Соглашение СССР — Финляндская
Республика содержит следующую 4юрмулировку: «При применении настоящего
Соглашения Договаривающимся Государством любой термин, который не определен в
Соглашении и в отношении которого из контекста не вытекает иное имеет то
значение, которое он имеет по законодательству этого Государства» (п. 2 ст.
3).
В Договоре РФ — США от 17 июня 1992
г. аналогичный пункт излагается следующим образом: «При применении настоящего
Договора Договаривающимся Государством любой не определенный в нем термин,
если из контекста не вытекает иное или если компетентные органы не придут к
общему мнению в соответствии с процедурой, предусмотренной ст. 24
«Взаимосогласительная процедура», будет иметь то значение, которое он имеет по
законодательству этого Государства, касающемуся налогов, на которые
распространяется настоящий Договор» (п. 2 ст. 3).
Основное различие, которое может
иметь практическое значение при применении соглашения об избежании двойного
налогообложения по указанному пункту, состоит в том, имеют ли приоритет
взаимосогласительные процедуры между компетентными органами или приоритет
закреплен за национальным законодательством договаривающегося государства, в
котором осуществляется налогообложение конкретного вида доходов.
10.3. «Постоянное местопребыванием
для целей соглашений России
об избежании двойного налогообложения
Одной из ключевых категорий в соглашениях
об устранении двойного налогообложения имущества является категория -
«постоянное местопребывание лица для целей налогообложения». Разъяснение
данной категории всегда выделяется в особую статью, которая может иметь следующие
названия: «резидент», «постоянное деловое учреждение», «постоянное
представительство», «определение постоянного представительства», «постоянное
местопребывание для целей соглашения». Эта статья регулирует порядок
определения налогового статуса лица, являющегося резидентом обоих
договаривающихся государств.
Постоянное местопребывание
физического лица устанавливается на основании таких критериев, как наличие
постоянного жилища, местонахождения центра жизненных интересов, места обычного
проживания, гражданства.
Для юридических и физических лиц,
осуществляющих предпринимательскую деятельность, основной категорией для
определения порядка налогового статуса лица является ^постоянное деловое учреждением.
Под постоянным деловым учреждением может пониматься либо место деятельности,
через которое лицо осуществляет коммерческую деятельность, либо сама эта
деятельность, либо местный агент, действующий в интересах лица.
Местом деятельности лица могут быть:
контора, отделение, бюро, фабрика, цех, нефтяная или газовая скважина, карьер или
любое другое место добычи природных ископаемых. При этом постоянное помещение,
как и осуществление деятельности в этом помещении, не является достаточным
критерием для утверждения того, образует ли эта деятельность (место
деятельности) деловое учреждение для целей налогообложения. Более важным
критерием является характер деятельности, осуществляемый через это деловое
учреждение, которое не образуется в тех случаях, когда деятельность носит
подготовительный или вспомогательный характер (хранение, демонстрация образцов,
отгрузка товаров, принадлежащих предприятию, покупка товаров и изделий, сбор
информации для своего предприятия).
Трактовка категории «постоянное
деловое учреждение» всегда вызывала целый ряд вопросов у предпринимателей,
начинающих деятельность в другой стране. Однако для российских
предпринимателей уяснение значения данной категории связано с тем, что на
русском языке эта категория налогового права («постоянное деловое учреждение»
или «постоянное представительство») часто используется в значении «учреждение
(контора) для представления интересов национального предприятия в другой
стране». В английском языке эти два понятия имеют различные названия:
постоянное деловое учреждение — «permanent establishment» (общепринятый вариант сокращения
— РЕ), а контора (учреждение) для представления интересов предприятия (фирмы)
за рубежом — «representative office (Rep office)». Используя английскую
терминологию, труднее допустить смешение указанных словосочетаний, как при
применении русских вариантов. Для того чтобы не допускать смешения понятий на
русском языке после слов «постоянное деловое учреждение», либо «постоянное
представительство» следует добавлять : «для целей налогообложения». Другими
словами, если по-русски говорят «постоянное представительство фирмы N в
России», может подразумеваться «постоянное представительство для целей
налогообложения», а также «представительская контора (офис) иностранного
предприятия», которая не является постоянным представительством для целей
налогообложения.
Представительская контора
иностранного предприятия может быть, а может и не быть постоянным
представительством для целей налогообложения. Для того чтобы такая контора
рассматривалась как постоянное представительство для целей налогообложения, необходимо
соответствие ее деятельности ряду определенных условий, которые будут
рассмотрены далее. Однако, даже не имея представительской конторы в иностранном
государстве, лицо может рассматриваться в ней как имеющее постоянное
представительство для целей налогообложения. В качестве такого
представительства могут выступать как отдельные объекты самого лица,
находящиеся на территории иностранного государства, так и юридически
независимые контрагенты этого лица: различного рода посредники, осуществляющие
деятельность в интересах указанного лица, а также те торговые партнеры, которые
осуществляют для этого лица систематически, а иногда даже одноразово какие-либо
действия, выходящие по законодательству той страны, в которой они
осуществляются, за рамки обычной внешнеторговой деятельности.
В соглашениях, заключенных Россией
(бывшим СССР), в документах и инструктивных материалах Министерства финансов и
ГНС термин «постоянное представительство» практически всегда означает
постоянное деловое учреждение, т.е. постоянное представительство для целей
налогообложения.
В Типовом соглашении (Приложение № 1
постановления Правительства РФ от 28 мая 1992 г. № 352) разъяснение термина
«постоянное представительство» дается в ст. 4. Для того чтобы понять смысл
многочисленных и сложных положений указанной статьи, читая ее, следует иметь в
виду, что составители русского текста по сути разъясняют различия между
рассмотренными выше терминами.
Пункт 1 сформулирован следующим
образом: «Для целей настоящей Конвенции (имеется в виду Соглашение — ошибка
при публикации — авт.) термин «постоянное представительство» означает постоянное
место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном
Договаривающемся Государстве полностью или частично осуществляет коммерческую
или иную хозяйственную деятельность в другом Договаривающемся Государстве».
Приведенное положение не может считаться полным определением «постоянного
представительства для целей налогообложения» по двум причинам:
1) пока не ясно, что подразумевается
под «постоянным местом деятельности»;
2) не определены те виды
деятельности, которые придадут «постоянному месту деятельности» характер
«постоянного делового учреждения для целей налогообложения».
В п. 2 и 3 перечисляются те объекты,
которые могут рассматриваться в качестве постоянного места деятельности, а в
п. 4 будут указаны те виды деятельности, осуществление которых не приводят к
созданию постоянного делового учреждения для целей налогообложения.
Определения «постоянного места
деятельности» в тексте Типового соглашения, а также в текстах всех соглашений,
заключенных Россией и бывшим СССР, не дается. Вместо этого перечисляются все те
возможные виды объектов, на которые распространяется данный термин:
«2. Термин «постоянное
представительство», в частности, включает:
a) место управления;
b)отделение;
c) контору;
d) фабрику;
e) мастерскую и
С) рудник, нефтяную и газовую
скважину, карьер или любое другое место добычи природных ресурсов.
3. Строительная площадка,
строительный, монтажный, шеф-монтажный или сборочный объект, или установка,
или буровая установка, или судно, используемые для разведки и разработки
природных ресурсов, образуют постоянное представительство, только если продолжительность
связанных с ними работ превышает 12 месяцев. Компетентные органы
Договаривающихся Государств, в которых осуществляются эти работы, могут, в
исключительных случаях, на основе ходатайства лица, осуществляющего эти
работы, не рассматривать эту деятельность как образующую постоянное
представительство и в тех случаях, когда продолжительность этих работ превышает
12 месяцев, но на срок не свыше 24 месяцев» (п. 3 ст. 4).
Другими словами, все объекты
разделены на две группы. Первая группа включает те объекты, которые всегда
рассматриваются как «постоянное место деятельности», а вторая включает в себя
объекты, приобретающие этот характер, если продолжительность связанных с ними
работ превышает определенный срок. Все те объекты, которые нельзя отнести ни к
первой, ни ко второй категории, не рассматриваются в качестве «постоянного
делового учреждения для целей налогообложения». К таким объектам относятся
склады, конторы, в которых заключаются экспортно-импортные контракты, ведется
сбор информации об экономической ситуации в стране, о потенциальных поставщиках
и покупателях, выставки товаров. Объекты последней категории не перечисляются
в Типовом соглашении, вместо этого определяется характер деятельности лица с
постоянным местопребыванием в одном государстве, не приводящего к образованию
постоянного делового учреждения для целей налогообложения в другом: «4.
Несмотря на предыдущее положение, в настоящей статье следующие виды
деятельности лица с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся
Государстве не будут рассматриваться как осуществляемые им в другом Договаривающемся
Государстве через постоянное представительство:
a) использование сооружений
исключительно для целей хранения демонстрации или отгрузки товаров или изделий,
принадлежащих этому лицу с постоянным местопребыванием;
b) содержание запаса товаров или
изделий, принадлежащих лицу с постоянным местопребыванием, исключительно для
целей хранения, демонстрации или отгрузки;
c) содержание запаса товаров или
изделий, принадлежащих лицу с постоянным местопребыванием, исключительно для
целей переработки другим лицом;
d) содержание постоянного места
деятельности исключительно для целей закупки товаров или изделий или для сбора
информации для этого лица с постоянным местопребыванием;
e) содержание постоянного места
деятельности только для целей осуществления для лица с постоянным
местопребыванием любой другой деятельности подготовительного или
вспомогательного характера в интересах исключительно этого лица;
f) содержание постоянного места
деятельности исключительно для целей подготовки заключения или просто
подписания коммерческих и иных контрактов от имени этого лица;
g) содержание постоянного места
деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов
деятельности, упомянутых в подпунктах a)—f)» (п. 4 ст. 4).
Другими словами, все, что выходит за
рамки указанного пункта, т.е. любой из видов деятельности, не перечисленных в
приведенных выше пунктах, а также осуществление любого из перечисленных видов
деятельности с какими-либо нарушениями (например, сбор информации для третьих
лиц) приводит к тому, что образуется постоянное деловое учреждение для целей
налогообложения.
Пункты 5—7 Типового соглашения
определяют те случаи, когда деятельность через посредника (агента, брокера)
приводит к тому, что образуется постоянное деловое учреждение для целей
налогообложения. Это сформулировано следующим образом: «5. Несмотря на положение
пунктов 1 и 2, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся
Государстве осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве
через агента, то считается, что это лицо имеет постоянное представительство в
этом другом Государстве в отношении любой деятельности, которую агент
осуществляет для этого лица, если этот агент удовлетворяет каждому из следующих
условий:
a) он имеет полномочия заключать контракты
в этом другом Государстве от имени этого лица;
b) он обычно использует эти
полномочия;
c) он не является агентом с
независимым статусом, к которому применяются положения п. 6;
d) его деятельность не ограничивается
видами деятельности, упомянутыми в п. 4» (п. 5 ст. 4).
Другими словами, если деятельность
агента ограничивается демонстрацией и отгрузкой товаров, содержанием запаса
товаров исключительно для целей демонстрации или отгрузки, или для целей
переработки другим лицом, или закупкой товаров или изделий, или сбором
информации исключительно для иностранного лица, или агент осуществляет
деятельность подготовительного или вспомогательного характера, или готовит
проекты контрактов для этого лица;
если осуществляя свои агентские
функции, он не выходит за рамки своей обычной коммерческой деятельности, если
он не имеет полномочий на заключение контрактов, или, даже имея такие
полномочия, он их обычно не использует, то иностранное лицо не будет иметь постоянного
представительства для целей налогообложения.
Для того чтобы посредник
рассматривался в качестве постоянного делового учреждения для целей
налогообложения, необходимо соблюдение всех условий, определенных в п. 5. Если
посредник не удовлетворяет хотя бы одному из перечисленных условий и если вся
деятельность лица осуществляется через него, то считается, что лицо не имеет
постоянного представительства. Этот принцип сформулирован в п. 6: «Считается,
что лицо с постоянным местопребыванием в одном из Договаривающихся Государств
не имеет постоянного представительства в другом Договаривающемся Государстве
только в силу того, что оно осуществляет коммерческую деятельность в этом
другом Государстве через брокера, комиссионера или любого другого агента с
независимым статусом при условии, что эти лица действуют в рамках своей обычной
коммерческой деятельности».
Заключительный пункт ст. 4
определяет, что дочерние, материнские и иные взаимосвязанные и
взаимоконтролируемые компании не рассматриваются автоматически как постоянные
представительства Друг друга. Это положение сформулировано следующим образом:
«Тот факт, что компания, которая
является лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся
Государстве, контролирует или контролируется компанией, которая является лицом
с постоянным местопребыванием в другом Договаривающемся Государстве, или
которое осуществляет коммерческую деятельность в этом другом Государстве (через
постоянное представительство или иным образом), сам по себе не превращает одну
из этих компаний в постоянное представительство другой» (п. 7 ст. 4). Иными
словами, для того, чтобы зависящая или зависимая компания рассматривалась в
качестве представительства другой компании, необходимо наличие какого-либо
другого из вышеприведенных условий.
В отдельных соглашениях соответствующие
пункты приведенной статьи могут излагаться в другой редакции, однако их смысл
практически никогда не меняется. Так, в Соглашении СССР — Австрийская
Республика от 10 апреля 1981 г. положения, регламентирующие рассматриваемые
отношения, объединены в один пункт и изложены следующим образом: «Лицо с
постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, не будет
рассматриваться как имеющее представительство в другом Договаривающемся
Государстве, если оно осуществляет там свою деятельность через брокера, комиссионера
или другого независимого агента при условии, что эта деятельность не выходит
за рамки обычной профессиональной деятельности такого брокера, комиссионера или
другого независимого агента.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|