Лекции по аудиту
Содержание раздела III
Глава 9. Аудит
отдельных хозяйственных операций
1.
Аудит учредительных документов и учетной политики организации
2.
Аудит основных средств
3.
Аудит производственных запасов
4.
Аудит кассовых операций
Глава 10. Особенности проведения аудита
отдельных экономических субъектов
1.
Аудит государственных унитарных предприятий
2.
Аудит участников внешнеэкономической деятельности
3.
Аудит субъектов малого предпринимательства
Глава 11. Особенности выполнения аудиторами
некоторых специальных заданий и сопутствующих услуг
1.
Налоговый аудит и сопутствующие услуги в области налогообложения
2.
Проверка прогнозной финансовой информации
Глава 9. Аудит отдельных хозяйственных операций
1. Аудит учредительных документов и учетной
политики организации
Аудит учредительных документов
Аудиторская
проверка начинается с просмотра учредительных документов: учредительного
договора, устава организации, свидетельства о государственной регистрации,
свидетельства о внесении в государственный реестр предприятий на право
осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с учредительными
документами в рамках законодательства Российской Федерации (в случае наличия в
уставном капитала организации доли иностранного участника). Проверка
учредительных документов может осуществляться как аудиторами, так и экспертами
по отдельным вопросам, в частности юристами, принимающими участие в аудиторской
проверке.
При
проверке учредительных документов устанавливаются:
•
организационно-правовая форма и вид собственности организации;
•
вид деятельности организации согласно уставу и фактически осуществляемая
деятельность;
•
соответствие вида деятельности коду отрасли народного хозяйства по ОКОНХ;
•
принадлежность организации к субъектам малого предпринимательства в
зависимости от источников формирования уставного капитала и численности
персонала.
Учредительные
документы организации должны быть оформлены в соответствии с требованиями
Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) (ст. 52).
Организационно-правовая
форма организации должна соответствовать действующему гражданскому
законодательству. В частности, учредительные документы акционерных обществ
должны быть оформлены в соответствии с нормами Федерального закона «Об
акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (в редакции последующих
изменений); обществ с ограниченной ответственностью — нормами Федерального
закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. (в
редакции последующих изменений и дополнений). Следуем проверить, соблюдено ли
требование п. 3 ст. 59 закона, согласно которому число участников общества с
ограниченной ответственностью не должно превышать 50. В противном случае
необходимо либо уменьшить число участников до установленного предела, либо
преобразовать ООО в акционерное общество или производственный кооператив.
Следует
также проверить, внесены ли в учредительные документы проверяемой организации
решения о выпуске ценных бумаг, проспекты эмиссии ценных бумаг и планы
приватизации, изменения, связанные с изменением нарицательной стоимости
российских денежных знаков и масштаба цен.
В
ходе аудита проверяются полнота формирования уставного капитала, соответствие
его величины установленным нормам. В частности, минимальный уставный капитал
открытого акционерного общества должен составлять не менее 1000 МРОТ,
установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого
акционерного общества — не менее 100 МРОТ на дату государственной регистрации
общества. Для ООО размер уставного капитала должен быть не менее 100 МРОТ на
дату представления документов для государственной регистрации общества.
Уставный капитал организации должен быть полностью оплачен в течение срока,
определенного ее уставом. При этом не менее 50% уставного капитала должно быть
оплачено к моменту регистрации, а оставшаяся часть — в течение года с момента
государственной регистрации.
При
наличии в составе проверяемой организации обособленных подразделений, не
являющихся юридическими лицами (представительств и филиалов), следует
проверить, указаны ли эти обособленные подразделения в учредительных документах
создавшего их юридического лица согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ. Одновременно
следует проверить, включены ли показатели деятельности филиалов,
представительств иных подразделений, в том числе выделенных на отдельные
балансы в бухгалтерскую отчетность проверяемой организации в соответствие с п.
8 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ
4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06 июля 1999 г.
Проверяются
также регистрационные документы, подтверждающие постановку организации на
налоговый учет в территориальной налоговой инспекции и во внебюджетных фондах:
Фонде социального страхования, Пенсионном фонде Российской Федерации, фондах
обязательного медицинского страхования.
Вышеуказанные
документы проверяются на предмет их наличия, своевременности внесения в них
изменений и дополнений и т.д.
По
уставу организации проверяется соответствие уставных видов деятельности
фактически выполняемым данной организацией. Например, по строительно-монтажным
организациям, изначально создаваемым для осуществления строительной
деятельности, таковая должна быть приведена в уставе в качестве основной. В
уставе может быть также указан конкретный профиль выполняемых строительных и
монтажных работ. В частности, вид основной строительной деятельности может
быть указан в уставе как «строительство зданий и сооружений» или «производство
строительно-монтажных работ».
Далее
проверяется наличие государственной лицензии на право осуществления видов
деятельности, подлежащих государственному лицензированию. Действующим
законодательством предусмотрены последствия осуществления лицензируемой
деятельности без наличия лицензий. Так, согласно ст. 173 ГК РФ сделки,
совершенные в ходе лицензируемой деятельности организациями, не имеющими лицензии,
могут быть признаны судом недействительными по иску этого юридического лица,
его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего
контроль или надзор за деятельностью юридического лица. Налоговым органам в
соответствии с п. 11 ст. 7 Закона «О государственной налоговой службе РСФСР» от
21 марта 1991 г. предоставлено право предъявлять в суды общей юрисдикции или в
арбитражные суды иски о признании сделок недействительными. Статьей 167 ГК РФ
предусмотрено, что в случае признания судом сделки, совершенной юридическим
лицом, не имеющим лицензии на занятие соответствующей деятельностью,
применяется двусторонняя реституция, согласно которой каждая из сторон обязана
возвратить другой все полученное по сделке. Проверку наличия государственных
лицензий следует проводить с учетом требований Федерального закона «О лицензировании
отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г,
В
ходе проверки учредительных документов устанавливается правомерность отнесения
проверяемой организации к субъектам малого предпринимательства. Согласно
действующему порядку для малых предприятий установлен льготный режим уплаты
отдельных налогов, предусмотрены льготы по отдельным налогам, а также
упрощенная система налогообложения, учета и отчетности.
До
1 января 2002 г. было предусмотрено освобождение от уплаты налога на прибыль в
первые два года работы (при условии, если выручка от указанных видов
деятельности превышает 70% общей суммы выручки от реализации продукции (работ)
для малых предприятий, осуществляющих производство и переработку
сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров
народного потребления, строительных материалов, медицинской техники,
лекарственных средств и изделий медицинского назначения, строительство объектов
жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения,
включая ремонтно-строительные работы.
В
третий и четвертый год работы такие малые предприятия уплачивают налог в
размере 25 и 50% установленной ставки при условии, если выручка от указанных
видов деятельности превышает 90% общей , суммы выручки от реализации продукции
(работ).
Если
организация наряду с льготируемой деятельностью занимается также и другими
видами деятельности, она обязана обеспечить раздельный учет результатов
хозяйственной деятельности. Общехозяйственные (накладные) расходы при этом
подлежат распределению пропорционально выручке от реализации продукции (работ,
услуг) от названных видов деятельности.
Аудит учетной политики
После
аудита учредительных документов аудиторы приступают аудиту учетной политики
проверяемой организации, проверке вопросов соблюдения методологии
бухгалтерского учета и порядка составления бухгалтерской отчетности.
В
качестве основных нормативных документов при этом используются:
Положение
по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/98),
утвержденное приказом Минфина России от 9 декабря 1998г.;
Положение
по бухгалтерскому учету и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998г.;
Положение
по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99),
утвержденное приказом Минфина России от 6 июля 1999г.;
Методические
рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности
организации, утвержденные приказом Минфина России от 28 июня 2000 г.
На
этой стадии аудита устанавливаются:
•
способы организации и ведения бухгалтерского учета;
•
соответствие записей в бухгалтерском учете действующей мете,
•
соблюдение типовой корреспонденции счетов бухгалтерскою учета;
•
правильность отражения хозяйственных операций в соответствующих синтетических
и аналитических регистрах бухгалтерского учета;
•
правильность отражения итоговых данных по Главной книге и другим синтетическим
регистрам по соответствующим статьям бухгалтерской отчетности и др.
По
результатам аудита делаются предварительные выводы о возможных нарушениях по
соответствующим участкам бухгалтерского учета, которые могут привести к
нарушениям законодательства. Например, хозяйственные операции, отраженные в
учете с отступлением от типовой корреспонденции счетов, приводят, как правило,
к нарушениям гражданского и налогового законодательства.
Анализ
форм бухгалтерской отчетности, правильности заполнения отдельных статей, увязки
показателей форм отчетности между собой и внутри каждой формы позволяет выявить
хозяйственные операции, не соответствующие законодательству Российской
Федерации, которые также могут привести к налоговым ошибкам.
Учетная
политика организации на отчетный год должна быть оформлена соответствующим
организационно-распорядительным документом (приказом, распоряжением и т.п.).
Существенные способы ведения бухгалтерского учета, принятые учетной политикой,
подлежат раскрытию в пояснительной записке в составе годовой бухгалтерской
отчетности организации (п. 3 ПБУ 1/98). Составной частью пояснений к
бухгалтерской отчетности является отчет исполнительного органа организации,
если его формирование предусмотрено действующим законодательством. Включение
приказа по учетной политике в состав бухгалтерской отчетности либо
представление его в налоговые органы по месту регистрации организации в
отдельном виде (кроме пояснительной записки или отчета исполнительного органа
в составе бухгалтерской отчетности) действующими нормативными документами не
предусмотрено. В учетной политике отражается выбор одного из нескольких
способов ведения и организации бухгалтерского учета, допускаемых
законодательством и нормативными документами, входящими в систему нормативного
регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
2. Аудит основных средств
Аудит
основных средств осуществляется с учетом положений, отраженных следующими
нормативными актами:
Федеральным
законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.;
Положением
по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации,
утвержденным приказом Минфин на России от 29 июля 1998 г;
Методическими
указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными
приказом Минфина Росси от 13 июня 1995 г.;
Положением
по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденным
приказом Минфина России от 30 марта 2001 г.;
Постановлением
Совета Министров СССР «О единых норма амортизационных отчислений на полное
восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 декабря 1990 г.
(действовало до 1 января 2002 г.);
Классификатором
основных средств, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 1 января 2002
г. (действует с 1 января 2002 г.);
Постановлением
Правительства Российской Федерации «Об утверждении порядка исчисления индекса
инфляции, применяемого) индексации стоимости основных фондов и иного
имущества предприятий при их реализации в целях определения налогооблагаемой
прибыли» от 21 марта 1996 г. (действовало до 1 января 2002 г.);
Планом
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 1 ноября
1991 г. (с последующими дополнениями и изменениями) (действовало до 2001 г.);
Планом
счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и
инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина РФ от 31 октября
2000 г. (действует с 2001 г.);
Положением
о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг),
включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования
финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным
постановлений Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. (с
последующими изменениями и дополнениями) (действовало до 1 января 2002 г.);
Приказом
Минфина России «Об отражении в бухгалтерском учете операций по договору
лизинга» от 17 февраля 1997 г.;
Законами
Российской Федерации «О налоге на прибыль предприятий и организаций» от 27
декабря 1991 г. (с изменениями и дополнениями), «О налоге на имущество
предприятий» от 13 декабря 1991г. (с изменениями и дополнениями); Налоговым
кодексом РФ (части первая и вторая).
Направления аудита основных средств
Аудит
основных средств является одним из этапов аудиторской проверки. Перед аудитором
на данном этапе стоят следующие задачи:
•
оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в
бухгалтерии предприятия и по материально ответственным лицам в местах
эксплуатации основных средств;
•
проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным
средствам;
•
проверка соблюдения предприятием налогового законодательства по операциям,
связанным с приобретением и выбытием основных средств у физических и
юридических лиц;
•
проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт
основных средств;
•
проверка результатов произведенной инвентаризации и переоценки основных
средств.
Независимо
от организационной формы собственности аудит основных средств необходимо
начинать с ознакомления с учетной политикой предприятия в части организации
учета основных средств. Основные средства согласно единой типовой
классификации группируют по отраслевому признаку: промышленность,
сельское хозяйство, транспорт и др., что позволяет получить данные об их
стоимости в каждой отрасли. По назначению основные средства предприятий подразделяют
на производственные основные средства основной сферы деятельности;
производственные основные средства других отраслей; непроизводственные основные
средства. По видам выделяют следующие группы основных средств предприятий:
здания; сооружения; передаточные устройства; машины и оборудование;
транспортные средства; инструмент; производственный инвентарь и принадлежности;
хозяйственный инвентарь; рабочий продуктивный скот; многолетние насаждения;
капитальные затраты по улучшению земель; прочие основные средства. В состав
основных средств включают также капитальные вложения в арендованные объекты,
относящиеся к основным средствам. По принадлежности основные средства
подразделяют на ( собственные и арендованные, а по признаку использования —
находящиеся в эксплуатации; в реконструкции и техническом перевооружении; в
запасе; на консервации.
Страницы: 1, 2, 3
|