в том числе:
из дальнего зарубежья 54,6 168,2 64,7 174,8 84,4 96,2
из ближнего зарубежья 0,6 2,3 1,3 2,4 43,3 98,5
Каучук натуральный и
синтетический -"- 16,5 23,9 21,4 32,6 77,1 73,4
в том числе:
из дальнего зарубежья 15,1 20,7 19,3 27,4 78,6 75,4
из ближнего зарубежья 1,4 3,2 2,2 5,1 64,1 62,4
Волокно хлопковое -"- 96,8 150,9 121,2 196,8 79,9 76,7
в том числе:
из дальнего зарубежья 3,4 5,4 7,7 13,3 44,3 40,7
из ближнего зарубежья 93,4 145,5 113,5 183,4 82,3 79,3
Ткани хлопчатобумажные
млн. долларов
- 49,2 - 50,3 - 97,8
в том числе:
из дальнего зарубежья - 18,6 - 19,8 - 94,0
из ближнего зарубежья - 30,5 - 30,5 - 100,2
Одежда -"- - 254,3 - 299,2 - 85,0
в том числе:
из дальнего зарубежья - 166,8 - 207,2 - 80,5
из ближнего зарубежья - 87,5 - 92,0 - 95,1
Обувь кожаная млн.
пар 6,3 99,2 15,7 178,0 40,1 55,7
в том числе:
из дальнего зарубежья 2,5 43,7 12,0 115,0 20,7 38,0
из ближнего зарубежья 3,8 55,5 3,7 63,0 103,8 88,1
Железо, сталь и
прокат млн.
долларов - 642,7 - 537,0 - 119,7
в том числе:
из дальнего зарубежья - 177,9 - 164,3 - 108,3
из ближнего зарубежья - 464,8 - 372,7 - 124,7
Трубы стальные тыс. т 651,2 499,7 835,5 669,4 77,9 74,6
в том числе:
из дальнего зарубежья 105,9 134,2 159,7 181,6 66,3 73,9
из ближнего зарубежья 545,4 365,5 675,8 487,8 80,7 74,9
Машины, оборудование и
транспортные средства
млн. дол. - 12628,9 - 12687,9 - 99,5
в том числе:
из дальнего зарубежья - 10324,6 - 10263,5 - 100,6
из ближнего зарубежья - 2304,2 - 2424,4 - 95,0
Мебель -"-
- 345,4 - 436,3 - 79,2
в том числе:
из дальнего зарубежья - 214,6 - 324,8 - 66,1
из ближнего зарубежья - 130,9 - 111,5 - 117,4
По данным Государственного таможенного
комитета и Госкомстата России
Во
втором полугодии 1998 года вслед за другими странами и Россия вступила в полосу
валютно-финансового кризиса. Экономическая ситуация в стране, сильно зависящей
от внешнего рынка (огромный внешний и внутренний долг государства,
незаконченность реформ, отсутствие действенной системы экономического
регулирования, неразвитость налоговой и банковской систем, искусственно
поддерживаемый правительством нереальный курс доллара, как следствие, низкий
уровень развития отечественной промышленности и высокая степень зависимости от
импорта) начала постепенно ухудшаться уже в начале этого года, в первую очередь
из-за резкого сокращения валютных поступлений от экспорта в силу
неблагоприятной мировой конъюнктуры и их проедания, в том числе за счет
продолжающегося роста импорта, объемы которого уже не соответствовали реальным
финансовым возможностям страны.
В импорте в Россию преобладают продовольственные товары и
сырьё для из производства, предметы ширпотреба и машинотехнические изделия.
Основная
часть поставщиков оборудования по переработке и производству пищевых продуктов
приходится на ведущие европейские страны, причем Германия традиционно
поставляет мясоперерабатывающее и хлебопекарное оборудование, а Италия
оборудование для производства макаронных изделий. Из наших ближайших соседей,
стран СНГ, россияне проявляют интерес только к украинской продукции, что
объясняется налаженными связями с крупными заводами Украины и ориентацией
многих предприятий этой страны на производство оборудования по переработке
продуктов аграрной и пищевой индустрии. Из Украины ведутся поставки большего
спектра продукции, в числе которого: оборудование хлебопекарное, тестосмесилки,
дозаторы для сиропа, центрифуги, сепараторы молочные, измельчители кормов,
оборудование для птицеводства и даже пельменные аппараты.
В сентябре объем импорта в Россию (без данных по
Белоруссии) уменьшился на 45,4 процента, в т.ч. из стран дальнего зарубежья -
на 45,7, из СНГ - на 44,1. В торговле с дальним зарубежьем снижение произошло
за счет сокращения закупок продовольствия (в 2,6 раза по сравнению с августом),
товаров химпрома (вдвое), машиностроения (на 36 процентов), одежды и обуви (в
2,5 раза). Финансовый кризис наиболее остро повлиял на ввоз лекарственных
средств, который сократился в 3,5 раза. В целях стимулирования импорта ГТК,
сказал его руководитель, внес в правительство пакет предложений, некоторые из
них уже готовы к реализации. В частности, правительственная комиссия по
защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике начала
подготовку документов об отмене 3-процентной дополнительной пошлины на импорт
социально значимых продовольственных и лекарственных товаров. На заседании
Кабмина планируется решить вопрос о сокращении или полной отмене импортных
пошлин на 5-7 основных видов продуктов. В их число могут попасть мясо птицы,
говядина, свинина, растительное и животное масла, яйцо, маргарин, сахар, зерно,
мука, макароны и крупы.
Выступая
перед членами Совета Федерации на пленарном заседании 14 октября 1998 г.,
председатель правительства РФ Евгений Примаков отметил, что в последнее время
"импорт в Россию сократился в целом в четыре раза, а импорт продовольствия
еще больше". По словам Примакова, кабинет министров вынужден был выделить
600 млн долл. на создание продовольственных резервов страны, однако эти запасы
составляют в настоящее время только треть от необходимых.
Падение
импорта произошло не столько из-за исчезновения доверия к государству,
сколько из-за прекращения финансово-кредитными организациями осуществления
платежей. Экспортеры стали останавливать товары в ближайших странах,
страховщики отказываются страховать товары направляющиеся в Россию, а
контрагенты требуют 100% предоплаты.
2.3. Система государственного регулирования внешнеторговой
деятельности.
Во всех странах регулирование внешней торговли -
основной формы экономического сотрудничества между странами - осуществляется в
той или иной мере государством в зависимости от ставящихся экономических,
социальных и политических задач в стране и обстановки в мире.
Сфера внешней торговли дает огромные возможности для
становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания
благосостояния народа. Известны две модели внешней торговли, из которых каждая
в своей стране показала себя успешной. Это модель с очень совершенной
инфраструктурой внешней торговли, действующая в США, и примерно похожие на нее
в других странах с развитой рыночной экономикой, и вторая модель внешней
торговли, просуществовавшая около 70 лет в СССР на основе принятого 22 апреля
1918 г. закона о государственной монополии внешней торговли.
В США в каждой отрасли экономики, при промышленных
корпорациях или отдельно от них имеются специализированные по товарам торговые
фирмы, выступающие юридическими лицами при заключении контрактов по экспорту и
импорту товаров. Они прекрасно оснащены вычислительной и канцелярской техникой,
укомплектованы людьми, имеющими специальное образование и опыт в работе. Такая
торговая фирма, как правило, имеет в своей структуре, кроме опытных
товароведов, службу, изучающую конъюнктуру мировых рынков соответствующих товаров
в целях определения цен на них по подписываемым контрактам, а также юридическое
и транспортное подразделения.
В зерновой отрасли США, например, существуют крупные,
мирового значения торговые компании, имеющие свои филиалы в других странах -
"Континентал", "Каргил", "Дрейфус" (созданные еще
в XIX веке) и другие, профессионально ведущие внешнюю торговлю зерном.
Совместно с Минсельхозом США (государством) и фермерами они обеспечивают
эффективное функционирование инфраструктуры в стране, связанной с экспортом и
импортом зерна. В годы, когда цены на зерно на мировом рынке складываются ниже
себестоимости у фермеров, Минсельхоз доплачивает фермерам за зерно,
поставленное ими на экспорт.
В стране имеются специализированные институты, на
договорных основаниях выполняющие работы для заказчиков по разным вопросам
экспорта и импорта товаров. Со стороны государства в регулировании внешней
торговли в той или иной степени участвуют Министерство торговли, Министерство
сельского хозяйства, Министерство финансов, Администрация по судоходству,
Министерство энергетики и Госдепартамент.
США - знаток и мастер экономического регулирования -
находятся сейчас в благоприятной фазе роста экономического цикла. Они в
экономическом соревновании стран с развитой рыночной экономикой заняли первое
место, и роль в этом внешней торговли первозначна (Япония заняла второе место,
а Россия - близкое ко второй сотне).
Отрицательные последствия глубокого
валютно-финансового кризиса, разразившегося осенью прошлого года в странах
Юго-Восточной Азии, а затем распространившегося на другие страны, задели США
немного. В России негативные последствия этого кризиса оцениваются пока в
полгода задержки экономических реформ.
В других странах с развитой рыночной экономикой
регулирование и направление внешнеэкономической деятельности в интересах
государства ведется особенно отчетливо в Японии, Италии, Швеции, Норвегии,
Индии, Бразилии и некоторых других странах, но оно в той или иной мере имеет
место во всех странах.
В Норвегии, социальная система которой основывается на
принципах общества социального благоденствия, внешняя торговля является важным
источником повышения материального благополучия народа. Например, ресурсы
нефти, газа и других минеральных ископаемых считаются достоянием всего народа,
и определенный процент выручки от их экспорта систематически отчисляется на
счета каждой семьи, которая в этом нуждается.
Социальная система с развитой рыночной экономикой,
существующая в Швеции и Норвегии, не допускает огромного разрыва между
богатством и благополучием основного в стране, многочисленного среднего класса,
в отличие от социальной политики, присущей странам с развитой рыночной
экономикой, основывающейся на монетаризме.
В СССР осуществление внешней торговли и других видов
экономической деятельности по действовавшему в стране закону о монополии
внешней торговли было исключительным правом государства и его органов, а также
специализированных внешнеторговых объединений. На каждый наступающий год
Правительство утверждало план по экспорту и импорту товаров, валютный план, на
основе которых производилась продажа и закупка товаров за границей.
В Советском Союзе было свыше 50 внешнеторговых
объединений, специализированных по товарам, они вели переговоры и выступали
юридическими лицами при подписании контрактов по экспорту и импорту товаров. В
системе Минвнешторга работали люди с высшим техническим и коммерческим
образованием, владеющие иностранными языками, имеющие профессиональный опыт.
Инфраструктура внешнеторговых объединений практически была такой же
совершенной, как и у американских солидных торговых фирм.
С участием Конъюнктурного института (НИКИ) и
внешнеторговых объединений в Минвнешторге вырабатывалась тактика по экспорту и
импорту основных товаров с учетом конъюнктуры, складывающейся на мировых
товарных рынках. Выбор торговой фирмы для совершения с ней торговой операции,
проверка ее солидности имели первостепенное значение.
В объединениях по каждому заключенному контракту по
импорту и экспорту определялась коммерческая эффективность, и была установлена
отчетность по этому показателю. Деятельность внешнеторговых объединений систематически
проверялась Комитетом народного контроля, за преступления лица, допустившие их,
наказывались соответственно содеянному.
Определение экспорта и импорта в объемах страны и
созданная инфраструктура внешней торговли позволяли регулировать ее по времени
и разрабатывать тактику закупки и продажи товаров, используя при этом
конъюнктуру мировых рынков с наиболее возможной выгодой.
Основной объем внешней торговли приходился на страны
СЭВ и Китай, но и по странам с рыночной экономикой он ежегодно возрастал, за
исключением США, которые в период "холодной войны" и до распада СССР
ограничивали внешнюю торговлю с Советским Союзом.
Одним из примеров того, что государственная монополия
- это не всегда плохо, является наша закупка в 1972 г. в США, в очень сложных
условиях, около 20 млн. т зерна, когда засуха в СССР погубила значительную
часть урожая. До этого ни одна страна не закупала в один год таких огромных
количеств зерна, и эта закупка неизбежно предопределила ценовой взрыв на
мировом зерновом рынке.
Сразу после нашей закупки зерна в США цены на него на
мировом рынке резко подскочили. Например, на пшеницу, закупленную по самой
низкой цене, существовавшей тогда на мировом рынке - 60 долларов за тонну, цена
подскочила до 100 долларов с тенденцией дальнейшего роста.
В результате СССР по одной этой сделке сэкономил
порядка 600 млн. долларов. Это и сейчас, четверть века спустя, внушительная
цифра. И все потому, что дело было поручено профессионалам, они правильно
выбрали фирмы, с которыми заключали контракты, умело сталкивали их интересы.
Блестяще была использована монополия внешней торговли по разработке единой тактики
переговоров с руководством из единого центра.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|