1.
Активные – предназначены
для учета имущества («Основные средства», «Материалы», «Касса», «Расчетный
счет»)
2.
Пассивные – предназначены
для учета источников формирования имущества («Уставный капитал», «Добавочный
капитал», «Кредиты банка»)
3.
Активно-пассивные –
предназначены для учета имущества и источников одновременно (прибыли и убытки)
Изменения,
вносимые в рабочий план счетов, утверждается генеральным директором.
(приложения
№ )
Автоматизация учета
В ЗАО «Уралгазсервис» учет ведется по
журнально-ордерной форме с применением ЭВМ.В организации установлена программа
"1С-Бухгалтерия", которая состоит из двух независимых программ:
"Учет бухгалтерских операций" (bmp.ехе) и "Платежные документы" (uro.ехе).
Программа "Учет бухгалтерских операций"
предназначена для ведения бухгалтерских проводок, печати первичных документов,
расчета итоговых показателей, формирования отчетов для налоговых органов.
Программа "Платежные документы" предназначена для формирования, печати
и хранения платежных документов для банка.
Программа имеет следующие характеристики:
-
количество операций не ограничено;
- количество
счетов (субсчетов) не ограничено;
-
разрядность сумм операций - до 16 знаков включая точку;
-
количество знаков бухгалтерского счета/субсчета (буквы, цифры) - 3;
-
количество объемов аналитического учета по каждому счету (субсчету) - до
100000 наименований;
-
формирование итогов - за год, квартал, месяц, произвольный период;
-
количество независимых рабочих мест на одном компьютере не ограничено.
План счетов - основа ведения бухгалтерского учета.
Перед тем как начать работу, необходимо просмотреть, какая система счетов
заложена в программу "1С: Бухгалтерия". При необходимости эта
система счетов может быть откорректирована в соответствии с потребностями
предпринимателя.
Список упорядочен по кодам (номерам) счетов и
субсчетов. Просмотр, удаление, корректировка и ввод новой записи ведется, как и
для всех списков. Быстрый поиск счета и субсчета осуществляется при вводе его
номера с клавиатуры. При этом вводимый номер выводится в нижней строке окна, а
курсор перемещается по графе Код.
При вводе нового счета (субсчета) в список счетов он
будет помещен там по порядку. При вводе счетов с субсчетами сначала вводится
строка с кодом счета, пустым кодом субсчета и в ней указывается наименование
счета. Затем в строках с тем же кодом счета и кодами субсчетов вводится наименование
субсчетов.
Программа позволяет вести неограниченное количество
объектов аналитического учета: по товарам, материалам, организациям,
сотрудникам, основным средствам и т.д. Для обобщенного названия группы
объектов аналитического учета в программе используется термин субконто. Список
суб-конто выводится и корректируется командой Виды субконто пункта главного
меню Операции. Его можно менять и при просмотре счетов бухгалтерского учета и
при вводе операций.
Исходными данными для бухгалтерии являются проводки,
вводимые в журнал хозяйственных операций. На основании введенных проводок программа
автоматически формирует баланс и другую отчетность.
Журнал выводится в виде списка, состоящего из 6 граф
(колонок). Дата - указывает дату совершения хозяйственных операций. Дебет -
указывает коды счета и субсчета дебета проводки. Кредит - указывает коды счета
и субсчета кредита проводки. Сумма - указывает сумму проводки.
N -
указывает номер рабочего места, на котором вводилась данная проводка. Эта графа
используется при переносе и при удалении операций.
Чтобы начать работать с программой необходимо ввести и
остатки по всем счетам (входящее сальдо) на начало того периода, с которого
начинают применять программу. Остатки вводятся в виде проводок, в которых соответствующий
счет (субсчет) корреспондируется с некоторым фиктивным счетом 00. Чтобы ввести
дебетовый остаток по счету, код этого счета указывается "00". Для
ввода кредитового остатка код "00" заносится в графу
"Дебет", а в графу "Кредит" - код счета (субсчета), по
которому вводится остаток. Для тех счетов (субсчетов), по которым задано
субконто, следует вводить остатки по каждому субконто. После того, как все
остатки введены, нужно просмотреть "Оборотно-сальдовую ведомость"
(пункт меню Отчетность). Если остатки введены правильно, остаток на конец
периода по счету "00" должен быть нулевым. Убедившись в правильности
введенных проводок, выполняется команда Закрытие рабочего периода пункта меню
Операции. В программе предусмотрены типовые операции.
Типовые операции предназначены для упрощения ввода
проводок. С их помощью можно автоматизировать ввод стандартных или часто
используемых операций и печатать необходимые первичные документы. Типовые операции
представляются собой сценарии стандартных или часто повторяющихся действий.
При задании типовой операции в журнал операций
помещается одна или несколько проводок, имеющих общую дату и содержание
операции. Суммы проводок могут рассчитываться автоматически или запрашиваться
при вводе типовой операции. Программа позволяет корректировать и дополнять
список типовых операций и формулы для расчета сумм проводок. При использовании
типовых операций можно автоматически получать соответствующий первичный
документ. Формат первичного документа также можно корректировать.
Программа позволяет формировать большое количество
выходных документов. Для формирования выходных документов используются
различные команды из пункта главного меню Отчетность. Выбор этих команд возможен
после расчета итогов (команда Расчет итогов пункта главного меню Отчетность).
Сводные проводки - это документ, содержащий обороты
между счетами. Если в корреспонденциях указаны счета с субсчетами, то в
сводные проводки включаются итоги по корреспонденции с субсчетами и
корреспонденции без субсчетов
Шахматка - это документ, содержащий табличное
представление оборотов между счетами за установленный период времени. Слева и
сверху шах-матки отображаются номера счетов дебета и кредита соответственно, а
справа и снизу - обороты по этим счетам. В середине каждой клетки указана
сумма по корреспонденции с дебета счета строки в кредит счета столбца.
Оборотно-сальдовая ведомость содержит для каждого
счета остатки на начало и на конец периода и обороты по дебету и кредиту за
данный период. Список упорядочен по кодам счетов и субсчетов. В нижней строке
ведомости выводятся итоги по оборотам и остаткам по всем счетам. В верхней
части экрана выводятся полные названия счетов текущей строки и наименования
субконто.
Система позволяет получать отчеты произвольной формы.
Каждый отчет задается с помощью текстового файла, который содержит форму
отчета и формулы расчета каждого показателя. При их использовании, отчеты
можно изменять в соответствии с установленной формой отчетности. Для
формирования отчета, следует выбрать команду Отчеты из пункта меню Отчетность.
На экран выводится список отчетов, содержащий практически все документы,
требуемые налоговой инспекцией, пенсионным фондом и статистической службой:
баланс, приложения к нему, расчеты налогов и т.д.
Структуру отчета можно создавать и изменять с помощью
любого текстового редактора. Все отчеты выводятся на экран и печать.
1.4.Инвентаризация.
Инвентаризации подвергаются материальные ценности, денежные средства.
Она необходима для того, чтобы вовремя выявить ошибки в учёте и проверить
сохранность материальных ценностей у материально-ответственных лиц. Если,
например, проводится инвентаризация материалов, то они подсчитываются,
взвешиваются, оценивается их состояние. В ходе этой работы составляется инвентаризационная
опись по форме приложение № 6.
При проведении инвентаризации необходимо
руководствоваться Письмом Минфина РФ от 30 декабря 1998г. № 179 «Об основных
положениях по инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей,
денежных средств и расчётов» с учётом последующих дополнений и изменений.
Фактическое наличие проверенных таким образом
материальных ценностей сверяется с данными бухгалтерского учёта по документам,
числящимся в бухгалтерии, то есть сведения инвентаризационной описи,
составленной в месте хранения материальных ценностей, сличаются с записями на
бухгалтерских счетах.
Для этого составляется сличительная ведомость,
в которой по каждому из видов материалов проводится две графы:
«фактическое наличие» (указывается количество и общая
сумма);
«по данным бухгалтерского учёта» (также количество и
сумма).
Как результат инвентаризации, после сличения
выделяются излишки (количество и сумма) и недостачи (количество
и сумма) – для этого вводится на инвентаризационной описи отдельная графа «при
инвентаризации установлено следующее», куда и вносится заключение об
инвентаризации.
Аналогичным образом проводят инвентаризацию
основных средств. В этом случае форма инвентаризационной описи и
сличительной ведомости несколько изменяется – основные средства записываются в
них по каждому инвентарному объекту.
При инвентаризации денежных средств подсчитывается
их фактическое наличие в кассе, полученная сумма сверяется с данными
бухгалтерского учёта.
Проведение инвентаризации обязательно в следующих
случаях:
Ø
При передачи имущества ЗАО
«Уралгазсервис» в аренду, при выкупе, продаже, а также при преобразовании
государственного и муниципального ЗАО «Уралгазсервис» в акционерное общество
или товарищество;
Ø
Перед составлением годовой
бухгалтерской отчётности. Инвентаризация зданий, сооружений и других подобных
объектов основных средств может проводиться один раз в два-три года.
Ø
При смене
материально-ответственного лица.
Ø
При установлении фактов
хищения и злоупотреблений, а также порчи ценностей.
Ø
В случае пожара или
стихийных бедствий.
Выявленные при инвентаризации излишки
приходуются и зачисляются в прибыль. Недостачи взыскиваются с виновных лиц.
Если виновные не установлены или если суд отказал в иске, то недостачи
отражаются как издержки производства, обращения (в пределах нормы) или убытки
(если есть превышение нормы).
Инвентаризация
проводится комиссией обязательно в присутствии материально-ответственного
лица.
Глава II
2.1 Учет денежных средств
Учет денежных средств в кассе
Проводилось изучение учета денежных средств в кассе, на расчетном
счету, на специальных счетах в банках.
Учет денежных средств в кассе на предприятии ведется в соответствии со
специальным Положением о правилах организации наличного денежного обращения на
территории РФ.
Всеми операциями по приему и выдаче денег из кассы занимается
специально выделенное материально ответственное лицо – кассир. Он несет
материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. При оформлении
на работу кассир дает письменное обязательство, по которому принимает на себя
ответственность за денежные суммы и прочие ценности в кассе. И соответственно
возмещает ущерб при их утере по собственной вине.
Кассиру запрещается передоверять выполнение своих обязанностей третьим
лицам. В случае невозможности выполнение кассиром своих обязанностей (болезнь и
тп.) все ценности кассы передаются по акту. Запрещается исполнять обязанности
кассира работникам бухгалтерии имеющим право подписи кассовых документов.
Дирекция предприятия создала необходимые условия для сохранности
ценностей в кассе: помещение кассы изолированно, двери в кассу на время
выполнения кассовых операций закрываются с внутренней стороны, но при мелких
операциях кассир выдает деньги непосредственно в бухгалтерии.
Для обеспечения сохранности ценностей в кассе необходимы периодические
ревизии, во время которых полностью пересчитывают наличные деньги и проверяют
все прочие ценности. Ревизии проводят не реже одного раза в месяц.
В кассе разрешено иметь минимальные суммы денежных средств на
расходование выручки на :
·
заработную плату
·
хозяйственные нужды
·
приобретение ГСМ
На основании расчета на установление предприятию лимита остатка кассы
и оформление разрешение на расходования наличных денег из выручки , поступившей
в его кассу на 2008 год , разрешением учреждения Краснокамским Отделением №
5293 Сберегательного Банка России установит лимит остатка кассы в сумме
пятьдесят тысяч рублей.
Превышение лимита допускается только в дни выдачи заработной платы от
трех до пяти дней. Не использованные суммы подлежат сдачи в банк. Сдача
денежной наличности в банк оформляется «объявлением на взнос наличных денег».
На принятую сумму выдают квитанцию, которая является оправдательным документом
для списания денег по кассе.
Прием наличных денег в кассу оформляют приходным кассовым ордером (ф.
КО-1), в котором указывают: от кого поступило, на какие цели, сумму и дату.
Заполняются ордера бухгалтером и передаются в кассу с деньгами. У плательщика
остается квитанция, удостоверяющая совершение платежа.
Выдачу наличных денег из кассы оформляют расходным кассовым ордером (ф.
КО-2). В нем указывается кому, на какие цели, сумму и дату. Расходник
выписывают в бухгалтерии на основании заявления получателя, которое визируется
руководителем предприятия. В ордере расписываются кассир и получатель. Ордер
действителен только в день его выдачи.
Все кассовые документы регистрируются в «журнале регистрации приходных
и расходных кассовых ордеров» (ф. КО-3). Журнал обычно открывают отдельно на
приходные и расходные ордера, но при малом числе кассовых операций журнал
ведется совместно.
Деньги из кассы выдают также на основании платежных ведомостей при
выплате заработной платы. Расходный кассовый ордер оформляют на фактически
выданную сумму заработной платы. Против фамилии лиц, не получивших заработную
плату делают отметку «депонировано». На титульном листе платежной ведомости
делают надпись о фактически выплаченной сумме, а также о сумме подлежащей
депонированию.
Движение денег кассир учитывает в кассовой книге. В ней ежедневно
регистрируются все операции по поступлению и расходованию денег. По окончании
работы кассир подсчитывает итоги и выводит остаток на следующий день.
Движение денег по кассе в системе бухгалтерских счетов учитывается на
активном счете 50 «касса» и на субсчетах:
50.1 «касса организации» учитываются наличные деньги в кассе
предприятия. Основная касса.
Краснокамское управления.
50.2 «операционная касса» Оперативная касса введется по участкам
1.Нытвенское управления .
2.Верещагенское управления.
3.Очерское управления.
4.Карагайская служба.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|