рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Лекции по финансам

4. Финансовый контроль это совокупность действий и операций, осуществляемых специальными уполномоченными органами с целью контроля над соблюдением субъектами хозяйствования, органами гос. власти и органами местного самоуправления норм права в процессе образования, распределения и  использования фин. ресурсов для своевременного получения полной и достоверной информации о ходе реализации принятых управленческих фин. решений.

 

6. Финансовое планирование, прогнозирование и контроль.

 

Финансовое плпнирование.

Объектами финансового планирования является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов и государства, а итоговым результатом - составление финансовых планов, начиная от смет отдельного учреждения до сводного финансового плана государства.

Планирование характеризуется:

- экстенсивностью (охватывает широкий круг социально- политических и экономических явлений)

- интенсивностью (подразумевает применение совершенной техники)

- эффективностью (означает, что в итоге необходимо достичь тех целей, которые ставит финансовое управление).

МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

- автоматический (данные этого года переносятся на следующий с умножением на коэффициент инфляции);

- статистический (складываются расходы за предыдущие года и делится на количество предыдущих лет);

- метод нулевой базы (все позиции должны рассчитываться по новой. Этот метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями;

Финансовое планирование на уровне государства.

Сводный финансовый баланс государства состоит из доходной и расходной частей.

Коммерческое предприятие.

Финансовый план для коммерческого предприятия - это баланс доходов и расходов.

Бюджетное предприятие.

Для бюджетных организаций финансовый план - это смета.

Главное различие сметы от баланса в том, что в смете очень детально отражается расходная часть, тогда как доходы отражаются в разрезе источников. Для составления сметы в качестве исходных данных используют контрольные цифры и экономические нормативы. Контрольные цифры состоят из показателей, отражающих специфику деятельности и являются ориентирами.

По всем разделам сметы приводятся плановые и отчетные данные текущего года, которые позволяют сопоставить их с показателями планируемого года.

Финансовое планирование для органов государственной власти и управления. Это бюджеты различных уровней, которые делятся на доходную и расходную части.

 Финансовый контроль.

Объектом контрольной функции являются финансовые показатели деятельности организаций или предприятий и в зависимости от субъекта (контролирующего органа) финансовый контроль делится:

-общегосударственный контроль (вневедомственный). Осуществляют органы государственной власти и управления и контролю подлежат предприятия и организации независимо от ведомственного подчинения;

-ведомственный финансовый контроль проводят контрольно-ревизионные отделы министерств и ведомств. Они осуществляют проверку финансово - хозяйственной деятельности подведомственных учреждений;

-внутрихозяйственный финансовый контроль проводится финансовыми службами предприятий и организаций. В их функции входит проверка производственной и финансовой деятельности самого предприятия и его подразделений;

-общественный финансовый контроль осуществляется на общественно -добровольных началах физическими лицами;

- независимый финансовый контроль осуществляется независимыми аудиторскими фирмами;

Государственный федеральный контроль осуществляется высшими органами федерального управления: Государственная дума Совет Федерации.


7. Денежно- кредитная политика- как составная часть финансовой политики.

 

Денежно-кредитная политика - это совокупность мероприятий в области денежного обращения и кредита, направленных на регулирование экономического роста, сдерживание инфляции, обеспечение занятости и выравнивание платежного баланса. 

Денежно- кредитная политика осуществляется центральными банками в тесном контакте с Министерством финансов совместно с другими органами государства. В условиях высокоразвитой рыночной экономики в основе Д.к.п. лежит принцип "компенсационного регулирования". Принцип компенсационного регулирования включает сочетание двух комплексов мероприятий:

- политики денежно-кредитной рестрикции (ограничения кредитных операций, повышения уровня процентных ставок, торможения темпов роста денежной массы в обращении);

- политики денежно-кредитной экспансии (стимулирование кредитных операций через снижение нормы процента и увеличение денежной массы в обращении).

Основными методами денежно- кредитной политики являются:

- изменение ставки учетного процента;

- операции на открытом рынке;

- изменение норм обязательных резервов банков; а также специальные методы по регулированию отдельных видов кредита.

Субъектом денежно- кредитной политики является центральный банк. По закону он выполняет установки правительства, но не является правительственным институтом, а имеет определенную степень самостоятельности. Такие права ему даны на основе принципа разделения властей. Правительство не в праве требовать от кредитного центра решения своих финансовых проблем за счет выпуска дополнительного количества денег.

В основном ЦБ РФ использует методы косвенного воздействия на денежно- кредитную сферу и сопряженные области экономики. Однако при проведении определенного круга операций ЦБ РФ вправе и прямо вмешиваться в те или иные процессы. Например, прямым вмешательством в рассматриваемую сферу можно считать регулирование денежной эмиссии и ограничение динамики кредитования.


8. Финансовый механизм: понятие, типы.


Финансовый механизм- это система установленных государством форм, видов и методов финансовых отношений, посредством которых осуществляется образование и использование финансовых ресурсов.

Финансовый механизм состоит из совокупности организационных форм финансовых отношений и методов формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, методов финансового планирования, форм управления финансами и финансовой системой, финансового законодательства (в том числе системы законодательных норм и нормативов, ставок и принципов, которые используются при определении государственных доходов и расходов, организации бюджетной системы и внебюджетных фондов, финансов предприятий, рынка ценных бумаг, страховых услуг и т.д.)

Выделяют два типа финансовых механизмов:

1.                Директивный финансовый механизм разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство (налогообложение, расходы, бюджет и т.д.). Предполагает обязательность для всех субъектов финансовых отношений установленных форм, видов и методов действия. В ряде случаев директивный финансовый механизм может распространяться и на финансовые отношения, в которых государство непосредственно не участвует. Такие отношения либо имеют большое значение для реализации всей финансовой политики ( рынок корпоративных ценных бумаг), либо- одна из сторон этих отношений- агент государства ( финансы государственных предприятий).

2. Регулирующий финансовый механизм определяет основные правила поведения в  такой сфере финансов, где интересы государства прямо не затрагиваются, например при организации внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях. В этом случае устанавливается лишь общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся после уплаты налогов и других обязательных платежей. Предприятие самостоятельно разрабатывает формы, виды денежных фондов.


9.Финансовая система РФ: понятие, структура.

Финансовая система – это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется формирование, распределение и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включены все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.

Звенья финансовой системы можно сгруппировать в три крупных блока, каждый из которых также имеет внутреннюю структуру:

I  Централизованные финансы:

 1. Государственный бюджет.

Размер и структура государственного бюджета характеризуют уровень социально- экономического развития страны. Основным источником формирования бюджета служат налоги с физических и юридических лиц. Остальная доходная часть бюджета пополняется за счет неналоговых источников. Собранные доходы используются на решение многочисленных задач, принятых на себя государством: развитие здравоохранения, образования, жилищного строительства, поддержку пожилых граждан и т.п.

Состоит из трех самостоятельных звеньев:

- федерального бюджета РФ;

- бюджетов национально- государственных и административно- территориальных образований;

- бюджетов муниципальных образований.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных групп статей: доходных и расходных. В доходной части бюджета содержатся источники поступления средств и их количественные параметры. В расходной части определяются направления, сферы, в которых расходуются деньги, их количественные параметры.

2. Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу привлечения государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций для финансирования государственных расходов.

Государственный кредит основан на добровольности платежей в казну государства; привлекается через размещение государственных займов, денежно-вещевых лотерей и других ценных бумаг.

Государственный кредит- это также и внешние займы государства для покрытия дефицита бюджета.

3. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации социальных функций государства. Являются федеральной собственностью, но действуют как самостоятельные финансово-кредитные учреждения финансовой системы (Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Пенсионный фонд).

4. Фонды личного и имущественного страхования  предназначены для возмещения ущерба, нанесенного стихийными бедствиями предприятиям и населению, а также для выплаты застрахованному лицу или его семье материального обеспечения при наступлении страхового случая (а также способствуют проведению мероприятий по предупреждению несчастных случаев).

5. Фондовый рынок- вид финансовых отношений, возникающий в результате купли- продажи специфических финансовых активов (ценных бумаг).

Фондовый рынок обеспечивает перемещение капитала в отрасли с высоким уровнем дохода, служит мобилизации и эффективному использованию временно свободных денежных средств.

II. Децентрализованные финансы.

1. Финансы коммерческих предприятий и организаций обслуживают материальное производство, создание валового внутреннего продукта, его распределение внутри предприятий и перераспределение части этого продукта в бюджет и внебюджетные фонды.

2. Финансы посредников (кредитных организаций, частных пенсионных фондов, страховых организаций и других финансовых институтов).

3. Финансы некоммерческих организаций.

III. Финансы домашних хозяйств- экономические отношения, возникающие при реальном обороте денег в секторе домашних хозяйств. Финансы домохозяйств являются материальной основой их жизни. Они предполагают контроль за предстоящими доходами и расходами в рамках отдельной экономической ячейки общества.

9.     Бюджетное устройство – бюджетная система: понятие,

принципы.


Бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламентируются положениями Конституции РФ и Бюджет­ным кодексом РФ.

Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный за­кон о федеральном бюджете РФ на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очередной финансовый год; другие феде­ральные законы, законы субъектов федерации, норматив­но-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.

Государственная бюджетная система РФ состоит из трех звеньев и включает:

1. федеральный бюджет;

2.  бюджет субъектов РФ

3. местные бюджеты (городских, рай­онных, поселковых, сельских).

Бюджетная система представляет собой совокупность отношений возникающих между различными субъектами в процессе:

1.                Формирования  и осуществления расходов бюджетов всех уровней системы и  бюджетов внебюджетных фондов , осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования гос и муниципального долга.

2.                Составление и рассмотрение проектов бюджетов системы , их утверждение и исполнения, контроля за их исполнением.

Насчитывается: 21 республиканский бюджет в составе РФ, 55 крае­вых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных ок­ругов, бюджет Еврейской автономной области. 

Бюджет субъекта Российской Федерации и свод бюд­жетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъек­та Федерации. Свод федерального бюджета и консолидированных бюд­жетов субъектов Федерации образует консолидированный бюджет РФ. Консолидированный бюджет используется для расчетов минимальных социальных финансовых норм и нормативов необходимых при бюджетном планировании и при анализе эффективности распределении и использовании бюджетных средств.

В соответствии с дей­ствующим законодательством бюджетная система страны строится на принципах:

1.  единства бюджетной системы РФ;

2. разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;

3.  самостоятельности бюджетов;

4. полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

5.  сбалансированности бюджета;

6. эффективности и экономности использования бюджет­ных средств;

7.  общего (совокупного) покрытия расходов;

8.  гласности;

9.  достоверности бюджета;

10. адресности и целевого характера бюджетных средств.

 

11.Бюджетная классификация.


Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.

Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:

- для составления, утверждения и исполнения бюджета;

- контроля за выделением и использованием бюджетных средств;

- обеспечения сопоставимости показателей бюджетов всех уровней;

- составления консолидированных бюджетов всех уровней.

Бюджетная классификация применяется для обеспечения сопоставления и систематизации по однородным признаками доходов и расходов бюджетов разных уровней.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.