· Разрабатывает и сопровождает отраслевые (в том числе федеральные) и
территориальные программы развития экономики, вносит предложения по размещению
и развитию производительных сил округа;
· Определяет совместно с предварительными и исполнительными органами
власти особенности проведения экономической реформы в округе, формы
государственной поддержки муниципальных образований округа, в том числе с
особыми условиями развития;
· Рассматривает предложения по размещению, развитию и специализации
хозяйствующих субъектов различных форм собственности, в том числе банков,
фондов, компаний, даёт экспертную оценку соответствующих обоснований;
· Разрабатывает совместно с другими органами исполнительной власти и с
участием заинтересованных ведомств основные направления инвестиционной
политики, в том числе меры по стимулированию инвестиционной активности,
формирует перечень инвестиционных проектов, осуществляемых за счет всех
источников финансирования;
· Участвует в формировании и реализации информатизации округа;
· Готовит совместно с Комитетом по финансам и налоговой политике
предложения по направлениям кредитно-финансовой, налоговой политике и денежного
обращения в округе;
· Разрабатывает совместно с Комитетом по финансам и налоговой политике
сводный финансовый баланс по территории округа;
2.
В области прогнозно-аналитической
деятельности:
·
анализирует социально-экономическую и финансовую
ситуацию в округе, тенденции развития отдельных отраслей и сфер народного
хозяйства, положение на товарных и
финансовых рынках, выявляет диспропорции в развитии экономики округа и
определяет пути их устранения;
·
разрабатывает комплексный прогноз
социально-экономического развития округа с участием комитетов, управлений,
отделов исполнительной власти автономного округа, органов местного
самоуправления, муниципальных образований, хозяйствующих субъектов различных
ведомств, расположенных на территории округа;
·
прогнозные балансы финансовых ресурсов, денежных
доходов и расходов населения, определяет лимиты капитальных вложений;
·
организует с участием органов исполнительной власти
округа, ведомств разработку целевых программ по развитию приоритетных отраслей
и сфер экономики, решению первоочередных социально-экономических проблем,
межтерриториальных окружных и межрегиональных программ, принимаемых органами
государственной власти Российской Федерации и затрагивающих интересы
автономного округа;
·
представляет предложения по санации неэффективных
производств.
3.
В области комплексных мер воздействия на
экономику, обеспечивающих осуществление стратегии социально-экономического
развития территории:
·
Совместно с Комитетом по финансам и налоговой
политике разрабатывает прогнозную часть бюджетного послания, участвует, в
установленном порядке, в разработке и реализации текущего бюджета и бюджета
развития округа;
·
Разрабатывает с участием органов исполнительной
власти округа, ведомств основные направления использования централизованных
капитальных вложений, инвестиционных фондов, кредитов и других источников
инвестирования проектов;
·
Подготавливает с участием заинтересованных органов
исполнительной власти предложения по заключению договоров по вопросам
экономического сотрудничества с хозяйствующими субъектами, регионами Российской
Федерации, государствами – участниками СНГ;
·
Участвует в разработке направлений использования
валютных ресурсов, кредитной политики, в формировании платёжного баланса,
организует работу по привлечению и использованию в экономике округа иностранных
кредитных ресурсов;
·
Готовит предложения по регулированию денежного
обращения совместно с Комитетом по финансам и налоговой политике и
территориальными структурами Центрального Банка РФ;
·
Участвует в формировании и управлении ценовой
политикой исполнительной власти округа;
·
Координирует работу всех структур исполнительной
власти по контролю за лицензионной деятельностью в округе.
Комитет представляет органам государственной власти автономного округа:
ü Прогнозы и программы социально-экономического развития округа на
ближайшую и долгосрочную перспективу и прогнозы отдельных экономических
процессов, в том числе по отраслям, а так же предложения по их реализации;
ü Доклады об экономическом положении округа, обзоры тенденций и динамики
развития отдельных отраслей и сфер народного хозяйства, состояния рынка,
динамики цен, социальных процессов и по другим вопросам;
ü Проекты нормативных актов Думы Ханты-Мансийского автономного округа,
распоряжений и постановлений Губернатора округа по вопросам, входящим в
компетенцию Комитета.
Комитету в целях реализации возложенных на него задач предоставляется
право.
ü Координировать деятельность комитетов, управлений, отделов органов
исполнительной власти округа и муниципальных образований по вопросам входящим в
его компетенцию;
ü Координировать деятельность комитетов, управлений, отделов органов
исполнительной власти округа и муниципальных образований по вопросам входящим в
его компетенцию;
ü Запрашивать и получать от органов исполнительной власти, ведомств,
муниципальных образований и любых хозяйствующих субъектов, расположенных на
территории округа, материалы, документы, касающиеся вопросов, входящих в его
компетенцию, и принимать по данным вопросам (совместно или по согласованию с
другими органами исполнительной власти) документы нормативного характера.
ü Разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам,
отнесённым к его компетенции и участвовать в установленном порядке в
разработке, рассмотрении и согласовании вопросов, влияющих на
социально-экономическое развитие округа;
ü Представить Губернатору и Правительству округа предложения по
регулированию инвестиционной и инновационной деятельности, осуществляемой за
счет бюджетных и внебюджетных фондов;
ü Определять в пределах средств, выделяемых на научные исследования,
перечень важнейших работ в области экономики;
ü Выступать заказчиком и принимать результаты научно-исследовательских
работ (НИР), представлять интересы собственника (округа) результатов НИР в
части, определяемой действующим законодательством;
ü Привлекать в установленном порядке для разработки вопросов, входящих в
компетенцию Комитета, научно-исследовательские, технологические,
проектно-конструкторские организации, высшие учебные заведения, а так же
отдельных ученых и специалистов;
ü Получать на безвозмездной основе данные и материалы, необходимые для
разработки проектов экономических прогнозов, балансов и подготовки предложений
по вопросам социально-экономического развития округа и муниципальных
образований от Комитета государственной статистики Ханты-Мансийского
автономного округа, окружных ведомств, комитетов, отделов, управлений органов
местного самоуправления муниципальных образований, а так же от хозяйствующих
субъектов независимо от их ведомственной подчинённости и форм собственности;
ü Поручать заинтересованным органам исполнит6ельной власти округа,
комитетам, отделам и управлениям, органам местного самоуправления муниципальных
образований округа разработку отдельных проблем, связанных с развитием и
повышением эффективности народного хозяйства округа, решением задач комплексного
развития взаимосвязанных отраслей на территории округа;
ü Организовывать проведение экспертиз целевых проектов, программ,
имеющих важное народно-хозяйственное значение и готовить предложения
Губернатору и Правительству автономного округа о целесообразности реализации
этих проектов и программ;
ü Созывать в установленном порядке совещания по вопросам, входящим в
компетенцию Комитета, с привлечением специалистов органов исполнительной власти
округа, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов;
ü Осуществлять методическое руководство органам исполнительной власти
округа и муниципальных образований по вопросам проведения экономической
реформы, разработке прогнозов социально-экономического развития;
ü
Осуществлять контроль на всей территории округа за
деятельностью хозяйствующих субъектов независимо от их ведомственной
подчинённости и форм собственности по соблюдению ими действующего
законодательства, выполнению постановлений Думы Ханты-Мансийского автономного
округа и Губернатора округа по вопросам, отнесённым к компетенции Комитета.
3.3. Экономические изменения в округе связанные с работой
Комитета.
Глобальные
экономические процессы с конца 1997 г. по настоящее время, существенно
отразились на экономике округа. К сожалению, снова отмечается спад производства
в базовых отраслях (прежде всего в нефтедобыче). В 1998 году добыто 166,6 млн.
тонн нефти (в том числе предприятиями округа 160,3 млн. тонн), что составляет
99,3% от уровня добычи 1997 года. Кризис на мировом рынке энергоносителей,
разразившийся в начале 1998 г. (цена нефти снизилась практически в 2 раза)
повлек снижение цен на внутрироссийском рынке (в среднем на 20-22%). Финансовый
кризис в августе 1998 г. усугубил сложность работы нефтяных компаний,
отягощенных кредитными обязательствами перед зарубежными банками.
В этих условиях
нефтяные компании в спешном, и порой непродуманном порядке приняли ряд
радикальных мер по сокращению затрат в своем добычном секторе:
искусственное снижение и замораживание внутрикорпоративных цен на нефть,
сокращение, иногда даже прекращение, инвестиций в основное производство
(бурение, капстроительство, ремонт скважин), снижение и задержка зарплаты, рост
неплатежей в бюджеты всех уровней, рост кредиторской задолженности. Некоторые
компании в 1998 г. пошли на радикальную реорганизацию производственной
структуры. Так, например, НК "Юкос" выделил из состава дочернего
предприятия "Юганскнефтегаз" свыше 50 мелких организаций на
самостоятельном балансе.
Именно по этой причине в 1998 г. органам
окружной и местной власти пришлось достаточно резко поменять налоговую
политику, ужесточив требования к финансовой дисциплине. В ряде случаев пришлось
пойти на радикальные меры вплоть до инициации процедуры банкротства, ареста
продукции и т.д. В целом же анализ исполнения крупными предприятиями ТЭК
текущих налоговых платежей в окружной бюджет за 1996-1998 гг. показывает, что
проведенная реструктуризация задолженности в окружной бюджет позволила
предприятиям улучшить в 1997-1998 годах исполнение текущих налоговых платежей
до 90,2% по сравнению с 1996 годом (78,5%), кроме того - повысить уровень
возврата отсроченных платежей, что видно из приложения 9.
Сумма общей задолженности во все уровни бюджета
предприятий ТЭК за 1998 год сократилась почти в 2 раза (с 30,2 млрд. руб. до
15,7 млрд. руб.). Однако произошло это, прежде всего за счет формальной
процедуры пересчета пеней (почти в 5 раз). Реальные суммы задолженностей
(основная недоимка, штрафы, возврат инвестиционных кредитов) практически не
изменились, а по ряду крупных предприятий возросли. Если в 1997 г. в небольшом,
до сих пор устойчивом списке исправных крупных налогоплательщиков находилось 3
предприятия (ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «Тюменьэнерго» и ОАО «Черногорнефть»),
то в 1998 г., к сожалению, ОАО «Черногорнефть» резко ухудшило свое положение,
присоединившись к группе предприятий холдинга «Сиданко», проходящих процедуру
банкротства. Динамика развития промышленности ХМАО за 1990-1998 года
представлена в приложении 12.
За 1998 год образовалась задолженность в
окружной бюджет по предприятиям ТЭК на сумму 718,2 млн. руб., в том числе по
недоимке на 278,7 млн. руб. и по предприятиям, имеющим задолженность по налогам
свыше 1 млн. руб. (18 предприятий), на сумму 95,5 млн. руб., в том числе по
недоимке на 47,5 млн. руб.
Общая сумма прямой задолженности по состоянию
на 1 января 1999 года составляет 813,7 млн. руб., в том числе по недоимке на
326,2 млн. руб.
Второй в округе после ТЭК производственный
комплекс – лесопромышленное производство – может служить примером очевидной
экономической истины: основой подъема производства
является грамотное сочетание структурной реорганизации субъектов хозяйствования
с инвестиционной политикой, направленной на создание новых технологий и
обновления номенклатуры продукции, способной конкурировать как на внутреннем,
так и на внешнем рынках сбыта. В 1997-1998 гг. совместными усилиями
Администрации округа и ряда муниципальных образований был осуществлен ряд мер
по выводу лесопромышленного комплекса из кризиса:
-
разработка концепции развития лесопромышленного комплекса;
-
льготное налогообложение;
-
использование зачетных механизмов для обеспечения
модернизации производства;
-
институциональные преобразования с целью
формирования эффективного собственника;
-
прямые инвестиции из окружного и муниципальных
бюджетов;
-
привлечение иностранных и российских прямых
инвесторов.
Действенность этих мер уже видна по результатам
1998 г.: произведено деловой древесины 1,5 млн. куб.
метров, что составляет 101,9% к уровню 1997 г., пиломатериалов 441 тыс. куб.
метров или 107%, столярных изделий – 120 тыс. куб. метров или 115%,
значительно возросло производство мебели. В стоимостном выражении объем
производства достиг 623 млн. руб., что составляет 110% к 1997 г.
Некоторое оживление наметилось в пищевой и
легкой промышленности, сфере платных услуг, прежде всего за счет создания и
укрепления предприятий малого бизнеса производственной ориентации.
Финансовый кризис не мог не сказаться на
инвестиционном комплексе округа. Если в 1997 г. в целом объем капитальных
вложений вырос на 4% по сравнению с 1996 г., а в социальной сфере
соответственно на 8%, то в 1998 г. объем капитальных вложений за счет всех
источников финансирования составил (в сопоставимых ценах) всего 78,5% от
объемов 1997 г. Цены в строительстве за последний год возросли на 98,6%, т.е.
примерно в 2 раза.
По прогнозу в 1998 г. на реализацию федеральных
программ предусматривалось финансирование за счет средств федерального бюджета
в объеме 53 млн. руб. Фактически профинансировано из федерального бюджета в
1998 году 2,5 млн. руб. Задолженность федерального бюджета перед округом
составила 50,5 млн. руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|