рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Оценка эффективности расходов бюджета Москвы по ЮАО

Рассчитаем мультипликатор бюджетных расходов.

Мр = 1806 / 75 = 24,08

Это означает, что на каждый дополнительно затраченный рубль бюджетных расходов было получено продукции на 24,08 руб. Такое расходование средств, безусловно, можно считать эффективным. Однако в данном случае мультипликатор бюджетных расходов неточно отражает ситуацию: невозможно точно учесть объем продукции, произведенной на территории ЮАО; некоторые предприятия финансируются за счет средств бюджетов других уровней. Кроме того, бюджет Москвы по ЮАО имеет социальную направленность, поэтому вполне возможно, что связи между ростом ВРП и ростом бюджетных расходов не существует.

Таким образом, этот показатель не отражает реальную эффективность расходования бюджетных средств по ЮАО. Его целесообразно применять при анализе федерального бюджета или бюджетов крупных территориальных образований.


2.3. Оценка эффективности планирования расходов бюджета Москвы по ЮАО и контроля за ними

2.3.1. Оценка эффективности планирования бюджетных расходов

Бюджетные расходы должны быть полностью или хотя бы большей частью обеспечены доходами бюджета. Чтобы достичь этого, необходимо эффективно планировать расходы бюджета. Тогда можно будет рассчитать необходимую сумму доходов бюджета, чтобы сделать его бездефицитным и повысить эффективность расходов.

Эффективность планирования расходов бюджета можно оценить, сравнивая плановые расходы с фактическими и определяя разницу между ними. Чем она больше, тем менее эффективно бюджетное планирование. Эти данные представлены в табл. 2.7 и на рис. 2.6 [19, 36, 37, 38, 39, 40].

Рассмотрим отдельно порядок планирования расходов по каждой статье.

Расходы на эксплуатацию жилищного фонда включают в себя расходы на содержание домохозяйств, текущий ремонт жилищного фонда, уплату некоторых налогов и др. Они планируются расчетным способом на основе количественных показателей (численность работающих в организациях, обслуживающих жилищный фонд, их нормативная заработная плата, площадь, занимаемая жилыми помещениями, нормативы оплаты различных услуг и т. п.) Значительное отклонение фактических показателей от плановых по этой статье объясняется изменением расценок на коммунальные услуги, размеров оплаты труда, численности населения округа и т. п.

Расходы на содержание учреждений культуры и искусства складываются, в основном, из расходов на выплату заработной платы и налогов с нее, оплату коммунальных услуг, проведение капитального ремонта и др. Они, как и предыдущем случае, зависят от установленных нормативов. Отклонение по этой статье еще более значительно, чем по предыдущей. Частично это можно


Таблица 2.7

Оценка эффективности планирования расходов бюджета (на основе данных за 2002 г.)

(тыс. руб.)

Наименование статьи

Первоначальный план

Фактические расходы

Отклонение

% отклонения

Эксплуатация жилищного фонда

1 314 214,0

1 866 024,1

551 810,1

41,99

Содержание учреждений культуры и искусства

83 400,0

129 351,0

45 951,0

55,10

Содержание учреждений образования

2 884 874,0

3 222 903,9

338 029,9

11,72

Учреждения и мероприятия в области социальной политики

484 470,0

510 030,0

25 560,0

5,28

Содержание учреждений здравоохранения

625 695,0

752 348,7

126 653,7

20,24

Итого

5 392 653,0

6 480 657,7

1 088 004,7

20,18














объяснить изменением расценок, однако настолько существенное отклонение не может объясняться только этим обстоятельством.

 Расходы по статье «Содержание учреждений образования» состоят, в основном, из тех же элементов. Отклонение по этой статье не настолько значительно, как в предыдущих, поэтому планирование расходов на образование можно считать относительно эффективным.

Расходы на проведение социальной политики незначительны, однако их планирование в 2002 г. было наиболее эффективным. Это объясняется тем, что наибольшая часть расходов по этой статье приходится на оказание социальной помощи населению, которая, как правило, существенно не изменяется.

Расходы на содержание учреждений здравоохранения также планируются на основе нормативных показателей: численности персонала, средней заработной платы, необходимого количества медикаментов, численности обслуживаемого населения и т. п. Отклонение по этой статье совпадает со средним по расходам.

 Как видно из табл. 2.7, отклонение фактических расходов от плановых составляет более 20%, при планировании расходы сильно занижаются. В результате для покрытия фактически возникающих расходов округу не хватает собственных доходов и требуются дополнительные ассигнования. В результате бюджет округа получается дефицитным. Однако в этой ситуации становится маловероятным перерасход средств бюджетными организациями.

В целом планирование расходов по ЮАО нельзя назвать эффективным. Это связано, прежде всего, с внешними обстоятельствами: изменением тарифных ставок, неточным составлением смет расходов бюджетными учреждениями и т. п.


2.3.2. Оценка эффективности контроля за бюджетными расходами

При анализе эффективности бюджетных расходов следует обратить внимание на проведение контроля за использованием бюджетных средств бюджетополучателями. Средства, используемые не по целевому назначению, возвращаются в бюджет и перераспределяются по другим направлениям, т. е. используются более эффективно. Нецелевое использование средств в настоящее время встречается довольно часто, поэтому очевидно, что чем эффективнее осуществляется контроль, тем большую сумму средств удается возвратить в бюджет.

Существуют разные виды нарушений порядка использования бюджетных средств. Наиболее часто встречаются завышение объемов и стоимости выполненных работ и завышение расходов за счет неправильного и необоснованного применения коэффициентов и расценок.

В ходе ревизий проверяются правильность ведения бухгалтерского учета, составления и исполнения смет доходов и расходов, ведение финансово-хозяйственной деятельности в целом. При обнаружении нецелевого и нерационального использования средств они, как правило изымаются.

В табл. 2.8 [41] приведены показатели работы контрольно-ревизионного отдела ФКУ ЮАО за 2002 и 2003 гг. В 2003 г. увеличилось количество проверок, а также суммы выявленных нарушений – как в абсолютном, так и в относительном выражении. В 2003 г. относительная сумма выявленных нарушений возросла почти в 5 раз. Кроме того, более значительная часть средств стала возмещаться в бюджет. Это говорит о повышении эффективности бюджетного контроля, а следовательно и росте эффективности бюджетных расходов.

В табл. 2.9 и на рис. 2.7 представлены суммы выявленных нарушений в отраслевом разрезе. Подавляющая часть нарушений приходится на учреждения образования. Это связано с их недостаточным финансированием и невозможностью получить необходимые средства законным путем. На остальные отрасли приходится незначительная часть нарушений, которые можно считать случайными.

В целом, контроль за расходованием средств бюджета Москвы по ЮАО осуществляется достаточно эффективно, что позволяет повысить эффективность использования бюджетных средств.


Таблица 2.8

Проведение последующего контроля за расходами бюджета

Год

2002

2003

Количество проведенных проверок

138

155

Количество проверенных организаций

721

576

Сумма выявленных нарушений, тыс. руб.

152 101,8

187 085,8

Сумма выявленных нарушений в % к сумме расходов

1,9

9,8

Сумма возмещенного ущерба, тыс. руб.

142 010,8

182 262,7

Сумма возмещенного ущерба в % к сумме выявленных нарушений

93,4

97,4
































Таблица 2.9

Количество проверок и сумма выявленных нарушений в отраслевом разрезе за 2003 г.

Наименование отрасли

Количество проведенных проверок

Сумма выявленных нарушений, тыс. руб.

Социальная сфера - всего:

43

120 053,3

в том числе:

 

 

Образование

18

105 084,8

Культура и искусство

7

2 562,9

Здравоохранение и физическая культура

7

1 443,1

Средства массовой информации

1

0,0

Социальна политика

10

10 962,5

Городское хозяйство - всего:

59

60 316,4

в том числе:

 

 

Жилищно-коммунальное хозяйство

59

60 316,4

Государственное управление и местное самоуправление

51

6 716,1

Прочие отрасли

2

0,0

Всего

155

187 085,8

Выводы


Итак, в целом по разделу можно сделать следующие выводы:

Ø     Структура расходов бюджета Москвы по ЮАО не оптимальна. Основным направлением ее оптимизации является снижение расходов на финансирование жилищно-коммунального хозяйства и направление освободившихся средств на финансирование образования, здравоохранения, социальной сферы. Практическая основа этих мер – проведение реформы жилищно-коммунального хозяйства.

Ø     Из-за социальной направленности рассмотренного бюджета коэффициент бюджетной обеспеченности довольно точно характеризует эффективность использования средств, в то время как мультипликатор бюджетных расходов не отражает реальную ситуацию в округе.

Ø     Планирование расходов в ЮАО осуществляется неэффективно, вследствие чего снижается эффективность осуществления расходов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.