рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда

Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда


Особености современной международной миграции рабочей силы

содержание

Часть I.Особености современной международной миграции рабочей силы

Введение- 3

Вопрос 1. Сущность, причины и последствия международной миграции труда  5

 Вопрос 2. Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации  --17

Заключение- 26

Литература к части I 30

Часть II . Практические упражнения---------------------------------------------------33

1. Упражнение «Верно/ неверно»--------------------------------------- ----------33

2. ТЕСТ---------------------------------------------------------------------------------------35

3.Упражнение  3. Работа со статистическими данными.---------------------------36

          Задание 1.-----------------------------------------------------------------------------36

 Задание 2.------------------------------------------------------------------------------38

Задание 3.-------------------------------------------------------------------------------41

Задание 4.-------------------------------------------------------------------------------42

Литература к части II  --------------------------------------------------------------------44                                                       





Часть I.Особености современной международной миграции рабочей силы

 

Введение

Международная миграция самодея­тельного населения приобрела в наше время массовый характер. По оценкам специалис­тов, примерно к 2020 г. 200 млн человек во всем мире будут жить и обеспечивать свое существование в странах, гражданами кото­рых они не являются.[1] Перемещение населе­ния в таких масштабах влечет за собой серь­езные социально-экономические и полити­ческие последствия, как для стран проис­хождения мигрантов, так и для государств их пребывания. Длительное пребывание иност­ранцев отражается на темпах экономическо­го роста, состоянии платежного баланса, внутриполитическом положении, приросте населения, тенденциях развития нацио­нальных культур, межгосударственных отно­шениях.

Ежегодное перемещение через грани­цы России миллионов соотечественников и граждан стран ближнего и дальнего зарубе­жья создает существенные трудности для страны, обостряет ситуацию на рынке труда, требует дополнительных расходов на соци­альные цели, ведет к потере части научно-технического, интеллектуального потенциа­ла. Формирование эффективной и обосно­ванной на перспективу государственной миг­рационной политики стало одной из нацио­нальных задач России.

Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обес­печивает несомненные преимущества как принимающим рабо­чую силу странам, так и поставляющим ее. Но она способна по­родить и острые социально-экономические проблемы.

В свете всего вышесказанного актуальность исследования темы данной курсовой работы (Проблемы участия РФ в процессах международной миграции труда) представляется особенно актуальной.

В работе представляется целесообразным исследование следующих задач:

-       Сущность, причины и последствия международной миграции труда;

-       Государственное регулирование трудовой миграции в Российской федерации.

 В основе данного исследования лежит анализ учебной и научной литературы, а также актуальных публикаций в периодической печати.


Вопрос 1. Сущность, причины и последствия международной миграции труда

 

         Международная миграция рабочей силы представляет собой процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоуст­ройства на более выгодных условиях, чем в стране происхож­дения. Помимо экономических мотивов процесс международ­ной миграции обусловливается также соображениями полити­ческого, этнического, культурного, семейного и иного характера.

Международная миграция включает две основные составляющие: эмиграцию и иммиграцию. Под эмиграцией по­нимается выезд из страны на постоянное место жительства, под иммиграцией — въезд в страну на постоянное место жи­тельства. Международная миграция включает также процесс репатриации — возвращение в страну происхождения ранее выехавших из нее граждан.[2]

Международные мигранты подразделяются на пять основных категорий[3]:

— иммигранты и неиммигранты, легально допущенные в страну. Для стран, которые традиционно принимают иммиг­рантов, 80—90-е гг. были периодом высокого уровня иммиг­рации;

— работники-мигранты по контракту. Многие страны за­висят от иностранной рабочей силы. Договоренности о ее контрактировании заключаются между странами с избыточной рабочей силой в некоторых районах Азии и, например, рядом стран Ближнего Востока, Европы;

— нелегальные иммигранты. Почти все индустриальные страны имеют у себя нелегальных иммигрантов. Часть из них проникают через границу, другие остаются в чужой стране с просроченными визами; обычно они замещают рабочие места, находящиеся на низшей ступени трудовой иерархии;

— лица, просящие убежища. До 80-х гг. численность этой категории мигрантов была крайне незначительна, затем она заметно увеличилась. Просьбы об убежище люди направляют по политическим мотивам, а также в силу тяжелого экономи­ческого положения в своих странах;

— беженцы. По данным ООН в мире в начале 90-х гг. на­считывалось более 17 млн. беженцев. Большинство сегодняшних беженцев являются жертвами войн. Обычно они живут в спе­циальных лагерях, находящихся под опекой ООН или частных агентств. По оценкам, лишь менее 1% беженцев расселяются в развитых странах Запада[4].

Международная миграция рабочей силы непосред­ственно связана, прежде всего, с проблемой вывоза капита­ла, в значительной мере определяется внутренними за­кономерностями его движения, хотя речь идет о передви­жении товара „особого рода"[5]. На чем она основана? Объек­тивно возможность международной миграции рабочей силы формируется в силу появления национальных разли­чий в размерах заработной платы — так традиционно при­нято рассматривать экономическую сущность переселенче­ских движений. Но это, однако, лишь один, пусть даже сущностный, аспект этой проблемы. Другой, реальный, за­ключается в существовании органической безработицы в отдельных странах, особенно развивающихся. Поэтому не всегда правомерно объяснение переселенческих движений наемного труда лишь факторами, связанными со стремле­нием продать свою способность к труду подороже. Часто речь идет о крупных массивах переселенцев, готовых ра­ботать «за кусок хлеба». Совершенно иначе обстоит дело с миграцией рабочей силы в рамках собственно постинду­стриальных стран, в которых есть возможность выбора и конкретной профессии, и конкретной работы. Думается, в традиционных подходах к проблеме ощущается явный перекос в сторону „классовости" и „объективности" — вме­сто анализа конкретной ситуации, складывающейся в про­цессе общения людей в сфере международно-трудовой де­ятельности.

Навряд ли здесь нам помогут положения „капитала" при всей их кажущейся универсальности. Хотя бы потому, что речь не может вообще идти о „железном законе обнищания пролетариата", законе классовой борьбы, да и многом другом — с чем история не согласилась. Можно понять при­чины миграции трудового населения из развивающихся стран в развитые или миграции из менее экономически развитых европейских стран в более индустриально раз­витые — из Турции, Испании, Португалии в Англию, Францию, ФРГ, Бенилюкс, Скандинавию и т.д. Но какие экономические основы действуют на миграцию населения между США и Канадой, Англией и США, в перемещениях огромной массы людей между странами ЕС — то есть меж­ду экономически развитыми странами, находящимися на «однопорядковом уровне» с точки зрения социальных, культурных, бытовых условий жизни населения? По всей видимости, есть такие факторы, не всегда экономические, которые влияют на миграционные процессы. Это факторы гуманитарного, культурного, экологического, психологиче­ского, правового порядков. Они будут усиливаться по мере выравнивания уровней социально-экономического разви­тия стран, укрепления интеграционного потенциала, в пер­вую очередь в странах ЕС, и — самое главное — когда проблема поиска хлеба насущного перестанет быть перво­очередной проблемой. Все это делает проблему междуна­родной миграции рабочей силы в развитых странах слож­ной, связанной отнюдь не только с собственно экономи­ческими факторами, но и возрастанием значения таких по­нятий, как „социальный комфорт", социально-политиче­ские условия, социально-культурные, психологические ус­ловия и т.д[6].

Международная миграция рабочей силы — это объективный процесс, присущий рыночной экономике. Он так же объекти­вен, как процесс перелива капитала между странами, развития внешнеторговых связей, международной экономической интег­рации. Трудовые ресурсы в соответствии с рыночными зако­нами ищут себе наиболее выгодное применение, дающее мак­симальную эффективность.[7]

Не вдаваясь в социально-этическую область миграции населе­ния, остановимся в основном на современных социально-эконо­мических причинах, вызывающих международное движение тру­довых ресурсов.

Прежде всего, я считаю необходимым указать на причину демографичес­кого свойства, с которой связаны избыточные население и рабочая сила. Она возникает, когда масштабы и структура общественного производства не соответствуют предложению рабочей силы. В ре­зультате часть населения эмигрирует в поисках рабочих мест и улучшения своего социального положения в другие страны. Это  тем более становится возможным в результате низкой рождаемости и малозаметной динамики роста населения в целом ряде стран. Однако интенсивные потоки миграции населения уже в настоящее время порождают социально-политические и иные проблемы в странах, принимающих иммигрантов. Тому примером могут слу­жить такие промышленно развитые страны, как Франция и Гер­мания.[8]

Другой причиной международной миграции трудовых ресурсов служит различие в уровнях оплаты труда, что также вызывает пере­токи рабочей силы из одних стран в другие. Речь идет в первую очередь о высококвалифицированных рабочих, специалистах, на­учно-техническом персонале, научно-педагогических кадрах. Страны, из которых эмигрируют такого рода ресурсы, выполняют роль донора, тогда как страны, принимающие этих иммигрантов, «выкачивают» высшие по качеству ресурсы, не затратив на их фор­мирование и подготовку никаких средств.

Причем государства-«вампиры» проводят довольно гибкую им­миграционную политику и по формам, и по методам, и по срокам. Наглядной демонстрацией могут служить США и бывшие социа­листические страны. Так, в США с 1990 по 1994 гг. иммиграцион­ная квота была увеличена в 1,5 раза[9]. Это позволило осуществить «перекачку умов» из этих стран, так как последние стали испыты­вать огромные трудности в области финансирования науки, обра­зования, культуры, профессионального роста и т.п. Мало того, Рос­сии и другим странам навязываются программы развития, предус­матривающие резкое сокращение государственных расходов на со­циальные нужды под угрозой непредоставления кредитов. Россий­ская система образования, науки и культура испытали и продолжа­ют испытывать на себе последствия «благотворительной» зарубеж­ной помощи в борьбе с инфляцией и становлении рыночной эко­номики. В нашей стране разрушены многие научные школы, осо­бенно в области фундаментальных наук, резко ухудшилась система образования, снизился уровень культуры.

Среди других причин миграции рабочей силы следует назвать цикличность экономического развития и структурные сдвиги, про­исходящие в народном хозяйстве. Во время экономических кризи­сов и структурных преобразований в национальной экономике формируется циклическая и структурная безработица. В этих усло­виях работники сфер и отраслей народного хозяйства, имеющих избыток рабочей силы, устремляются за рубеж в поисках рабочих мест, соответствующих их профессиональной подготовке.

В современных условиях заметную роль в миграции трудовых ресурсов играют НТП и движение реального капитала, за которыми следует поток специалистов, научных работников, преподаватель­ских кадров, инженерных работников, рабочих высокой квалифи­кации. Причем параллельно идет подготовка специалистов и рабо­чих из национальных кадров, способных выполнять те или иные профессиональные функции в процессе эксплуатации вновь вводи­мых объектов.

Необходимо учитывать и те качественные изменения, которые происходят под воздействием фронтального научно-технического переворота. Использование новых технологий, широкое внедрение микропроцессоров, роботов резко снижают роль живого труда в производственных процессах, уменьшают масштабы трудоемких производств, что ведет к переоценке роли стран с так называемыми рынками дешевой рабочей силы. Применение принципиально новых технологий может существенно снизить и спрос на сырье, что поставит развивающиеся страны перед проблемой валютных поступлений и соответственно проблемой экономического роста.

Процесс миграции населения в каждой стране регулируется и регламентируется ее законодательством и международными право­выми актами, если они подписываются соответствующими госу­дарственными органами. В правовом поле регулирования миграци­онных потоков можно выделить две тенденции. Одна из них отста­ивает свободное перемещение трудовых ресурсов и населения как одно из важных условий открытой экономики. Другая сопряжена с ограничениями в области международной миграции и проведени­ем политики протекционизма в отношении и иммигрантов, и эми­грантов. Иногда он носит только однонаправленный характер. Все зависит от многих составляющих, определяющих специфику стра­ны, прежде всего связанных с населением, рынком труда, его структурой и перспективами экономического развития.

Каждая страна вырабатывает национальную миграционную по­литику, которая опирается на комплекс законодательных, органи­зационно-финансовых и иных мер, направленных на регулирова­ние эмиграционных и иммиграционных потоков: предоставление и лишение гражданства или иного статуса проживания в стране, привлечение зарубежных рабочих ресурсов, создание системы со­циальной защиты своих работников в период их пребывания за рубежом, регламентирование потоков беженцев и их социальной защиты.

Учитывая, что правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и цели миграционной по­литики, при разработке комплекса мер, регулирующих процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необ­ходимым условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают при­оритет норм международного права над национальным законо­дательством, что имеет важное значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются и нуждаются в защите.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.