рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Международные валютно-финансовые отношения. Платежный баланс страны

Платежный баланс страны

1. Счет текущих операций.

Товарный экспорт.

Товарный импорт.

Сальдо торгового баланса.

Экспорт услуг.

Импорт услуг.

Сальдо услуг.

Трансферты.

И т о г 1. Сальдо текущих операций.

2. Движение капиталов.

Приток капитала.

Отток капитала.

И т о г 2. Сальдо баланса движения капитала.

Сумма итога 1 и итога 2.

3. Официальные резервы.

Счет (баланс) текущих операций отражает все поступления и расходы иностранной валюты, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также чистые трансферные платежи из страны в другие государства. Счет (баланс) движения капитала отражает сделки по купле или продаже активов (валюта, акции, облигации, недвижимость). Третий раздел баланса — изменения в официальных валютных резервах — фиксирует изменения в резервах центрального банка, используемых для достижения сбалансированности платеж­ного баланса по текущим операциям и движению капитала.

Связь между двумя частями платежного баланса — счетом теку­щих операций и счетом движения капиталов — это, по сути, связь между финансовыми рынками и рынками товаров. Ее можно про­иллюстрировать с помощью формулы, на основе которой мы опре­деляем национальный доход открытой экономики:

Y=C + I + G + NX.                                                      (1)

Чистый экспорт (NX) — разница между экспортом и импортом товаров и услуг — есть не что иное, как сальдо счета текущих операций.

Если из обеих частей уравнения (1) вычесть потребление (С) и государственные расходы (G), то левая часть уравнения (У-C-G) есть форма выражения национальных сбережений, или просто сбережения (S). Формула (1) может быть представлена в виде

S = l +NX.                                                                    (2)

Продолжим преобразования и вычтем из обеих частей уравнения (2) инвестиции (I). Получим:

                S-I = NX.

Разница между внутренними сбережениями и инвестициями — это счет движения капиталов платежного баланса. Если инвестиции превышают внутренние сбережения страны, тогда инвестиционные проекты финансируются за счет займов на мировых финансовых рынках. Если национальные сбережения превышают инвестиции, то не инвестированные внутри страны средства могут быть исполь­зованы для выдачи кредитов другим странам. Такие кредиты могут использоваться целевым назначением для оплаты товаров и услуг данной страны и в других целях.

Иначе говоря, счет движения капитала должен уравновешивать текущий счет платежного баланса. Если средства, получаемые из-за границы в обмен на чистый экспорт товаров и услуг, являются величиной положительной, т.е. мы имеем активное сальдо по теку­щим операциям, то оно уравновешивается оттоком капитала из страны. Если страна имеет дефицит по текущим операциям, то он компенсируется притоком капитала.

Однако на практике суммарный итог первого и второго разделов платежного баланса не уравновешивается автоматически. Для до­стижения равновесия приходится использовать резервные активы центральных банков и правительственных органов.

Поскольку изменения валютного курса имеют ощутимые по­следствия для экономики, закономерно, что он является важным объектом регулирования как внутри государства, так и в межгосу­дарственных отношениях.

Методы регулирования валютного курса могут быть направлены как на девальвацию — снижение курса валюты, так и на ревальва­цию — повышение курса валюты. Это зависит от экономической ситуации в стране и цели, которую на данный момент ставит перед собой правительство. Оно может попытаться увеличить совокупный спрос за счет экспортных возможностей, опираясь на девальвацию валюты, или ограничить его с помощью ревальвации.

Как и для всех форм мировых экономических отношений, для валютного регулирования характерно маневрирование в рамках протекционизма и либерализма. К числу протекционистских мер можно отнести такую форму прямого вмешательства государства в валютную сферу, как валютные ограничения. При их использовании государство осуществляет контроль над операциями с золотом и валютой. Национальные экспортеры не имеют права продавать вырученную иностранную валюту на рынке. Они обязаны сдавать ее в обмен на национальную по официальному курсу. Могут огра­ничиваться переводы за границу и вывоз, а иногда и ввоз капитала.

Баланс (итоговое сальдо) платежей.

Итоговое сальдо платежей страны можно грубо определить как разницу между тем, что эта страна получает, и тем, что она тратит, наряду с разницей суммы привлекаемых зарубежных инвестиций и суммы инвестиций, которые ее граждане делают в других странах.

I. Если страна экспортирует в стоимостном выражении больше товаров и услуг, чем импортирует, то она будет получать больше иностранной валюты, чем тратить. Допустим, Великобритания имеет активное сальдо своего текущего торгового баланса.  Это значит, что британские экспортеры получают больше, чем вынуждены заплатить импортеры. Следовательно, британские предприятия стремятся получать фунты стерлингов, а не иностранную валюту, вследствие чего излишки иностранной валюты будут продаваться в обмен на фунты стерлингов. Это рыночное давление предложения и спроса приведет к увеличению стоимости фунта стерлингов по отношению к другим валютам.

Если  же Великобритания имеет дефицит торгового баланса, то имеет место превышение предложения фунтов стерлингов над спросом, и давление рынка приведет к снижению стоимости фунта стерлингов.

II. Эти же принципы применимы к инвестициям. Если иностранные инвесторы стремятся вкладывать свои деньги в Великобритании, то для этой цели они обязаны покупать фунты стерлингов. Если английские граждане стремятся вложить свои деньги за рубежом или иметь банковский  счет в иностранной валюте, то им нужна иностранная валюта. Таким образом, предложение и спрос со стороны инвесторов порождают рыночное давление на колебания курсов валют. 

Превышение и дефицит баланса платежей могут повлиять не только на текущие валютные курсы (известные как курсы "спот"), но также на курсы, по которым дилеры на внешних валютных рынках (то есть банки) готовы продать или купить валюту в форвардных валютных сделках.

 

2. Движение капитальных средств в Украине.

Следует напомнить, что одна из важнейших задач для Украины в экономической сфере — определить свое место в мировом хозяйстве, соответствующее потенциалу страны. Будучи составной частью советской экономики, украинская была ориентирована на участие в междуна­родном разделении труда преимущественно в рамках СЭВ. Особен­ностью этой интеграционной группировки было планово-централи­зованное регулирование внешнеэкономических связей. Это позво­ляло ограждать национальные экономики от "бурь мирового рынка", но одновременно лишало необходимости постоянно объективно оценивать уровень эффективности национального производства. Закономерным следствием таких "тепличных" условий стало отста­вание от мировых интеграционных процессов, слабая встроенность в систему международного разделения труда, международную тор­говлю и международные валютно-финансовые отношения.

Современный этап валютного регулирования в Украине начался в конце 80-х годов. Отмена монополии внешней торговли и валютной монополии государства привела к децентрализации валютных ресурсов и создала предпосылки для формирования в Украине внутреннего валютного рынка.

Принятый в феврале 1993г. Декрет Кабинета Министров Украины "О системе валютного регулирования и валютного контроля" регламентирует проведение валютных операций на территории Украины. Декретом определены принципы осуществления валютных операций в Украине, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц при владении, пользовании и распоряжении валютными ценностями. Субъекты валютных отношений подразделяются декретом на две категории: резидентов и нерезидентов.

Надо сказать, что одно из главных средств реализации валютной политики - валютное регулирование, то есть государственная регламентация валютных отношений, издание нормативных актов, оперативное руководство и валютный контроль со стороны соответствующих государственных органов, заключение международных валютных соглашений.

Основными институтами, осуществляющими валютное регулирование в Украине, являются Национальный банк Украины и Кабинет Министров Украины.

Сделки, связанные с куплей - продажей финансовых активов, а также с международной практикой предоставления и получения кредитов  и  займов, называются операциями по счетам движения капитальных средств.

Одна из серьезнейших проблем торгового баланса заключается в утечке капитала в различных формах. Как показывает мировой опыт, капитал частично возвращается в страну происхождения, после преодоления страной кризисной ситуации. Но на Украине пока этой тенденции не наблюдается. Выход из этого положения заключается в увеличении эффективности валютного и экспортного контроля, которые могут ограничить утечку капитала.

Ситуация в Украине является крайне сложной, и внешняя финансовая поддержка способна облегчить кризис. Конечно, исключительно за счет международных финансовых ресурсов ни одной глубокой экономической проблемы решить нельзя. Было бы очень рискованным, если бы Украина решила жить только за счет иностранной поддержки. Очень важным является и привлекательность Украины для частного капитала. Необходимо искать представителей международного бизнеса, которые захотят инвестировать свои средства в развитие нашей экономики, поскольку они привезут сюда свое оборудование, технологии, рабочие места, откроют новые экспортные возможности. Процесс интеграции украинской экономики в мировую может значительно повысить уровень жизни населения. Поэтому необходимо работать над вопросом интеграции Украины в мировую экономику. Но для этого необходимо посмотреть вокруг, проанализировать сегодняшнюю ситуацию вокруг страны, ее положение в мире, перспективы получения иностранных инвестиций в экономику страны.

Иностранные инвестиции начинают играть все более существенную роль в экономике Украины. Можно отметить следующие положительные факторы влияния инвестиций на экономику Украины:

- экономический кризис и резкое сокращение внутренних инвестиционных ресурсов делают необходимым обращение к зарубежным источникам финансирования как конкретных проектов в сфере производства, так и бюджетной сферы (через увеличение внешнего государственного долга);

- привносимые иностранными инвесторами в украинскую экономику современные технологии способны существенно повысить конкурентоспособность отечественного производства (что особенно важно для экспортно ориентированных отраслей);

- предприятия с иностранными инвестициями, создавая новые рабочие места, способствуют повышению уровня занятости населения Украины и снижению социальной напряженности;

- конкуренция предприятий с иностранными инвестициями со “старыми” украинскими предприятиями на внутреннем рынке может иметь существенное значение в борьбе с монополизмом;

- в долгосрочной перспективе “встраивание” Украины в мировой цикл движения капитала будет способствовать интеграции страны в мировое хозяйство и нахождению оптимальной “ниши” во всемирном разделении труда.

Классификация иностранных инвесторов.

Во-первых, это действительно крупные компании, готовые налаживать собственное производство и дилерскую сеть, в первую очередь из США, ФРГ и др. западноевропейских стран, к которым в последнее время все большее желание проявляют крупные корпорации из Южной Кореи. Эти компании готовы иногда идти даже на временные потери, но дождаться лучших времен и с уже имеющихся плацдармов начать наступление на восстанавливаемый украинский рынок.

Второй тип инвесторов, который получает распространение в последние годы - различные фонды, стремящиеся как это принято во всех цивилизованных странах, диверсифицировать собственные инвестиции и обеспечить своим вкладчикам достойный уровень прибыли.

Третий тип инвесторов - это не всегда самые крупные и самые известные иностранные компании, но в Украине они могут найти и находят специфические ниши для своего бизнеса. Это, в частности, касается украинской нефтедобычи, куда в виду не слишком больших объемов производства трудно привлечь лидеров отрасли.

Четвертый тип - это уже упоминавшиеся желающие “отмыть” деньги, либо просто наслушавшиеся рассказов собственной прессы о “новых русских” (украинцах), ставших миллионерами за считанные месяцы. Но сейчас, когда инфляция подавлена, подобные чудеса случаются все реже.

Пятый тип инвесторов - компании из Восточной Европы и бывшего СССР, которые уже на основе новых принципов пытаются наладить кооперацию с украинскими предприятиями, используя часто неформальные отношения, производственные связи и знание рынка.

 

3. Проблемы внешнеэкономической политики Украины.

На сегодня интеграция Украины в мировое экономическое пространство является обязательным заданием в построении ее государственности и экономики. В процессе интеграции в мировое экономическое хозяйство Украина будет встречаться с огромными сложностями. Это обуславливается рядом причин.

Во-первых, Украина еще не определилась в полной степени с основными направлениями и механизмом структурной перестройки экономики, критерии которой должны определяться с учетом особенностей развития мировой системы хозяйствования, а также реальных возможностей интегрирования в нее Украины.

Во-вторых, очень остро стоят вопросы как безопасности в сфере внешнеэкономических отношений, так и вообще экономической безопасности, которые необходимо решать с позиций активного конкурентного противостояния в мировом рынке.

В третьих, существуют явные противоречия регионального характера, решение которых возможно только с помощью  долгосрочных договорных принципов, путем активного включения в интеграционные процессы, с определением глобальных национальных приоритетов и их балансировкой с другими, которые существуют в мировом экономическом хозяйстве.

Внешнеэкономическая политика - весь комплекс проблем, решение которых нацелено на органическое интегрирование национального хозяйства в систему мирового хозяйства с целью максимизации своей доли мирового дохода.

Украина как независимая страна находится в геополитическом торговом пространстве 10 приграничных государств: России, Польши, Белоруссии, Словакии, Болгарии, Венгрии, Румынии, Турции, Грузии. Это огромный потенциальный рынок сбыта украинской продукции. С этими странами Украина имеет общую границу, а с Турцией и Грузией - морскую в акватории Черного моря.

Продвижение товаров Украины на рынки ЕС и ЕАСТ проходит с большим трудом в связи с наличием тарифных барьеров, экспортных ограничений, антидемпингового регулирования.

На рынке ЕС следует взять курс на максимально быстрое адаптирование отечественного производства к экономическим реалиям современного рынка. На вооружение следует взять опыт Японии, Южной Кореи, Тайваня по энергосбережению и умению производить продукцию с минимальными затратами, конкурентно способную на этом региональном рынке. Без этого Украина не сможет успешно интегрироваться в ЕС и мировую хозяйственную систему.

Украина должна учитывать интеграционные процессы в странах Азии, АТР. Там набирает силу такое объединение государств в общий рынок, как АРЕС (Аsia and Pasifics Economics Corporation) в составе 15 государств, созданное в 1989 году. В эту группировку входят страны АСЕАН, НИС и такие развитые страны как Япония, США, Канада, Австрия, Новая Зеландия, а также Китай. Чтобы утвердится на этом рынке, Украина должна постоянно стимулировать торговлю со странами АТР. На этом рынке находит сбыт продукция химической промышленности и прежде всего, удобрения, прокат черных металлов, электрооборудование, сварочные аппараты, газовые турбины, транспортные средства, определенные виды продукции АПК. Перспективными товарами на рынке АРЕС могут быть высококачественная продукция машиностроения, судостроения, электроника.

 

3. Экспортный потенциал Украины

Сегодняшние реалии взаимоотношений Украины с мировой хозяйственной сферой  характеризуются неподготовленностью ее экономики к высокоэффективным формам внешнеэкономического сотрудничества.

Ориентация на поддержку отечественного товаропроизводителя позволяет более эффективно решать вопросы использования внешнеэкономического потенциала. Внешняя торговля должна быть одним из важнейших источников роста производства НД и ВВП. А пока же отечественный производитель на внешних рынках чувствует себя неуютно, сковано, в постоянном страхе за падение производства, снижение качества товаров, пассивное сальдо торговли.

Чтобы побороть отсталость нашего производства, его системную несовместимость с мировым, необходимо перейти к новой модели взаимоотношения национального хозяйства с мировым. Именно поэтому следует ориентироваться на производственно-инвестиционную модель,  где в поле зрения является не только сфера обмена (внешняя торговля), но и сотрудничество по всем направлениям производственно-технического процесса, с вынесением части из них за национальные рамки. Ориентация исключительно на внешнеэкономическую модель сотрудничества приведет к еще большему углублению структурного кризиса, поскольку она в значительной мере является производной от существующей структуры производства. В данном случае речь следует вести не о выходе на мировую арену отдельных украинских товаров, а о функционировании на этой арене как определенных конкурентоспособных отраслевых и межотраслевых блоков, регионально-производственных анклавов и т.д.

Как показывает международный опыт, сегодня прорыв на мировые рынки основывается, как правило, не просто продуктом, и даже не отраслью, а межотраслевым комплексом, который состоит из определенных вновь созданных технологических систем. Его конкурентное ядро занимает определенную для него технологическую нишу и интегрируется со своими поставщиками и партнерами. Выявление и поддержка развития таких отраслевых (межотраслевых) “кустов” в Украине  ¾ это очень важное и необходимое дело.

Главная цель государственной внешнеэкономической политики состоит в создании условий для формирования долгосрочных конкурентных преимуществ у отечественных товаропроизводителей.

Экспортная ориентация  экономики и либерализации внешнеэкономических связей - как основное  задание внешнеэкономической политики Украины - требует определения существующих и потенциальных конкурентных преимуществ украинских товаропроизводителей, а также причин, которые их формируют, и механизма реализации этих преимуществ.

Ключом к пониманию наших позиций на внешних рынках является интегрированный критерий конкурентоспособности ¾ уровень эффективности использования ресурсов. Украина имеет значительные природные преимущества: достаточное число рабочей силы, выгодное географическое положение, богатые природные ресурсы и т.д.  Но это только возможные потенциальные преимущества, которые еще требуется развивать и реализовывать.

Необходимо определиться, что следует понимать под экономическим (и в том числе  ¾ экспортным) потенциалом. Потенциал социально-экономической системы ¾ понятие относительное, и его измерение выполняется в региональном срезе (для стран) по многомерному динамическому критерию, который интегрирует природно-ресурсные, экономические, социальные, политические   и другие условия.

Потенциал системы ¾ это ее способность достичь поставленной цели при наличных ресурсах и условиях их использования, то есть это уровень эффективности использования ограниченных ресурсов.

С такой позиции и следует рассматривать экспортный потенциал, который можно определить как сумму благ, которые национальная экономика может произвести и реализовать за свои границы, без убытков для себя, но во всех случаях ¾ при определенных внешних и внутренних ограничениях ¾  пытаясь максимизировать собственную прибыль.

Экспортный потенциал страны ¾ это также способность национальной экономики воспроизводить свои конкурентные преимущества на мировой арене.

В высокоразвитых странах необходимость поддержки значительной конкурентоспособности привела к рождению нового типа хозяйственного развития, при котором относительное равновесие отраслевых и технологических структур изменилось на постоянные, динамически последовательные реформы структуры хозяйствования.

Конкурентоспосбность национальной экономики ¾ это решающий критерий, на который необходимо обращать внимание при решении проблем либерализации внешнеэкономических связей и уровня открытости экономики, что является первым камнем  в  фундаменте внешней политики.

Можно выделить 3 этапа повышения конкурентоспособности Украины на мировом рынке.

I. Стабилизация и наращивание производства в определенных направлениях, в соответствии со стратегическими целями, традиционными товарными связями, со смещением акцента на готовую продукцию. Необходимо сберечь экспортный потенциал металлургического комплекса и некоторых химических производств, постепенно преобразуя их на новые технологические процессы. В определенном понимании, этот уровень является "товарно-конъюнктурным", но его основное задание ¾ закрепление на традиционных рынках, а также экспансия на новые через активное влияние на конъюнктуру (агрессивный маркетинг товарных рынков) и развитие существующих конкурентных преимуществ.

II. Реализация определенных временных преимуществ, которые обеспечиваются относительно невысокой стоимостью рабочей силы, наличием развитых производственных фондов и технологических знаний, а также материальных ресурсов. Эта модель интеграции в мирохозяйственную систему является традиционной для  стран, которые развиваются, особенно ¾ на стартовом этапе. Ее ключевой элемент ¾ ставка на привлечение иностранного капитала и подключение к глобальным технологическим связям.

III. Реализация конкурентных преимуществ, воплощенных в высоких технологиях ¾ как существующих, так и будущих. Украина имеет такие разработки, и при определенных условиях они могут исполнять роль экспортного тарана. Но, как уже подчеркивалось, для этого нужно создать соответствующие условия не только на внутреннем, но и на внешнем уровне. Говорится, с одной стороны, о государственной поддержке таких разработок за счет государственных субсидий, а с другой, ¾ о поддержании их высокой конкурентоспособности на международном рынке через систему межгосударственных соглашений, договоренностей и стратегических союзов,  через отстаивание рыночных ниш, допустимый уровень протекционизма и т.д.

Эффективное включение в мировое разделение труда предполагает прорыв по всем трем направлениям. Но стратегическим приоритетом является  использование конкурентных преимуществ высшего порядка, воплощенных в уникальные технологические и научные разработки. Одно из основных заданий первых двух уровней, которые сами по себе являются важными инструментами интеграции, состоит в ресурсном поддерживании процесса этого вхождения через конкурентные преимущества третьего уровня.

Безусловно, реализация механизма интеграции в мировую экономику невозможна без динамических рыночных преобразований в государстве.















Список использованной литературы:


1. Балабанов И.Т. -  Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом. - М.: Финансы и статистика, 1992г.

2. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей.— М.: Прогресс-Универс, 1995г.

3. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1996г.

4. Основы экономической теории. Под редакцией Камаева В. Д. – М. изд-во МГТУ им. Баумана, 1997г.

5. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.— М.: Прогресс-Универс, 1994.

            6. Носкова И.Я., Максимова Л.М. “Международные экономические отношения”. – М.: Экономик-пресс, 1997. – 282 с. 

7.      Балаков П. "Международные торговые отношения и расчеты" 1994 г. Москва

8. Сокуренко С. "Как организовать торговлю со странами Европы" Экономика Украины №6 1997г.

9. Дергачев В. "Особенности мирохозяйственной интеграции Украины на основе свободных экономических зон" Экономика Украины №12 1998 г.

10. Омельянович О. "Состояние и проблемы торговли Украины" Экономика Украины №7 1998 г.

11. Пряхин Н. "Международные торговые объединения и организации" Российский Экономический Журнал №2 1995 г.

12. Тортунов Д. "Страны СНГ: непростой путь к экономической интеграции" Российский Экономический Журнал №4 1997 г.

13. Панфиленко О.Н. "МВФ и страны третьего мира: что дальше?" Коммерсант, №5, 1996 г.

14. Онищенко В. "Современные проблемы внешнеэкономической политики Украины" Экономика Украины №2, 1999 г.



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.