Содержание финансовых отношений в каждой из групп
определяется организационно-правовой формой, в которой создается некоммерческая
организация, особенностями целей и характера их деятельности в процессе
оказания услуг. Это обуславливает специфику состава финансовых ресурсов
некоммерческих организаций, порядка их формирования и использования.
Некоммерческие организации могут создаваться в различных
организационно-правовых формах: потребительских кооперативов, общественных или
религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений,
благотворительных и иных фондов, объединений юридических лиц (ассоциаций и
союзов), некоммерческих партнерств и др. формах, разрешенных законодательством
(ст.50 ГК РФ).
38.Финансы индивидуальных предпринимателей.
Предприниматель- физическое лицо, занимающееся предпринимательской
деятельностью. Предпринимательство- деятельность частного лица, который ведет
дело за свой счет, лично занимается управлением, самостоятельно принимает
решения и несет неограниченную ответственность всем своим имуществом.
В ГК РФ предпринимательская деятельность определяется
следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная,
осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на получение
прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или
оказания услуг лицами зарегистрированными в этом качестве в установленном
законом порядке».
Обычно сферами частного предпринимательства
выступают: фермерство, местная розничная торговля, местная сфера услуг.
Финансы индивидуального предпринимателя участвуют в
общественном производстве и способствуют получению новых финансовых средств для
обеспечения жизнедеятельности его самого и членов его семьи такой
индивидуальный предприниматель может выступать в общественном производстве в
качестве:
·
Собственника
каких-либо объектов, недвижимости и т.д., приносящих ему постоянный и
гарантированный доход (собственник предприятия или дома, сдаваемого в аренду);
·
Индивидуального
производителя («свободный» художник, живущий на доходы от реализации своих
произведений, или водитель, использующий автомобиль в качестве такси и живущий
на доходы от такой деятельности);
·
Индивида,
занимающегося оказанием услуг (аудиторские услуги (при наличии соответствующей
лицензии), фотоуслуги и т.д.).
Для осуществления предпринимательской деятельности
предприниматель должен быть зарегистрирован в качестве предпринимателя
без образования юридического лица в соответствии с законодательством
РФ.
Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей- это
денежные доходы, поступления и накопления, находящиеся в распоряжении
физического лица, ведущего предпринимательскую деятельность, и предназначенные
для выполнения финансовых обязательств перед государством для осуществления
затрат по расширенному воспроизводству и экономическому стимулированию лучших
результатов деятельности.
Основным источником финансовых ресурсов предпринимателя
является предпринимательский доход, в состав которого включаются все виды
доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей
используются на расширение дела, на платежи в бюджет и внебюджетные фонды, на
благотворительные взносы и пожертвования, на личные (семейные) сбережения и
иное потребление. Предпринимательская деятельность в любой момент может быть
прекращена по желанию предпринимателя, в этом случае все полученные доходы
используются на формирование личных сбережений и на личное потребление.
39.Роль
Федерального Казначейства в управлении финансами и
его
задачи.
Федеральное казначейство в РФ создано
в 1992г. в структуре Министерства финансов России. Постановлением правительства
РФ «О Федеральном казначействе» от 1 декабря 2004 г. с 1 января 2005г.
Федеральное казначейство преобразовано в федеральную службу (до реформы главное
управление федерального казначейства являлось структурным подразделением
центрального аппарата Министерства финансов РФ и подчинялось министру финансов
РФ).
Органы казначейства являются
юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в
учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением
Государственного герба РФ и со своим наименованием.
Органы казначейства несут установленную
законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение
возложенных на них задач и подчиняются руководителю казначейства- главе службы
Федерального казначейства, назначаемому и освобождаемому от должности министром
финансов РФ.
Органы Казначейства призваны
осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения
федерального бюджета, осуществляя при этом жесткий контроль за поступлением,
целевым и экономным использованием государственных средств. На Казначейство
возложены следующие задачи:
§ контроль за доходной и расходной
частью федерального бюджета в процессе его исполнения;
§ контроль за состоянием
государственных финансов в целом и представление высшим органам законодательной
и исполнительной власти отчетов о финансовых операциях Правительства РФ и
состоянии бюджетной системы;
§ контроль совместно с Банком России за
состоянием государственного внутреннего и внешнего долга РФ;
§ контроль за государственными
федеральными внебюджетными фондами и финансовыми отношениями между ними и
федеральным бюджетом.
Органы Казначейства имеют право
производить проверки различных денежных документов, отчетов и смет в
государственных органах, банках, на предприятиях всех форм собственности,
использующих средства федерального бюджета и внебюджетных фондов;
приостанавливать операции по их счетам в банках.
Организационно Казначейство
представляет собой единую централизованную систему органов, в которую входят:
Главное управление федерального Казначейства Министерства финансов России и
территориальные органы федерального Казначейства на местах.
40. Финансовые
инструменты: понятие, закономерности использования в РФ.
Финансовый инструмент – договор, в результате которого
одновременно возникают финансовый актив у одной компании и финансовое
обязательство или долевой инструмент – у другой.
ИНСТРУМЕНТЫ ФИНАНСОВЫЕ - разнообразные виды
рыночного продукта финансовой природы; ценные бумаги, денежные обязательства,
валюта, фьючерсы, опционы и др.
Финансовый инструмент - любой контракт,
результатом которого является появление определенной статьи в активах одной
стороны контракта и статьи в пассивах другой стороны контракта. Различают
инструменты денежного рынка или инструменты рынка капиталов.
Финансовые инструменты - валюта, ценные
бумаги и индексы их курсов.
Для целей учета и отражения в отчетности по МСФО
финансовые активы подразделяются на четыре категории:
— финансовые активы, переоцениваемые по
справедливой стоимости через отчет о прибылях и убытках;
- займы и дебиторская задолженность;
- инвестиции, удерживаемые до погашения;
- финансовые активы, имеющиеся в наличии для
продажи.
Финансовые обязательства подразделяются на две
категории:
- финансовые обязательства, переоцениваемые
по справедливой стоимости через отчет о прибылях и убытках;
- прочие финансовые обязательства.
Как правило, финансовые инструменты признаются в
балансе на дату, когда предприятие подписывает договор и становится участником
сделки в отношении того или иного финансового инструмента.
41.Внбюджетные фонды, цель их создания и экономическая
сущность.
Важным звеном финансовой системы являются внебюджетные
фонды государства - совокупность финансовых ресурсов,
находящихся в распоряжении центральных или региональных местных органов
самоуправления и имеющих целевое назначение. Порядок их образования и
использования регламентируется финансовым порядком.
Внебюджетные фонды - один из методов перераспределения национального
дохода органов власти в пользу определенных социальных групп населения. Государство
мобилизует в фонды часть доходов населения для финансирования своих
мероприятий. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение
дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных
услуг населения. Они помогают решать стоящие перед экономикой задачи
обеспечения подъема производства, преодоления временной стагнации и
неустойчивости кризисных явлений.
Внебюджетные фонды имеют ряд особенностей и преимуществ:
- у органов государственной власти появляются дополнительные
средства для вмешательства в хозяйственную жизнь и финансовой поддержке
предпринимательства, особенно в условиях нестабильной экономики;
- строго целевое использование средств этих фондов
обеспечивает более эффективный контроль, так как их автономность от бюджета и
предназначение (решение новых важных задач) требует особого внимания со стороны
государства;
- возможность использования для покрытия бюджетного дефицита
при определенных условиях - наличии активного сальдо.
Использование бюджетных средств регламентируется
законодательными органами власти, тогда как внебюджетных фондов -
исполнительными органами. Бюджет, утверждаемый в виде Закона, предполагает
парламентский контроль; внебюджетные фонды не подлежат непосредственному
контролю со стороны законодательных органов, в том числе в части строгого
соответствия сумм расходования средств ранее утвержденным показателям. Это
повышает оперативность реагирования внебюджетных фондов на экономическую
обстановку.
Материальным источником внебюджетных фондов, как и других звеньев
финансовой системы, является национальный доход. Преобладающая часть фондов
создается в процессе перераспределения национального дохода. Основные методы
мобилизации национального дохода в процессе его перераспределения при
формировании фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы.
В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды
делятся на экономические и социальные,
в соответствии с уровнем управления - на государственные и
региональные.
С помощью внебюджетных фондов возможно:
- влиять на процесс производства путем финансирования,
субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
- обеспечить природоохранные мероприятия, финансируя их за
счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей
среды;
- оказывать социальные услуги населению путем выплаты
пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в
целом;
- предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам,
включая иностранные государства.
Внебюджетные фонды по основным направлениям своей
деятельности освобождены от уплаты налогов, государственных и таможенных
пошлин.
42. Государственные внебюджетные фонды, основные
источники
их формирования.
Главная причина создания внебюджетных фондов-
необходимость выделения важных для общества расходов и обеспечение их
самостоятельными источниками дохода.
Решение об образовании внебюджетных фондов принимает
Федеральное Собрание РФ, а также государственные представительные органы
субъектов Федерации и местного самоуправления. Фонды должны поддерживать
специальными финансовыми ресурсами важнейшие отрасли и сферы народного
хозяйства (например, фонды НИОКР), а также оказывать социальную помощь
гражданам РФ (за счет различно создаваемых социальных фондов).
Внебюджетные фонды находятся в собственности государства, но
являются автономными. Они имеют, как правило, строго целевое назначение.
К доходам внебюджетных фондов относятся:
специальные
целевые налоги и сборы, установленные для соответствующего фонда;
отчисления
от прибыли предприятий, учреждений, организаций;
средства бюджета;
прибыль
от коммерческой деятельности, осуществляемой фондом как юридическим лицом;
займы,
полученные фондом у Центрального Банка РФ или коммерческих банков.
В Российской Федерации с 1992 г. Начало действовать более
двух десятков внебюджетных социальных и экономических фондов, в том числе
социальные: Пенсионный фонд РФ (ПФР), Фонд
социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости населения РФ
(ГФЗН), фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС) и др.;
экономические - Федеральный и территориальные
дорожные фонды, Фонд инвестирования жилищного строительства, Фонды
научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок и др.
По Указу Президента РФ (22 декабря 1993 г.) преобладающая
часть внебюджетных фондов, преимущественно экономических, доходы которых
формировались за счет отдельных платежей юридических лиц, объединились с
федеральным бюджетом РФ и бюджетами субъектов Федерации (соответственно). Для
учета доходов и расходов этих фондов в Центральном Банке РФ и Главном
управлении федерального казначейства Минфина РФ открываются специальные
бюджетные счета, руководство которыми возлагается на государственные органы,
уполномоченные управлять средствами этих фондов.
Законодательными органами субъектов Федерации рекомендовано
консолидировать в соответствующих бюджетах средства территориальных дорожных
фондов и других внебюджетных фондов, образованных по решениям властей указанных
органов.
Необходимость объединения внебюджетных фондов с
соответствующими бюджетами вызвана недостаточным финансовым контролем за
поступлением и использованием их ресурсов, поскольку налоговые органы по
существу ответственности за эти средства не несут.
43. Пенсионный фонд РФ, направления использования
средств
фонда.
Введен в действие с 1 января 1992г. Постановлением ВС РФ от
27.12.1991г.
ПФ РФ создан в целях государственного управления финансами
пенсионного обеспечения в РФ и является самостоятельным финансово-кредитным
учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с
законодательством РФ и Положением о ПФ РФ.
Средства Пенсионного фонда формируются по Положению о
Пенсионном фонде РФ за счет таких источников:
·
страховые
взносы в виде отчислений от ЕСН;
·
страховые
взносы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
·
средства
из республиканского бюджета, предназначенные для выплаты государственных пенсий
и пособий военнослужащим и приравненным к ним по пенсионному обеспечению
гражданам;
·
добровольные
взносы граждан, предприятий и общественных организаций;
·
доходы от
коммерческих финансово-кредитных операций;
·
часть
средств поступает в результате капитализации (вложений в ценные бумаги)
временно свободных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|