего быстро провести его реализацию
и погашение суммы основного долга, процентов по нему, штрафов и пени за
просрочку, можно говорить о закрытии проблемного кредита при возникновении
любой кризисной ситуации.
Вот здесь и проходит проверка
квалификации оценщиков, удобства выбранной схемы принятия обеспечения в банк.
Зачастую в практике из-за непродуманности схемы реализации залога банки
испытывают большие трудности в легитимности реализации обеспечения. Здесь
уместно напомнить о требованиях Гражданского Кодекса РФ к реализации залога и о
сложностях и проблемности их практического применения.
Глава III.
Банковское кредитование осуществляется
при строгом соблюдении принципов кредитования, которые предоставляют собой
требования к организации кредитного процесса. В зависимости от конкретной
стадии процесса кредитования принципы кредитования необходимо увязывать со
спецификой каждого этапа. Например, на стадии программирования последние
необходимо увязывать с бизнес-планом предприятий; на
стадии предоставления- с целевым характером ссуд;
на стадии контроля за использованием- с эффективностью проводимой заемщиком
работы; на стадии возврата- с поступлением
выручки, погашением задолженности и уплатой процентных денег. Изолированность в
применении принципов кредитование дает однобокость в оценке кредитного
процесса, что может вызвать ошибки в принятии решений и возникновении
проблемных ссуд.
К принципам кредитования относятся:
а) возвратность и срочность кредитования;
б) дифференцированность кредитования;
в) обеспеченность кредита;
г) платность банковских ссуд.
Рассмотрим подробнее каждый из принципов.
1. Возвратность является
той особенностью, которая отличает кредит как экономическую категорию от других
экономических категорий товарно-денежных отношений. Без возвратности кредит не
может существовать, поэтому возвратность является неотъемлемой частью кредита,
его атрибутом.
Возвратность и срочность кредитования
обусловлена тем, что банки мобилизуют для кредитования временно свободные
денежные средства предприятий, учреждений и населения. Эти средства не
принадлежат банкам, и, в конечном итоге, они, придя в банк с различных
сегментов рынка, в них и уходят (потребительское, коммерческое кредитование и
т.д.). Главная особенность таких средств состоит в том, что они подлежат
возврату (правильнее отметить, должна быть готовность к возврату) владельцам,
вложившим их в банк на условиях срочных депозитов. Поэтому "золотое"
банковское правило гласит, что величина и сроки финансовых требований банка
должны соответствовать размерам и срокам его обязательств. Нарушение этого
основополагающего принципа и приводит к банкротству банка.
Срочность кредитования представляет собой необходимую
форму достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит
должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок, т.е. в
нем находит конкретное выражение фактор времени. И, следовательно, срочность
есть временная определенность возвратности кредита. Срок кредитования является
предельным временем нахождения ссуженных средств в хозяйстве заемщика и
выступает той мерой, за пределами которой количественные изменения во времени
переходят в качественные. Если нарушается срок пользования ссудой, то
искажается сущность кредита, он теряет свое подлинное назначение.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|