4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций,
осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над
соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного
самоуправления норм права в процессе образования, распределения и
использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной
информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.
6. Финансовое планирование,
прогнозирование и контроль.
Финансовое плпнирование.
Объектами финансового планирования является
финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства, а итоговым
результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного
учреждения до сводного финансового плана государства.
Планирование характеризуется:
- экстенсивностью (охватывает широкий круг
социально- политических и экономических явлений)
- интенсивностью (подразумевает применение
совершенной техники)
- эффективностью (означает, что в итоге
необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).
МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
- автоматический (данные этого года переносятся
на следующий с умножением на коэффициент инфляции);
- статистический (складываются расходы за
предыдущие года и делится на количество предыдущих лет);
- метод нулевой базы (все позиции должны
рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает
их с возможностями;
Финансовое планирование на уровне государства.
Сводный финансовый баланс государства состоит из
доходной и расходной частей.
Коммерческое предприятие.
Финансовый план для коммерческого предприятия -
это баланс доходов и расходов.
Бюджетное предприятие.
Для бюджетных организаций финансовый план - это
смета.
Главное различие сметы от баланса в том, что в
смете очень детально отражается расходная часть, тогда как доходы отражаются в
разрезе источников. Для составления сметы в качестве исходных данных используют
контрольные цифры и экономические нормативы. Контрольные цифры состоят из
показателей, отражающих специфику деятельности и являются ориентирами.
По всем разделам сметы приводятся плановые и
отчетные данные текущего года, которые позволяют сопоставить их с показателями
планируемого года.
Финансовое планирование для органов
государственной власти и управления. Это бюджеты различных уровней, которые
делятся на доходную и расходную части.
Финансовый контроль.
Объектом контрольной функции являются финансовые
показатели деятельности организаций или предприятий и в зависимости от субъекта
(контролирующего органа) финансовый контроль делится:
-общегосударственный контроль (вневедомственный).
Осуществляют органы государственной власти и управления и контролю подлежат
предприятия и организации независимо от ведомственного подчинения;
-ведомственный финансовый контроль проводят
контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они осуществляют проверку
финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений;
-внутрихозяйственный финансовый контроль
проводится финансовыми службами предприятий и организаций. В их функции входит
проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его
подразделений;
-общественный финансовый контроль осуществляется
на общественно -добровольных началах физическими лицами;
- независимый финансовый контроль осуществляется
независимыми аудиторскими фирмами;
Государственный федеральный контроль
осуществляется высшими органами федерального управления: Государственная дума
Совет Федерации.
7. Денежно- кредитная политика- как составная часть
финансовой политики.
Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в
области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование
экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и
выравнивание платежного баланса.
Денежно-
кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с
Министерством финансов совместно с другими органами государства. В условиях
высокоразвитой рыночной экономики в основе Д.к.п. лежит принцип
"компенсационного регулирования". Принцип компенсационного
регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:
- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения
кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста
денежной массы в обращении);
- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование
кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в
обращении).
Основными методами денежно- кредитной политики являются:
- изменение ставки учетного процента;
- операции на открытом рынке;
- изменение норм обязательных резервов банков; а также
специальные методы по регулированию отдельных видов кредита.
Субъектом денежно- кредитной политики является центральный
банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является
правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности.
Такие права ему даны на основе принципа разделения властей. Правительство не в
праве требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет
выпуска дополнительного количества денег.
В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на
денежно- кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении
определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные
процессы. Например, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать
регулирование денежной эмиссии и ограничение динамики кредитования.
8. Финансовый механизм: понятие, типы.
Финансовый механизм- это система установленных
государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых
осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.
Финансовый механизм состоит из совокупности организационных
форм финансовых отношений и методов формирования и использования
централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов
финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой,
финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и
нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении
государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и
внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг
и т.д.)
Выделяют два типа финансовых механизмов:
1.
Директивный
финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых
непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и
т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений
установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный
финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых
государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое
значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных
бумаг), либо- одна из сторон этих отношений- агент государства ( финансы
государственных предприятий).
2. Регулирующий финансовый механизм определяет
основные правила поведения в такой сфере финансов, где интересы государства
прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых
отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий
порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и
других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы,
виды денежных фондов.
9.Финансовая система РФ: понятие, структура.
Финансовая система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых
отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и
использование фондов денежных средств. В финансовую систему включены все
финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три
крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:
I Централизованные финансы:
1. Государственный бюджет.
Размер и структура государственного бюджета характеризуют
уровень социально- экономического развития страны. Основным источником
формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная
доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные
доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя
государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного
строительства, поддержку пожилых граждан и т.п.
Состоит из трех самостоятельных звеньев:
- федерального бюджета РФ;
- бюджетов национально- государственных и административно-
территориальных образований;
- бюджетов муниципальных образований.
Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных
и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств
и их количественные параметры. В расходной части определяются направления,
сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.
2. Государственный кредит отражает кредитные отношения по
поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения,
предприятий и организаций для финансирования государственных расходов.
Государственный кредит основан на добровольности платежей в
казну государства; привлекается через размещение государственных займов,
денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг.
Государственный кредит- это также и внешние займы государства
для покрытия дефицита бюджета.
3. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации
социальных функций государства. Являются федеральной собственностью, но
действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы
(Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования,
Пенсионный фонд).
4. Фонды личного и имущественного страхования предназначены для
возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению,
а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального
обеспечения при наступлении страхового случая (а также способствуют проведению
мероприятий по предупреждению несчастных случаев).
5. Фондовый рынок- вид финансовых отношений,
возникающий в результате купли- продажи специфических финансовых активов
(ценных бумаг).
Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с
высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию
временно свободных денежных средств.
II. Децентрализованные финансы.
1. Финансы коммерческих предприятий и организаций обслуживают материальное
производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри
предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные
фонды.
2. Финансы посредников (кредитных организаций, частных
пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов).
3. Финансы некоммерческих организаций.
III. Финансы домашних хозяйств- экономические отношения,
возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы
домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль
за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки
общества.
9. Бюджетное устройство –
бюджетная система: понятие,
принципы.
Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ
регламентируются положениями Конституции РФ и Бюджетным кодексом РФ.
Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о
федеральном бюджете РФ на соответствующий год; правовые акты местных
представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие
федеральные законы, законы субъектов федерации, нормативно-правовые акты
местных органов власти по бюджетным вопросам.
Государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев
и включает:
1. федеральный бюджет;
2. бюджет субъектов РФ
3. местные бюджеты (городских, районных, поселковых,
сельских).
Бюджетная система представляет собой совокупность отношений
возникающих между различными субъектами в процессе:
1.
Формирования
и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и бюджетов внебюджетных
фондов , осуществления государственных и муниципальных заимствований,
регулирования гос и муниципального долга.
2.
Составление
и рассмотрение проектов бюджетов системы , их утверждение и исполнения,
контроля за их исполнением.
Насчитывается: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55
краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10
окружных бюджетов автономных округов, бюджет Еврейской автономной области.
Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюджетов
муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют
консолидированный бюджет субъекта Федерации. Свод федерального бюджета и
консолидированных бюджетов субъектов Федерации образует консолидированный
бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется для расчетов
минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном
планировании и при анализе эффективности распределении и использовании
бюджетных средств.
В соответствии с действующим законодательством бюджетная
система страны строится на принципах:
1. единства бюджетной системы РФ;
2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной
системы РФ;
3. самостоятельности бюджетов;
4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов
государственных внебюджетных фондов;
5. сбалансированности бюджета;
6. эффективности и экономности использования бюджетных
средств;
7. общего (совокупного) покрытия расходов;
8. гласности;
9. достоверности бюджета;
10. адресности и целевого характера бюджетных средств.
11.Бюджетная классификация.
Основным методологическим документом, на основе которого
составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов
бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с
присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация
является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом.
Она имеет важное значение, так как используется:
- для составления, утверждения и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех
уровней;
- составления консолидированных бюджетов всех уровней.
Бюджетная классификация применяется для обеспечения
сопоставления и систематизации по однородным признаками доходов и расходов
бюджетов разных уровней.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|