-
подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами,
осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица. Лица, признаваемые Положением о ЕНвд налогоплательщиками,
уплачивают все налоги и сборы, установленные законодательством о налогах и
сборах. Переход на уплату единого налога и не освобождает налогоплательщиков от
обязанности, установленной действующими нормативными правовыми актами РФ, по
удержанию и перечислению страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с начисленных
работодателем выплат в пользу наемных работников.
Плательщиками ЕНвд
являются юридические лица (организации) и физические лица, осуществляющие
предпринимательскую деятельность на российской территории в следующих сферах:
-
розничная торговля, осуществляемая через магазины,
палатки, рынки, лотки, торговые павильоны и другие организации торговли, не
имеющие стационарной торговой площади, организациями – предприятиями розничной
торговли с численностью работающих до 30 человек и предпринимателями, при
условии, что численность работающих у них по различным основаниям не превышает
30 человек.
-
Частные перевозчики (таксисты, водители маршрутных
тс)
-
Владельцы автозаправочных станций
-
Предпринимательская деятельность владельцев
парикмахерских салонов, оздоровительных комплексов и т.д.
-
Малые строительные фирмы
-
Малые научно-исследовательские комплексы и научные
организации
-
Предприниматели, оказывающие консультационные,
бухгалтерские, аудиторские и юридические услуги, а также, проводящие обучение,
репетиторство, преподавание в области образования и т.п.
-
Предприниматели, оказывающие услуги по
предоставлению автомобильных стоянок и гаражей.
Не являются
плательщиками ЕНвд предприниматели, осуществляющие на основании договора
гражданско-правового характера реализацию товаров, являющихся собственностью
другого предпринимателя, и получающие за эту работу, вознаграждение.
Налогообложение таких лиц производится в соответствии с Законом РФ “О
подоходном налоге”.
Предоставляется
право добровольного перехода на уплату ЕНвд или сохранения
существующего порядка уплаты налогов организациям инвалидов. Их региональным и
территориальным организациям, уставной капитал которых полностью состоит из
вклада общественных организаций инвалидов, а также предприятиям и учреждениям,
единственным собственником которых являются общественные организации инвалидов.
Среднесписочная
численность работников за налоговый (отчетный) период у субъекта малого
предпринимательства определяется по числу всех работников (в том числе
работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с
учетом реально отработанного времени). В эту численность включаются и работники
представительств, филиалов и других обособленных подразделений организаций.
Объектом
налогообложения при применении ЕНвд является вмененный доход на
очередной календарный месяц. Налоговый период устанавливается в один квартал.
Налогоплательщики обязаны вести учет своих доходов и расходов, а так же
соблюдать порядок ведения расчетных документов и кассовых операций.
Ставка единого
налога устанавливается в размере 20 % от вмененного дохода.
Расчет ЕНвд
по каждому виду деятельности представляется налогоплательщиком в налоговый
орган в 2-х экземплярах не позднее 25-го числа месяца, предшествующего
налоговому периоду, за который производится уплата. Один экземпляр расчета
передается налоговым органом Управлениям ПФ по районам и городам субъекта РФ в
десятидневный срок.
Формулы расчета величины ЕНвд:
M = C * N * K
V = M * 0,2
Где
M – сумма вмененного дохода
V – сумма единого налога
C – базовая доходность на единицу физического
показателя
N – количество единиц физического показателя
K – коэффициент базовой доходности
Сумма ЕНвд определяется в полных
рублях. Уплата суммы исчисленного налога производится ежемесячно на основании
расчета установленной формы путем внесения авансовых платежей в размере 1/3 его
величины, подлежащей уплате за очередной налоговый период.
В случае прекращения деятельности
налогоплательщик, в пятидневный срок, информирует об этом налоговый орган.
Налогоплательщики уплачивают суммы единого
налога одним платежным документом на счет 40101 “Налоги, распределяемые
органами федерального казначейства”, открытый в отделениях федерального
казначейства по районам и городам субъектов РФ, осуществляющих распределение и
перечисление поступивших сумм в соответствии с установленными нормативами в
бюджеты и внебюджетные фонды.
В случае несвоевременной уплаты налога с
налогоплательщика взимается пеня в размере 1/300 действующей ставки
рефинансирования ЦБ РФ, но не более 0,1 % в день. Свидетельство об уплате ЕНвд
является документом, подтверждающим уплату налогоплательщиком единого налога.
На каждый вид деятельности выдается отдельное свидетельство.
Налогоплательщикам, имеющим 2 или более отдельно расположенных места
осуществления деятельности на основе свидетельства (палатки, ларьки),
свидетельство выдается на каждое из таких мест. При выдаче свидетельства
заполняется также 2 экземпляр, хранящийся в налоговом органе. При утрате
свидетельства, оно возврату не подлежит. Действие свидетельства об уплате ЕНвд
приостанавливается в следующих случаях:
-
осуществления деятельности, не указанной в
свидетельстве об уплате ЕНвд
-
неправильного определения размера ЕНвд
по осуществляемой деятельности
Для восстановления
действия свидетельства предпринимателю необходимо устранить выявленные
нарушения в течение 3 рабочих дней.
Свидетельство об
уплате ЕНвд аннулируется в следующих случаях
-
прекращения действия свидетельства о
государственной регистрации предпринимателя
-
осуществления деятельности в период приостановления
действия свидетельства
-
повторного совершения нарушения, за которое
действие свидетельства приостановилось
-
нарушение требований законодательства о ЕНвд
Ответственность за нарушение законодательства
о ЕНвд возлагается на налогоплательщиков и их должностных лиц в
соответствии с действующим законодательством. Контроль за полнотой,
правильностью исчисления налога осуществляется налоговыми органами в
соответствии с законодательством РФ.
7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, считаю
необходимым, сделать следующие выводы:
1. Необходимы серьезные
изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую
систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показала
несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию: обирая
налогоплательщика , налоги душат его, сужая тем самым налогооблагаемую базу и
уменьшая налоговую массу. Нужны, прежде всего экстренные меры по
ликвидации сложившегося акцента на фискальную функцию налогов. Требуются
изменения , которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и
побуждали расширять производство, инвестировать. А для этого необходимо , с
одной стороны , ослабить налоговый пресс , с другой , - установить
дополнительные льготы для тех , кто станет вкладывать средства в производство.
2. Необходима дифференциация налоговых
ставок (в первую очередь, налога на прибыль) с установлением минимально
возможной ставки для приоритетных отраслей экономики и максимальной для
предприятий торговли, снабжения и посреднических организаций. Установление же с
1 января 1994 г. практически единой для всех предприятий ставки налога на
прибыль представляется, совершено экономически неоправданным. Ранее
существовавшая повышенная ( в размере 45%) ставка налога для посреднических
организаций, брокерских контор и бирж ликвидирована; таков весьма
своеобразный "приоритет", предоставленный производителям продукции.
3. Одновременно с этим законодательно
установленную ставку налога на прибыль следовало бы увеличивать или уменьшать
в зависимости от роста (снижения) объема производства в сопоставимых ценах. В
частности, целесообразно установить порядок , при котором за каждый процент
прироста (снижения) объема производства ставка налога соответственно снижается
(повышается ) на 0.5-0.7 пункта. На первом этапе этот порядок можно было бы
установить для приоритетных отраслей
народного хозяйства, распространив в дальнейшем на остальные предприятия.
Во избежание увеличения объема технической работы налогоплательщиков и
налоговых органов ставку налога следовало бы корректировать раз в год по
предоставлении годового отчета.
4. Серьезному анализу должен быть
подвергнут налог на добавленную стоимость (НДС). В условиях динамичных
инфляционных процессов и огромной его ставки этот налог стал сегодня одним
из решающих факторов сдерживания развития производства в связи с нарушением
расчетов в народном хозяйстве. Ведь он увеличивает почти на четверть и так-то
резко выросшие цены. Думается , нельзя умалять роль НДС в том, что в течение
четырех лет проведения реформ реализуется только 65-70% произведенной
продукции, а также гигантскими темпами растет взаимная задолженность предприятий
и организаций. Безусловно, этот налог, являясь рыночным по своему характеру,
перспективен. Поэтому с раздающимися порой предложениями о его ликвидации
согласиться, на наш взгляд, нельзя. Нужно отрабатывать его механизм, имея в
виду существенное снижение ставки. Здесь проблема упирается, как показывают
расчеты, в ограниченные возможности бюджета. Они, однако, могут быть в
значительной степени расширены повышением сумм НДС, в связи с ростом цен и
отработкой механизма взимания этого налога, увеличением объемов производства,
работ и услуг, на что, собственно, и нацелено снижение ставок. К тому же
результату вело бы и оправ-
данное увеличение ставок налога на имущество
предприятий.
В поисках выхода из тупика, в
котором сегодня оказалось народное хозяйство России , нельзя , разумеется ,
уповать только на налоговую политику . Сама по себе она все проблемы решить
не в состоянии вообще , а в нынешней острокризисной ситуации - тем более.
Нужна комплексная программа вывода экономики из кризиса, охватывающая
структурную перестройку экономики, налаживание хозяйственных связей и
расчетов между предприятиями, резкое снижение темпов инфляции, поддержку
малого бизнеса . Но эта программа не даст положительных результатов , если
оставит в стороне налоговую систему, ее существенную корректировку . В то же
время не стоит рассчитывать на значительный эффект от мер , касающихся
обособленно взятых налоговых стимуляторов. Налоговая политика - неотъемлемый
элемент той социально-экономической политики, взятой в целом, которую проводит
государство . Ведь только оно определяет структуру и объемы расходов бюджета
страны и уж под них затем "подгоняются" налоги: устанавливаются и
уточняются ставки и льготы, вводятся новые платежи, отменяются старые.
8. Литература :
1. Макконелл К . Р . Брю С . Л . “ Экономикс
“ Москва изд. “ Республика “ 1992 г.
2. “ Налоговый вестник “ ежемесячный журнал
1995 - 1997 гг.
3. “ Общая теория финансов “ учебник , Москва
изд. “ Банки и биржи “ 1995 г.
4 Информационно - справочный журнал “
Консультант “ 1993 - 1996 гг.
5. “ Налоговый кодекс Российской Федерации .
“ 1997 г.
6. “ Российский статистический ежегодник “
1996 г. Госкомстат России .
7. И . К . Ларионов “ О налоговой системе России
“ , “ Финансы “ 1995 г. № 1 , № 2
8. С . Г . Свитуньков “ Налоговая система
России “ , учебное пособие , Ульяновск :
фМГУ ,1993 г.
9 . С . В . Барулин “ Налоги как инструмент
государственного регулирования
экономики “ , “ Финансы ” 1996 г . , №
1
10 . В . Пансков “ Налоги и налоговая политика
“ , “ Российский экономический
журнал “ 1996 г. № 1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|