рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы и пути развития фондового рынка в Российской Федерации

В этой связи вырастает вероятность того, что рынок срочных контрактов на российский фондовый индекс получит развитие за рубежом раньше, чем внутри страны. Такое развитие событий связано с тем, что иностранные инвесторы, привыкшие работать именно с контрактами на фондовые индексы, не удовлетворены состоянием срочного рынка внутри России. Этим могут воспользоваться зарубежные организаторы торгов, получающие шанс занять нишу на очень перспективном направлении.[25]

Существует ряд зарубежных проектов по запуску в обращение контракта, в основе которого лежит российский фондовый индекс. Иностранные компании и банки, инвестирующие российские ценные бумаги, получат возможность страховать риски в привычных для себя условиях рынка развитых стран.

Единственной отечественной альтернативой, способной изменить неблагоприятную перспективу, является обращающийся в настоящее время в секции срочного рынка ММВБ контракт на индекс фондовой секции этой биржи. В основе индекса лежат акции, прошедшие листинг в фондовой секции ММВБ: в настоящее время к ним относятся акции НК "ЛУКОЙЛ", РАО "ЕЭС России", "Мосэнерго", "Норильского никеля", "Ростелекома". Однако слабостью данного контракта является то, что обороты фондовой секции ММВБ пока недостаточно высоки для выработки на их основе общепризнанного индекса, а увеличению объема торгов по данному контракту мешают проблемы ликвидности, свойственные секции срочного рынка ММВБ. Но с развитием данной биржевой площадки именно этот контракт видится наиболее перспективным.

Схожая ситуация сложилась и с другим видом срочных контрактов - опционами. Несмотря на то что опционные контракты были введены в обращение практически одновременно с фьючерсами, данный сегмент срочного рынка пока не получил должного развития. В то же время на рынках развитых стран объемы торговли опционами практически сравнялись с объемами фьючерсных рынков и продолжают уверенно расти. Причиной такого успеха опционов являются уникальные возможности, предлагаемые ими всем группам операторов срочного рынка: реализация торговых схем, недостижимых традиционными методами, гибкое управление соотношением риск/доходность и многое другое.

Инфраструктура рынка.

Из многочисленных бирж "первого призыва" к 2005 г. заметные позиции на рынке срочных контрактов сохранили лишь три: ММВБ, МЦФБ и РБ.

Проект организации срочного рынка на базе секции срочного рынка ММВБ появился еще в 1994 г. Однако начало реальных торгов пришлось лишь на сентябрь 1996 г. Ему предшествовала тщательная проработка всех деталей: от правил торгов до технологических аспектов систем торговли и расчетов.[26]

Данная биржевая площадка обладает разветвленной сетью удаленных торговых терминалов (при проведении операций могут использоваться удаленные терминалы для торговли ГКО/ОФЗ, имеющиеся практически во всех крупных и во многих средних финансовых компаниях и банках). Существует удаленная система back-office, позволяющая риск-менеджерам контролировать лимиты клиентов, а также получать развернутые отчеты о совершенных за день операциях через короткий промежуток времени после завершения торгов.

От анализа проблем августовского кризиса банковское сообщество перешло к созданию новых финансовых инструментов и институтов, способствующих возрождению банковской системы и росту российской экономики. Законодательная власть не осталась в стороне и в свою очередь подготовила ряд законопроектов об инвестиционных фондах, простых и двойных складских свидетельствах, ипотечных и производных ценных бумагах.

Разнообразие предложения на рынке ценных бумаг, а также присутствие на нем продавцов свидетельствуют о некотором улучшении ситуации. Правда, покупателей пока не много, но главное - они есть, и при благоприятном развитии их число может значительно вырасти. Потенциал для этого имеется. Статистические данные прошлого года показывают, что только 16% денежных средств граждан вложены в ценные бумаги. Это примерно в 3 раза меньше, чем в иностранную валюту, и в 2,5 раза меньше, чем размещение во вкладах. Такое положение объясняется, прежде всего, недоверием граждан к отечественной финансовой системе, а также дефицитом предложения качественных финансовых услуг. Кроме того, согласно той же статистике, приблизительно 60% населения сегодня не может или не знает, как разумно распорядиться денежными средствами.[27]

Таким образом, привлечение инвестиционных ресурсов в реальный сектор экономики - актуальнейшая проблема сегодняшней экономики. Да, российские инвестиционные компании сумели укрепить свои позиции, однако отечественный финансовый рынок до сих пор не связан ни с частными инвесторами, ни с реальным производством. Чтобы установить эти взаимосвязи и обеспечить их развитие, требуются, на мой взгляд, два основных условия: политическая стабильность и полноценное правовое поле регулирования финансово-экономической деятельности. Появлению нового финансового инструмента мешает, как правило, не столько отсутствие законов, сколько их нелогичность и недосказанность. Считалось, например, что вступление в силу второй части ГК РФ решит проблему развития рынка складских свидетельств. Но в действительности четкого определения складского свидетельства, которое дал Гражданский кодекс, оказалось явно недостаточно для осуществления операций на финансовом рынке. В результате возникла необходимость в подготовке и принятии закона, который определит права и обязанности участников, а также порядок обращения двойных складских свидетельств.

Нельзя при этом не отметить расхождение интересов финансового рынка и налоговой системы. Результат - превалирование одного финансового инструмента над другим и даже невозможность существования некоторых из них. Так, например, ущербный порядок налогообложения операций, связанных с осуществлением срочных сделок или хеджированием, повлек за собой их убыточность.

Правда, отрицательное влияние инициативы налоговых органов на рынок иногда способствует развитию новых финансовых инструментов. Поправка к закону «О налоге на добавочную стоимость» негативно отразилась на работе вексельного рынка. Векселедателям пришлось отказаться от ряда вексельных программ, в некоторых регионах оказалась парализована система взаиморасчетов, а это потребовало создания новых инструментов. Векселедатели всерьез заинтересовались рынком складских свидетельств и расчетными схемами с использованием залоговых частей двойных складских свидетельств - варрантов, которые могут стать заменой вексельному рынку. Все эти обстоятельства приходится учитывать законодателям. В частности, при подготовке ко второму чтению проекта закона «О применении простых и двойных свидетельств» были внесены существенные поправки. На некоторые из них хочется обратить особое внимание. Важным моментом является исключение из состава участников рынка складских свидетельств товарных складов, деятельность которых не связана с выдачей и погашением складских свидетельств. Законом определены права и обязанности участников. Права по двойным складским свидетельствам передаются путем совершения на оборотной стороне передаточной надписи (индоссамента). Товарный склад, выдавший двойное складское свидетельство, и все лица, индоссировавшие его, несут солидарную ответственность. Передача залогового свидетельства новому держателю влечет за собой переход прав требований по основному обязательству (возврата кредита, процентов), а также права залога на товар, находящийся на складе. Кроме того, товарный склад осуществляет обязательное страхование товара, принимаемого на хранение, от рисков случайной гибели, повреждения или утраты.

Следует отметить, что статья 23 законопроекта предоставляет возможность владельцам складских (залоговых) свидетельств, а также лицам, осуществляющим доверительное управление ими, выпускать бездокументарные именные эмиссионные ценные бумаги - депозитарные сертификаты (расписки), удостоверяющие право их обладателя на получение оригинала складского (залогового) свидетельства. При обращении складских свидетельств возникает налог на добавочную стоимость (НДС), но объектом налогообложения является оборот товаров, а не ценных бумаг. Следовательно, необходимо внести соответствующие поправки в налоговое законодательство. Совершенствование финансового законодательства требует внесения поправок и в другие законы, регулирующие банковскую деятельность. Сегодня выпуск краткосрочных ценных бумаг невозможен из-за высокой ставки налога на операции с ценными бумагами (0,8% от объема выпуска) и длительного срока регистрации эмиссии. Отсутствие единого нормативно-правового акта затрудняет работу инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов. Отсутствие же в гражданском законодательстве определения инвестиционных фондов лишает их возможности избежать двойного налогообложения. Законодательные органы разрабатывают ряд специальных законов, которые облегчили бы применение новых финансовых инструментов. В частности, уже в ближайшие месяцы планируется приступить к разработке закона, регулирующего выпуск и обращение эмиссионных ипотечных ценных бумаг.[28]

Пристальное внимание при разработке правового института, регулирующего систему электронной торговли, законодатели уделяют особенностям обращения электронных документов и электронной подписи, имея в виду, что развитие этой системы способно радикально изменить рынок мелких сделок и привлечь частных инвесторов. Эффективное развитие новых финансовых инструментов возможно только при создании и принятии ряда законов - прежде всего в налоговой сфере и в области лицензирования. Помимо этого необходимо соблюдение трех усл2овий: возврат российского капитала из-за рубежа, ужесточение мер по борьбе с коррупцией и введение реального механизма защиты прав собственника.

Подъем российской экономики в первую очередь зависит от граждан и государственных органов РФ. Иностранный капитал появится на российском рынке только тогда, когда российские инвесторы будут способствовать развитию реального сектора экономики, а государство создаст благоприятные условия для инвесторов. Необходимо также учитывать, что способы вложения денег в российское производство должны быть разнообразны: ценные бумаги, акции, облигации, банковские депозиты, долгосрочные страховые схемы, инвестиционные фонды.

Законопроект определяет складское свидетельство как ценную бумагу, выдаваемую товарным складом товаровладельцу. Форма бланков складских свидетельств, технические требования, порядок приобретения, хранения и уничтожения устанавливаются Правительством РФ. Двойное складское свидетельство (ДДС) состоит из двух частей - складского и залогового, которые могут быть отделены друг от друга. В отличие от ДДС, простое складское свидетельство - ценная бумага на предъявителя, она не требует указаний текущего номера по реестру складских свидетельств, а также наименования юридического лица или имени гражданина, сдавшего товар на хранение.

На фоне ограниченного потенциала роста акций экспортоориентированых компаний (нефтянка, металлургия), традиционно занимающих наибольшую часть портфеля, вполне закономерен интерес к телекоммуникационной отрасли. Телекомы предоставляют инвестору неплохую возможность диверсификации портфеля. Они характеризуются высокой корреляцией с состоянием российской экономики, стабильными доходами в рублях в отличие от экспортеров. Причем рост выручки межрегиональных телекоммуникационных компаний (МРК) чувствителен к росту экономики и доходов населения и в разы опережает динамику этих показателей. Еще одним гарантом востребованности услуг связи является низкий уровень телефонизации (около 60%).

Положительными моментами для всех телекомов является реформирование отрасли. Так, принят Закон "О связи", осуществляется рост тарифов на местную связь, постепенная ликвидация перекрестного субсидирования и оптимизация межоператорских расчетов. Дополнительным импульсом развития региональных телекомов может стать продажа пакета акций Связьинвеста. В этом случае привлекательность МРК, контролируемых Связьинвестом, возрастет за счет более быстрого роста тарифов, переориентации менеджмента на максимизацию прибыли и капитализации компании вместо решения социальных задач.

В начале апреля 2006 г. все региональные операторы фиксированной связи РФ выпустили предварительные данные об итогах деятельности в 2005 г. по РСБУ. Большая часть результатов деятельности компаний соответствовала ожиданиям (табл. 3).

Таблица 3

Результаты деятельности компаний в 2005 году


Выручка, $млн. (изм. к 2004 г.)

Операционная прибыль, $ млн. (изм. к 2004 г.)

Расходы, $млн. (изм. к 2004 г.)

Капитализ. $ млн.

Капитализ./ выручка

Капитализ./ Прибыль

1

2

3

4

5

6

7

Центртелеком

720

181

549

643

0,9

3,6


(+28%)

(+23%)

(+29%)


 

 

СЗТ

402

93

327

462

1,1

5


(+25%)

(+10%)

(+26%)

 

 

 

ЮТК

474

109

345

284

0,6

2,6


(+28%)

(+27%)

(+26%)

 

 

 

Волгателеком

516

147

367

787

1,5

5,4


(+34%)

(+33%)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.