Стоимостными
показателями производственной программы являются:
- объем реализации
- товарная продукция
- валовая продукция
По объему
реализуемой продукции оценивается производственно-хозяйственная
деятельность отраслей, объединений и предприятий. Объем реализуемой
продукции в плане определяется как стоимость предназначенных к поставке и
подлежащих оплате в плановом периоде:
а) готовых изделий
б) полуфабрикатов собственного
производства
в) реализация продукции
г) выполнение работ для своего
капитального строительства и других непромышленных хозяйств, находящихся
на балансе предприятия.
Важными
показателями плана, позволяющими определить общий объем продукции, ее
структуру, темпы роста производительности труда, фондоотдачу и другие
экономические показатели, служат товарная и валовая продукция.
Объем
товарной продукции в плане включает стоимость:
- готовых изделий, предназначенных
для реализации на сторону
- полуфабрикатов своей выработки и
продукции вспомогательных и подсобных производств, предназначенных к отпуску
на сторону и др.
Объем реализуемой
продукции так же, как и товарной, определяется:
1. В плане – в действующих
оптовых ценах предприятий;
2. В отчете:
а) в сопоставимых оптовых ценах
предприятий на определенную дату (так называемых неизменных ценах),
необходимых для определения динамики производства
б) в оптовых ценах предприятий,
действующих в отчетном периоде (для использования в расчетах себестоимости)
В целях
элиминирования прошлого труда и выявления результатов производственной
деятельности, динамики производства продукции и зависящих от предприятий
показателей производства ряд производств осуществляют планирование и оценку
деятельности по чистой продукции вместо объема реализованной
продукции.
Объем
чистой продукции определяется вычитанием из товарной продукции (в оптовых
ценах предприятий) материальных затрат в тех же ценах (т.е. в ценах,
принятых при разработке плана), а также суммы амортизации основных фондов.
Применение показателя чистой продукции позволяет исключить повторный счет
продукции, более точно определить усилия коллективов предприятий по выполнению
ряда качественных важнейших показателей производительности труда,
фондоотдачи и др.
Для обоснования
производственной программы предприятию необходимо иметь расчеты его
производственной мощности, а так же уметь согласовывать большое количество
факторов.
3.5.
Планирование потребности в персонале.
Планирование
потребности фирмы в персонале, необходимо для выполнения плана производства
и реализации продукции, осуществляется оно в плане по труду и персоналу.
План по производству и персоналу
|
|
Наглядно
структуру плана по труду и персоналу можно изобразить следующим образом:
Рис.8 Структура плана по труду и
персоналу.
Значение и роль
плана по труду и персоналу фирмы определяются такими моментами как:
·
Затраты
на содержание персонала составляют значительную часть издержек предприятия,
определяют цену реализации продукции и ее конкурентоспособность.
·
Персонал
фирмы является важнейшим фактором производства. Именно от него зависит,
насколько эффективно используются на предприятии средства и предметы
труда, насколько успешно работает предприятие в целом.
·
В
настоящее время возрастает коллективный инвестиционный характер труда. Это
выражается в разработке и реализации на предприятии значительного числа
различных инновационных проектов, в которых задействовано большое
количество работников. Эффективность этих проектов во многом зависит от
того, насколько скоординированы усилия исполнителей, что может быть
обеспечено только на планомерной основе.
Целью разработки плана по
труду и персоналу является определение рациональной (экономически
обоснованной) потребности фирмы в персонале и обеспечение эффективного его
использования в планируемом периоде времени.¹
Основными
задачами,
которые решаются в процессе планирования труда, являются следующие:
- создание
здорового и работоспособного трудового коллектива, способного выполнить
намеченные тактическим планом цели;
- формирование
оптимальной половозрастной и квалификационной структуры трудового
коллектива фирмы;
-
совершенствование организации труда;
- стимулирование
труда;
- ротация
персонала и др.
Процесс
планирования персонала чрезвычайно сложный. Потому как каждый член
трудового коллектива фирмы имеет свои потенциальные трудовые возможности,
черты характера и в этом отношении он неповторим. Из этого можно делать
вывод о том, что трудовой коллектив не представляет собой сумму работников
фирмы, а характеризуется синергетическим эффектом, оценить который очень
трудно.
¹ Алексеева М.М. Планирование
деятельности фирмы. М.: Ф и С, 2000 г. 248 с.
3.6.
Планирование издержек.
Издержки – это совокупность затрат в
денежной форме на производство и реализацию продукции, на торговые и
посреднические операции, расходов по финансовым операциям и прочим видам
внепроизводственной деятельности. Издержки отражают все положительные и
отрицательные стороны в работе предприятия. Они органически взаимосвязаны с
категориями, определяющими результат деятельности организации а,
следовательно, эффективность.¹
Затраты
предприятия на производство и реализацию продукции принимают форму
себестоимости продукции. Себестоимость характеризует эффективность
использования потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов.
Она отражает качественные изменения в хозяйственной деятельности
предприятия. Любые нововведения в технике и технологии, организации труда и
производства, в управлении оказывают влияние на уровень затрат.
Целью
планирования издержек (себестоимости) является обеспечение высоких темпов
роста прибыли и повышения рентабельности производства на основе
рационального использования материальных, трудовых, природных и финансовых
ресурсов.
План по
издержкам разрабатывается как при стратегическом, так и тактическом
планировании на основе прогрессивных норм и нормативов.
Процесс
планирования издержек можно изобразить графически:
¹ Экономика
предприятия./ Под редакции В.П. Грузинова. М.: Банки и биржи,1999 г. 535 с.
Общая сумма расходов по элементам затрат
|
|
Планирование
снижения издер
жек по факторам
|
|
Расходы по статьям затрат
|
|
Расчет плановой себестоимости продукции
|
|
Свод затрат на производство
|
|
Расчет плановой сметы затрат
|
|
Расчет плановых калькуляций
|
|
Элементы затрат, статьи затрат
|
|
План производ-
ства, плановые калькуляции
|
|
Факторы и исто-чники экономии затрат
|
|
Рис.9
Процесс планирования издержек
Показателями
плана себестоимости является сумма затрат на производство, себестоимость
валовой, товарной, реализованной продукции, себестоимость сравнимой товарной
продукции и ее снижение, себестоимость единицы продукции, сумма затрат на
один рубль товарной продукции и ее снижение.
Вся система
показателей плана по себестоимости тесно связана с другими разделами плана
предприятия: производственной программой, объемом продаж, планом по труду и
персоналу и др.
Разработке
плана по издержкам предшествует технико-экономический анализ
хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений,
главным содержанием которого является выявление путей совершенствования
организационно-технического уровня производства, ликвидация потерь от
брака, всех непроизводственных расходов и потерь.
Так же при
оставлении плана по себестоимости особое внимание необходимо обратить на
выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин
возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией
производственного процесса: аварий, брака, потерь от простое машин и
оборудования, нарушением технологической и трудовой дисциплины и т.д.
3.7. Планирование
финансов.
Финансовый
план предприятия – это документ, отражающий объем поступления и
расходования денежных средств, фиксирующий баланс доходов и направления
расходов предприятия, включая платежи в бюджет на планируемый период.¹
В современной
рыночной экономике усилилась стимулирующая роль финансов в повышении
эффективности производственно-хозяйственной деятельности. Финансовые планы
перестали носить директивный характер.
В то же время
значительно повысилась ответственность финансовых работников предприятия
за качество принятых плановых решений. Увеличился риск при
формировании стратегии развития предприятия: работать прибыльно или стать
банкротом.
Рыночная
концепция управления предприятиями вызвала подлинный интерес руководителей
и специалистов к зарубежным моделям финансового планирования. Владение
этими моделями, средствами и методами финансового планирования вошло в
число основных профессиональных требований, предъявляемых к руководителям и
специалистам предприятий и объединений.
Финансовое
планирование на предприятии осуществляется планово-экономическим и
финансовым отделами.
Основная
цель
финансового планирования состоит в том, чтобы сбалансировать намеченные
расходы предприятия с финансовыми возможностями.
Финансовый план
составляется в виде баланса доходов и расходов, а также расчетных форм
для определения статей баланса.
Состав
показателей такого плана может быть различной степени детализации.
Поэтому форму финансового плана следует согласовывать с вышестоящей
организацией, а также органами, куда он может представляться.
¹ Ильин А.И. Управление предприятием. Мн.: высшая школа,
2000 г. , 275 с.
ГЛАВА 4.
Составление бизнес - плана.
Бизнес-план является составной
частью стратегического плана. На практике часто бизнес-план заменяет
собой стратегический план.
С помощью бизнес
– плана может быть обосновано каждое мероприятие стратегического плана,
требующее инвестиционных ресурсов для своей реализации.¹
Имеются также
четыре мотива, которые требуют составление бизнес-плана:
1. Такой план способствует
предотвращению ошибок и снижает риск.
2. Бизнес-план является
официальным документом, который используется для кредитования и
финансирования мероприятий стратегического плана.
3. На основе бизнес-плана
создается эффективная система управления предприятием.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|