Расходы
на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на
общее образование, воспитание детей и подростков, культурно-просветительскую
работу, подготовку кадров.
Средства
бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на
образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного
финансирования сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами
образовательных услуг как общественного товара, их ролью в
социально-экономическом развитии стран.
Прежде
всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру
финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по
уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления
выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию
федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках
трансфертов регионам, нуждающимся в финансовой поддержке. Региональный и
муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнования
на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В
тех случаях, когда финансирование учреждений или мероприятий осуществляется из
бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».
Финансирование
учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных
нормативов финансирования в расчете на одного обучающегося,
воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.
Федеральные
нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой
одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально
допустимыми.
Региональные
и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного
учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории
текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией
зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.
Схема
финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений
определяется типовым положением о соответствующем виде
образовательного учреждения.
Образовательное
учреждение – то, которое осуществляет образовательный процесс, т.е.
реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает
содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
По
данным за 2000 год в России насчитывалось 68804 общеобразовательных учреждений,
2589 средних специальных учреждений, 965 Вузов (более 18% расположены в
Москве).
Образовательное учреждение
самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет
самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году
финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения
или зачтены в объем финансирования следующего года.
Расходы на общеобразовательные школы
являются основными в общих расходах на образование.
Расходы на общеобразовательные школы
включают затраты:
·
на текущее
содержание;
·
приобретение
оборудования и инвентаря;
·
капитальный
ремонт;
·
строительство
новых зданий.
Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагогического,
учебно-вспомогательного и административно-обслуживающего персонала, учебные,
канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные
разъезды и др.
Расходы на текущее содержание школ
исчисляются исходя из двух основных показателей:
1) числа учащихся;
2) количества
классов.
Основной статьей расходов
является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет 45%
всех расходов на текущее содержание школ.
Фонд заработной платы по школе включает:
·
Заработную плату учителей
за уроки;
·
Оплату проверки тетрадей;
·
Заработную плату
административно-обслуживающею и учебно-вспомогательного персонала;
·
Дополнительные виды оплаты
учителей.
Фонд заработной платы учителей определяется на основе
среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки
учителя в месяц. Ставки и оклады устанавливаются в соответствии с разрядами
единой тарифной сетки (от 1-2-го до 14-го) и аттестацией педагогического
персонала. При
расчетах необходимо учесть дополнительные часы, которые
увеличивают число педагогических ставок. В фонд заработной платы
педагогического персонала включается дополнительная оплата за проверку
письменных работ.
Фонд заработной платы административно-обслуживающего и
учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по
утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель
директора, библиотекарь, уборщица и т. д.).
В фонд заработной платы включаются также
следующие доплаты:
·
за классное
руководство — до 20% оклада;
·
за заведование
кабинетом — 20% оклада;
·
за руководство
школьным кружком — 80%;
·
за ведение
внеклассной работы — до одной ставки;
·
учителю химии
за вредные условия до 12% оклада;
·
выплаты
ежемесячной денежной компенсации для обеспечения книгоиздательской продукцией
и периодическими печатными изданиями — 10% от оклада
Следующей
значительной статьей являются учебные расходы, которые включают
приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных,
канцелярских принадлежностей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение
экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обновление
и использование библиотечных фондов учебников.
Планирование
учебных расходов производится по установленным нормам на один класс по
группам классов.
В сметах школ предусматриваются также расходы
на приобретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий.
Потребность школы в инвентаре и оборудовании на новый год определяется исходя
из обеспеченности школы на начало года и необходимости его обновления в
плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно ученическое
место.
Строительство новых школ осуществляется за счет средств,
выделяемых в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц. В
2000 г. в России было построено общеобразовательных учреждений на 133,8 тыс.
ученических мест. Правда, более 9% этих школ приходятся на долю Москвы.
Расходы
на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет
планируются по действующим материальным нормам. В эту группу включаются
расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нужды,
а по школам, расположенным в сельской местности, — также ассигнования на
бесплатное предоставление квартир работникам с отоплением и освещением. При
сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового
количества классов.
На
основе расчетов по статьям расходов составляется смета расходов
общеобразовательной школы, а на основе этих смет составляется сводная смета
расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту местного бюджета,
бюджета субъекта федерации.
В школы-интернаты принимаются дети, не имеющие
необходимых условий для воспитания в семье или оставшиеся без родителей.
Основными показателями для расчетов
расходов на школы-интернаты служат число воспитанников, количество классов и
педагогических ставок.
Все
затраты на содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета.
Родители в зависимости от их заработков вносят плату, поступающую в бюджет, из
которого школа-интернат финансируется. Многие родители полностью освобождаются
от платы за содержание их детей в школе-интернате
При сводном планировании в отличие от
общеобразовательных школ (где расходы исчисляются на один класс) затраты на
школы-интернаты определяются по среднему расходу на одного воспитанника.
Детские дошкольные учреждения организуются органами
образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями.
Независимо от того, в чьем ведении они находятся, методическое руководство ими
осуществляют органы образования. Наиболее распространены детские сады с 9-и
11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым
пребыванием в них детей.
Расходы на содержание детских садов
зависят от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного
ребенка в детском учреждении, основной показатель при планировании — число
детей в детских садах.
Научно-технический прогресс,
задачи по повышению эффективности производства и вхождению страны в рыночные
отношения требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров.
Подготовку кадров осуществляют
профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и
высшие учебные заведения.
Все более важное место в настоящее время
занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.
В
стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего
образования. Бюджетные ассигнования направляются в основном государственным
учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специальностям, необходимым для
развития экономики и непроизводственной сферы страны.
Обучение осуществляется по
следующим формам: дневное, вечернее, заочное.
Расходы
на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий
их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их
материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других
показателей
Основным
финансовым документом вуза служит смета, определяющая общий объем,
целевое направление и поквартальное распределение бюджетных
ассигнований.
В смете приводятся общие
сведения об учебном вузе, учебно-материальной базе. При сводном планировании
расходы исчисляются на основе расчетных норм на одного студента.
В расходах на вузы значительный
удельный вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы вузов
включается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала
(включая преподавателей-совместителей) дневных, вечерних и заочных учебных
заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой
оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и прочего
персонала.
Фонд заработной платы
профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходя из двух
показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.
Количество
должностей определяется по расчетным коэффициентам с учетом числа
студентов и аспирантов на одного преподавателя. Эти коэффициенты установлены
для дневных, вечерних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в
соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.
Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава
дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания
и ученой степени. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специалистам,
не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда,
который планируется в процентах к годовому фонду заработной платы штатного
персонала.
Второе
место по величине в расходах вузов занимают затраты на выплату стипендий,
которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих
стипендии, и установленных размеров стипендий.
Кроме
того планируются затраты на производственную практику студентов, учебные
расходы, расходы на научно-исследовательскую работу, на инвентарь и
оборудование, капительный ремонт и т.д.
Главная задача средних
специальных учебных заведений — подготовка квалифицированных специалистов со
средним специальным и общим средним образованием, имеющих необходимые
теоретические знания и практические навыки по специальности, для различных
отраслей экономики и непроизводственной сферы страны.
Основные
показатели при расчете затрат на средние специальные заведения:
·
среднегодовое
число учащихся;
·
количество
групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.
Расходы
на текущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработную
плату с начислениями, выплату стипендий, учебные, хозяйственные и прочие
расходы.
Расходы на выплату стипендий и
производственную практику учащихся планируются так же, как и по высшим учебным
заведениям. Учебные расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по
формам обучения и профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские
расходы исчисляются методом прямого счета, а при сводном планировании — по
нормам затрат на одного учащегося.
В статье 7 Конституции РФ провозглашено,
что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена
на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие
человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.
Отрасль хозяйства «культура», представляет
собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих
специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества
и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития
отечественной культуры – Закон РФ «Основы законодательства Российской
Федерации о культуре» от 09.10.92 г №3612-1.
В Основах законодательства России о
культуре указано, что на культуру ежегодно должно направляться не менее 2%
федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость
регулярного уточнения объемов финансирования для возмещения дополнительных
затрат из-за инфляционных процессов. В реальной практике ни федеральные, ни
региональные власти этого требования не выполняют.
Так, например, в бюджете Москвы на 2002
расходы на культуру составили 4830360 тыс. рублей – 1,9% всех расходов бюджета, в том числе
расходы на капитальные вложения – 1877900 тыс. руб.(0,75% всех расходов
бюджета). Следует, правда, отметить, что Москва – самый благополучный регион
Российской Федерации ( Так, валовой региональный продукт на душу населения в
тыс.руб. составлял в 2000г в Москве – 77,6, при этом в Московской области тот
же показатель – 38,9; в Тюменской области – 42,4).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|