рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предприятие (Фирма) в условиях несовершенной конкуренции

2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован. Для оценки конкурентности рынка используется индекс рыночной концентрации Герфиндаля, характеризующий степень монополизации рынка:

H = p12   +     p22       +   ....  +   pi2   +   ....   +  pn2

где H -показатель концентрации;  p1  p2 ….  pi …. pn — процентная доля фирм на рынке.


2.2. Рынок Олигополии.

По теории А. Курно, равновесие в отрасли, состоящей из 1 фирмы, достигается при монопольной цене, а в условиях олигополии, колеблется между монопольной и конкурентной ценами.

Существует  два  вида  олигополии. 1. Первый  вид   предполагает,   что несколько фирм производят  идентичный  продукт. 2. Второй  –  когда  несколько производителей выпускают дифференцированные товары.

Однако в том и другом случае фирмы осознают  взаимозависимость  своих продаж, объемов производства,  инвестиций  и  рекламной  деятельности.  Так, если одна фирма будет усиленно рекламировать свою продукцию или  участвовать в создании новой модели изделия,  то  она  должна  почти  наверняка  ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой  ситуации  каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят  от ее собственного поведения, и поэтому, принимая  то  или  иное  решение,  она обязана считаться с этим обстоятельством.


Олигополистическая  взаимозависимость  фирм  поднимает  соперничество между  ними  на  качественно  новый  уровень,   превращает   конкуренцию   в непрестанную борьбу  “всех  против  всех”.  В  этом  случае  возможны  самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться  некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или  же  –  в  качестве другой крайности – бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.


Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой  войны  – постепенного  снижения  существующего  уровня   цен   с   целью   вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма  снизила  цену,  то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою  очередь  тоже  снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен  имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены  не  сравняются со средними издержками.  В  этом  случае  исчезнет  источник  экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая  к  совершенной  конкуренции.


От  подобного  исхода  в   выигрышном   положении,   естественно,   остаются потребители, в то время как производители все до  одного  никакого  выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между  фирмами  приводит к принятию ими решений,  основанных  на  учете  возможного  поведения  своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов  и анализирует, какова была бы их реакция. Процесс  принятия  подобных  решений рассматривается на примере взаимоотношения  двух  фирм  в  модели  дуополии, впервые предложенной французским экономистом А. Курно в 1838г.


В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.


Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью чистой теории, они прибегают к статистическим методам. В идеале следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии фокусируются на нормах прибыли.

Первым, кто попытался, систематизировано применить этот подход, был профессор Университета Калифорнии Джо Бейн. В 1951 году Бейн опубликовал результаты исследования 42 отдельных отраслей за 1936 - 1940 годы. согласно данным анализа Бейна, отрасли, имеющие степень концентрации выше 70, получили больше прибыли, чем менее концентрированные отрасли. Связь между доходами и концентрацией не была ни совершенной, ни сильной, но она существовала. В течение 50 - 60-х годов студенты и последователи Бейна распространили его исследования на другие отрасли и годы. Многие из них получили такие же результаты.

Установлено наличие слабой, но устойчивой связи между доходами и концентрацией. Экономисты пришли к выводу, что в целом, чем выше уровень концентрации отрасли, тем ближе взаимодействие фирм в ней к картелю или монополии. Это будет верно даже в том случае, если между конкурентами не будет соглашения о повышении цен и дележе рынка.

В отличие от других рыночных структур универсальной олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение олигополии в конкретных ситуациях, такие как дуополия Курно, игра двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая стратегия приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыль. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство (ценовую войну), снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете, фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, вступая в картель. Примером олигополистического рынка могут служить следующие виды рынков: автомобильный, компьютерный, стали, алюминия и др.

Дуополия


В течение многих лет с момента появления олигополии экономисты пытались практически обосновать реакцию одной фирмы на поведение другой. Статистический анализ взаимоотношений двух фирм был предложен А. Курно.


При этом Курно исходил из следующих предпосылок:


1) обе фирмы (А и В) производят однородный товар;


2) им известна кривая рыночного спроса;


3) принимают решения о производстве одновременно, самостоятельно и независимо друг от друга;


4) цена и объем производства конкурента - величины постоянные.


В модели Курно цена и выпуск двух фирм приходят в равновесие только в том случае, если каждый дуополист производит столько, сколько от него ожидает его конкурент. Приспособление выпуска к неожиданным изменениям в рыночном спросе определяет функцию реагирования каждого продавца. А. Курно графически изобразил кривые реакции одной фирмы на поведение другой и наоборот и пришел к выводу, что цена устанавливается в пределах где-то от монопольной до конкурентной цены. Процесс приспосабливания объема выпуска одного продавца к изменению выпуска другого продавца приведет общий выпуск и результирующую цену к стабильному равновесию. Графическое решение дуополии Курно представлено на рисунке 5.




Рисунок 5. – Функция реагирования дуополии и равновесие Курно


Равновесие Курно – точка пересечения кривых реагирования двух фирм, свидетельствующая о наилучшем с точки зрения максимизации прибыли положении фирм при заданных действиях конкурента. Если фирмы договорятся максимизировать совокупную прибыль, чтобы затем разделить пополам, то множество возможных решений этой задачи будет ложиться на контрактную кривую. Сравнение показывает, что при равновесии Курно общий объем производства выше, чем при дуополистическом сговоре, но ниже, чем при конкурентном равновесии (рисунок 6).




Рисунок 6. - Контрактная кривая


Фирмы в дуополии производят меньше, чем при совершенной конкуренции, но больше, чем при монополии. Цены в дуополии выше, чем при совершенной конкуренции, но ниже монопольных. Подсчитывая прибыль, можно убедиться, что исход по Курно для фирм выгоднее, чем условия совершенной конкуренции.





2.3. Рынок монополистической конкуренции.

Монополистическая конкуренция – одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для  обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина. На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними.          Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка – всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.

В отличие от совершенной конкуренции, конкуренция монополистическая – не только абстрактная теоретическая модель, но и достаточно часто встречающийся тип реального рынка. Именно он характерен для пищевой промышленности, производства одежды и обуви, книгоиздания, мебельной промышленности, розничной торговли, многих видов услуг и ряда других отраслей. Вместе с тем значение теории монополистической конкуренции далеко за пределы описания ситуации в этих отраслях. При значительной степени дифференциации продукта любой рынок приобретает сходство с рынком монополистической конкуренции.    Это и не удивительно: полностью единого рынка в этом случае нет, он сильно сегментирован. И на отдельных сегментах вполне могут закрепляться небольшие фирмы – монополистические конкуренты, даже если в отрасли господствует крупный капитал.

Теория монополистической конкуренции основывается на следующих основных положениях:

1) кривая спроса на продукцию отдельного производителя более эластична, чем кривая спроса отрасли. Это объясняется тем, что у продукции имеются товары – заменители;


2) вход в отрасль свободный. Это обстоятельство означает, что в долгосрочном периоде экономическая прибыль всех фирм этой отрасли будет равна нулю;


3) в отрасль входит большое количество фирм, так что каждый производитель действует так, как будто его собственное ценовое поведение распространяется на большую группу.


Краткосрочное равновесие. Поведение монополистически конкурентной фирмы в краткосрочном периоде во многом подобно монополии. Однако её кривые спроса и предельного дохода более эластичны. Чем больше конкурентов на рынке и чем выше дифференциация продукта, тем эластичнее спрос и предельный доход. В остальном – объем выпуска, максимизирующий прибыль или минимизирующий убытки (при MR = MC), и цена определяются так же, как при монополии. Отдельная фирма, работающая на рынке монополистической конкуренции при кривой спроса D1, будет иметь прибыль, равную площади заштрихованного прямоугольника, представленного на рисунке 7, за счет снижения цены на свою продукцию до уровня P1.


Рисунок 7 – Краткосрочное равновесие фирмы при  монополистической конкуренции .


Здесь экономическая прибыль отдельного производителя больше нуля и это значит, что в данной отрасли будет происходить перераспределение капитала, так как все остальные последуют примеру этой фирмы. Это приведет к тому, что кривая D1 переместится в положение D2, потому что рыночный спрос покупателей на данный товар распределится на большее число фирм. Каждый производитель пересмотрит условия получения прибыли соответствующим образом. Процесс будет продолжаться до тех пор, пока не будет достигнута позиция, когда отдельная фирма не склонна будет изменять ни цену своей продукции, ни объем выпуска.


Долгосрочное равновесие. В долгосрочном периоде для монополистически конкурентных фирм нет определенного универсального правила. Характер их поведения объединяет стремление получить нулевую экономическую прибыль.


Таким образом, в ситуации долгосрочного равновесия объем производства Q1 определяется в соответствии с правилом MR = MC, а цена P1 обеспечивает доход, равный средним общим издержкам, что и означает получение нормальной прибыли (рисунок 8).




Рисунок 8 - Долгосрочное равновесие фирмы при

монополистической конкуренции


Долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции опирается на следующие положения:


1) если бы фирма работала в условиях совершенной конкуренции, то она бы расширила объем производства продукции, что соответствует правилу минимизации издержек. Однако в монополистической конкуренции она оставит объем производства Q1, выпуская продукцию с высокими издержками при широком ассортименте товара;


2) в отличие от модели чистой конкуренции в соответствии с правилом максимизации прибыли при долгосрочном равновесии у монополистически



конкурентной фирмы цена превышает предельные издержки (P1 > MC).

3.Равновесная цена и спрос на ресурсы в моделях монополистической конкуренции.

Методика расчета исходной цены


Постановка  задач  ценообразо-вания


Определе-ние спроса


Оценка издержек


Анализ цен и  товаров конкурен-тов


Выбор  методов ценообразования


Установление окончатель-ной цены

Равновесная цена — цена на конкурентном рынке, при которой количество товаров и услуг, которые желают купить потребители, абсолютно соответствует количеству товаров и услуг, которые производители желают предложить. Равновесная цена, это:

* цена, при которой спрос и предложение равны;

* цена, при которой нет ни дефицита, ни избытка товаров и услуг;

* цена, которая не обнаруживает тенденцию к росту или снижению.


Ни продавцы, ни покупатели не имеют побуждающих мотивов к изменению ситуации на рынке в случае установления равновесия, то есть имеет место баланс. В случае формирования любой другой цены, отличной от равновесной, продавцы и покупатели получают эффективный стимул к трансформации положения на рынке.

Подходы к описанию формирования равновесия и равновесной цены:

1. Равновесие по Маршаллу

Равновесная цена складывается по причинам:

* влияния превышения цены спроса над ценой предложения (когда объем предложения находится ниже уровня равновесия) — реакция продавцов заключается в повышении объема предложения

* влияния превышения цены предложения над ценой спроса (когда объем предложения находится выше уровня равновесия) — реакция продавцов выражается в снижении объема предложенияЦена спроса совпадает с ценой предложения в случае равновесного объема спроса и предложения.

2. Равновесие по Вальрасу

Равновесная цена складывается по причинам:

* влияния превышения объема предложения над объемом спроса (когда рыночная цена превышает равновесную) — происходит давление избытка предложения на цену (посредством конкуренции продавцов), рыночная цена снижается

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.