рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Международная миграция рабочей силы: причины и последствия

Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если мы не примем во внимание её влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. С этой точки зрения нуждаются в корректировке полученные нами выводы об изменении благосостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.

 Переезд из одной страны в другую означает для мигрантов существенные изменения в налогообложении. Физические лица платят разнообразные налоги – подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания. Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя. Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т.д., сто существенно влияет на общий уровень его благосостояния. Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными. Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и др.

Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие – это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые промышленно развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественных благ и к развитой системе социальных гарантий.

Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счёт сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведёт заметной экономии бюджетных средств.

Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, молодые люди, получающие образование, пенсионеры – это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты – это, как правило, люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране. Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери.

Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям. Этот денежный поток не входит  непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платёжный баланс страны.

Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счёт роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов. Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную страну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые всё равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным [12, с. 112-116].

Международная миграция рабочей силы имеет целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и поэтому не могут быть измерены в денежном измерении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней.

Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит своё воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы. Однако одновременно возникают и положительные внешние эффекты, поскольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других рабочих. Особую проблему представляет так называемая “утечка умов” – эмиграция высококвалифицированных специалистов в промышленно развитые страны из менее развитых стран, в том числе и переходных экономик. Получившая широкий размах со второй половины 60-х годов, “утечка умов” происходит либо путём выезда специалистов на работу в развитые страны, либо невозвращения их на родину после получения высшего образования в учебных заведениях развитых стран. Для стран эмиграции “утечка умов” имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счёт концентрации у себя интеллектуальной элиты.

Иммиграция порождает не только положительные, но и отрицательные внешние эффекты для принимающей страны. Обычно в городах образуются кварталы и целые районы компактного проживания иностранных рабочих. Вследствие невысокого уровня доходов, нестабильности социального статуса, многонационального характера этой группы населения, такие районы часто становятся зонами межнациональных конфликтов, высокой преступности и т.д.

Приток иностранных рабочих редко вызывает положительные эмоции у местного населения в принимающей стране. И дело не только в том, что иммигранты отбирают часть рабочих мест у рабочих данной страны, усиливают конкуренцию на рынке труда и способствуют снижению ставок заработной платы. Даже те группы населения, экономические интересы которых иммиграция непосредственно не затрагивает, относятся к иностранным рабочим в лучшем случае настороженно, а порой и откровенно враждебно. Конкретные причины напряжённости во взаимоотношениях местного населения и иностранных рабочих могут быть самыми разными, но в основе их чаще всего лежат этнические предрассудки и религиозная нетерпимость [13, c.133-135].

 

1.5. Государственное регулирование внешней трудовой миграции

 

Учитывая все перечисленные выше экономические и социальные последствия международной миграции рабочей силы, государство не может не вмешиваться в эту сферу международных экономических отношений. Причём если сфера международной торговли в последние десятилетия характеризуется постепенной либерализацией национальных внешнеторговых режимов, снижением уровней тарифных и нетарифных барьеров, то в области миграции трудовых ресурсов государственные ограничения не только не смягчаются, но даже становятся более жёсткими.

Международные потоки рабочей силы в настоящее время регулируются и ограничиваются как на национальном уровне, так и на уровне межгосударственных отношений. При этом либо ограничивается приток иностранных рабочих в страну, либо стимулируется их отъезд обратно на родину (реэмиграция).

Важно подчеркнуть, что принимающими странами ограничительная практика применяется по отношению далеко не ко всем категориям иммигрантов. В ряде случаев въезд иностранных рабочих не ограничивается. Это может касаться, например, некоторых категорий неквалифицированных рабочих, которые готовы за небольшую плату выполнять те виды тяжёлой, вредной или грязной работы, где существует значительный дефицит рабочей силы. Более того, иммиграция может даже стимулироваться, когда речь идёт о высококвалифицированных специалистах или рабочих редких специальностей, крупных учёных, выдающихся музыкантах или спортсменах и т.д.

Целью государственного регулирования трудовой миграции населения является достижение желательного для принимающей страны масштаба иммиграции, а также отбор нужных работников из общего потока потенциальных иммигрантов.

Регулирование внешней трудовой миграции осуществляется поср0едством двусторонних и многосторонних межправительственных соглашений. Эти соглашения определяют численность мигрантов, в ряде случаев их возрасти, пол, профессию, состояние здоровья и др. Так, Россия имеет подобные соглашения с Германией, Финляндией; они определяют порядок и масштаб трудовой миграции россиян в данные страны.

Экономическое регулирование трудовой миграции включает:

-    уплату иммигрантами пошлины на трудоустройство;

-    первоочередной приём иммигрантов, осуществляющих инвестиции в экономику страны-реципиента;

-    налог на предпринимателей, использующих труд иммигрантов;

-    ограничение времени пребывания иностранных работников в принимающей стране.

В принимающих странах могут действовать профессиональные и отраслевые ограничения на использование иностранной рабочей силы в форме запретов. Явные запреты прямо указывают профессии, которыми иностранцам заниматься нельзя. Другие ограничения действуют в форме приоритетных профессий, где может использоваться иностранная рабочая сила (редкие профессии, специалисты высшего класса, работники новых высокотехнологичных отраслей, работники, претендующие на низкооплачиваемую, не престижную, тяжёлую и вредную работу [3, с. 140-141].

Проблемами трудовой иммиграции занимаются  государственные  институты принимающих стран, действующие на основе национального  законодательства, а также  подписанных  двухсторонних  и  многосторонних  соглашений.  Обычно  в разрешении проблем иммиграции задействованы как минимум три  государственных ведомства: министерство иностранных дел,  ведающее  через  свое  консульское управление выдачей въездных виз,  министерство  юстиции  в  лице  службы  по иммиграции или иные органы пограничного контроля,  которые  непосредственно исполняют  определенный законом режим въезда, и   министерство   труда, надзирающее за использованием иностранной рабочей силы. В США, например, в соответствии с  законом  об  иммиграции проблемами иммиграции занимаются: государственный департамент, в   рамках которого действует   Бюро по консульским вопросам, определяющее визовый  режим;  министерство  юстиции  в лице своего подразделения  –  Службы  иммиграции  и  натурализации,  главная задача  которой  –  претворять в жизнь все положения иммиграционного законодательства; министерство труда определяет, не идет ли  трудоустройство иммигрантов вразрез с интересами сокращения безработицы среди граждан  своей страны. Поощряется иммиграция  лиц  со  стажем  работы  по  специальности  и высокой профессиональной  подготовкой,  которая  оценивается  по  специально разработанной методике. Иммигрант  должен  в  течение  последних  пяти  лет, непосредственно предшествующих его приезду в США,  иметь  минимум  два  года стажа работы по специальности, требующей  минимум  двухгодичной  подготовки.

Минимальный уровень образования иммигрантов  должен  соответствовать  уровню американской  школы  (12-летний  курс  обучения). В США не допускаются наркоманы, лица, страдающие психическими заболеваниями.  Состояние  здоровья должно   быть   подтверждено справкой   сертифицированного медицинского учреждения. Экономические критерии иммиграции также достаточно жесткие: 10 тыс. иммигрантских виз  выдается  иностранцам,  вложившим  в  экономику  США более 500 тыс. долл. Однако это само по себе не гарантирует  получения  вида на  жительство:  например,  в  1993  г.  из  225   подобных   заявлений   от иммигрантов, готовых инвестировать, 140 было отклонено.

       В большинстве  стран  разрешение  на  въезд  иммигранту  выдается  на основании подписанного контракта  с  нанимателем  о  его  трудоустройстве  и заключения министерства труда о том, что данная  работа,  поскольку  требует специальных навыков или по другим причинам, не может  выполняться  местными рабочими.  В  некоторых  странах   перед   выдачей   разрешения   на   въезд потенциального  иммигранта его  работодатель   обязан   получить   согласие министерства внутренних дел и профсоюзов данной отрасли.

       Нормативно-правовая база для  иммиграции  в  большинстве  принимающих стран  предоставлена  огромным  количеством  законов  и  подзаконных  актов.

Основные черты иммиграционного законодательства следующие:

- профессиональная классификация. Законодательства всех  принимающих стран устанавливают жесткие  требования  к  уровню  образования  и стажу  работы  по   специальности.   Минимальным   требованием   к образованию считается окончание полного курса  средней  школы  или профессионально- технического училища, что  должно  подтверждаться соответствующим дипломом. В большинстве случаев диплом  необходимо подтверждать  или  оценивать  в  принимающей  стране  на   предмет соответствия требований к специалисту в  соответствующей  сфере  в данной стране требованиям, предъявлявшимся к выпускнику по  данной специальности в стране – экспортере рабочей  силы.  Приоритет  при найме  на  работу  отдается  принимающими  странами  специалистам, имеющим как минимум 3-5 лет стажа работы по  специальности.  Могут потребовать  также  и  рекомендательные  письма.  Для  большинства профессий необходимы квалификационные гарантии в  виде  диплома  о высшем или специальном образовании;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.