Развитие инфраструктуры необходимо, так как ее дефицит
отрицательно влияет на экономический рост. По оценке министра регионального
развития Владимира Яковлева, физический износ инфраструктуры ЖКХ превышает
70%. А член правления РАО «ЕЭС России» Борис Аюев сообщает, что в 16 регионах
страны дефицит энергомощностей достигает 5%. По данным Минтранса России,
из-за слабости транспортной сети страна ежегодно теряет заказы на перевозку
примерно 620 млн. тонн грузов по экспортно-импортным контрактам. Наконец,
отечественные аграрии жалуются, что отсутствие нормальных дорог и современных
перегрузочных комплексов в Сибири мешает им организовать выход на китайский и
индийский рынки. Они утверждают, что при наличии этих условий Россия могла бы
экспортировать дополнительно до 14 млн. тонн зерна в год.
Иными словами, говоря о потерях от нехватки
инфраструктуры, можно назвать астрономическую цифру, и не очень-то погрешить
против истины. При наличии «всего лишь» одной из составляющих - современной
транспортной сети на уровне субъектов Федерации и районов - ВВП России мог бы
расти на дополнительные один-два процентных пункта в год. Все эти проблемы
связаны с историей создания самой инфраструктуры. Но времена СССР Госплан
решал задачу подготовки государства к мировой войне. Поэтому, хуже всего даже
не недостаточная протяженность той же дорожной сети, а то, что госплановское
размещение промышленности сегодня можно оценить как откровенно неудачное,
поскольку оно не соответствует экономическим потребностям страны.
С этим целиком согласны и представители бизнеса. В
СССР государство реализовывало строительство инфраструктурных и промышленных
объектов в условиях плановой экономики и дешевой рабочей силы, потому тщательная
оценки финансово-экономической эффективности во главу угла не ставилась. В
результате при изменении экономической ситуации многие из этих объектов достались
нам в наследство недостроенными. Ту же картину мы можем наблюдать и в других
странах, которые в недалеком прошлом шли по пути плановой экономики.
Понятно, что Россия не первая и не последняя страна
мира, которая сталкивается с проблемами такого рода. Инвестиции же в инфраструктуру
явно влияют на экономический рост тогда, когда ее нехватка очевидна. В этом
случае ограничения в перемещении товаров и информации из-за недостаточной
развитости шоссе, железных дорог, аэропортов и информационной инфраструктуры
весьма ощутимо сдерживают бизнес-активность. Но вложения имеют смысл только до
определенной величины, поскольку государствам с разными типами экономики нужна
разная инфраструктура. Развивающимся странам со слабой инфраструктурой
необходимы ежегодные капитальные сложения не менее 2-3% ВВП, а странам со
сложившейся развитой инфраструктурой не имеет смысла инвестировать на решение
этих задач более 1% ВВП в год.
Сложность российского случая заключается в том, что
стране приходится иметь дело с необходимостью и новой индустриализации, и
развития постиндустриальной экономики одновременно.
Успешный опыт решения этих двух проблем имеется. В
качестве примера можно привести Евросоюз, где насыщенная инфраструктурой и преимущественно
постиндустриальная западная часть оказалась под одной крышей с восточными
районами, унаследовавшими все особенности социалистической эпохи.
Так, Будапешт обеспечен самой современной
информационной инфраструктурой, в то время как восточная часть Венгрии
остается в основном сельскохозяйственной. Аналогичное устройство наблюдается в
странах Балтии, и в целом оно характерно для территорий бывшего Советского
Союза.
Европейский рецепт борьбы с тяжелым наследием прост.
Каждая страна - член ЕС делает отчисления в фонды по развитию, и львиная доля
этих отчислений - примерно 1% ВВП Евросоюза - идет на подъем инфраструктурно
бедных районов, к числу которых относится территория недавно принятых в ЕС
Польши, Венгрии и стран Балтии. Основная задача этих инвестиций - выровнять инфраструктурное
развитие регионов Евросоюза. И на сегодняшний день, по словам Грегора Эдеа,
вложения ЕС в инфраструктуру оцениваются, как лучший способ стимулировать рост
экономики союза. Россия по уровню ВВП на душу населения сейчас уверенно входит
в верхнюю треть рейтинга стран с переходной экономикой, а имеющиеся финансовые
ресурсы позволяют ей инвестировать во все сектора одновременно, поэтому опыт
Евросоюза может быть ею востребован.
Так же в выборе инфраструктурных проектов обязательно
должен участвовать бизнес, поскольку чиновники определяют их эффективность
весьма некачественно. Поэтому, оптимальным для России мог бы быта механизм
частно-госсударственного партнерства. Бизнесу эта идея нравится: «Русал»
приводит в пример проект по созданию Богучанского энергометаллургического
объединения (БЭМО) - совместного детища «Русала» и «ГидроОГК», который
предполагает достройку Богучанской ГЭС и строительство алюминиевого завода в
Красноярском крае. А необходимая для этого сетевая инфраструктура будет профинансирована
за счет гранта Инвестиционного фонда в размере 1,3 млрд. долларов.
Однако это скорее исключение из правил. Примерно 70%
средств Иивестфонда направляется на проекты по развитию Москвы и области, а
также Санкт-Петербурга и области, которые и без того являются наиболее
благополучными в инфраструктурном отношении регионами. Так что необходимые
ресурсы идут не туда, где они нужнее всего, а туда, где заявки умеют лучше
оформить.
Вместо этого власти могли бы давать больше свободы
частному капиталу, в том числе в области инфраструктуры. Например, в России
сегодня практически нет современных мультимодальных комплексов, работающих на
оптимальную перегрузку между видами транспорта, таких как река-железная дорога,
железная дорога-шоссе, порт-шоссе. Развитие этих комплексов можно доверить
частному бизнесу - такие схемы с успехом используются за рубежом. Однако
государство опасается, что частный капитал может установить монополию на
ключевые пункты важнейших транспортных артерий. Официальную позицию
подтвердил в одном из недавних выступлений замминистра транспорта Александр
Мишарин. По его словам, на строительство скоростных дорог, развитие портовых
мощностей, сети аэропортов-хабов и мультимодатьпых комплексов должны идти
главным образом бюджетные средства.
Но если страна таким способом избавляется от угрозы
возникновения частных инфраструктурных монополий, то лишь ради того, чтобы
попасть в объятия монополий государственных. Фактически государство
осуществляет масштабные инвестиции в реконструкцию инфраструктуры через
контролируемые им крупные компании. На фоне этих вложении, которые в основном
делаются ради решения бизнес-задач. Инвест-фонд выглядит лишь каплей в море.
Сегодня правительство стремится вкладывать деньги
лишь в коммерчески привлекательные объекты, которые частный бизнес мог бы вытянуть
и сам. Если государственные инвестиции демонстрируют близкий к коммерчески
привлекательному уровень доходности, значит, они были лишними - этими
проектами должен был заниматься бизнес. Государство же должно заниматься тем,
что необходимо обществу, экономике, но куда бизнес не пойдет из-за медленной
окупаемости, высоких рисков и необходимости планировать на десятилетия.
К тому же, беря на себя ответственность за каждую
дорогу местного значения, государство все их обрекает на хроническое
недофинансирование. В мировой практике нормальной считается доля
государственных капиталовложений в инфраструктуру развивающихся стран на
уровне 2-3% ВВП. У нас сейчас вкладывается около 1% ВВП ежегодно. Российское
правительство успокоилось из-за того, что имеет профицитный бюджет и
контролирует инфляцию, но развитие страны невозможно без реконструкции транспортной
сети, а для этого надо мыслить на десятилетия вперед. Российские власти если и
видят эту проблему, то боятся за нее браться.
Не исключено, что нежелание властей инвестировать в
инфраструктуру, не обещающую быстрых прибылей, во многом связано с предвыборной
логикой. Министры экономического блока справедливо опасаются раскручивания инфляция
из-за вброса в экономику дополнительных денег. Чтобы избежать взвинчивания
потребительских цен, государству придется пойти на значительное сокращение
расходов по социальным программам. Едва ли правительство согласится на такие
меры в последний предвыборный год. Между тем ради тактического благополучия оно
упускает стратегическое развитие страны, которое невозможно с имеющейся сегодня
транспортной сетью. Нужны большие потрясения, чтобы правительство решилось
рисковать в обстановке сладкого благополучия.
Рис. 8. Государственные инвестиции в цифрах.
3.2. НДС без компромисса. Снижение ставки налога.
Налоги представляют собой обязательные безвозмездные
платежи, взимаемые государством с предприятий, учреждений, организаций и
граждан по ставкам, установленным в законодательном порядке.
За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства,
аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.
Вопрос в том, какими должны быть налоги - высокими или низкими -
извечный социальный вопрос. Стремление снизить налоги постоянно вступает в
противоречие с текущими потребностями финансирования государства, включая
перспективное развитие, финансирование научных исследований, содержание армии и
социальной сферы.
Налог на добавленную стоимость (НДС) самый сложный для
исчисления из всех налогов, входящих в налоговую систему РФ. Его традиционно
относят к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде
своеобразных надбавок взимаются через цену товара. Кроме того, если при прямом
налогообложении источник уплаты налога, как правило, формируется у
налогоплательщиков, то при косвенном – источник
налога поступает налогоплательщику в составе иных платежей (в основном в
составе цены). Отличительной чертой косвенных налогов является также то
обстоятельство, что с экономической точки зрения, основное его бремя уплаты
переносится плательщиками на конечных покупателей (т.е. потребителей) товаров
(работ, услуг). Однако в случаях, когда цена товара ограничивается
платежеспособностью покупателя, косвенный налог, в частности НДС, уменьшает
прибыль производителя и таким образом становится прямым налогом. Существующие в
настоящее время в России условия и порядок взимания НДС делают его смешанным,
многообъектным налогом. Так, наряду с общими правилами исчисления и уплаты НДС,
в некоторых случаях, например, когда имеет место оборот товаров (работ, услуг)
внутри предприятия для нужд собственного потребления, затраты по которым не
относятся на издержки производства и обращения, осуществляется строительство
хозяйственным способом, происходит реализация продукции по цене не выше
себестоимости и т.д., исчисление НДС регулируется специальными правилами. Так,
при реализации продукции по цене не выше себестоимости налогоплательщик обязан
увеличить для целей налогообложения свою выручку до уровня рыночных цен,
составить специальный расчет, доначислить налог и уплатить его в бюджет.
Следовательно, объектами обложения этим налогом выступают не только обороты по
реализации на территории России товаров (работ, услуг), но и товары, ввозимые
на территорию страны. Закрепление в качестве объекта НДС этих двух
несопоставимых показателей, а также особенности отнесения к зачету
сумм НДС, оплаченных на таможне в режиме общего налогообложения, также порождают
дополнительные трудности в порядке исчисления и уплаты НДС.
Рассматривая экономическую и юридическую природу НДС
необходимо отметить, что в различных странах мира используются свои методики его
исчисления и уплаты. Причем очень многое зависит от того, какой принцип в определении
добавленной стоимости будет положен в основу.
Налогоплательщиками НДС являются:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, перемещающие товары через таможенную границу
РФ.
Налогоплательщики должны обязательно встать на учет в
налоговом органе (ИМНС).
Организации и индивидуальные предприниматели имеют
право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, если сумма
выручки от реализации товаров за 3 предыдущих календарных месяца, не превышает
1000000 руб. без учета НДС и налога с продаж.
Освобождение не распространяется на:
- налогоплательщиков, реализующих подакцизные
товары и подакцизное минеральное сырье;
- ввоз товаров на таможенную территорию РФ,
подлежащий налогообложению.
Объектом налогообложения являются следующие операции:
- Реализация товаров на территории РФ, в том числе
реализация предметов залога и передача имущественных прав.
- Передача на территории РФ товаров для собственных
нужд, расходы на которые не принимаются к вычету.
- Выполнение строительно-монтажных работ для
собственного потребления.
- Ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Не признаются объектом налогообложения:
- Операции, связанные с обращением российской и
иностранной валюты;
- Передача основных средств, нематериальных активов и
иного имущества организации ее правопреемнику при реорганизации этой
организации;
- Передача основных средств, нематериальных активов и
иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной
деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|