рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Предприятие (Фирма) в условиях несовершенной конкуренции

* влияния превышения объема спроса над объемом предложения (когда рыночная цена ниже, чем равновесная) — происходит давление избытка спроса на цену (посредством конкуренции покупателей), рыночная цена повышается

Важно заметить, что спрос характеризует не просто желание покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за этот товар (т. е. возможность купить товар). Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса и цена спроса.

Объем спроса на какой-либо товар или услугу – это количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса на какой-либо товар или услугу – это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Спрос – это одна из сторон многомерного процесса рыночного ценообразования. Характерные для него причинно-следственные зависимости имеют вид устойчиво действующих экономических законов.

В западной экономической литературе спросом называют то, что связывает покупаемые блага с теми "жертвами", которые приходится делать для приобретения этих благ. Поэтому разница между потребно­стями и спросом такая же, как между желаниями и возможностями. То есть желание на рынке должно быть подкреплено возможностью - день­гами покупателя. Иначе говоря, спрос - это планы или намерения по­купателя относительно покупки товара.

Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос представляет потребности покупателя, выраженные в денежной форме. Совокупный спрос - это платежеспособная потребность общест­ва в целом, т.е. государства, предприятий и населения.

Рыночный спрос определяется путем суммирования величин спроса, предъявляемого каждым потребителем при разных ценах.

Рыночным процессом ценообразования управляют законы спроса и предложения. Установление равновесной цены происходит на рынке под влиянием тенденций и специфических особенностей как спроса, так и предложения.

Рыночное равновесие – это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения.

Различают частичное и общее равновесие.

Частичное равновесие – равновесие  на отдельно взятом рынке товаров и услуг факторов производства.

Общим экономическим равновесием называется такое состояние национальной экономики, при котором на всех рынках одновременно обеспечивается равенство спроса и предложения, и ни один из этих экономических агентов не заинтересован в изменении объема своих закупок и продаж.

Понятие общего равновесия разработано Вальрасом. В его трактовке, это состояние, при котором эффективное предложения и эффективный спрос уравнивается на рынке услуг.

Равновесие всей экономической системы в целом называется экономическим равновесием и проявляется в виде пропорциональности:

- между производством продукции и его потреблением;

- между вовлеченным в оборот ресурсами и их использованием;

- между предложением товара и их спросом;

- между материально-вещественными и финансовыми потоками.


Согласованность данных пропорциональностей общественного производства приводит к сбалансированному развитию экономической системы в целом. Однако каждая производственная единица обладает известной автономностью, поэтому пропорциональность в национальном хозяйстве прокладывает себе дорогу как тенденцию и предполагает отклонение от равновесия, которое по-разному тактируется в разных экономических школах.


Равновесная рыночная цена – это цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают. Она является относительно устойчивой; при ней по каждому данному товару на рынке нет ни излишка, ни дефицита.


Спрос и предложение уравновешиваются под влиянием конкурентной среды рынка, вследствие чего о цене говорят как о конкурентном рыночном равновесии. В любом случае на конкурентном рынке равновесная цена и соответствующее ей количество  товара определяются рыночным спросом и предложением. При прочих равных условиях равновесная рыночная цена устанавливается при таком соотношении спроса и предложения, когда количество товаров, которое покупатели хотят приобрести, соответствует тому их количеству, которое производители предлагают на рынке. При этом на рынке отсутствуют тенденции изменения цен и количества товаров.


Рыночное равновесие называется устойчивым, если при отклонении от равновесного состояния вступают в действие рыночные силы, восстанавливающие его. В противном случае равновесие неустойчиво. Чтобы проверить, является ли равновесие, изображенное на рисунке, устойчивым, допустим, что цена повысилась с P0 до P1. В результате на рынке образуется избыток в размере Q2 – Q1. По поводу того, что вслед за этим произойдет, существуют две версии – Л. Вальраса и А. Маршалла.


Согласно Л. Вальрасу, при избытке возникает конкуренция между продавцами. Для привлечения покупателей продавцы начнут снижать цену. По мере снижения цены объем спроса будет возрастать, а объем предложения снижаться до тех пор, пока не восстановится исходное равновесие. В случае отклонения цены вниз от своего равновесного значения спрос будет превышать предложение. Между покупателями начнется конкуренция за дефицитный товар. Они станут предлагать продавцам более высокую цену, что позволит увеличить предложение. Так будет продолжаться до возвращения цены к равновесному уровню P0. Следовательно, по Вальрасу комбинация P0, Q0 представляет устойчивое рыночное равновесие.


По-иному рассуждал А. Маршалл. Если цена возрастет до P1, то объем спроса сократится до Q1. Такое количество продукции предприниматели согласны предложить по цене P2. Поскольку цена спроса (P1) превышает цену предложения (P2), то фирмы получают большой объем прибыли, что стимулирует расширение производства и рост предложения. Когда объем предложения достигнет Q0, тогда цена спроса сравняется с ценой предложения, прибыль исчезнет и объем производства стабилизируется. В случае превышения равновесного объема предложения цена спроса окажется ниже цены предложения. В такой ситуации предприниматели несут убытки, что приведет к сокращению производства до равновесного безубыточного объема. Следовательно, и по Маршаллу точка пересечения кривых спроса и предложения на рисунке  представляет устойчивое рыночное равновесие.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активной стороной рынка являются покупатели, а в условиях избытка – продавцы.

Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Расхождения при описании механизма функционирования рынка проистекают из того, что, по мнению первого, рыночные цены совершенно гибки и мгновенно реагируют на любые изменения конъюнктуры, а по мнению второго, цены недостаточно гибки, и в результате при возникновении диспропорций между спросом и предложением объемы рыночных сделок быстрее реагируют на эту диспропорцию, чем цены. Поэтому интерпретация процесса установления рыночного равновесия по Вальрасу соответствует условиям совершенной конкуренции, а по Маршаллу – условиям несовершенной конкуренции в коротком периоде.

Заключение:


Мы рассмотрели такую  обширную  тему  как  «Предприятие ( Фирма ) в условиях несовершенной конкуренции. »

Большинство  рыночных  ситуаций  в  реальном  мире  занимают  промежуточное

положение  между  крайними  случаями  совершенной  конкуренции   и   полной

монополии.

На мой взгляд,  полезно  время  от  времени  проводить  различия  между

характерными чертами  чисто  конкурентного  рынка  и  особенностями  других

основных моделей рынка: чистой монополией, монополистической конкуренцией и

олигополией.

На несовершенно  конкурентных  рынках  продавцы могут повышать  цену  на  свои  продукты,  ограничивая свой выпуск.  Монополия  представляет  собой  крайний  случай  несовершенной конкуренции,  где  имеется  один   единственный   продавец   и   отсутствует

возможность для вхождения других.

Общество, признавая, что монополия  нарушает  процесс  ценообразования,

относясь враждебно к монопольной прибыли или же по другим  причинам,  может

объявить  монополию  «общественно  полезным  предприятием»   и   установить

контроль над ее ценами. Другими важными  типами  несовершенно  конкурентных

рынков  являются  монополистическая   конкуренция   (множество   продавцов,

легкость  вхождения  и  дифференциация  продукции)   и   олигополия   (мало

продавцов, возможна  дифференциация  продукции  и  существуют  барьеры  для

вхождения).  При  несовершенно   конкуренции   фирма   обладает   известным

контролем.


Три   основных   дефекта   рынка    дают    экономическое    оправдание

государственного  регулирования:  монопольная  власть,  внешние  факторы  и

несовершенная информация

Государственное  регулирование  экономики  представляет  собой  систему

типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего  характера,

осуществляется правомочными государственными учреждениями  и  общественными

организациями в целях стабилизации рыночной экономики.

С  помощью  государственного  регулирования   экономики   и   различных

антимонопольных мероприятий официального и  неофициального  характера  можно

достигнуть того,  чего  не  могут  обеспечить  автоматически  действующие  в

условиях   свободной   конкуренции   факторы,   противодействуюцще   влиянию

монополий или уравновешивающие его.

В своей курсовой работе я постаралась раскрыть понятия спроса, предложения, равновесие спроса и предложения, равновесной цены, излишков и дефицита, а также показала какое влияние тех или иных факторов оказывает на спрос и предложение при рыночной экономике.

В результате взаимодействия рыночного спроса с рыночным предложением устанавливается цена равновесия, обеспечивающая максимально возможный при сложившихся планах потребителей и производителей объем продаж на данном рынке.  Рыночное равновесие можно рассматривать лишь относительно фиксированной единицы времени. В каждый последующий момент времени рыночное равновесие может установиться как некоторое новое значение рыночной равновесной цены и количества продаж товара по этой цене, складывающихся в течение месяца, сезона, года, ряда лет и т.д.


Степень несовершенства рынка зависит от разновидности несовершенной конкуренции. В условиях монополистической конкуренции она невелика  и связана только с умением производителя выпускать особые, отличающиеся от конкурентных разновидности товаров. При олигополии несовершенство рынка значительно и диктуется немногочисленностью действующих на нем фирм. Наконец, монополия означает господство на рынке только одного производителя.





















Список используемой литературы:

1.     . Современная экономика. Общедоступный курс. Ростов - на - Дону,

1.     «Феникс», 1997 г,

2.     Экономическая теория / под редакцией д-р экон. наук, проф. А. И. Добрынина.

3.     Социально-экономические проблемы России. Справочник / под редакцией Бойко Т. М. -Спб.: Норма, 1999.

4.     Анисимова И. А. Региональная конкурентная политика: опыт и проблемы: Препринт / Анисимова И. А., Мокроносов А. Г., Ужегов Н. П. Екатеринбург: УрО РАН, 1999.

5.     Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика. 2003. № 4-5

6.     Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. 2001. № 5(60).

7.     Воронов А. А. Современная конкуренция: особенности и перспективы развития: Моногр. Краснодар: Кубан. гос. ун-т, 2002.

8.     Глисин Ф. Ф. О конкуренции на потребительских и товарных рынках // Вопросы статистики. 1999. № 3.

9.     Горев В. П. Трансформация конкурентных отношений в условиях глобализации экономики. Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2001.

10.                       10.Жигун Л. А. Концепции поведения конкурентов на рынке. Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2001

11.                       Кирцнер И. М. Конкуренция и предпринимательство / Пер. с англ. под ред. проф. А. Н. Романова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.

12.                       Куренков И., Попов В. Конкурентоспособность России в мировой экономике // Вопросы экономики. 2001. № 6.

13.                       Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебник для вузов. Под. ред. Грязновой А. В., Юданова А. Ю. 2-е изд. М., 2000.

14.                       Монополизм и конкуренция в России. Балайдина В. С. Михайленко А. М. Аудиториум. М., 2000.

15.                       Портер М. Конкуренция: Пер. с англ.: Учеб. пособие. М. и др.: Издат. дом "Вильямс", 2000.

16.                       Розанова Н. М. Конкурентный процесс в современной рыночной экономике. М.: МАКС Пресс, 2001.

17.                       Цухло С. В. Конкуренция в российской промышленности (1995–2002 гг.). М., 2003.

18.                       Ю.И.Коробов Рыночная конкуренция 2005 г.

19.                       Туманова Е.А, Шагас Н.А., Макроэкономика М.: Инфра – М,2007.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.