Во внешней политике правительство Помпиду в основном
следовало курсу, намеченному де Голлем. Президент Помпиду уделял большое
внимание развитию франко-советских отношений. Одновременно правительство
Помпиду стремилось улучшить отношения Франции с Соединенными Штатами Америки.
Во многих областях возобновилось прерванное при де Голле франко-американское
внешнеполитическое и военное сотрудничество, однако Франция, вопреки настояниям
«атлантистов», отказалась вернуться в интегрированную военную организацию НАТО.
Французское правительство вновь высказалось за вывод
американских войск из Индокитая и осудило налеты американской авиации на
территорию Демократической Республики Вьетнам. Французская дипломатия
способствовала успеху переговоров между США и Вьетнамом, которые происходили в
Париже и в январе 1973 г. завершились соглашением о прекращении войны и
восстановлении мира во Вьетнаме.
В области европейской политики правительство Помпиду,
идя навстречу «европеистам», сняло выдвинутые де Голлем возражения против
вступления Англии в ЕЭС. В апреле 1972 г. во Франции состоялся специальный
референдум по этому вопросу. Большинство избирателей одобрило предложение
правительства согласиться с вступлением Англии и связанных с нею стран в
«Общий рынок».
Большое внимание правительство Помпиду уделяло
развитию французского ядерного оружия. В начале 70-х гг. Франция уже
располагала всеми основными видами ядерного оружия: баллистическими ракетами,
ракетными кораблями и подводными лодками, самолетами-ракетоносцами.
Французские ядерные силы превзошли по мощности ядерные силы Великобритании,
хотя далеко уступали силам США и СССР.
В 1973 г. во Франции, как и в других капиталистических
странах, происходит падение экономики в связи с мировым нефтяным кризисом.
Впервые после войны понизился индекс индустриального производства. Ежегодные
темпы экономического развития резко снизились. Если в 1950–1973 гг. они
составляли в среднем почти 6% в год, то в 1973–1980 гг. не превышали 1,4%.
Напротив, цены в отличие от предыдущих кризисов продолжали быстро расти,
увеличиваясь ежегодно на 10–12%. Во Франции, как и во всем капиталистическом
мире, обнаружилось новое явление – «стагфляция», т. е. сочетание стагнации
экономики с инфляцией.
В мае 1974 г. президентом был избран Жискар Д’Эстен,
правительством проводились антикризисные мероприятия. По мысли Ж. Д'Эстена,
Франция должна была оставаться «либеральной страной» и осуществлять «перемены
при сохранении порядка» с целью создания «передового либерального общества» В
соответствии с пожеланиями крупнейших монополий правительство объявило о дальнейшей
«либерализации» экономики, т. е. сокращении сферы государственного планирования.
Одновременно оно провело ряд реформ, которых давно требовали трудящиеся.
Тем не менее, со второй половины 70-х гг. стало
очевидным отставание некоторых отраслей французской экономики от зарубежных
конкурентов. Особенно тревожным было положение в угольной, сталелитейной, судостроительной
и автомобильной промышленности. Часть нерентабельных предприятий была
закрыта, объем производства сократился. Сокращение темпов промышленного
развития и закрытие ряда предприятий привели к усиленному росту безработицы.
Если в 50–60-е гг. число полностью безработных во Франции не превышало 200
тыс. в год, то в 1977 г. оно достигло 1 млн., а в 1980 г. – 2 млн. человек.
Одной из главных целей внешней политики правительства
Ж. Д'Эстена было дальнейшее улучшение отношений с США и западноевропейскими
странами. Оставаясь членом Североатлантического пакта и по-прежнему
отказываясь вернуться в его военную организацию, Франция стала укреплять
экономические, политические и военные связи с США. Было облегчено проникновение
иностранных капиталов во французскую экономику. В 1975 г. доля иностранных инвестиций
составила 14% от общего объема капиталовложений. Транснациональные корпорации
с преобладанием американского капитала внедрялись в важнейшие отрасли
французской промышленности – информатику, энергетику, автомобилестроение.
Французские войска начали принимать участие в маневрах НАТО.
В 80-е гг. экономическое развитие Франции
характеризовалось замедленными темпами роста, массовой безработицей, резкими
сменами основных направлений государственного регулирования. Структурный
кризис мирового хозяйства, переход к новому типу воспроизводства оказали
сильное влияние на промышленное производство (после этого кризиса французская
промышленность восстановила свой уровень производства только в 1986 г.).
В 1981 г. президентом Франции был избран социалист Ф.
Миттеран, что оказало большое влияние на экономическую политику и, прежде
всего, проявилось в отношении к государственному сектору. В 1981 г.
правительство социалистов провело национализацию 9 крупнейших промышленных компаний
и 36 банков. Государственный сектор стал сосредотачивать 28% производства и 16%
занятых. Национализация способствовала модернизации и финансовому оздоровлению
данных компаний, позволила избежать перехода некоторых фирм под контроль
иностранного капитала.
Застой в экономике продолжался в течение ряда лет. За
три года деятельности правительства левых сил (с 1981 по 1984 г.) цены выросли
почти на 35% (табл. 7.2.), а промышленное и сельскохозяйственное
производство увеличивалось лишь на 1–1,5% в год. Рост безработицы замедлился,
но не прекратился. Валюта оставалась неустойчивой. В течение 1981–1984 гг.
франк девальвировали четыре раза. В 1982 г. правительство левых сил отказалось
от проведения новых социальных реформ и перешло к политике жесткой экономии.
Правительство блокировало доходы и цены, затем повысило налоги на товары
массового потребления, в том числе на бензин, табак, вино.
Пришедший впоследствии к власти блок правых и
центристских партий во главе с Жаком Шираком в 1986 г. принял программу
денационализации 65 крупнейших промышленных, банковских и страховых компаний.
Активизировались рыночные механизмы в экономике, притом, что в стране все еще
сохранился крупный государственный сектор экономики, и продолжала действовать
система индикативного государственного планирования. Существовало также
государственное регулирование социального страхования и социального
обеспечения. Это был французский вариант консервативной политики – монетаризма,
«политики равенства шансов».
Со второй половины 80-х гг. в экономической политике правительства
в качестве приоритетных выдвинулись вопросы, связанные с созданием единого
рынка ЕС. К ним относятся структурные преобразования, проведение системы
налогообложения и социального обеспечения в соответствии с уровнем Сообщества.
Структурные особенности хозяйства влияют на позицию Франции в вопросах
интеграции. Обычно она выступает за регулирование тех отраслей, где ее
конкурентные позиции не высоки.
В области внешней политики правительство продолжало
линию на укрепление связей Франции с США и странами Западной Европы, особенно
с ФРГ. Французские войска регулярно участвовали в военных маневрах НАТО и совместных
франко-западногерманских маневрах. По инициативе Франции с ФРГ были сняты
ограничения на производство обычных вооружений. Вопреки обещаниям совместной
программы, Франция увеличивала свои военные расходы, продолжала
совершенствовать ракетно-ядерное оружие. В условиях роста международной напряженности
и усиления конфронтации СССР и США в первой половине 80-х гг. ухудшились и
франко-советские отношения.
В 1988 г. новое правительство М. Рокара продолжало
курс на «жесткую экономию». Оно отказалось от начатой правительством Ширака
распродажи национализированных предприятий, но и не расширяло национализированный
сектор экономики. Был восстановлен налог на крупные состояния, доходы от
которого предназначались для финансирования пособий лицам, лишенным средств к
существованию. Одновременно правительство сократило налоги на прибыль.
В 1990 г. Франция участвовала в войне в Персидском Заливе,
это стало началом глубокого экономического кризиса 1990-1993 гг., самого
продолжительного после Второй мировой войны, а по глубине уступающего лишь
кризису 1974-1975 гг. По стране прокатилась волна банкротств и массовых
увольнений трудящихся. В промышленности и торговле произошло снижение цен.
Компании пострадали от снижения доходов, что обернулось для них острой
нехваткой собственных средств и ростом задолженности. Циклическое падение
промышленного производства составило 7,1%.
В 1992-1993 гг. влияние внешнего спроса в качестве
фактора, улучшающего конъюнктуру, падало и в 1994-1995 гг. было отрицательным.
С 1993 г. увеличился объем экспорта в страны, не входящие в Европейский Союз
(ЕС). В конце 1993 г. стала улучшаться экономическая ситуация у западноевропейских
торговых партнеров, что позволило французским экспортерам отвоевать часть
европейского рынка. И хотя французская промышленность с опозданием
отреагировала на изменение условий конкуренции после девальвации фунта
стерлингов, лиры и песеты в 1992 г., французские товары сохранили конкурентоспособность
на европейских рынках благодаря высокому качеству и хорошему послепродажному
обслуживанию. Также, хотя объем промышленного производства превышал кризисный
уровень, уже завершилась волна банкротств. Тем не менее, хозяйство избавлялось
от последствий кризиса крайне медленно. Кратковременный, но сильный толчок к
выходу экономики из кризиса дало увеличение экспорта в страны континентальной
Европы (табл. 4.2.). На протяжении года оживление стимулировалось слабым
повышением личного потребления и государственных заказов. В стране было
характерно скачкообразное расширение внутреннего и внешнего спроса, выводящее
экономику страны из кризиса и последующей депрессии, но не создающее еще устойчивую
тенденцию роста.
Сокращение занятости, давление на зарплату, рост
налогов, дороговизна потребительского кредита привели к уменьшению сбережений,
а затем и личного потребления населения. Государственный бюджет и кредитная
политика носила антикризисный характер. Однако эффективность правительственных
мероприятий по улучшению финансового положения компаний, а также уменьшению
дефицита государственного бюджета была невысокой.
Главной заботой правительства было состояние
государственных финансов, а важнейшей среднесрочной задачей – уменьшение дефицита
госбюджета и долга. Антиинфляционная кредитно-денежная и валютная политика была
направлена на сдерживание роста зарплаты и доходов трудящихся, поддержание
стабильного курса франка, обслуживание и погашение государственного долга. Был
введен ряд налоговых льгот и мер по стимулированию долгосрочных сбережений
частных лиц. Но, несмотря на это, темпы роста цен во Франции оставались одними
из самых низких среди развитых капиталистических стран.
Одной из острейших социально-экономических проблем
остается безработица (12,8%). Численность безработных увеличилась до начала
1994 г., затем стабилизировалась и в 1995 г. составила 3,4 млн. человек. В
общей сложности, с 1990 по 1995 г. число не имеющих работы более одного года
увеличилось на 62,7% и составило 38,6% резервной армии труда.
Правительство продолжало мероприятия по повышению занятости.
Парламент принял ряд законов о поощрительных выплатах частным предпринимателям
за найм молодежи на работу и за возвращение сокращенного персонала.
Тем не менее, в конце осени 1996 г. правительство
объявило о планах по глубокому сокращению бюджета 1997 г. Это явилось очередной
попыткой уменьшить национальный дефицит, что позволило бы ввести к 1999 г.
единую европейскую валюту (среди других критериев, соглашение Европейского
Союза требовал, чтобы уровень дефицита бюджета не превышал 3% к 1997 г.). Меры,
включившие сокращение нескольких тысяч служащих общественного сектора и
реорганизацию национальной транспортной системы, были очень непопулярны, и
рабочие по всей стране ответили, организуя большие забастовки.
В 1995 г. новое правительство консерваторов, которое
провело кампанию на платформе сокращения высокого уровня безработицы во
Франции, пыталось ускорить буксующие экономические реформы, бывшие необходимыми
для входа в зону единой европейской валюты. Экономический рост усилился,
госбюджет был направлен на выполнение рекомендаций ЕС и МВФ. Темпы роста ВВП
сохранялись на уровне 3% в год, инфляция не превышала 1,5%, а дефицит
госбюджета – 3% (табл. 3.2., 4.2. и 7.2., граф. 5.2.). Но, несмотря на
это, оставалась серьезной проблема безработицы.
Сделав ряд шагов в сторону укрепления отношений с
НАТО, Франция не вернулась, однако, в ее военную организацию. Несмотря на то,
что в 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО в Югославии, спустя
всего несколько лет она уже оказалась в числе тех европейских стран, которые
жестко осудили агрессию США в Ираке.
Франция является одним из примеров стабилизации
экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным
для развитых стран. Эта страна – одна из ведущих западных держав, занимает
седьмое место среди всех стран мира – 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По
размерам территории (551 тыс. км2) и населения (59 млн. чел.), она
принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы. По уровню экономического
развития уступает ФРГ и целому ряду малых стран (Норвегии, Дании, Швейцарии,
Люксембургу) (табл. 2). На долю Франции приходится 17% промышленного и
20% сельскохозяйственного производства Западной Европы.
Позиции Франции в мировой экономике несколько ослабли
(1980 г. – 5,7% ВВП мира). Доля страны в промышленном производстве стран ОЭСР
сократилась с 6,6 до 5,7% за 80-е гг., уменьшились экспортные возможности.
Норма безработицы превысила 10%. Французская промышленность по-прежнему имеет
недостаточную специализацию, с трудом приспосабливается к быстро меняющемуся
спросу на рынках. Сравнительно низкая эффективность производственного аппарата
связана с историческими особенностями развития экономики, которая в 50-60-е
гг. в основном ориентировалась на внутренний рынок, а во внешних связях большое
место занимали развивающиеся страны, главным образом, в пределах бывшей
колониальной империи. Немаловажную роль в этом процессе сыграло доминирование в
структуре хозяйства кредитного сектора, который обычно проявляет чрезмерную
осторожность при осуществлении долгосрочных промышленных проектов.
Во Франции активно протекают процессы перестройки
социальной структуры хозяйства, концентрации и централизации производства и
капитала. Сто крупнейших компаний сосредотачивают свыше 2/3 промышленного
производства. В ряде отраслей монополизация производства приближается к
максимальной. Процессы концентрации и централизации капитала и перестройки
экономики Франции происходят одновременно с процессом интернационализации
производства и капитала, которые приводят к созданию огромных по мощи ТНК.
Мелкие и средние предприятия, укрепляя свои позиции в период 70-80-х гг., в
основном ориентируются на сферу услуг и торговли.
Функционирование экономической системы происходит под
мощным воздействием государства на воспроизводственный процесс. По степени активного
участия государства в регулировании и программировании экономики, в распространении
государственной собственности Франция выделяется среди крупнейших промышленно
развитых стран.
В государственном секторе обеспечивается 70%
производства энергии, он включает около 60% транспорта и связи, свыше 80%
авиакосмической промышленности, дает 40% автомобилей и т. д. Государственный
сектор является важным инструментом экономической политики. Обновление
основного капитала, обеспечение условий воспроизводства во многих отраслях
хозяйства непосредственно решается государством.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|