рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Принципы и формы налоговой политики

Принципы и формы налоговой политики

 

 

 

 

 

 

 

 

                                 

 

 

 

 

                                     КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МАКРОЭКОНОМИКЕ:

 

 

               На тему: “Принципы и формы налоговой политики”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Москва, 2002г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План курсовой работы
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1.  Введение.

 

2.  Глава 1 .  Налоги, их функции.

 

3.  Глава 2.  Налоговая политика, ее теоретические основы.

 

      П. 1        Сущность, цели и принципы налоговой политики.

      П. 2        Фискальная политика.

 

4.  Глава 3.  Налоговая политика  России на современном этапе, причины  кризиса,    недостатки,   направления реформы.

5. Налог с оборота

6. Налоги на малый бизнес.

 

7. Заключение.

8. Список литературы.

 

9. Приложение – Таблицы:

 

9.1 Ставки основных налогов ( платежей ) в различных странах в процентах (%)

 

9.2 ЭФФЕКТИВНЫЕ СТАВКИ НАЛОГООБЛАЖЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ СТРАНАМ

                        (ДОЛЯ НАЛОГОВ (ПЛАТЕЖЕЙ) В ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.                                                                  ВВЕДЕНИЕ.

 

            К  настоящему   моменту Россия вступила  на трудный,  непроторенный путь  перехода  от жесткого планирования к рыночной экономике.  И сегодня как никогда важно хорошо знать природу налогов,  глубоко  разбираться в особенностях их функционирования, видеть способы наиболее полного их использования в интересах эффективного развития общественного производства.  Проблемы оздоровления налоговой системы волнуют сегодня буквально всех. Ведь то, что происходит в настоящее время в сфере налогообложения предприятий-производителей сумевших в настоящее время остаться  на "плаву" теснейшем образом связано с личным благополучием каждого. Размер прибыли и налогов,  отчислений на социальное страхование и пенсий, цена акций и облигаций, формы инвестирования средств в производство и социальную сферу и т.п. - такие вопросы волнуют всех  нас.

                В условиях  перехода  от  преимущественно централизованных методов плановой экономики к рыночной  существенно  изменяются методы  воздействия  государства  на социально - экономическое развитие.  Оценивая этапы реформирования нашей экономики (  от первых  форм хозрасчета до нынешних версий налоговых систем) , нетрудно выявить следующее: все принимавшиеся за последние годы  модели  хозяйственного  механизма  содержат концептуальные просчеты , нанесшие народному хозяйству серьезный урон.

                 Это касается как финансовой политики так  и существующему налоговому законодательству, неустойчивость  и  непредсказуемость , которого , пожалуй , наибольший  ущерб  наносит  действующей налоговой системе. Принимаемые на протяжении 1992-1996 годов законы , вносимые в них изменения и  дополнения  , издаваемые  инструкции  задним числом фактически привели к пересмотру налогового   режима. В   таких   условиях   говорить   о    налоговом стимулировании  каких-либо инвестиционных проектах очень трудно.

     Действующая налоговая политика создает жесточайший  налоговый прессинг, который добивает остатки прежних экономических структур и душит нарождающийся предпринимательский сектор. Попытки воздействовать  на  экономическое  поведение предприятий такими новациями как замораживание  уровня  заработной  платы , фиксации предельного  уровня рентабельности и т.п.,  послужили мощным толчком к росту себестоимости , сокращению объемов производства остродефицитной продукции,  а в конечном итоге раскрутили инфляционную спираль.        Проблема налогов является одной из наиболее сложных в практике осуществления проводимой в нашей стране экономической  реформы. Недостаточно исследована она и в теоретическом аспекте применительно к российской практике . Думается , мало уже кто помнит о том , что в свое время , а именно в 1960 году Верховным Советом  СССР был принят Закон о постепенной отмене налогов . Естественно , что ни о каких серьезных теоретических исследованиях в области налогообложения в те времена не могло быть и речи . Это сегодня создает огромные трудности в осуществлении налоговой реформы в России . 

            В обществе усилиями и органов власти , и экономической науки , и практики  за долгие годы создано негативное отношение к налогам . Поэтому любое решение в этой сейчас приходится принимать с учетом возможных социальных  и политических последствий . Налоговая система практически создана заново . Конечно ,  мы сегодня имеем огромный практический и теоретический опыт Запада . Но его использование  в нашей стране серьезно затруднено , поскольку нам необходимо учитывать экономические  , социальные и политические условия развития России .

            Наряду  с  объективными факторами падения эффективности общественного производства , доставшимися “ в наследство “ от прежней системы хозяйствования ( “ эффектом “ масштабности  ; нерациональностью специализации , кооперирования и размещения производства : низким уровнем интенсивности и организации труда , а также качество готовой продукции ; гипертрофированной милитаризованностью экономики ; усилением научно - технического отставании страны  от передовых государств ; и т. п. )  существенную роль в возникновении нынешнего воспроизводственного коллапса сыграла ошибочная финансовая , в том числе налоговая , политика .

             По моему мнению действующая налоговая система противоречива , она страдает рядом принципиальных изъянов , каждый из которых я постараюсь проанализировать с целью  необходимости  обоснования соответствующих реформационных мер.

 

2. ГЛАВА 1                  

Налоги, их функции.

           

Налоги, как известно, являются одним из основных источников финансирования всех  направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налоги как способ изъятия и перераспределения доходов возникли вместе с государством . Однако еще в “ Великой хартии вольностей “ принятой в Англии в 1215 году , записано , что налоги вводятся только с согласия нации , и это следовало  бы учесть нашим законодателям при изменении конструкции налоговой системы.

            Если в Европе становление и интенсивное развитие науки о  налогах происходило с середины 18 века и было вызвано  потребностями формирующегося буржуазного общества и развивающейся буржуазной государственности ( ее родоначальником следует считать А . Смита , который в работе “ О богатстве народов “ ( 1770 г. ) раскрыл понятие налога , и определил его место в  хозяйственной жизни  и сформулировал основные принципы взимания ) , то в России зарождение науки о налогах происходит только в настоящие время .

             По утверждению Смита, налог - это бремя, накладываемое государством в форме закона , регулирующего его размер и порядок уплаты . Право государства взимать налоги и обязанность населения их платить вытекают из самой сути существования государства и его учреждений в интересах всего общества и отдельных лиц.

            Важнейшие положения и принципы налогообложения, разработанные буржуазной наукой  под названием “ Общая теория налогов “, получили законодательное и, зачастую, конституциональное закрепление во многих странах Западной Европы. Действующая налоговая система России  базировалась в основном на зарубежном опыте, так  как  во  время ее создания в течении 1991-1992 годов отечественного опыта налогообложения еще не было накоплено В настоящее время перед законодателями стоит ответственная задача заложить основы налоговой политики  государства, действенности которой будет зависеть экономическое положение страны. 

            Налоги выполняют, как известно, две основные функции: фискальную и регулирующую, которые взаимосвязаны и взаимозависимы , причем вторая  из них не может развиваться в ущерб первой .

            В свою очередь регулирующая функция делится на распределительную и стимулирующую . Первая функция предполагает перераспределение доходов юридических и физических лиц в соответствии с принятыми в обществе критериями целесообразности и социальной справедливости , вторая функция реализуется посредствам представления льгот и привилегий для развития в нужном Правительству направлении .

             При этом основная функция налогов - фискальная по обеспечению пополнения государственной казны, (от латинского слова  fiscus - государственная казна ).

            Фискальная функция - основная, характерная изначально для всех государств . С ее помощью образуются государственные денежные фонды , т. е. материальные условия для функционирования государства . Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества .

            Государство устанавливая налоги , стремиться прежде всего  обеспечить себе необходимую материальную базу для осуществления возложенных на него задач .

            В период становления буржуазного общества налоги  в  основном имели фискальную функцию.

            Однако ближе к концу 19 века, во времена больших социальных потрясений , формируется новая теория , рассматривающая налоги как социальный регулятор , своего рода орудие социальных реформ , направленных на постепенное выравнивание доходов населения . Во второй половине 30- х годов 20 века на Западе возникла концепция использования налогов в качестве средства регулирования экономики и обеспечения стабильного экономического роста . С середины 20-го века регулирующая функция  налогов получают всеобщее признание и широкое применение .

            Мировой опыт свидетельствует о том , что функции налогов меняются по мере развития государства .

            Если в странах рыночной экономики налоговая система является одним из регуляторов экономики , а налоговые службы осуществляют связь предпринимателя с государством , то в нашей стране законодательные нормы в области налогообложения  носят пока ярко выраженный фискальный характер , а налоговые органы выполняют функцию контроля по уплате налогов , тогда как регулирование экономики с помощью налогов развито пока слабо . Положение действующего законодательства не только не способствуют в полной мере активизации и росту эффективности  предпринимательской деятельности , но стимулирует затратные , ресурсо и трудоемкие методы хозяйствования . В нормативных актах закреплен недифференцированный подход к предприятиям разных отраслей , а также  не отражены интересы регионов .

            Кроме того , в общественном сознании граждан не сложилось еще убеждение , что уклонение от налогов - тяжкое зло.

            Функции налогов выявляют их социально - экономическую сущность, внутреннее содержание .

            Фискальная функция налогов создает объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т. е. она обусловливает регулирующую функцию.

            Регулирующая функция означает, что налоги как активный участник

пере распределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения . Данная функция неотделима от  фискальной и находится с ней в тесной взаимосвязи . Расширение налогового метода в мобилизации для государства национального дохода вызывает постоянное соприкосновение налогов с участниками процесса воспроизводства , что обеспечивает ему реальные возможности влиять на экономику страны , на все стадии воспроизводства.

            Рост производительных сил в условиях НТР вызывает потребности государственного вмешательства в производственный процесс. Это подняло на новую ступень налоговое регулирование . С расширением обложением доходов главными налоговыми объектами становится доходы населения  и прибыль предприятий , а главными субъектами - физические и юридические лица .

            По своей структуре, принципам построения и наборов налогов действующая в России налоговая система в основном соответствует общераспространенным в рыночной экономике налоговым системам.

            Однако следует отметить, что не одна из вышеприведенных  функции  не работает в российской экономике. Вместе с тем, чтобы выполнялась главная фискальная функция, необходимо задействовать все остальные. К сожалению, у нас даже фискальная функция полностью не реализуется. Об этом свидетельствует низкая собираемость налогов.

            Во-первых, налоги влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса может содействовать производству или тормозить его. Во-вторых , размер налогов определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи. В-третьих, от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров  и услуг. Данное соотношение является для предпринимателей определяющим в процессе использования и реализации производственных мощностей.

            Налоговая система должна быть стабильной, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает, в свою очередь, формированию рыночных отношений. Таким образом, назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства.

            При повышении ставки налога  мы  сталкиваемся еще с одной проблемой, в частности с такой серьезной как утечка капитала. Утечка ресурсов превышает выплаты международных агентств и иностранных правительств , выделяемые на поддержку процессов российских реформ . Отток в действительности подрывает процесс реформ , так  как инвестиции для приватизации и структурных преобразований должны прийти из самой России  , а не из-за рубежа . Согласно Жаку Рогозинскому , архитектору приватизации в Мексике ,покончить с  бегством капитала можно , только "создав стабильную монетарную обстановку , установив реальные ставки банковского кредита , разумную систему налогов и торговых правил , и тогда деньги вернуться " Облагать капитал чрезмерными налогами  контрпродуктивно , ибо это может только поощрить е его бегству из страны . Наращивание капитала является ключом к  экономическому росту и повышения уровня жизни населения . Налоговое  законодательство должно поощрять накопление и инвестирование капитала. Российское же налоговое законодательство  содержит в  себе все " грехи ", связанные с неразумным отношением к капиталу. Выходом является снижение налогов. Уильям  Эггарс, когда он сотрудничал с Фондом наследия, отмечал в своей работе " Повестка дня для  Восточной Европы в пользу налогов на благо развития" ,  что  бывшее коммунистические страны отчаянно нуждаются в быстром развитии экономики ради получения способности конкурировать с Западом . Чтобы добиться этого , они должны избегать заметного повышения подоходного налога и вместо него ввести стандартный налог  на зарплату. Он предлагал общий уровень в 15% , используемый в Гонконге . Гонконг сохраняет самый низкий в мире уровень налогов и тем не менее  в среднем ежегодно увеличивает свой валовой национальный продукт (ВНП) на 6,4% в пересчете на душу населения . В тоже время в США  этот показатель равен 2,4%  , а в Западной Германии - 3,3% .

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.