·
страховых
взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и
имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию,
установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов в Фонд
социального страхования;
·
добровольных
взносов граждан и юридических лиц, поступлений иных финансовых средств, не
запрещенных законодательством;
·
ассигнований
из федерального бюджета РФ на покрытие расходов, связанных с предоставлением
льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие аварии на Чернобыльской
АЭС или радиационных аварий на других атомных объектах гражданского или
военного назначения и их последствий, а также в других, установленных законом
случаях;
·
прочих
доходов.
Доходная часть Бюджета Фонда социального
страхования РФ на 2003 год составляет 134 525,9 млн. рублей. Налоговые доходы составляют
99167,1 млн. руб. (73% доходной части). При чем доля ЕСН во всех налоговых
доходах составляет 72%.
Средства Фонда направляются на:
q Обеспечение гарантированным
государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам,
женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка,
по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет, а также социального
пособия на погребение.
q Оплату дополнительных выходных
дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом детства по достижения им
возраста 18 лет;
q Частичное содержание
детско-юношеских спортивных школ;
q Оплату проезда к месту лечения и
обратно;
И др.
В расходах бюджета Фонда
социального страхования РФ основной удельный вес приходится на выплаты пособий
по временной нетрудоспособности. В 2003 году на эти цели запланировано
использовать 83673,1
млн. руб., что составляет более 60% доходной части бюджета фонда.
Фонд социального страхования РФ, также как
и Пенсионный фонд РФ, имеет значительную задолженность по выплатам населению.
В организационную структуру Фонда
социального страхования входят региональные отделения, управляющие средствами
государственного социального страхования на территориях субъектов РФ. Фонд и
его региональные отделения являются юридическими лицами. Филиал отделения Фонда
является обособленным подразделением отделения Фонда.
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования РФ занимает значительное место в структуре
социальных внебюджетных фондов. Как уже отмечалось, система медицинского
страхования была принята законом РФ «О медицинском страховании граждан в
Российской Федерации» от 28 июня 1991 года № 1499-1, который был введен в
полном объеме с 1 января 1993 года. Обязательное медицинское страхование
является составной частью государственного социального страхования и призвано
обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской
и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного
медицинского страхования в объемах и на условиях, соответствующих программам
обязательного медицинского страхования.
Средства
обязательного медицинского страхования аккумулируются в Федеральном
внебюджетном фонде и внебюджетных фондах субъектов РФ ( включая их филиалы),
называемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования
(ОМС). В отличие от других внебюджетных фондов система ОМС реализуется Федеральным
и территориальными фондами ОМС, не зависимы друг от друга в организационном
плане.
Финансовые средства Федерального фонда обязательного
медицинского страхования находятся в государственной собственности РФ; не
входят в состав бюджетов, других фондов; изъятию не
подлежат.
Финансовые средства Фонда обязательного
медицинского страхования образуются за счет:
• части страховых взносов
предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов,
независимо от форм собственности, на обязательное медицинское страхование в
размерах, устанавливаемых законодательством РФ;
• взносов территориальных фондов на
реализацию совместных программ, выполняемых на договорных началах;
• ассигнований из федерального бюджета на выполнение
республиканских программ обязательного медицинского страхования;
• добровольных взносов юридических и
физических лиц;
• доходов от использования временно
свободных финансовых средств Федерального фонда;
• нормированного страхового запаса финансовых средств
Федерального фонда;
• поступлений иных финансовых
средств, не запрещенных законодательством РФ.
За неработающих граждан (детей, учащихся и
студентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрированных безработных)
платят органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых)
программ обязательного медицинского страхования в пределах средств,
предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. «Перечень
заболеваний, видов, объемов и условий оказания медицинской помощи, входящих в
федеральную программу государственных гарантий» утверждается приказом
Минздрава РФ. В соответствии с ним граждане России не обязаны платить за
скорую неотложную помощь при плановой госпитализации. Право на получение этого
объема медицинских услуг бесплатно граждане приобретают после вручения им
страхового полиса. К сожалению, программа исходит не из потребностей населения
в медицинской помощи и финансовых возможностей людей, а из жестких ограничений
в объеме финансовых ресурсов, что влечет за собой существенное снижение количества
койко-дней пребывания больных в стационаре и фактически не гарантирует
бесплатного обеспечения дорогостоящими видами медицинской помощи.
Основу доходов
Федерального фонда обязательного медицинского страхования РФ составляют
страховые взносы — свыше 95% общего объема доходов.
Рассмотрим бюджет
Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2002г. Доходы
бюджета Фонда составили в сумме 3.970 млн. руб., расходы – 3.960 млн. руб.
Доходная и расходная части бюджета были повышены на 347 млн. руб. В 2002г.
доходная часть была сформирована за счет поступлений части ЕСН – 3.907 млн. руб.; части
единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности - 13 млн.
руб.; остатков средств на счетах Фонда по состоянию на 1 января 2002г. - 10
млн. руб.; возврата ранее размещенных
временно свободных
средств - 10 млн. руб.; прочих доходов - 30 млн. руб.
Основными
задачами Федерального и территориальных фондов являются:
q Обеспечение реализации Закона
Российской Федерации « О медицинском страховании граждан РФ»;
q Обеспечение прав граждан в системе
ОМС
q Обеспечение финансовой устойчивости
системы ОМС и другие.
Основная сумма расходов
Федерального фонда
— это субвенции на выравнивание условий деятельности территориальных фондов
обязательного медицинского страхования и финансирование целевых программ в
рамках обязательного медицинского страхования. Федеральный фонд также
финансирует целевые программы развития ОМС.
Механизм работы системы ОМС описан во
второй главе работы.
Страховые платежи в государственные
социальные внебюджетные фонды носят характер налоговых платежей. Их
обязательность предопределила ряд общих организационных моментов. Прежде всего
с обязанностью уплаты взносов связана обязанность регистрации работодателей в
указанных фондах в качестве плательщиков.
До 1 января 2001 года государственные
социальные внебюджетные фонды формировались главным образом за счет страховых
взносов работодателей, а в Пенсионный фонд страховые взносы отчисляли и
работники. Взносы носили налоговый характер, имели общую базу – оплату труда.
Их взиманием занимался каждый фонд.
Начиная с 1 января 2001 года введен единый
социальный налог (ЕСН). Этот налог начисляется в Пенсионный фонд, Фонд
социального страхования и Фонд обязательного медицинского страхования.
Плательщиками налога признаются
работодатели, производящие выплаты наемным работникам, а также индивидуальные
предприниматели, не нанимающие работников.
Основная шкала ставок для работодателей
приведена в Приложении 4
Конституция
РФ закрепила за Россией статус социального государства. Приоритет нового
экономического строя: - все для человека. От провозглашения до реального
практического перехода к социальному государству необходима долгосрочная
социальная политика государства, ориентированная на осуществление прав общества
и человека на развитие.
К началу 90-х годов 20 века Россия
обладала довольно развитой сетью объектов социально-культурного назначения,
финансируемых государством. Однако общий уровень их материально-технической
базы, оснащенность современным оборудованием были очень низкими в сравнении со
странами с развитой рыночной экономикой. Причина в недостаточности финансовых
вложений в социально-культурную сферу.
Сегодняшнее состояние социально-культурной
сферы страны характеризуется как кризисное. Статус национальной угрозы
приобрели состояние здоровья населения, образовательный и интеллектуальный
уровень российской науки, падение культурного уровня граждан. Достаточно
отметить, что за последние 10-15 лет развитые страны в 2 раза увеличили
потенциал инфраструктуры и доступность образования. Россия, наоборот, уменьшила
в 1,5 раза и это тогда, когда, как известно, ресурсы являются базовым фактором
развития и в конкурентной борьбе на мировых рынках побеждает та страна, в
который выше уровень профессиональной подготовки работников.
За последние 5 лет реальный уровень
ассигнований на нужды образования в России сократился в 5 раз.
В стране сложилось катастрофическое
положение с состоянием здоровья населения. Россия в мировом рейтинге систем
здравоохранения из 191 стран мира заняла 130-е место, уступив Беларуси,
Украине, Узбекистану, Казахстану, всем закавказским и прибалтийским странам.[1] Негативным моментом
является снижение численности населения страны.
Понятно, что без значительного увеличения
объемов финансирования в социально-культурную сферу невозможно решение
фундаментальных проблем образования, здравоохранения, культуры и искусства. А
без этого невозможно и решение фундаментальных проблем экономического развития
России.
Между тем функционирование бюджетных
учреждений в современных кризисных условиях происходит путем неполного и
нестабильного финансирования. Бюджетное финансирование учреждений
социально-культурной сферы осуществляется исходя из имеющихся финансовых
ресурсов бюджетов всех уровней, без учета норм и нормативов, установленных
законами и другими нормативными актами.
В результате в 2000 году по сравнению с
1990 годом уровень финансирования из бюджета социальных расходов сократился в 2
раза. На социально-культурные мероприятия в последние годы отправляется в
среднем 2-3% ВВП.
Огромную проблему составляет вопрос о
выплате заработной платы работникам бюджетной сферы. Основная нагрузка по этому
поводу ложиться именно на региональные бюджеты. Так после принятия 6 ноября
2001 г. постановления правительства №755 « О повышении тарифных ставок Единой
тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы» одной
только Тверской области на эти цели потребовалось в 2002 г. изыскать свыше 1
млрд. руб. – 9,5% всех расходов ее консолидированного бюджета. Однако, в той же
Тверской области в 2002 году были погашены все задолженности по выплате детских
пособий за 1997-2002 г.
Для изменения ситуации в положительную
сторону необходимо на государственном уровне переоценить роль вложений в
социально-культурную сферу, рассматривая их как выгодные вложения. Во всех
случаях при формировании и использовании бюджетных ресурсов
социально-культурной сферы необходима увязка с фактором увеличения производительной
силы человека и процессом воспроизводства. Сейчас такой увязки нет. Для
исправления ситуации следует разработать и использовать систему стандартов,
финансовых нормативов, регуляторов, учитывающих взаимосвязь «человеческого
фактора» и производительности труда. Наибольший объем услуг
социально-культурного характера оказывают бюджетные учреждения. Поэтому
проблемы формирования и использования финансового механизма бюджетных
учреждений, работающих в новых, рыночных условиях, как никогда актуальны.
Развитие в России рыночных отношений
изменило порядок финансирования бюджетных учреждений в экономике. Теперь они
могут оказывать услуги не только на бесплатной, но и на платной основе и
оставаться бюджетными учреждениями при условии направлении дополнительно полученных
доходов только на расходные статьи, предусмотренные сметой, за исключением
расходов на заработную плату.
Финансовая деятельность государства в
отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема
финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения
принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция
государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое
бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований
причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений
проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных
учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап
экономического развития страны характеризуется централизацией государственных
финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального
казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том
числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства.
Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется
через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права
«свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность
в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно
заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они
могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных
назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.
Централизация государственных финансовых
ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация
внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и
предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и
заинтересованности в повышении качества обслуживания.
Переход бюджетных учреждений в рынок
сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые
ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых
инструментов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|