рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Расходы бюджетной системы на социальные цели

Расходы на образование в соответствии с бюджетной клас­сификацией включают затраты на общее образование, воспита­ние детей и подростков, культурно-просветительскую работу, подготовку кадров.

Средства бюджета служат основным источником финансового обеспечения расходов на образование во многих странах мира, включая Россию. Необходимость бюджетного финансирования  сферы образования обусловлена в первую очередь свойствами образовательных услуг как общественного товара, их ролью в социально-экономическом развитии стран.

Прежде всего, следует отметить, что существующую в настоящее время структуру финансовых потоков на содержание учреждений образования классифицируют по уровням бюджетов. Федеральный уровень включает в себя три направления выделения средств: на содержание учреждений федерального ведения; на реализацию федеральных образовательных программ; на образовательные субвенции в рамках трансфертов регионам, нуждающим­ся в финансовой поддержке. Региональный и муниципальный уровни аналогичны федеральному и предусматривают ассигнова­ния на содержание учреждений местного ведения и реализацию собственных программ. В тех случаях, когда финансирование учре­ждений или мероприятий осуществляется из бюджетов разных уровней, применяется термин «многоуровневое финансирование».

Финансирование учреждений образования осуществляется на основе государственных и местных нормативов финансирования в  расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждому типу и виду образовательного учреждения.

Федеральные нормативы финансирования должны утверждаться ежегодно Государственной Думой одновременно с принятием закона о федеральном бюджете на очередной год и быть минимально допустимыми.

Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной терри­тории текущих расходов, связанных с образовательным процес­сом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения.

Схема финансирования государственного и муниципального образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения.

Образовательное учреждение – то, которое осуществляет образовательный процесс, т.е. реализует одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивает содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

По данным за 2000 год в России насчитывалось 68804 общеобразовательных учреждений, 2589 средних специальных учреждений, 965 Вузов (более 18% расположены в Москве).

Образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность. Оно имеет самостоятельный баланс и расчетный счет. Неиспользованные в текущем году финансовые средства не могут быть изъяты у образовательного учреждения или зачтены в объем финансирования следующего года.


2.1.1. Расходы на общеобразовательные школы

Расходы на общеобразовательные шко­лы являются основными в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

·        на текущее содержание;

·        приобретение оборудования и инвентаря;

·        капитальный ремонт;

·        строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата педагоги­ческого, учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю­щего персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на командировки, служебные разъезды и др.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из двух основных показателей:

1) числа учащихся;

2) количества классов.

Основной статьей расходов является заработная плата, которая вместе с начислениями составляет 45% всех расходов на текущее содержание школ.

Фонд заработной платы по школе включает:

·        Заработную плату учителей за уроки;

·        Оплату проверки тетрадей;

·        Заработную плату административно-обслуживающею и учебно-вспомогательного персонала;

·        Дополнительные виды оплаты учителей.

Фонд заработной платы учителей определяется на основе среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки учителя в месяц. Ставки и оклады устанавли­ваются в соответствии с разрядами единой тарифной сетки (от 1-2-го до 14-го) и аттестацией педагогического персонала. При расчетах необходимо учесть дополнительные часы, кото­рые увеличивают число педагогических ставок.  В фонд заработной платы педагогического персонала вклю­чается дополнительная оплата за проверку письменных работ.

Фонд заработной платы административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель директора, библиоте­карь, уборщица и т. д.).

В фонд заработной платы включаются также следующие до­платы:

·        за классное руководство — до 20% оклада;

·        за заведование кабинетом — 20% оклада;

·        за руководство школьным кружком — 80%;

·        за ведение внеклассной работы — до одной ставки;

·        учителю химии за вредные условия до 12% оклада;

·        выплаты ежемесячной денежной компенсации для обес­печения книгоиздательской продукцией и периодическими печатными изданиями — 10% от оклада

Следующей значительной статьей являются учебные расходы, которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в кабинетах, письменных, канцелярских принадлежно­стей, мелкого физкультурного инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования на создание, обнов­ление и использование библиотечных фондов учебников.

Планирование учебных расходов производится по установленным нормам на один класс по группам классов.          

В сметах школ предусматриваются также расходы на при­обретение оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зданий. Потребность школы в инвентаре и оборудовании на новый год определяется исходя из обеспеченности школы на начало года и необходимости его обновления в плановом периоде с учетом установленных норм на одну школу или на одно учени­ческое место.

 Строительство новых школ осуществляется за счет средств, выделяемых в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц. В 2000 г. в России было построено общеобразовательных учреждений на 133,8 тыс. ученических мест. Правда, более 9% этих школ приходятся на долю Москвы.

Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении индивидуальных смет планируются по действующим материаль­ным нормам. В эту группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие хозяйственные нуж­ды, а по школам, расположенным в сельской местности, — так­же ассигнования на бесплатное предоставление квартир работ­никам с отоплением и освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя из среднегодового количества классов.                              

На основе расчетов по статьям расходов составляется смета рас­ходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составля­ется сводная смета расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту местного бюджета, бюджета субъекта федерации.


2.1.2 Расходы на школы-интернаты


В школы-интернаты принимаются дети, не имеющие необхо­димых условий для воспитания в семье или оставшиеся без ро­дителей.

Основными показателями для расчетов расходов на школы-интернаты служат число воспитанников, количество классов и педагогических ставок.

Все затраты  на содержание детей в школах-интернатах финансируются из бюджета. Родители в зависимости от их заработков вносят плату, поступающую в бюджет, из  которого школа-интернат  финансируется. Многие родители полностью освобождаются от платы за содержание их детей в школе-интернате

 При сводном планировании в отличие от общеобразовательных  школ (где  расходы исчисляются на один класс) затраты на школы-интернаты определяются по среднему расходу на одного воспитанника.

2.1.3. Расходы на детские дошкольные учреждения


Детские дошкольные учреждения организуются органами образования, предприятиями, хозяйственными организациями и учреждениями. Независимо от того, в чьем ведении они нахо­дятся, методическое руководство ими осуществляют органы об­разования. Наиболее распространены детские сады с 9-и 11-часовым пребыванием детей, но есть детские сады с 12- и 24-часовым пребыванием в них детей.

Расходы на содержание детских садов зависят от среднего­дового числа детей, количества групп и часов пребывания од­ного ребенка в детском учреждении, основной показатель при  планировании — число детей в детских садах. 

  

Научно-технический прогресс, задачи по повышению эф­фективности производства и вхождению страны в рыночные от­ношения требуют постоянного роста знаний и общей культуры кадров.

Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учеб­ные заведения.

Все более важное место в настоящее время занимает система переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.  

2.1.4 Финансирование расходов на высшие учебные заведения


В стране сформировалась система государственного и негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигно­вания направляются в основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем специально­стям, необходимым для развития экономики и непроизводст­венной сферы страны.

Обучение осуществляется по следующим формам: дневное, вечернее, заочное.

Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей

Основным финансовым документом вуза служит смета, оп­ределяющая общий объем, целевое направление и поквартальное распределение бюджетных ассигнований.        

В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учеб­но-материальной базе. При сводном планировании расходы ис­числяются на основе расчетных норм на одного студента.

В расходах на вузы значительный удельный вес имеет заработная плата. В фонд заработной платы вузов включается заработная плата штатного профессорско-преподавательского персонала (включая преподавателей-совместителей) дневных, ве­черних и заочных учебных заведений, лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а также административно-технического, учебно-вспомогательного и про­чего персонала.

 Фонд заработной платы профессорско-преподавательского состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей и средней ставки заработной платы.

Количество должностей определяется по расчетным коэффи­циентам с учетом числа студентов и аспирантов на одного пре­подавателя. Эти коэффициенты установлены для дневных, ве­черних и заочных отделений по группам вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и аспирантов.

Ставки заработной платы профессорско-преподавательского состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки, ученого звания и ученой степени. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специа­листам, не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в процентах к годовому фонду за­работной платы штатного персонала.

Второе место по величине в расходах вузов занимают за­траты на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа студентов, получающих стипендии, и установленных размеров стипендий.

Кроме того планируются затраты на производственную практику студентов, учебные расходы, расходы на научно-исследовательскую работу, на инвентарь и оборудование, капительный ремонт и т.д.


2.1.5. Расходы на средние специальные учебные заведения


Главная задача средних специальных учебных заведений — подготовка квалифицированных специа­листов со средним специальным и общим средним образовани­ем, имеющих необходимые теоретические знания и практиче­ские навыки по специальности, для различных отраслей эконо­мики и непроизводственной сферы страны.

 Основные показатели при расчете затрат на средние специ­альные заведения:

·        среднегодовое число учащихся;

·        количество групп, определяемое раздельно по дневному, вечернему и заочному обучению.

Расходы на текущее содержание средних учебных заведений включают затраты на заработную плату с начислениями, выпла­ту стипендий, учебные, хозяйственные и прочие расходы.

Расходы на выплату стипендий и производственную практи­ку учащихся планируются так же, как и по высшим учебным заведениям. Учебные расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по формам обучения и профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские расходы исчис­ляются методом прямого счета, а при сводном планировании — по нормам затрат на одного учащегося.


2.2. Расходы на культуру, искусство, а также СМИ

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого на­правлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том числе его образовательного и культурного уровня.

Отрасль хозяйства «культура», представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, решающих специфические задачи по развитию и самореализации личности, гуманизации общества и сохранению самобытности народов. Правовая база сохранения и развития отечественной культуры – Закон РФ      «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09.10.92 г №3612-1.

 В Основах законодательства России о культуре указано, что на культуру ежегодно должно направ­ляться не менее 2% федерального бюджета и 6% территориальных бюджетов. Предусмотрена необходимость регулярного уточнения  объемов финансирования для возмещения дополнительных затрат из-за инфляционных процессов.  В реальной практике ни федеральные, ни региональные власти этого требования не выполняют.

Так, например, в бюджете Москвы на 2002 расходы на культуру составили 4830360 тыс. рублей – 1,9% всех расходов бюджета, в том числе расходы на капитальные вложения – 1877900 тыс. руб.(0,75% всех расходов бюджета). Следует, правда, отметить, что Москва – самый благополучный регион Российской Федерации ( Так, валовой региональный продукт на душу населения в тыс.руб. составлял в 2000г в Москве – 77,6, при этом в Московской области тот же показатель – 38,9; в Тюменской области – 42,4).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.