рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Понятие качества и количества в товароведении

Понятие качества и количества в товароведении

ЛЕКЦИЯ 1

( 4 академгодини)

ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ И КОЛИЧЕСТВА ТОВАРОВ

В товароведении

            Что бы  нам не вбивали в голову, но все мы мечтаем  о такой жизни, когда у нас всё будет качественным – и мы будем иметь вкусную пищу и качественное медицинское обслуживание, устраняющее вредное действие этой вкусной пищи на наше здоровье, комфортное жильё и качественное образование для наших детей и в жоме только качественные вещи. Но вот с тем самым понятием качества у нас возникают проблемы. Мало того, что понимание качества у каждого человека отличаются, так они отличаются и в пространстве, и во времени. Это количество всегда была числовым значением величины, что выражает размер объекта в конкретных единицах измерения. Эволюция понятия качества приведена в таблице 1:

Аристотель (IIIв. к н.э)

Отличие между предметами. Дифференциация по признаку "хороший-плохой"

Гегель (XIXв. н.э.)

Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что что-то перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество

 

Китайская версия

Иероглиф, что помечает качество, состоит из двух элементов - "равновесие" и "деньги" (качество-равновесие+деньги), следовательно, качество тождественное понятию "высококлассный", "дорогой"

 

Шухарт (в 1931 г.)

Качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики, субъективная сторона: насколько вещь "хорошая"

 

Джуран Дж.М. (в 1974 г.)

Пригодность для использования (соответствие назначению). Качество есть степень удовлетворения потребителя. Для реализации качества производитель должен узнать требования потребителя и сделать свою продукцию такой, чтобы она удовлетворяла этим требованиям

 

ГОСТ 15467-79

Качество продукции - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением

 

Международный стандарт ИСО 8402-86

Качество-совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые добавляют им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности

 



            Получив независимость мы так характеризуем качество согласно с ДСТУ 2925-94: „Качество – это совокупность характеристик товара, что касаются его способности удовлетворять установленные и предусмотренные потребности”.

            Качество товара зависит от потребности общества, и если потребность в каком-то  виде товара исчезла, то и качество этого товара сводится к нулю.

            Качество товара зависит от его физических, химических, биологических свойств, а также от соответствия товара функциональным, эстетичным, эргономичным и другим требованиям покупателей. Поскольку требования покупателей к качеству продукции,  постоянно растут, растет и конкурентоспособность товаров на рынке.

            Эволюция теоретических представлений о качестве продукции идет в направлении понимания того, что качество продукции - это степень удовлетворения всей совокупности общественных потребностей у этой продукции, связанных с каждым этапом ее жизненного цикла, начиная от стадии зарождения идеи продукта и заканчивая стадией его утилизации.

Понятия, которые характеризуют качество товаров

Качество товара можно охарактеризовать с точки зрения его свойств и параметров качества.

Параметр товара – количественно или качественно характеризует будь какое его свойство, в том числе и такие, за которыми определяется качество товара.

Свойства товара обусловливают удовлетворение определенных потребностей в соответствии с его назначением. Свойства товара можно подразделить на простые и сложные.

Простые свойства - это прочность, стойкость к сносу.

К сложным свойствам можно отнести надежность товаров, которая включает безотказность в работе, долговечность, ремонтоздатнисть.

Не все свойства продукции имеют одинаковую значимость.

Свойства товара могут оказываться при его эксплуатации или потреблении.

Под сроком «эксплуатация товаров» следует понимать затрату ресурсов в процессе их использования, например затрата ресурсов у двигателя, компьютера, стиральной машины и т.д.

Под сроком «потребления товаров» понимается полная затрата этих товаров, например продуктов питания, всевозможных красок, масел и т.д.

Показатели качества товара количественно характеризуют способность этого товара удовлетворять те или другие потребности общества. Показатели качества могут быть единичными и комплексными.

Единичный показатель качества товара относится только к одному из его свойств, например стойкость запаха парфюмерий или какого-нибудь химиката, под качеством бетона иногда имеют в виду только одно, но самое главное из всех его свойств - прочность на сжатие в 28-дневном возрасте, то есть  марка бетона. В химической промышленности при производстве полистирола -його относительной вязкость, для многих харчепродуктив – их калорийность...

Комплексный показатель качества товара характеризует  несколько  его свойств, с точки зрения потребительской стоимости

Интегральный показатель свойства  это комплексный показатель качества, который характеризует соотношение полезного эффекта от эксплуатации или потребления товара к расходам на его создание и эксплуатацию или потребление.

            Исследования качества продукции с применением трех разных понятий (единичное качество, комплексное качество, интегральное качество) хорошо согласовываются с тремя направлениями в трактовке понятий и сроков "качество продукции". Таким образом, методологический принцип распределения на три вида качества отвечает историческому процессу развития этого понятия.

Можно проследить четкую зависимость: первое, с исторической точки зрения, направление трактовки понятия качество, что отождествляет его с одним каким-то главным свойством, - это главное (единичная) качество.

Второе направление, что рассматривает качество с точки зрения соответствия продукции чертежом, стандартам, техническим условиям и, тем самым, побочно определяющее потребительскую стоимость продукции, - это комплексное качество.

Третьему направлению, что учитывает все свойства продукта труда, отвечает интегральное качество.


В сравнительной оценке качества товара используются базовые показатели, которые характеризуют качество продукции, принятой за эталон. Причем за базовые показатели могут быть приняты показатели качества лучших образцов отечественного или зарубежного производства или показатели перспективных образцов, определенных опытным путем.

Отношение показателя качества конкретного товара к соответствующему базовому показателю характеризует относительный показатель качества товара. Однако сопоставление качества товара с потребностями на этот товар не всегда представляется возможным, поскольку потребности общества постоянно растут. Поэтому наиболее правильно оценивать не качество товара как такую, а  уровень качества товара.


1.Определение и суть основных сроков

1.Мы уже, в полном соответствии с международными и украинскими стандартами определились с понятием „Качество”

3. Вещь - отдельный материальный предмет, что существует относительно независимо и стойко.

4.Свойство – это объективная особенность(вещи, материала, товара, явления и другое) которая проявляется через взаимодействие с другими(вещами, материалами, явлениями)

5.Количество –числове значения величины, что выражается в конкретных единицах измерения.

6.Единицы измерения количества – комплекты, пары, штуки, единицы массы, единицы объема, единицы длины и площади.

            У нас принятая метрическая система измерения, в международной торговле, кроме метрической применяется англо-американская система(дюймы, фунты), а в отдельных случаях и национальные системы измерений.

2.Натуральные свойства  товаров

            Основой свойств товаров являются натуральные свойства. Натуральные свойства – это присущие вещам и товарам естественные, или приобретенные в процессе  производства свойства, что проявляются по законам природы в естественных отношениях и определяются методами наук естествоведов.

2.1.Классификация натуральных свойств.

Натуральные свойства, в зависимости от природы, разделяются на геометрические, физические, химические, физико-химические и биологические.

-до геометрических свойств относятся показатели длины, ширины, высоты, площади, толщины и  объем и конфигурация;

-до физических относятся  -маса, удельный вес, густота, механические свойства, термические(теплофизични), оптические, электрические, акустические и гидродинамические и аэродинамические свойства ;

-до химических относятся  стойкость материалов к кислотам, щелочам, окислителям, обновителям, корозостийкисть, стойкость к действию света и погоды.

-до физико-химических относятся сорбцийнисть, влажность материалов и виробів,вологозв’язуюча та влажно удерживающая способность, наличие свободной и связанной влаги в них, проницаемость к влаге, паре, воздуху и пилопроникливисть;

- биологические свойства отображают стойкость к действиям микроорганизмов, насекомых и грызунов.

- сенсорные(органолептические) свойства – отображают вкус, аромат, внешний вид и вид на разрезе, а также консистенцию.

 

            Потребительские свойства товаров и  факторы, которые формируют качество

 Потребительскими свойствами называют такие свойства, которые удовлетворяют определенные потребности. Потребительским свойством таких товаров, как зимняя одежда, или теплоизоляционные строительные материалы, утюги есть теплопроводность. К критериям отнесения свойств до потребительских есть наличие прямой  зависимости  между значением показателя свойств и степенью удовлетворения конкретной потребности. Факторы которые формируют потребительские свойства и качество товаров  делят на 3 группы:

1)фактори, которые непосредственно влияют на формирование качества товаров (качество сырья и материалов, конструкция изделия);
2) качество упаковки(качество материалов, и состояние упаковки и тары);

3) факторы, которые обеспечивают сохранение потребительских свойств (за счет условий транспортировки, хранения и эксплуатации товаров).
 Основные свойства сырья и материалов и их влияние на потребительские свойства готовых изделий. Все сырьевые материалы делятся на:

1) органические и неорганические;

2)природні (углеводы, белки, жиры);
3)штучні - (фаянс, стекло,);

4)синтетичні (полиэтилен, металлокерамика).

 Основные свойства материалов делят на:

1) химические

 2) физические

3)фізико-хімічні

 4)микробіологичні.

      Для товаров кроме химических, физических, физико-химических и микробиологических свойств, важными свойствами являются:

5)      затратно-ресурснисть;

6)      взаимозаменяемость;

7)       комплектность;

8)       универсальность;

9)      трансформуемисть;

10)   габарит изделий.

 Классификация  свойств товаров


Различают следуя группы  свойств товара

 1) свойства назначения;

2) эргономичные свойства;

 3)естетичні свойства;

4)екологічні свойства;

5) беспечность

 6)надійність


Это подгруппа свойств и показателей удовлетворяет физиологичные потребности
или выполняет вспомогательные функции. Показатели функционального назначения
зависят от специфики продукции: 1) показатели совершенства выполнения
основной функции; 2) показатели универсальности; 3) показатели выполнения
вспомогательных функций. Например: функциональное свойство утюга может быть выражено количеством и качеством выглаженного белья. Таким образом  при  определении функциональных свойств  необходимо установить:

1) основное назначение товара;

 2) условие использования по назначению.

Совершенство выполнения основной функции характеризует степень удовлетворения
потребности при использовании товаров потребителями. Эффективность выполнения основной функции зависит от эксплуатационно-технических характеристик изделия.
Совершенство вспомогательных функций характеризует особенности функционирования на всех этапах производства. Совершенство вспомогательных функций существенно влияет на выполнение основной функции. Совершенство выполнения вспомогательных функций определяет расходы времени потребителя на выполнение вспомогательных операций. Универсальность функционального назначения характеризует возможность
выполнения товаром дополнительных функций, полезных для потребителя.
Например: для многих пищевых продуктов универсальность выражается в том, что они есть одновременно и лечебно-профилактическими средствами. Функциональные свойства, а это означает и назначение в целом, могут изменяться в процессе транспортировки, потребления, эксплуатации.


Основные функциональные свойства пищевых товаров(продуктов).


Основное функциональное свойство продовольственных товаров – это пищевая ценность. Пищевая ценность – это комплексное свойство. Составными элементами пищевой ценности есть:

1) биологическая ценность;

 2)фізіологічна ценность;

 3) энергетическая ценность.

 Биологическая ценность характеризуется наличием в продуктах биологически-активных веществ (витамины, макро и микроэлементы, незаменимые аминокислоты, поле ненасыщенные жирные кислоты и балластные вещества. По химическому составу и физиологичному назначению вещества, что входят в состав продовольственных товаров делят на 3 группы:

 1) энергетические (жиры и углеводы);

2)пластичні (вода, белки, жиры, углеводы, минеральные вещества);
3) обменно-функциональные (витамины, азотные соединения, ферменты и
экстрактные вещества).

Физическими свойствами  продовольственных товаров являются: форма, размер,
масса, прочность, вязкость, упругость, цвет, эластичность, прозрачность.
Физиологичная ценность
определяется способностью продуктов  влиять на
нервную, сердечно сосудистую, пищеварительную, иммунную систему человека.
Энергетическая ценность продуктов определяется содержанием в них жиров, углеводов,
белков и их усвояемостью. Измеряется в джоулях и калориях. Существует методика расчета теоретической и практической энергетической ценности. Для этого необходимо знать энергетическую ценность: 1 грамм белка, жира, углевода
и их усвояемость.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.