В современной мирохозяйственной сфере внешнеэкономические
связи национальных экономик охватывают более широкий, чем раньше спектр
взаимодействий: торговый обмен перерос в научно-технологическое и
инвестиционное сотрудничество. Сложилась новая модель таких связей -
производственно-инвестиционная.
Как справедливо заемечает Е. Кочетов,
производственно-инвестиционное сотрудничество в результате интернационализации
производства и капитала, не подрывает товарное производствво, а модифицирует ,
делает более эффективным.
Производство основывается на базе технологического
сотрудничества, которое вышло за прделы национальных границ; на новых
разделения труда на современнейших формах произвордится обмен товарами;
субъекты рынка выступают в транснациональной форме. Но для Украины является
свойственным “поставочно-сбытовой” и “посредническо-торговый” менталитет
выхода в мировой рынок. С точки зрения на это, чтобы побороть отсталость нашего
производства, его системную несовместимолсть с мировым, необходимо перейти к
новой модели взаимоотношения национального хозяйства с мировым. Именно поэтому
следует ориентироваться на производственно-инвестиционную модель, где в поле
зрения является не только сфера обмена (внешняя торговля), но и сотрудничество
по всем направлениям производственно-технического процесса, с вынесением части
из них за национальные рамки. Ориентация исключительно на внешнеэкономическую
модель сотрудничества приведет к еще большему углублению структурного кризиса,
поскольку она в значительной мере являтется производной от существующей
структуры производства. В данном случае речь следует вести не о выходе на
мировую арену олтдельных украинских товаров, а о функционировании на этой арене
как определенных конкурентоспособных отраслевых и межотраслевых блоков,
регионально-производственных анклавов и т.д..
Как показывает международный опыт, сегождня прорыв на
мировые рынки основывается, как правило, не просто продуктом, и даже не отраслью,
а межотраслевым комплексом, который состоит из определенных вновь созданных
технологических систем. Его конкурентное ядро занимает определенную для него
технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и партнерами.
Выявление м поддержка развития таких отраслевых (межотраслевых) “кустов” в
украинской ¾ это очень важное и необходимое дело.
Главная цель государственной внешнеэкономической политики
состоит в создании условий для формирования долгосрочных конкурентных
преимуществ у отечественных товаропроизводителей. Такая постановка проблемы не
нова. Она четко сформулирована М. Портером, и подходы к ее развязке широко
используются разными странами. Напомним ряд исходных моментов на которых такая
политика базируется:
· национальное экономическое процветание основывается на высоком уровне
производительности труда;
· в отраслях конкурируют фирмы , а не страны;
· национальное конкурентное преимущество имеет относительный характер;
· динамическое обновление приводит к определенным конкурентным преимуществам,
а не к краткосрочному выигрышу на уровне снижения затрат;
· конкурентные преимущества в отраслях промышленности создаются на
протяжении десятилетий или большего срока;
· страны добиваются преимуществ благодаря своим различиям, а не
схожестью;
Экспортная
ориентация экономики и либерализации внешнеэкономических связей ¾ как основное
задание внешнеэкономической политики Украины ¾ требует определения
существующих и потенциальных конкурентных преимуществ украинских
товаропроизводителей, а также причин, которые их формируют, и механизма
реализации этих преимуществ. Причем этот вопрос следует рассмотреть в двух
плоскостях:
1)
с позиции уравненных преимуществ на основе факторов производства;
2)
с позиций, полученных (то есть таких, что создаются обществом) конкурентных
преимуществ.
Ключом
к пониманию наших позиций на внешних рынках является интегрированный критерий
конкурентоспособности ¾ уровень эффективности использования ресурсов. Украина имеет
значительные природные преимущества: достаточное число рабочей силы, выгодное
географическое положение, богатые природные ресурсы и т.д. Но это только
возможные потенциальные преимущества, которые еще требуется развивать и
реализовывать.
Дебаты,
что часто встречаются на страницах массовых изданий, а также, к сожалению в
научных обозрениях, о мощном экспортном потенциале Украины не имеют под собой
достаточных оснований. Таким образом, если присмотреться, то наши конкурентные
преимущества не являются законченными, они имеют коньюнктурный характер по
ограниченной группе товаров и на рынках, которые не определяют действительный
уровень мировой конкуренции. А то, что, так сказать, припрятано у нас в ВПК и
лабораториях, то с его конкурентносопособностью еще нужно определиться. Таким
образом, без рынка такого не сделать, а мы этих товаров и услуг, по сути, еще
не продавали.
Также
необходимо определиться, что следуеть понимать под экономическим (и в том
числе ¾ экспортным) потенциалом. Потенциал социально-экономической системы ¾ понятие
относительное, и его измерение выполняется в региональном срезе (для стран) по
многомерному динамическому критерию, который интегрирует природно-ресурсные,
экономические, социальные, политические и другие условия.
Потенциал
системы ¾ это ее способность достичь поставленной цели при наличных ресурсах и
условиях их использования, то есть это уровень эффективности использования
ограниченных ресурсов.
С
такой позиции и следует рассматривать экспортный потенциал, который можно
определить как сумму благ, которые национальная экономика может произвести и
реализовать за свои границы, без убытков для себя, но во всех случаях ¾ при
определенных внешних и внутренних ограничениях ¾ пытаясь
максимизировать собственную прибыль.
Экспортный
потенциал страны ¾ это также способность национальной экономики воспроизводитиь свои
конкурентные преимущества на мировой арене. Способна ли наша
социально-экономическая система воспроизводить в значительных масштабах
законченные конкурентные преимущества в кратко- или среднесрочном периоде?
Этот вопрос потребует тщательного анализа и заставит дать взвешенный ответ.
Определенные
надежды возлагает некто из политиков, экономистов и чиновников на иностранные
кредиты и пролучение иностранных инвестиций. Но следует обратить внимание на
обстоятельства, которые сопровождают такую политику.
В
высокоразвитых странах необходимость поддержки значительной
конкурентоспособности привела к рождению нового типа хозяйственного развития,
при котором относительное равновесие отраслевых и технологических структур
изменилось на постоянные, динамически последовательные реформы структуры
хозяйствования. Следует заметит существенное сокращение сокращение жизненного
цикла продуктов и технологий. Иногда это делается развитыми странами
сознательно: едва устаревшую технологию передают в другие страны, а у себя
развивают новую. Тем самым обеспечивается лидерство. При таких условиях
напрасно надеяться, что с помощью иностранного капитала Украина займет
достойное место на мировом рынке. В лучшем случае мы превратимся в более-менее
сытую страну с развитым традиционным и альтернативным производствами.
Конкурентоспосбность
национальной экономики ¾ это решающий критерий, на который необходимо обращать внимание при
решении проблем либерализации внешнеэкономических связей и уровня открытости
экономики, что является первым камнем в фундаменте внешней политики.
По-нашему,
сегодня экономика Украины ¾ с точки зрения на ее безнадежно тяжелое положение и низкую
конкурентоспсобность ¾ является очень открытой. Как известно, главным каналом открыости
является внешняя торговля. Ее доля в ВНП колеблется от 8-10% в больших странах
до 70-80% в некоторых маленьких странах (Голландия, Бельгия и другие). По
оценкам специалистов, уровеннь открытости экономики Украины, рассчитанный как
доля экспортной квоты в ВВП, в 1994 году составлял больше одной трети.
Такая
ситуация причиняет серьезное беспокойство для отечественной экономики, поскоьку
высокий уровень ее открытости является следствием не значительной
конкурентоспособности, а бессистемной торговли на фоне глубокого кризиса. Какое
нибудь нежелательное колебание коньюнктуры мировых товарных рынков может
привести украинских производителей к банкротству ¾ из-за отсутствия
запаса прочности.
Сначала
рассмотрим, какие конкурентные преимущества свойственны украинской экономике, ¾ для того,
чтобы, используя их, можно было бы занять достойное место в мировых
экономических отношениях. Как правило, ставят на дешевую рабочую силу, развитую
промышленность, возможности АПК и ВПК, наличие высоких технологий и развитую
науку. Давайте рассмотрим эти показатели критически, так как преувеличенный
оптимизм является намного худшим, чем взвешенность и осторожность в оценке
своих реальных возможностей.
1.
Дешевая рабоча сила. Как правило, этот постулат принимается на веру, потому что
стоимость рабочей силы идентифицируется с низкой заработной платой, без учета
производительности труда. Приведем пример: на Украине реальная заработная плата
занятого в материальном производстве составляет примерно 13% от
соответствующего показателя по США, а производительность труда ¾ примерно 20%.
Таким образом, если сравнить эти показатели, то на Украине цена труда,
затраченного на производство единицы нацдохода (НД), не так уж сильно ¾ она будет
всего на 35% меньше чем в США. Но эта разница поглощается низким качеством
труда и, соответственно, товаров, а также большими затратами на производство
(30-40%).
Не
выдрживает критики утверждение про достаточно высокий профессиональный уровень
нашей рабочей силы. Вспомните, что одна треть работников промышленности, три
четвертых в сельском хозяйстве, и примерно одна вторая в строительстве занята
ручным неквалифицированным трудом. Если взять другие сферы народного
хозяйства, то и тут ситуция примерно та же. Не может быть
высококвалифицированным врач, учитель, ученый и другие специалисты, если они
не знакомятся с достижениями НТП и не работают с применением передовых
технологий.
Если
к этому прибавить низкую трудовую и общественную дисциплину политизированность
"пролетариата", социалистический социальный менталитет и другие
присущие нам качества, то выходит, что рабочая силы не является
конкурентоспособной силой с которой можно выходить на мировой рынок.
На
современнном этапе научно-технического развития, который является основным
источником повышения конкурентоспособности, к производству предъявляются новые,
гораздо более жестокие требования. Прежде всего, это относится к качественным
характеристикам трудовых ресурсов ¾ дисциплины, квалификации, отношения к труду, организации и управления
производством (современного менеджмента) и т.п. Разве отвечает сегодня наша
рабочая сила этим требованиям? Конечно нет! Значит она еще дороже обходится
для предпринимателя.
Кроме
того, значительное расширение в индустриально-развитых странах электронных и
информационных технологий, с учетом их трудосберегающего эффектиа ставится под
сомнение конкурентные преимущества, достигнутые за счет дешевой рабочей силы.
Обеспечивающие резкое повышение производительности труда, эти технологии не
только уменьшают, но и приводят к минимуму значение низкой заработной платы.
2.
Относительно развитая промышленность, которая ¾ при определенных
маркетинговых и политических усилиях ¾ может занять достойное место на рынках
стран, которые развиваются, и стран СНГ. Причем главными причинами реализации
такого направления признаются долгое "присутствие" бывшего СССР в
этих державах, нетребовательность их рынков к качеству продукции,
необходисмость поддерживать производственные процессы "советского"
происхождения, возможные низкие цены на украинские товары, а также причины
политического характера. Но следует учитывать определенные обстоятельства,
которые делают эти "конкурентные" преимущества достаточно спорными.
Современный
мировой характеризуется применением лидерами международной конкуренции глобальных
стратегий, в которых неразрывно связывается торговля и экспорт капитала.
Рынки
стран, которые развиваются, требуют значительных кредитов. Ведь на этом
строилась торговая политика СССР. Именно в приливе иностранных инвестиций
заинтересовано большинство стран, которые развиваются. Но в ближайшие 15-20 лет
Украина вряд ли сможет реализовать такую политику в масштабах, достаточных для
завоевания позиции лидера.
К
тому же следует учитывать так называемый "российский след" на этих
рынках. Ведь именно с Россией ассоциируется бывший СССР, именно России отошла
внешнеторговая и дипловматическая инфраструктуры, именно она наиболее активно
действует на них. Поэтому на любые мирове рынки мы должны выходить с
конкурентоспособной продукцией, а не искать непритязательных клиентов.
Подчеркнем,
что при определении экмпортно-ориентированных производств необходимо
руковолствоваться запросами мирового рынка, активно эти запросы удовлетворяя.
На мировом рынке нет незаполненных ниш (сегментов). Значит нужно основывать их
и активно участвовать в их заполнении иначе конкуренты быстро заполнят их и
вытеснят с них менее активных участников рынка. С другой стороны большие
возможности ¾ это другой план данной пролемы. Они оцениваются с позиций запросов
рынка, так что требуется ответить на вопрос: а смогут ли наши производители
сделать то, что необходимо?
3.
Возможность быстрой экспортной ориентации сельского хозяйства и
перерабатывающих отраслей. С позиции оценки первичных (то есть природных)
факторов конкурентных преимуществ Украина занимает выгодное положение: хорошие
земли, умеренный климат, большое количество рабочей силы, удобное
географическое положение, обширные рынки сбыта и т.д. Однако состояние АПК
Украины не настолько удовлитворительное, чтобы вести речь о его конкурентных
возможностях аже на рынках России. Если это и станет возможным то совсем
нескоро. Перед Украиной стоит одна из главных задач ¾ прожить этот год при
своих. Перспективы на ближайшие годы не вселяют оптимизма. Аграрная реформа
настолько затянулась, что она не сможет сразу развязаться со сложнейшими
вопросами социально-экономических отношений в аграрной сфере и значительно
повысить производительность труда.
По
оценкам экспертов, для того, чтобы полностью обеспечить себя зерном на
используемых посевных площадях, необходимо выращивать урожай по 33-35 ц. с га.
Это совсем не рекордные урожаи, но они для нас пока недоступны.
И
наконец, важный вопрос: а кому продавать продукцию? На Западе она не требуется.
Остаются только Россия и бывшие республики СССР. Однако и тут важно не
переоценить свои перспективы. Россия ¾ это большой рынок сбыту, где разгорается
острая конкуренция между основными производителями сельскохозяйственной
продукции.
Наши
сельско-хозяйственные продукты, так сказать, вымениваются на нефть и газ.
Такой обмен не может быть эквивалентным, потому тчо значительно легче
установить мировые цены на энергоносители, и правктически никто не покупает
сельско-хозяйственную продукцию в Украине по мировым ценам. С такими ценами
Россия найдет себе продукцию высокого качества в каком-нибудь другом месте за
границей. Так что по так называемым мировым ценам наша продукция сельско
хозяйственного сектора неконкурентоспособна даже на российском рынке.
Продавать значительно дешевле ¾ это про нашу продукцию и не только сельско-хозяйственную. Итак,
экспортный потенциал Украины в этой области может стать значимым через 15-20
лет.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|