Очевидно , что нынешние налоговые
ставки в России чрезмерно высоки . Люди по-прежнему не желают столько платить .
Россия , как и раньше , испытывает бюджетный дефицит , а ее население тратит
слишком много дорогого времени не на производство необходимых товаров, а на то
, как бы избежать уплаты налогов . Упростив налоговую систему , сократив
налоги , взимаемые с предприятий до, быть может , такого же универсального
уровня в 15% , отменив НДС , введя общий 15% налог на индивидуальные доходы ,
правительство могло бы найти лучшее из возможных решений многих экономических
проблем- решение, в котором так остро нуждается сейчас Россия .
В ряде ведущих стран (США,
Японии, Англии и др.) происходит понижение налоговых ставок и количество
налогов с одновременным расширением базы налогообложения , уменьшаются
количество и размеры налоговых льгот .
С позиций стоящих перед
Россией экономических проблем и осуществляемых ныне преобразований целями
налоговой политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление спада
производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приоритетных сфер
деятельности и структурных сдвигов .
Формирования налоговой
политики должно строиться на соблюдении следующих принципов:
- стабильности налоговой системы;
- одинакового налогообложения
производителей независимо
от отраслевой принадлежности предприятия
(фирмы) и формы
собственности;
- равенства налогового бремени для
различных категорий
плательщиков с равным уровнем дохода;
- одинаковых условий налогообложения
для предпринимателей, занятых в производстве, и потребителей.
Первыми шагами к достижению указанных
целей могло бы стать существенное понижение совокупного уровня налогового
изъятия посредством снижения предельных ставок налогов и прогрессивности шкал
налогообложения. Такие меры способствовали бы созданию благоприятного
инвестиционного климата и условий для экономического роста.
Сформулируем важнейшие задачи
налоговой политики в нынешних условиях:
- обеспечение достаточных поступлений в
бюджет для финансирования неотложных социальных программ;
- резкий структурный сдвиг
экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают
непосредственно на удовлетворение потребностей населения;
- создание наиболее благоприятных
условий для стимулирования деловой активности.
В ряду прочих, не менее острых
проблем экономики, эти процессы в наибольшей степени поддаются регулированию
налоговым законодательством.
В сложившейся ситуации в качестве
временной меры вплоть до выхода из экономического выхода цент тяжести
федеральных налогов необходимо переместить с прямых на косвенные , при этом
представляется целесообразным осуществлять следующие мероприятия :
1) Придать незыблемость на
длительную перспективу недавно введенному порядку , согласно которому из
налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной
сферы исключаются все средства , направляемые на инвестиции .
2) Широко применять
прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной
недвижимости , крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств
вне зависимости от того , находятся они во владении физического или
юридического лица , при отсутствии налогов на недвижимость пределах социальных
норм потребления , которые необходимо специально разработать и утвердить для
обоснования налоговых льгот .
3) Реализовать комплекс мер по
увеличению уровня собираемости налогов, включающего целенаправленную работу
налоговых и таможенных органов , торговой инспекции , правоохранительных
органов , и изменение законодательства , регламентирующего их деятельность ( особо
следует отметить меры по борьбе с не учитываемым наличным оборотом , включая
обязательность использование кассовых аппаратов , получение клиентами -
физическими лицами счетов и т. п. )
4) Постоянно совершенствовать
технику налогообложения , преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между
гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния , предприятиями ,
находящимися в объективно разных условиях хозяйствования , а также на повышение
нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции , изменением обменного
курса рубля , способы финансирования производства , величине задолженности
предприятиям и т. д.
5 ) Снижать ставки по основным
видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот , нередко
неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве , либо неодинаковые
экономические условия в различных секторах хозяйства , препятствуя тем самым
рациональному использованию ресурсов .
6) Постепенно и продуманно
изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов ,
допускающих легальное уклонение от их уплаты .
7) Уменьшать число налогов ,
сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения .
3. ГЛАВА 2 .
Налоговая политика , ее теоретические
основы .
П .1 . Сущность , цели и принципы
налоговой политики .
Налоговая политика представляет собой комплекс
мер в области налогового регулирования , направленных на установление
оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных
в данный момент макроэкономических задач.
Налоговая политика как
специфическая область человеческой деятельности относится к категории
надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная
взаимосвязь. С одной стороны , налоговая политика порождается экономическими
отношениями ; общество не свободно в выработке и проведении политики,
последняя обусловлена экономикой. С другой стороны , возникая и развиваясь на
основе экономического базиса, налоговая политика , как составная часть
финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее
специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать
обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть
различно: в одних случаях посредством проведения
политических мероприятий создаются
благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится.
Научный подход к выработке
налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям
общественного развития , постоянный учет выводов финансовой теории.
Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном
хозяйстве.
Вся история нашего
государства подтверждает это. Формирование налоговой политики и создание
налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков
реформы - изменениями в системе собственности , ценообразования,
реформированием банковской сферы, денежно-кредитной
политики и т . п . . Поэтому в любой
конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы
налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим
направлениям реформы.
На выбор конкретного варианта
решения в области налоговой политики влияют следующие факторы : общая
экономическая ситуация в стране , характеризующаяся темпами роста (падения)
производства ; уровень инфляции ; кредитно-денежная политика государства;
соответствие между сферой производства , находящейся под государственным
контролем, и приватизированным сектором .
Разрабатывая налоговую
политику, видимо полезно обратиться к опыту стран с развитой рыночной
экономикой . В теории и практике налогового регулирования развитых стран
Запада налоговая политика в послевоенные годы строилась в соответствии с
кейнсианской концепцией функциональных финансов. Согласно этой концепции
величина расходов и норма налогообложения подчинены потребностям регулирования
совокупного общественного спроса, который должен удерживаться на уровне ,
обеспечивающем полное использование трудовых ресурсов и капитала при
сохранении стабильности цен ( при этом бюджетное равновесие приносится в жертву
равновесию экономическому). Начиная же с 80-х годов, в связи со снижением доли
государственного сектора в экономике развитых стран и уменьшением
экономической роли государства (сокращением его прямого вмешательства в
экономику в основном через снижение государственных расходов) налоговая
политика наряду с выполнением регулирующих функций стала средством
обеспечения без дефицитности бюджета. В условиях развитой экономики эта цель
достигается посредством не усиления налогового бремени , ложащегося на
производителей и физических лиц , а расширения налоговой базы и сокращения
государственных расходов на фоне широкомасштабного и целенаправленного
снижения налогов .
Переход российской экономики на
рыночные основы предполагает формирование принципиально иной , нежели это было
в условиях административно - командной системы, налоговой политики . Это ,
однако , отнюдь не означает необходимости механического заимствования ее
западных моделей , эффективных только в условиях развитого рынка.
Теоретическая база и значительный практический опыт стран Запада в области
построения и использования налоговых систем должны быть переосмыслены и адаптированы
к нашим условиям. Причем с учетом как сегодняшнего уровня развития и кризисного
состояния экономики, так и тех задач, которые предстоит решать, и в немалой
степени с помощью налоговой политики.
Следует также иметь в виду ,
что установление высокого уровня налогового изъятия с целью решения
прежде всего фискальных задач и наполнения бюджета не может являться основой
налоговой стратегии на сколько-нибудь продолжительный период. Использование
принципа формирования налогов от доходной части бюджета с целью достижения его
без дефицитности неизбежно ведет к установлению завышенных норм
налогообложения . При этом игнорируется объективная зависимость между
величиной налоговой ставки и ростом поступлений в бюджет. Совокупный
уровень налогообложения не должен выходить за
допустимые пределы, иначе он будет носить угнетающий и запретительный характер
. Чрезмерный налоговый пресс провоцирует резкое сокращение базы
налогообложения, поскольку препятствует созданию новых предпринимательских
структур и обрекает на массовые банкротства уже существующие. В результате
продолжается спад производства, а значит, резко сокращаются поступления в
бюджет , что ставит под сомнение осуществимость антиинфляционной стратегии:
иного выхода , кроме дополнительной эмиссии денег, в этих условиях не
предвидится. Таким образом, оптимальный уровень налогового изъятия
предполагает такое совокупное бремя на юридических и физических лиц, при
котором налоги не оказывают угнетающего воздействия на предпринимательскую и
инвестиционную деятельность, а также на жизненный уровень населения,
одновременно обеспечивая в необходимом объеме поступления в бюджет. Бюджетные
ограничения должны быть, с одной стороны достаточно жесткими и универсальными,
чтобы не допустить поддержки (посредством излишней дифференциации)
неконкурентоспособных предприятий и отраслей, закрепляющей существующую
нерациональную структуру производства. С другой стороны, необходимо
использовать налоговые методы в качестве рычага, влияющего на экономическое
поведение хозяйственных субъектов и стимулирующего их производственную и
инвестиционную деятельность.
В основе формирования
налоговой политике лежат таким образом , две взаимно увязанные
методологические посылки : использование налоговых платежей для формирования
доходной части бюджетов различных уровней и решение фискальных задач
государства; использование налогового инструмента в качестве косвенного
метода регулирования экономической деятельности .
И если до недавнего времени
считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых
шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и
социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области
налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового
бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц .
Когда повышаются налоги , чистые
доходы граждан снижаются . Каждый в отдельности должен работать больше , чтобы
получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов .
Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того , чтобы
повышать продуктивность на своем основном рабочем месте . Это в свою очередь
способно привести к снижению производительности труда , дополнительным
увольнениям , росту безработицы . Даже , если иногда складывается впечатление ,
что работник трудится с большей отдачей , стараясь сохранить прежний уровень
доходов после выплаты налогов , производительность труда его в действительности
снижается ,тормозя экономический рост страны в целом .
П. II.
Фискальная политика.
Представление о том , что фискальные действия
правительства могут иметь важное стабилизирующее воздействие на экономику ,
стало приобретать все более широкое признание в период “ Великой депрессии “ 30
- х годов . Кейнсианская теория занятности играла ключевую роль в том , что
целительным фискальным мероприятиям придается такое значение .
Всем известно ,что первоочередной
задачей государственного сектора является стабилизации экономики .
Политика стабилизации представляет
собой действия правительства по контролю над экономической ситуацией с целью
максимально приблизить объем ВНП к его потенциальному уровню и поддержать
низкие стабильные темпы инфляции .
Такая стабилизация отчасти
реализуется средствами фискальной политики , т. е. через манипулирование
государственным бюджетом - расходами и налогообложением для достижения
установленных целей .
Фундаментальное цель фискальной
политики состоит в том , чтобы ликвидировать безработицу и инфляцию . Во время
спада необходимо проводить стимулирующую фискальную политику , т. е. снижение
налоговых ставок или увеличение госрасходов . Во время проведения
стимулирующей фискальной политики мы наблюдаем дефицит бюджета , который
компенсируется в период подъема , когда налоговые ставки повышаются , а
госрасходы уменьшаются .
Другими словами , если в исходном пункте имеет
место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в
направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии
.
И , наоборот если в экономике
имеет место вызванная избыточным спросом инфляция , этому случаю соответствует
сдерживающая фискальная политика, которая включает : уменьшение
правительственных расходов , или увеличение налогов . Фискальная политика
должна ориентироваться на положительное сальдо правительственного бюджета ,
если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией .
Монетаристы , отвергают
дискреционную фискальную политику . Они , в силу существования лагов и ошибок
прогнозирования , считают , что уровень госрасходов и налогов может меняться
без изменений законодательства ( в отличии от кейнсианцев ) . Параметры
фискальной политики изменяются автоматически при перемене экономических условий
.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|