рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предприятие (Фирма) в условиях несовершенной конкуренции

В более общей форме можно сказать: падение предельного дохода вызвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции по более низкой цене не только увеличивает доход на величину ее стоимости, но и сокращает его на величину удешевления всех предыдущих единиц.

Поведение чистой монополии на рынке несовершенной конкуренции характеризуется тем, что монополия может возникнуть и существовать благодаря контролю над ценами, а также благодаря использованию методов нечестной конкуренции, неэкономических приемов ведения конкурентной борьбы. Оттеснив соперников, фирма-победитель становится монополистом и поддерживает свое монопольное положение, пользуясь своими возможностями.

Посмотрим на примере, что происходит с монополией под воздействием изменения цен на выпускаемую продукцию (см. таблицу 3).

Изменение объёмов производства, цены, предельного дохода и прибыли


Количество

Цена

Валовой доход

Предельный доход

Средние валовые издержки

Валовые издержки

Предельные издержки

Прибыль

(+)убытки (-)

0

172

0

-

-

100

-

-100

1

162

162

162

190

90

90

-28

2

152

304

142

135

270

80

+34

3

142

426

122

113,3

340

70

+86

4

132

528

102

100

400

60

+128

5

122

610

82

94

470

70

+140

6

112

672

62

91,7

550

80

+122

7

102

714

42

91,4

440

90

+74

8

92

763

22

93,7

750

100

-14

9

82

738

2

97,8

880

130

-142

10

72

720

-18

103

1030

150

-340

Данная таблица свидетельствует о том, что цена на продукцию предпринимателя - монополиста имеют нисходящую тенденцию: при цене 152 реализуется 2 изделия, при цене 112 - 6, при цене 82 - 9 изделий. Второй характерной чертой является факт превышения цены над предельным доходом. Монополия может увеличивать продажу только путем снижения цены на изделие. Это представляется причиной того, что предельный доход становится ниже, чем цена для каждого количества выпускаемой продукции, кроме первой единицы. Для второй единицы он уже равен 142 при цене 152, для третьей 122 при цене 142 и т.д. Это объясняется тем, что снижение цены и, соответственно, дохода от второго изделия относится не только ко второму изделию, но и ко всем ранее выпущенным.

Имея возможность влиять на цены, монополист решает: какой доход ему нужно получить и какую цену необходимо назначить на товар, чтобы обеспечить планируемый доход. Но это вовсе не значит, что монополист абсолютно свободен в выборе цен и объемов производства. Объем производства зависит от емкости рынка, а это, в свою очередь, влияет на возможную цену товара. В своей деятельности монополист подчиняется тому же правилу, что и конкурентный производитель. Фирма будет производить каждую дополнительную единицу, пока предельный доход от нее будет больше, чем предельные издержки. Если мы сравним наши таблицы, предельные доходы и предельные издержки, то увидим (5-я единица изделия), что последнее изделие имеет доход 82 при предельных издержках 70. 6-ю единицу уже нет смысла производить, т.к. доход от нее составит 62, а предельные издержки будут равны 80. Поэтому и сумма прибыли, полученной при производстве 5-го изделия, максимальна - она равна + 140.

Особенности спроса на продукт конкурентной фирмы проявляются и через динамику основных показателей, которые характеризуют ее доходы, в зависимости от объемов продаж. К таким показателям относятся:

Р                                                        Р



d                                                        D


 


Q                                                             Q

а) кривая спроса для                                         б) кривая рыночного спроса

конкурентной фирмы

Рис.2. Отличия рыночного спроса и спроса для конкурентной фирмы

1. Валовой (совокупный) доход (TR) - это общая выручка от продажи всего объема продукции.

2. Средний доход (AR) - это валовой доход в расчете на единицу проданной продукции:


AR = TR/Q.                                          (1 )


3. Предельный доход (MR) - это прирост валового дохода, являющийся результатом продажи еще одной единицы продукта:

MR = DTR/DQ.                                              (2)

Графически зависимость динамики пересчитанных показателей от объемов производства представлена на рис.3

Р                               TR



AR=MR=P


 


Q

Рис.2. Валовой, средний и предельный доход конкурентной фирмы

Валовой доход конкурентной фирмы будет возрастать прямо пропорционально объему продаж. Цена за единицу товара, средний и предельный доход в условиях конкурентного рынка всегда будут равными между собою.

Выяснение общих признаков конкурентного рынка и особенностей функционирования на тему фирмы и формирование ее доходов дает достаточно оснований для разработки модели выбора фирмой объемов производства, которые обеспечивают ей максимальный доход. Такая модель имеет свою специфику для краткосрочного и  долгосрочного периодов.


2.Специфические особенности несовершенной конкуренции

2.1. Рынок чистой монополии.

Монополия является  полным  антиподом  совершенной  конкуренции.  Здесь существует только один продавец, причем он  производит  товар,  не  имеющий близких заменителей.

Монополия - это рыночная структура, в которой одна, фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов.

В условиях монополии производитель  способен  полностью  контролировать объем  предложения  товара,  что  позволяет  ему  выбирать  любую  цену  из возможных в соответствии с кривой спроса,  рассчитывая  при  этом  получить максимальную прибыль.

Стремление  монополиста  к  максимизации  прибыли  путем   установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной  конкуренции  и утверждения особой власти на рынке. «Рыночная власть»  означает  способность продавца (покупателя) влияет на цену.

Существует три вида монополии:

1.   Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции с помощью юридических ограничений. Примером может служить монополия почтовой службы США на доставку почты первым классом. Другими вариантами возникновения закрытой монополии является патентная защита, институт авторских прав.

2.  Естественная монополия - отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. В такой отрасли минимальный эффективный масштаб производства товара близок (или даже превосходит) то количество, на которое рынок предъявляет спрос по любой цене, достаточное для покрытие издержек производства. В данной ситуации разделение выпуска между двумя или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы. С естественными монополиями, в основе которых лежит

экономия на масштабах производства, тесно связаны монополии, базирующиеся на владении уникальными природными ресурсами.

3. Открытая монополия. В этом случае фирма на некоторое время становится единственным поставщиком какого - либо продукта, не обладая никакой специальной защитой от конкуренции, как это имеет место в случае закрытой или естественной монополии. В ситуации открытой монополии часто оказываются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией. Их конкуренты, однако, могут появиться на рынке несколько позже.

Такая  классификация  монополии  на  три  категории   весьма   условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К  их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему  телефонной  связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как  к естественной монополии,  так  и  к  закрытой  монополии.  Также  может  быть проведена  классификация,  основанная   на   учете временного   горизонта. Например,  патентное  свидетельство  дает  фирме   закрытую   монополию   на краткосрочном временном интервале, но такая монополия моет быть открытой  на долгосрочном временном интервале. Последнее происходит не  только  из  -  за

ограниченности  срока  действия  патента,  но  также  из  -  за  того,   что конкуренты просто могут изобрести новые продукты. Фактически все монополии могут считаться открытыми.

Модель   монополии,   предлагает   действие   одного    дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой  цене всем  потребителям.     Монополия,  при  которой  соблюдается   это   условие, называется простой монополией

Монополия в чистом виде - явление  крайне  редкое.  Как  и  совершенная конкуренция,  она  представляет  собой  скорее   экономическую   абстракцию.

Довольно  часто  в  качестве  примера  чистой  монополии  приводят   систему телефонной связи, и это почти верно. Но не следует забывать, что  иные  виды связи  создают  скрытую  конкуренцию,  предлагая   качественные   заменители телефонной связи. Кроме того,  следует  отметить,  что  монополия  не  может полностью устранить потенциальную конкуренцию со стороны  отечественных  или иностранных  производителей  товара.  Это  свидетельствует  об  относительно небольшом значении полных монополий.

Определим графически цену и объём производства фирмой монополистом.

Графически процесс выбора фирмой-монополистом цены объема производства показан на рис. 4.

Рис. 4. Определение цены и объема производства фирмой-монополистом:

D—спрос; MR— предельный доход;MC предельные издержки



Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией (только один продавец, эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью. Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.

В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:

1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.