рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по аудиту

Следующий этап аудита основных средств — проверка результатов последней инвентаризации основных средств.

Затем следуют:

•   ознакомление с материалами по переоценке основных средств за проверяемый период и их отражение в учете;

• проверка наличия приказов (распоряжений) о создании на пред­приятии постоянно действующей комиссии по списанию основных средств, о лицах, ответственных за сохранность основных средств м местах эксплуатации, о наличии с ними договоров о полной материальной ответственности;

•  ознакомление с договорами купли-продажи основных средств, заключенными с юридическими и физическими лицами;

•   ознакомление с порядком ведения картотеки основных средств и инвентарных списков по конкретным материально ответственным лицам бухгалтерией предприятия;

•  установление обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами.

Источники, используемые при аудите основных средств, завися от учетной политики предприятия и принятой предприятием органи­зационной формы бухгалтерского учета. Это выражается в выборе организацией форм учета (журнально-ордерной, мемориально-ордерной, упрощенной, машинно-ориентированной), а также в перечне применяемых регистров, их построении, последовательности и способах записей в них. Следует помнить, что при любой форме учета о рации по движению основных средств должны оформляться унифи­цированными межведомственными формами первичной учетной документации. К их числу относятся:

форма ОС-1   — Акт  (накладная)  приемки-передачи  основных средств;

форма ОС-3 — Акт приемки-сдачи отремонтированных, рекон­струированных и модернизированных объектов;

форма ОС-4 — Акт на списание основных средств;

форма ОС-4а — Акт на списание автотранспортных средств;

форма ОС-6 — Инвентарная карточка учета основных средств;

форма ОС-14 — Акт о приемке оборудования;

форма ОС-15 — Акт приемки-передачи оборудования в монтаж;

форма ОС-16 — Акт о выявленных дефектах оборудования.

Документы, форма которых не предусмотрена в указанном перечне и в других альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, должны соответствовать требованиям, предъявляемы» документам.

Важным моментом в организации аналитического учета основных средств является качественное и своевременное проведение их инвентаризации. Аудитор проверяет правильность проведения последней инвентаризации, выявленные при этом ошибки и их исправление. Если инвентаризация основных средств не проводилась в течение пос­ледних 2-3 лет, аудитор может потребовать ее проведения с целью сни­жения аудиторского риска.

Синтетический учет движения основных средств и их износа ве­дется в журналах-ордерах № 13, 10 и 10/1, а при использовании ком­пьютерных информационных технологий — в машинограммах дебето­вых и кредитовых оборотов по счетам 01,02. Данные по этим регистрам необходимо сверить с Главной книгой, балансом (форма № 1), прило­жением к бухгалтерскому балансу (форма № 5).

При проверке начисления амортизации основных средств важно ус­тановить правильность их отнесения к соответствующей группе амор­тизационных отчислений. В целях налогообложения прибыли до 1 ян­варя 2002 г. для этого руководствовались Постановлением Совета Ми­нистров СССР «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» от 22 ноября 1990 г. Начиная с 1 января 2002 г. нормы амортизации для целей налогообложения приведены в Классификаторе основных средств, утвержденном Постановлением Правительства РФ 1 января 2002 г.

Для проверки правильности отнесения амортизации на счета затрат или на другие источники устанавливают, к какому виду относятся ос­новные средства: производственного или непроизводственного назна­чения. Амортизацию по основным средствам производственного на­значения относят на издержки производства и обращения (счета 20, 25, 26 и др.), а непроизводственного назначения — на счет 29.

Следует отметить, что некоторым предприятиям для целей налого­обложения разрешено применять метод ускоренной амортизации ак­тивной части производственных основных фондов. Согласно поста­новлению Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и раз­витию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. малые предприятия в первый год эксплуатации могут списывать дополни­тельно как амортизационные отчисления до 50% первоначальной сто­имости основных фондов со сроком службы свыше 3 лет, а также на общих основаниях производить ускоренную амортизацию активной части производственных фондов. При этом необходимо иметь в виду, что при прекращении деятельности малого предприятия до истечения первого года сумма дополнительно начисленной амортизации подле­жит восстановлению за счет увеличения балансовой прибыли пред­приятия.

Механизм ускоренной амортизации активной части производст­венных основных фондов разрешено применять предприятиям высокотехнологичных отраслей экономики для внедрения эффективных видов машин и оборудования (п. 7 постановления Правительства Рос­сийской Федерации от 19 августа 1994 г.).

Решение о применении механизма ускоренной амортизации в целях налогообложения отражается в учетной политике предприятия и доводится до сведения налоговых органов.

Для целей бухгалтерского учета могут применяться следующие методы начисления амортизации основных средств:

• равномерного (линейного) списания стоимости;

• начисления амортизации пропорционально объему выполнен­ных работ;

• списания стоимости по сумме чисел (метод суммы чисел), или кумулятивный метод;

• уменьшающегося остатка.

Два последних метода считаются методами ускоренного списания. К наиболее часто встречающимся нарушениям учета амортизации основных средств относятся:

•   начисление амортизации основных средств один раз в квартал;

• продолжение начисления амортизации по объектам с истекши­ми сроками нормативной эксплуатации;

• неправомерное ускоренное начисление амортизации основных средств.

• неправомерное начисление дополнительной амортизации на малых предприятиях (путают первый год функционирования предпри­ятия с первым годом эксплуатации основных средств);

• списание 50% балансовой стоимости в первый месяц или в пер­вый' квартал после ввода в эксплуатацию основных средств, а не рав­номерно в течение года.

Проверка учета капитальных вложений включает рассмотрение ве­дения аналитического учета по счету 08 «Капитальные вложения», а также отнесение затрат по капитальному строительству и оформление ввода в эксплуатацию основных средств.

По общему правилу сумма уплаченного НДС при приобретении объектов основных средств в первоначальную стоимость не включает­ся, однако из этого правила есть исключения, установленные действу­ющим законодательством. В частности, НДС включается в первоначальную стоимость основных средств в случае приобретения основных средств субъектами малого предпринимательства, работающими в режиме, упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности.

Все предприятия, объединения и организации независимо от их ведомственной подчиненности и форм собственности включают рас­ходы на все виды ремонта основных производственных фондов в состав затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг). Кроме того, предприятия могут создавать ремонтный фонд (резерв) с отчислением в него средств по утвержденным ими на пятилетие нор­мативам. На конец года остатков резерва расходов на ремонт основных средств не должно быть. Для учета средств ремонтного фонда исполь­зуется счет 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей». Непред­виденные расходы на ремонт основных фондов также можно списы­вать на счет 97 «Расходы будущих периодов» с последующим отнесе­нием на счета затрат.

Типичные ошибки, выявляемые при аудиторских проверках

К типичным ошибкам, выявляемым при аудите основных средств, относятся следующие:

• аналитический учет основных средств должен вестись в инвен­тарных карточках (форма ОС-6), однако зачастую предприятия счита­ют ведение таких карточек излишним, ссылаясь на имеющиеся в бух­галтерии копии инвентарных списков, а те предприятия, где эти кар­точки ведут, не всегда соблюдают требование полноты занесения реквизитов;

• материальная ответственность организуется лишь в отношении собственных основных средств, учитываемых на счете 01 «Основные средства»;

• информация о наличии основных средств по данным Главной книги не соответствует информации об их остатках по данным инвен­тарных карточек, что нередко влечет за собой недоначисление или переначисление амортизации;

• в состав первоначальной стоимости объекта основных средств включается вся сумма процентов за пользование кредитом (займом), уплаченных банку (некредитной организации) как до ввода, так и после ввода объекта в эксплуатацию;

• при покупке основных средств у физических лиц не всегда про­изводится удержание подоходного налога[1];

• предприятие продолжает начислять амортизацию по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации;

• не всегда предъявляются санкции к подрядчику за нарушение срока проведения ремонта;

• остатки ремонтного резерва не присоединяются к прибыли от­четного года.

3. Аудит производственных запасов

К производственным запасам относятся сырье, основные и вспо­могательные материалы, топливо, покупные полуфабрикаты и ком­плектующие изделия, запасные части, тара, используемая для упаков­ки и транспортировки продукции (товаров), малоценные и быстроиз­нашивающиеся предметы.

При проведении аудита производственных запасов следует пользо­ваться нормативными документами:

Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г.; Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской от­четности в Российской Федерации, утвержденным приказом Минфи­на России от 29 июля 1998 г.;

Методическими указаниями по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995г.;

Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-произ­водственных запасов» (ПБУ 5/98), утвержденным приказом Минфина России от 15 июня 1998 г.;

Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-произ­водственных запасов» (ПБУ 5/01), утвержденным приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. (действует с 1 января 2002 г.);

Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденными приказом Минфина Рос­сии от 28 декабря 2001 г.;

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий и инструкцией по его применению, утверж­денными приказом Минфина СССР от 1 ноября 1991 г. (с последую­щими дополнениями и изменениями) (действовало до 2001 г.);

Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной де­ятельности предприятий и инструкцией по его применению, утверж­денными приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. (действует с 2001 г.);

Положением о составе затрат по производству и реализации про­дукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитыва­емых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 г. (с последу­ющими изменениями и дополнениями) (действовало до 1 января 2002 г.);

Законами Российской Федерации «О налоге на прибыль предпри­ятий и организаций» от 27 декабря 1991 г., «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г., Налоговым кодексом РФ (части первая и вторая).

Согласно Положению ПБУ 5/98 (ПБУ 5/01) к материально-производственным запасам (МПЗ) относится часть имущества:

• используемая при производстве продукции, выполнении работ и оказании услуг;

• предназначенная на продажу;

• используемая для управленческих нужд организации.

В состав материально-производственных запасов включаются сырье и материалы, готовая продукция, товары, а также инвентарь и хозяйственные принадлежности, используемые в качестве средств труда в течение периода времени, не превышающего 12 месяцев.

Положение ПБУ 5/98 (ПБУ 5/01) определяет также порядок оценки в бухгалтерском учете и отчетности материально-производственных запасов в зависимости от канала поступления,

Направления аудита МПЗ

Круг рассматриваемых аудитором вопросов при проверке МПЗ очень велик, но в основном они могут быть сведены к следующему:

• оценка организации учета сохранности и списания материаль­ных ценностей;

•   проверка организации и порядка ведения складского хозяйства;

•   проверка наличия дорогостоящего сырья, материалов и других

запасов;

•   изучение договоров (контрактов) на поставку материальных

ценностей;

• проверка соблюдения предприятием налогового законодатель­ства по операциям, связанным с приобретением, выбытием и пере­оценкой материальных ценностей.

Независимо от организационно-правовой формы собственности аудит производственных запасов включает:

• ознакомление с учетной политикой предприятия в части орга­низации учета производственных запасов;

• установление обеспеченности бухгалтерии действующими нор­мативными документами;

•    ознакомление с материалами проводимых инвентаризаций;

• проверку актов приема-передачи имущественных ценностей при смене материально ответственных лиц;

•    проверку ведомостей учета материальных ценностей;

• проверку стоимости реализации материальных ценностей, по­лученных сотрудниками (не ниже рыночной), и фактов внесения денег в кассу предприятия;

• проверку правильности списания стоимости материальных цен­ностей, израсходованных на производственные и другие нужды;

• проверку соблюдения метода оценки материалов (ПБУ 5/98, п. 15).

ПБУ 5/98 (ПБУ 5/01) предоставляет организациям право выбрать вариант оценки материально-производственных запасов при их списа­нии. Пункт 15 ПБУ 5/98 определяет возможность выбора следующих методов оценки материалов, готовой продукции, товаров, учитывае­мых по покупной цене, при списании и ином выбытии:

• по себестоимости каждой единицы;

• по средней себестоимости;

• по себестоимости первых по времени приобретения материаль­но-производственных запасов (метод ФИФО);

• по себестоимости последних по времени приобретения матери­ально-производственных запасов (метод ЛИФО).

Организация может применять в течение отчетного года как эле­мент учетной политики один метод оценки по каждому отдельному виду (группе) материально-производственных запасов.

Материально-производственные запасы, приобретаемые за плату, принимаются к бухгалтерскому учету в сумме фактических затрат ор­ганизации на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмот­ренных законодательством Российской Федерации). Данная позиция распространяется на такие виды материально-производственных запа­сов, как материалы (счет 10), товары (счет 41).

В действующей нормативной базе предусмотрены случаи включе­ния сумм НДС в стоимость приобретенных МПЗ:

• при приобретении МПЗ у организаций розничной торговли в соответствии с п. 19 инструкции Госналогслужбы России от 11 октября 1995 г. (с последующими изменениями и дополнениями) суммы НДС расчетным путем не выделяются и на расчеты с бюджетом не относят­ся. Аналогичный порядок предусмотрен гл. 21 Налогового кодекса РФ;

• организации, использующие для своей продукции разнооборотную тару, имеющую залоговые цены, в том числе стеклопосуду, учиты­вают эту тару по залоговым ценам на счете 10 «Материалы», включая НДС.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.