рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Малый бизнес в России

Малый бизнес в России

Содержание


Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………………..3

1.     Малый бизнес в России: его сущность,  экономические преимущества и недостатки, роль в экономике страны.

1.1  Сущность и критерии определения субъектов малого бизнеса………..…………...5

1.2  Критерии определения субъектов малого бизнеса в Москве…………………………...7

1.3  Преимущества и недостатки малого бизнеса…………………………………………………………8

1.4  Роль малого бизнеса в экономике…………………………………………………………………………………..10

1.5  Причины, тормозящие развитие малого бизнеса в РФ.…………………………………...13

2.     Правовые основы деятельности малых предприятий в России………………….………………15

2.1  Создание и ликвидация малых предприятий……………………………………………………………15

2.2  Государственная регистрация малых предприятий………………………………………….16

2.3  Ликвидация и реорганизация малых предприятий………………………………………………16

2.4  Предприятие индивидуальное, семейное или принадлежащее группе лиц, совместно ведущих трудовое хозяйство………………………………………………………………….17

2.5  Управление предприятием…………………………………………………………………………………………………18

2.6  Хозяйственная и иная деятельность предприятия……………………………………………17

3.     Становление малого бизнеса в России.

3.1  Этапы развития малого бизнеса в России……………………………………………………………….20

3.2  Программа государственной поддержки  малого бизнеса в РФ………………..29

3.3  Проблемы развития малого бизнеса в РФ………………………………………………………………..32

Заключение………………………………………………………………………………………………………………………………………….43


Литература……………………………………………………………………………………………………………………………………………45





Введение


Малый бизнес в России – вопрос не мелкий.

Нельзя давать “малышей” в обиду.


Из выступления Президента России В. В. Путина

на  Всероссийской конференции представителей малого бизнеса.



Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике, переход к которой является главным вектором разворачиваемой в России радикальной реформы. Малое предпринимательство - это существенная составляющая цивилизованного рыночного хозяйства, неотъемлемый элемент присущего ему конкурентного механизма. Этот предпринимательский уклад придает рыночной экономике должную гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несет в себе мощный антимонопольный потенциал, служит серьезным фактором структурной перестройки и обеспечения прорывов по ряду направлений научно-технического прогресса, во многом решает проблему занятости и другие социальные проблемы рыночного хозяйства. Вот почему становление и развитие малого предпринимательства (конечно, в единстве с крупным бизнесом) представляет собой стратегическую задачу реформационной экономической политики.

Значимость изучения проблематики малого предпринимательства усиливается тем, что именно малому бизнесу, пожалуй, менее всего повезло в отношении государственной и иной поддержки. Недооценка малого предпринимательства, игнорирование его экономических и социальных возможностей могут быть квалифицированы как крупный, стратегический просчет, чреватый многочисленными народнохозяйственными негативами, усугублением кризиса российской экономики в целом.

Без поддержки государства и без собственного внутригруппового взаимодействия малый бизнес не всегда способен успешно противостоять в конкурентной борьбе крупному капиталу, отстаивать свои экономические, политические и социальные интересы.

Потенциал малых предприятий остается нереализованным. Существуют серьезные экономические и административные барьеры для выхода новых предприятий на рынок и развития их деятельности. Все большее количество малых предприятий вынуждены из-за несовершенства российского законодательства "уходить в тень". По некоторым экспертным оценкам, к теневой экономике в той или иной степени причастны до 90% малых предприятий.

Сложившееся положение открывает безграничные возможности для коррупции, наиболее массовой жертвой которой на местном уровне является представитель малого бизнеса.

Государство не желает видеть в секторе малого предпринимательства равноправного субъекта экономических отношений, наиболее активного и подвижного участника процесса рыночных преобразований, который при минимальных собственных ресурсах обеспечивает высокую оборачиваемость капиталовложений. Мелкий собственник не имеет каких-либо существенных преимуществ в кредитно-финансовой и в налоговой системах, в таможенной защите, испытывает значительные препятствия в развитии бизнеса, действует в необычайно сложных для выживания условиях. Для представителя малого предпринимательства становится невыгодной какая - либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле и посредничестве, а ведь именно перелив капитала из сферы обращения в сферу производства так необходим сейчас  для российской экономики.

А в то же время в малый бизнес вовлекается все большее количество граждан. Занятие собственным делом как естественная форма проявления способностей человека и реализация его гражданских прав формируют условия создания и самоорганизации самостоятельного общественного слоя предпринимателей, составляющих социально-политическую базу демократических преобразований общества и в наибольшей степени заинтересованных в продолжении и развитии курса рыночных реформ.



























Сущность и критерии определения субъекта малого предпринимательства


Как явствует из самого определения, малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, конституирующих сущность этого понятия. Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты рыночной экономики относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода) и др. По данным Всемирного банка, общее число показателей, по которым предприятия относятся к  субъектам малого предпринимательства (бизнеса), превышает 50. Однако наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов. Однако почти во всех развитых странах первым критерием отнесения предприятий к малым является численность работающих. В Европейском сообществе с 1 января 1995 г. к малым предприятиям при непревышении ими уровней следующих показателей: количество занятых работников до 50 человек; годовой оборот менее 4 млн экю; сумма баланса менее 2 млн экю. К средним предприятиям в ЕС относятся предприятия, не превышающие в результате своей деятельности следующие уровни показателей: количество занятых работников от 50 до 250 человек; годовой оборот менее 16 млн экю; сумма баланса менее 8 млн экю. При определении мер поддержки к субъектам предпринимательства на уровне ЕС могут применяться и другие показатели при отнесении предприятий к малым. Предложенные Комиссией ЕС (КЕС) критерии отнесения фирм к малым являются следующие: число занятых работников не должно превышать 100 человек; размер собственного основного капитала должен быть менее 75 экю при условии, что доля более крупных компаний в уставном капитале фирмы не превышает одну треть. КЕС выделяет микрофирмы с численностью занятых до 10 человек (в подавляющем большинстве это индивидуальные и семейные предприятия и фермерские хозяйства) и мелкие фирмы, численность занятых работников на которых колеблется от 10 до 99 человек.

Международная организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек – как «малые», от 100 до 499 человек – как «крупные».

В российской практике малое предпринимательство было разрешено еще в 1998 г. По началу к числу малых относили государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 человек. Так, в соответствии с постановлением Совета Министров СССР, принятыми в августе 1990 г., к числу малых стали относить предприятия с числом ежегодно занятых, не превышающим: в промышленности – 200 человек, в науке и научном обслуживании – 100, в других отраслях производственной сферы – 50, в отраслях непроизводственной сферы - 25, в розничной торговле – 15 человек. Наряду с этим учитывался и объем хозяйственного оборота, право на определения количественного значения которого предоставлялось союзным республикам. Однако величина хозяйственного оборота практически так и не была установлена. Принцип отнесения предприятий к малым по численности работников сохранился и в современном российском законодательстве.

В соответствии с Федеральным законом от 14 июня 1995 г. № 88-43 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней:

ü     в промышленности, строительстве, на транспорте – 100 человек;

ü     в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек;

ü     в оптовой торговле – 50 человек;

ü     в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек;

ü     в остальных отраслях и при осуществлении  других видов деятельности – 50 человек.

Средняя за отчетный период численность работников малого предпринимательства определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников правительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, на период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие три месяца. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

В Российской Федерации как по федеральному, так и по Закону Москвы к субъектам малого предпринимательства относятся и индивидуальные предприниматели, т. е. физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Критерии определения субъекта малого предпринимательства в Москве


В законе г. Москвы “Об основах малого предпринимательства в г. Москве” установлено, что к субъектам малого предпринимательства, имеющим право на получение поддержки со стороны органов власти Москвы, относятся индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность в соответствии со следующими критериями:

ü     район их непосредственной деятельности должен быть ограничен пределами Москвы и Московской области, т. е. субъекты малого предпринимателства (юридические лица) не должны иметь филиалов, находящихся вне границ Московской области, хотя рынок для производимой продукции (услуг, работ) может выходить за указаннные границы;

ü     они не должны оноситься к категории дочерних или или зависимых хозяйственных обществ, фондовых бирж, брокерских и дилерских фирм, банков и других кредитно-финансовых организаций;

ü     среднесписочная численность работающих (с учетом работающих по договорам подряда и совместительству) должна быть;

ü     в прмышленности и строительстве – 200 человек и меньше;

ü     в других отраслях сферы материального производства- 100 человек и меньше;

ü     в отраслях непроизводственной сферы – 60 чееловек и меньше.

Юридические лица, отнесенные к субъектам малого предпринимательства Москвы, внесенные в Реестр малого предпринимательства, имеют право на поддержку, оказываемую органами власти г. Москвы, однако невключение субъектов малого предпринимательства в Реестр не может служить основанием для непредоставления ему льгот и пеимуществ на условиях, предусмотренных федеральными законодательными и нормативными актами.

Реестр субъектов малого предпринимательства создается для:

ü     регистрации обращений субъектов малого предпринимательства с просьбой об оказании им помощи;

ü     принятия решений о предоставлении субъектам малого предпринимательства дополнительных льгот и преимуществ, установленных для них законодательными и нормативными актами Москвы;

ü     хранения и актуализации информации о субъектах Реестра и обеспечения оперативного доступа к ней;

ü     решения аналитических задач по выявлению тенденций развития малого предпринимательства в Москве;

ü     проведения выборочных и полномасштабных опросов субъектов малого предпринимательства Москвы;

ü     сбора и анализа информации о формировании рынка сбыта продукции (услу, работ), производимых субъектами малого предпринимательства.

Реестр включает комплекты документов по обращениям субъектов малого предпринимательства с просьбой о внесении их в Реестр или оказания им помощи в той или иной форме, а также иные необходимые данные, содержащие информацию о субъектах малого предпринимательства и решениях, принятых по их заявлениям.

Держателем Реестра является Департамент поддержки и развития малого предпринимательства правительства г. Москвы. Ведение Реестра осуществляется в соответствии с “Положением о Реестре субъектов малого предпринимательства Москвы”, утвержденным распоряжением мэра Москвы от 7 мая 1997 г.                                                                                   № 367-РМ.


Преимущества и недостатки малого предпринимательства


Как показывает мировая практика, малое предпринимательство играет большую роль в экономике любых стран, даже развитых, так как ему свойствены определенные преимущества.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.