рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

По форме обращаемости:

-                     рыночные ценные бумаги, которые могут свободно перепродаваться после их первичного размещения,

-                     нерыночные, «которые не могут перепродаваться их держателями, но могут быть через обусловленный срок возвращены эмитенту.

По срокам обращения:

-                     краткосрочные, выпускаемые на срок обычно до 1 года;

-                     среднесрочные, срок обращения которых растягивается на период обычно от 1 года до 5—10 лет;

-                     долгосрочные, т.е. имеющие срок жизни обычно свыше 10—15 лет.

По способу выплаты (получения) доходов:

-                     процентные ценные бумаги (процентная ставка может быть фик­сированной, т.е. неизменной на весь период существования облигации, плавающей, ступенчатой);

-                     дисконтные ценные бумаги, которые размещаются по цене ниже номинальной, и эта разница (дисконт) образует доход по облигации;

-                     индексируемые облигации, номинальная стоимость которых возра­стает, например, на индекс инфляции;

-                     выигрышные, доход, по которым выплачивается в форме выигрышей;

-                     комбинированные облигации, по которым доход образуется за счет комбинации ранее перечисленных способов.

Федеральным законом «Об особенностях эмиссии и об­ращения государственных и муниципальных ценных бумаг» деление го­сударственных ценных бумаг в нашей стране имеет следующий вид:

-                     федеральные государственные ценные бумаги, т.е. ценные бума­ги, выпускаемые федеральным правительством. Их основные виды рас­смотрены в предыдущем параграфе;

-                     государственные ценные бумаги субъектов Российской Федера­ции, т.е. ценные бумаги, выпускаемые этими субъектами государствен­ного управления;

-                     муниципальные ценные бумаги, т.е. ценные бумаги, выпускаемые от имени муниципального органа государственного управления.[16]

Иначе говоря, юридический статус государственных ценных бумаг имеют лишь федеральные бумаги и бумаги субъектов Федерации, а муниципальные ценные бумаги лишены этого статуса.

Однако по существу все перечисленные группы ценных бумаг есть государственные бумаги, так как они выпускаются от лица государ­ственного органа управления.

В свою очередь ценные бумаги и субъектов Федерации, и муници­пальных органов власти есть ценные бумаги, выпускаемые реги­ональными органами государственной власти, а потому в дальнейшем будем для краткости называть их региональными ценными бумагами.

Региональные ценные бумаги (РЦБ) это способ привлечения фи­нансовых ресурсов региональными органами государственной власти в случае дефицита регионального бюджета или на инвестиционные цели путем выпуска долговых ценных бумаг.

Формы региональных займов. Существуют две главные формы региональных займов:

-                     выпуск региональных ценных бумаг;

-                     ссуды.[17]

Региональные ценные бумаги обычно выпускаются в виде облига­ций, реже векселей.

Ссуды могут предоставляться либо по бюджетной линии (бюджет­ные ссуды вышестоящих бюджетов), либо коммерческими банками. В последнем случае ссуда местным органам власти обычно не отличает­ся от аналогичных ссуд предприятиям и организациям.

При выборе формы займа решающее значение имеет, с одной сторо­ны, его стоимость, т.е. та плата, которую орган власти должен запла­тить за привлекаемые ресурсы, а с другой — наличие в нужных разме­рах финансовых ресурсов на соответствующем рынке капиталов.

В мировой практике выпуск муниципальных ценных бумаг является основной формой муниципального займа, поскольку это обходится де­шевле, чем брать ссуду в коммерческих банках, за счет предоставляе­мых по этим ценным бумагам налоговых льгот.

Региональные ценные бумаги имеют обычно статус государствен­ных ценных бумаг с точки зрения вопросов налогообложения для юри­дических и физических лиц, а также порядка эмиссии и обращения.

Инвесторы. Основными покупателями региональных ценных бумаг выступают: местное население, коммерческие банки, страховые и пен­сионные фонды, другие организации и предприятия.

Доходность и надежность. Приобретение указанных ценных бумаг оказывается привлекательным для инвесторов по двум основным при­чинам:

-                     более высокая конечная их доходность по сравнению с банковски­ми депозитами за счет налоговых льгот;

-                     надежность этих ценных бумаг по сравнению с ценными бумага­ми акционерных обществ или банков.

Еще большей надежностью, чем ценные бумаги региональных ор­ганов власти, обладают только ценные бумаги федерального прави­тельства.

Обеспечением этих ценных бумаг обычно являются доходы соответ­ствующего бюджета в целом или их определенные виды, муниципаль­ное имущество либо доходы от реализации инвестиционных проектов, под которые выпущены региональные облигации.

Согласно действующему законодательству, предельный объем рас­ходов по обслуживанию регионального займа не может превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня, а предельный размер заемных средств не может превышать 30% доходов бюджета субъектов Федерации и 15% доходов бюджета муниципального органа управления (местного бюджета) без учета в обоих случаях поступлений из федерального бюджета и привлеченных заемных средств.[18]

Самыми крупными эмитентами региональных облигаций являются Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Тюменская область и некоторые другие.

Основные черты российского рынка облигаций региональных орга­нов власти состоят в следующем:

Во-первых: его быстрый рост. Но в целом рынок ценных бумаг, вы­пущенных органами региональной власти, составляет менее 10% объе­мов всего рынка государственных ценных бумаг, и перспективы его роста имеют двоякий характер. Несомненно, что в абсолютном выра­жении этот рынок будет увеличиваться, однако в относительном выра­жении, т.е. в части увеличения его доли по сравнению с рынком феде­ральных облигаций, он вряд ли вырастет. С одной стороны, этому ме­шает сверхконцентрация финансовых ресурсов в Москве, а с другой — расширение рынка федеральных облигаций в направлении все больше­го охвата регионов.

Во-вторых: расширение географии выпуска региональных займов. Теперь уже большинство регионов страны зарегистрировали те или иные выпуски. Выпуск этих займов по своим качественным параметрам су­щественно и, можно сказать, выгодно отличается от федеральных зай­мов. Прежде всего, если последние носили по преимуществу краткос­рочный характер (3—6 месяцев), то региональные займы в основной своей массе фазу выпускаются на среднесрочный (1—5 лет) и долго­срочный периоды (от 5 лет и выше).

Если федеральные облигации обычно выпускаются в бездокументар­ной именной форме (исключение — облигации государственного сбере­гательного займа), то свыше 1/3 региональных облигаций выпущено на предъявителя. Предъявительская форма ценной бумаги особенно удобна, когда, с одной стороны, сам рынок (продавцов и покупателей) еще толь­ко складывается, а с другой — его инфраструктура почти отсутствует.

Следующее отличие состоит в том, что если современные российс­кие займы преследуют, как правило, только одну цель — финансирова­ние дефицита федерального бюджета, то спектр целей у региональных займов намного шире - финансирование производственных, социальных и экологических проектов региона, борьба с неплатежами. Ниже приведен рисунок объема торгов крупных биржевых площадок России по состоянию на 16.06.2006 г.

Рис. 2 Объемы торгов фондовых бирж за один день.






2.3 Состояние фондового  рынка России

 

Современный рынок ценных бумаг интересен тем, что в настоящий момент происходит его становление и одновременное развитие. Накопленный опыт чрезвычайно быстро внедряется в каждодневную практику. Рынок ценных бумаг представляет собой, пожалуй, самый динамичный сектор экономики, чутко и быстро реагирующий на любые изменения, происходящие как в смежных областях, так и в сферах, влияние которых заранее рассчитать крайне трудно.

Рынок ценных бумаг требует создания довольно объемной нормативной базы и, как следствие этого, чрезвычайно сложной инфраструктуры, которая в наибольшей степени отражает особенности самого рынка.

Основными субъектами фондового рынка являются его непосредственные участники и институты, обеспечивающие проведение операций на этом рынке. К первым относятся инвесторы, брокеры, дилеры, менеджеры.

Они выступают непосредственными участниками проводимых операций, на них лежит ответственность за принимаемые решения. Вместе с тем для заключения и окончательного завершения сделки необходимо воспользоваться существующими торговыми и регистрационными системами. Вся существующая система институтов фондового рынка, реализующих операции, и представляет собой инфраструктуру рынка ценных бумаг. Инфраструктура определяет основной порядок практических действий участников рынка и юридические аспекты оформления сделок.

Таким образом, регистрационные, депозитарные и другие организации, реализующие практические действия профессиональных участников рынка, определяющие порядок этих действий и юридическое оформление сделок, в совокупности образуют инфраструктуру рынка ценных бумаг. Обслуживающие фондовый рынок институты должны обеспечивать выполнение ряда функций. Для эмитентов это: размещение акций и гарантия от их распыленности как внутри России, так и за рубежом; освобождение акционеров от ведения реестров акций и защита от агрессивной скупки контрольного пакета акций; гарантии от появления на рынке фальшивых акций; регулируемую котировку акций; профессиональные консультации; коммуникационные и торговые услуги.

Инвесторы должны приобретать ликвидные, защищенные от подделки акции, облигации и др. ценные бумаги; осуществлять: регистрацию, депозитарное обслуживание и переоформление реализованных ценных бумаг; профессиональную защиту прав собственника, включая судебное разбирательство; профессиональные консультации. Также инвестор должен гарантировать надежность инвестиций: хранение ценных бумаг, надежность междепозитарного обращения и учета акций, надежность инвестиционных проектов, контроля за их реализацией и др. В силу стихийного универсализма российских банков и массовой быстрой приватизации, сопровождавшейся образованием обслуживающих инвестиционных институтов, в России фактически сформировались основы смешанной модели фондового рынка, на котором в качестве профессиональных финансовых посредников выступают как коммерческие банки, так и небанковские компании по ценным бумагам[19].

В России постепенно формируется смешанная форма управления рынком ценных бумаг. С одной стороны осуществляется государственное регулирование через систему органов Финансового комитета в Федеральной Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Подобная практика существует со времени возникновения самого отечественного рынка ценных бумаг. С другой стороны, в 1994г. была создана Профессиональная ассоциация участников фондового рынка (ПУАФОР), первоначально объединившая крупнейшие брокерские компании Москвы.[20]

Параллельно с ней образовались региональные системы в крупнейших финансовых центрах России.

Для своего информационного обеспечения эти организации создали единую информационную сеть - Российскую торговую систему ПОРТАЛ (аналог американской системы NASDAQ).Однако эффективность работы в этой системе снижалась в связи с тем, что каждая региональная организация устанавливала свои правила взаиморасчетов. Из-за этого часто возникали конфликтные ситуации на рынке, в основе которых прежде всего лежал вопрос о минимальном размере лота. Определенные затруднения возникли и по причине отсутствия единой системы договоров. Для решения возникших проблем осенью 1995г. была создана новая организация ПУАФОР России, объединившая всех крупнейших региональных участников этой системы правила и нормы торговли и контроля за их исполнением.

Необходимо отметить, что в отличие от срочных рынков развитых стран, где в структуре участников поддерживается баланс между хеджерами и спекулянтами, в России имеет место явное преобладание спекулятивной составляющей рынка. Большая часть открытых позиций и оборота на российских биржевых площадках приходится именно на спекулянтов. Данный тезис подтверждается следующим наблюдением. Отношение дневного оборота на основных срочных площадках к суммарной открытой позиции очень высоко и продолжает повышаться: от 0,9-1,0 в 1995 г. до 2-5 в 1997 г. Сформировавшийся в России биржевой срочный рынок характеризуется чрезвычайно высокой безынерционностью. Его конъюнктура может меняться практически мгновенно.[21]

Для успешной работы срочного рынка необходим высокоразвитый рынок базового актива. Он должен обладать, как минимум, тремя основными критериями: высокой ликвидностью, четкими и неизменными на протяжении достаточно долгого времени правилами торгов, а также достаточно предсказуемой динамикой. В доказательство этого тезиса можно привести примеры, когда в условиях отсутствия развитого рынка базового актива остались нереализованными интересные проекты по созданию новых инструментов (достаточно вспомнить попытки запуска в торговлю фьючерса на золото, предпринимавшиеся в 1995 г.).

С января по март 1996 г. объемы торгов фьючерсами на ГКО росли экспоненциально. После сильного падения цен базового актива в марте обороты резко упали, и их дальнейший рост продолжился лишь после президентских выборов. Пик популярности срочного рынка ГКО пришелся на весну 1997 г., когда после обвала котировок ГКО/ОФЗ наблюдались наибольшие обороты на всех действовавших в то время биржевых площадках (в значительной мере за счет крупных хеджеров).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.