рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развитие международной торговли России на современном этапе

3.1. Россия и ГАТТ.


Принимая во внимание, что ГАТТ создавался на временной основе и с ограниченной сферой деятельности, вряд ли можно оспаривать те успехи, которые были достигнут им за 47 лет существования в деле либерализации большей части мировой торговли, развитии и закреплении полученных результатов. Так, например, только за счет последовательного снижения тарифов был достигнут стремительный рост мировой торговли в пятидесятые и шестидесятые годы на уровне примерно 8 процентов в год. Тот импульс, который был дан процессу либерализации торговли, способствовал тому, что темпы роста торговли стабильно опережали темпы роста производства в течение всей эры ГАТТ. Присоединение к ГАТТ новых членов в процессе Уругвайского раунда показало, что многосторонняя система мировой торговли, представленная в то время ГАТТ, получила признание как государств, которые рассматривали ее, образно говоря, как якорь развития и средство реформирования экономики и торговли.

Скромные достижения Токийского раунда, если говорить о других вопросах помимо снижения тарифов, предвещали трудные времена. Снижение тарифов до очень низкого уровня благодаря усилиям ГАТТ, а также серия спадов в экономике в семидесятые и начале восьмидесятых годов заставили правительства прибегнуть к новым формам защиты тех секторов экономики своих стран, которым с новой силой угрожали иностранные конкуренты. Высокий уровень безработицы и участившиеся случаи закрытия фабрик и заводов подтолкнули правительства европейских и североамериканских стран к поиску двусторонних соглашений о разделе рынков со своими конкурентами и заставили их начать "гонку субсидий", чтобы удержать свои позиции в торговле сельскохозяйственной продукцией. Эти изменения в мире подорвали доверие к ГАТТ и его эффективность.

Помимо ухудшения обстановки в сфере мировой торговли в начале восьмидесятых годов стало очевидно, что Генеральное соглашение перестало отражать реальности мировой торговли, как это было в сороковые годы. Во-первых, мировая торговля превратилась в более сложный механизм, чем сорок лет назад, и стала играть гораздо более важную роль: мировая экономика развивалась по пути глобализации, международные инвестиции переживали бум, а торговля услугами, которые не были охвачены правилами ГАТТ, оказалась в центре повышенного внимания и интереса все большего числа стран. Более того, торговля услугами все теснее переплеталась с торговлей промышленными товарами. В других областях  ГАТТ не мог похвастаться своими успехами, например, в сельском хозяйстве, где лазейки, существовавшие в системе мировой торговли, использовались странами в полной мере, а потому все усилия по либерализации торговли не давали желаемых результатов, а также в вопросах торговли текстилем и одеждой, по которым в процессе переговоров было согласовано изъятие из стандартных правил ГАТТ в форме Соглашения по международной торговле текстилем. Даже организационная структура ГАТТ и система урегулирования споров под эгидой организации вызывали сомнения.

Все перечисленные выше факторы и другие обстоятельства способствовали тому, что члены ГАТТ убедились в необходимости новых усилий для укрепления и дальнейшего развития системы международной торговли.

В середине 1992 г. Российская Федерация получила статус наблюдателя в Генеральном соглашении по тарифам и торговле (ГАТТ), когда формально унаследовала данный статус в этой международной организации от бывшего СССР.

В июне 1993 г. Президент Российской Федерации Б.Н.Ельцин вручил А.Дункелю, являвшемуся в то время Генеральным директором ГАТТ, официальное заявление Правительства России о намерении присоединиться к ГАТТ в качестве полноправного участника. Данный шаг явился отправной точкой начала процесса присоединения России к этой влиятельной международной торговой организации.

В целях координации процесса присоединения в 1993 г. была образована Межведомственная комиссия (МВК) по ГАТТ. Головным ведомством в этом переговорном процессе является МВЭС России.

Сразу после подачи заявки о намерении Российской Федерации присоединиться к ГАТТ в соответствии с установленными правилами этой организации в июле 1993 г. была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ (с 1995 г. - к ВТО), в рамках которой проходят все основные мероприятия и процедуры по оформлению членства России. Председатель Рабочей группы является посол У.Росье (Швейцария).


3.2. Россия и ЕС.


С 1 января 1999 г. 11 стран Европейского союза вводят единую европейскую валюту - евро. Образование европейского экономического и валютного союза имеет огромное значение не только для стран-участниц, но и для всего экономического сообщества - как в целом, так и в разрезе отдельных стран, в том числе и для России. Выход на мировой рынок новой валюты внесет серьезные изменения в существующую финансовую систему, причем эти изменения будут зависеть от целого ряда факторов, и в первую очередь - от соотношения двух основных валют - доллара и евро - на международном финансовом рынке. Последнее будет определяться как эффективностью проведения экономической и бюджетной политики стран-участниц, так и денежной политикой Европейского центрального банка.

Очевидно, что единая валюта союза европейских государств будет играть значительно более важную роль в системе мировых валют, чем отдельные ее составляющие на сегодняшний день. В пользу сильного евро говорят также устойчивые макропоказатели первой половины 1998 г. и благоприятные прогнозы в отношении стран евросоюза на 1999 г. Низкая инфляция, рост потребительского спроса, достаточно высокий уровень инвестиционных вложений, а также значительные успехи большинства стран на пути стабилизации дают основания ожидать, что объединение валют произойдет успешно, и денежно-кредитная политика Европейского банка не будет слишком жесткой.

Россия, поддерживающая тесные экономические, торговые и финансовые отношения с ЕС, будет использовать евро в расчетах. На сегодняшний день на страны ЕС приходится 1/3 общего объема внешнеторгового оборота России. Фирмы, ведущие торговлю главным образом со странами ЕС, будут, естественно, заинтересованы в том, чтобы выставлять счета и оплачивать их в евро. При широком использовании евро в торговых операциях со странами ЕС российские экспортеры не будут более нести курсовые риски или сами страховаться от них. Партнерство со странами, имеющими крепкую денежную единицу и перспективы экономического роста, может оказать стабилизирующее влияние на экономику России и способствовать увеличению объемов российского экспорта.

С образованием экономического и валютного союза создается второй по величине в мире финансовый рынок. При этом любая эмиссия государственных облигаций стран-участниц будет осуществляться в евро. Поскольку в ближайшие годы будет постепенно возвращаться активность Российской Федерации на международных финансовых рынках, придется осуществлять балансирование между евро, долларом и другими валютами в новых эмиссиях долговых обязательств.

Дальнейший рост привлекательности евро в качестве инвестиционного актива будет зависеть от емкости и ликвидности нового рынка евро в сочетании с проведением Европейским центральным банком денежно-кредитной и фискальной политики, ориентированной на поддержание стабильности. Задачей для системы коммерческих банков России станет принятие решений, связанных с относительной привлекательностью евро как инвестиционной валюты, а для населения - решений, связанных с выбором предпочтительной валюты, в которой оно будет держать свои сбережения. В России процессы, связанные с введением евро, будут происходить медленнее, чем в рамках ЕС. При этом сыграет свою роль и традиционная для России, ее коммерческих структур и населения приверженность к доллару.

Евро получит развитие и в качестве резервной валюты. Диверсификация резервов в иностранных валютах и переход на евро будут связаны с растущим использованием его как инструмента интервенции на рынках иностранных валют и расчетной валюты в мировой торговле. В основном это будет зависеть от присущих евро характеристик и его использования в международных финансовых операциях.

Вместе с тем в связи с переходом к евро могут возникнуть вопросы, затрагивающие интересы Российской Федерации и стран - участниц ЕС. Отсутствие во внешнеэкономических операциях России и ЕС правил перехода на новую валюту может осложнить не только положение российских банков и предприятий, но и деятельность европейских компаний и инвесторов на российском рынке. Возможные резкие перепады спроса на евро в России в условиях наличия значительных объемов валютных средств, включая население, могут создать дополнительные сложности для Европейского центрального банка, который обязан поддерживать курс евро и в случае необходимости проводить соответствующие интервенции.

Следует отметить важность сотрудничества России и ЕС в решении таких проблем, как пересчет внешнего долга и урегулирование на недискриминационной основе юридических и технических вопросов ведения российскими хозяйствующими субъектами операций с евро. В ближайшее время необходимо провести официальные консультации с Комиссией европейских сообществ и Европейским центральным банком о порядке пересчета государственного внешнего долга, проблематике юридического статуса евро и практических аспектах расчетов в евро на территории России.

Появление евро станет одним из важнейших событий в мировой экономике в конце века. Вполне естественно, что и для экономических партнеров ЕС, в том числе России, переход к евро будет означать ряд важных изменений как в области торговли - в первую очередь, так и финансовых потоков. С точки зрения торговли валютное объединение большинства стран ЕС должно привести к усилению их экономической интеграции и, как следствие, к большим возможностям для партнеров ЕС пользоваться преимуществами, предоставляемыми единым экономическим пространством.

С практической точки зрения ожидается, что для российских компаний и для компаний из других стран - партнеров ЕС доступ на рынок должен улучшиться за счет снижения издержек и исчезновения риска по обменным курсам. Помимо того, сам факт дальнейшего экономического объединения Европы должен привести к улучшению экономической конъюнктуры и к дополнительным возможностям для российских предприятий развивать деловые контакты в странах ЕС. Естественно, необходимо, чтобы российские компании готовились к введению евро.

Основными потребителями российского природного газа являются европейские страны. В страны ЕС из России поставляется около трети от общего экспорта природного газа, четверть общих объемов поставок российского газа приходится на страны Центральной и Восточной Европы. В последнее время большинство европейских стран, стремясь снизить свою энергетическую зависимость от России, предпринимают меры по импорту природного газа и нефти из других регионов, в частности, увеличивают импорт нефти из Великобритании, природного газа - из Норвегии, Нидерландов и Великобритании.

Учитывая роль стран Центральной и Восточной Европы для России в качестве транзитно-распределительных территорий для российских энергоносителей и как сферы приложения капитала, целесообразно строить отношения России с ними таким образом, чтобы не появилась своеобразная экономическая буферная зона между Россией и Европейским союзом, что было бы невыгодно всем затронутым сторонам и наносило бы урон экономической ситуации в Европе в целом.


3.3. Россия и ВТО.


Всемирная торговая организация не просто продолжение ГАТТ. Напротив, она полностью заменила собой своего предшественника и коренным образом отличается от него по своему характеру. Среди принципиальных отличий следует назвать следующие:

ГАТТ - это был комплекс правил, зафиксированных в международном соглашении, которое не предусматривало создание какой-либо организационной основы. Деятельность ГАТТ обслуживалась лишь небольшим секретариатом, возникшем в результате попытки создать Международную торговую организацию еще в сороковых годах (см. выше). ВТО является постоянно действующей организацией, которая имеет собственный секретариат.

ГАТТ применялся на "временной основе", хотя - после более, чем сорока лет его существования, - правительства предпочитали рассматривать содержащиеся в нем обязательства как действующие на постоянной основе. Обязательства ВТО носят полномасштабный характер и являются постоянными.

Правила ГАТТ применялись к торговле товарами. Помимо товаров, ВТО охватывает торговлю услугами, а также связанные с торговлей аспекты интеллектуальной собственности.

Хотя ГАТТ и являлся международным инструментом, к восьмидесятым годам к нему добавилось много новых соглашений, заключенных между ограниченным числом стран, которые, соответственно, носили избирательный характер. Практически все соглашения, которые лежат в основе ВТО, являются многосторонними, и, таким образом, содержащиеся в них обязательства, являются обязательствами всех членов организации.

Существующая в рамках ВТО система урегулирования споров оперативнее; она действует почти автоматически, а потому вероятность того, что она будет блокирована, гораздо меньше, чем при старой системе ГАТТ. Исполнение решений, принимаемых для урегулирования споров, будет легче реализовывать на практике.

"ГАТТ 1947 года" продолжал действовать до конца 1995 г., что дало всем членам ГАТТ время для присоединения к ВТО и позволило продублировать деятельность в некоторых областях, например, в сфере урегулирования споров. Более того, ГАТТ продолжает свою жизнь как "ГАТТ 1994 года", который представляет собой дополненный вариант ГАТТ 1947 года, отвечающий требованиям сегодняшнего дня. "ГАТТ 1994 года" является неотъемлемой частью Соглашения об учреждении ВТО и по-прежнему регламентирует ключевые положения международной торговли товарами.

Всемирная торговая организация (ВТО), являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с 1 января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).

Цели и принципы. ВТО призвана регулировать торгово-политические отношения участников организации в сфере международной торговли на основе пакета соглашений т.н. Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (1986-1994 гг.).

Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации предусматривает создание постоянно действующего форума государств-членов для урегулирования проблем, оказывающих влияние на их многосторонние торговые отношения, а также для осуществления контроля для реализацией соглашений и договоренностей Уругвайского раунда. ВТО функционирует во многом также, как и ГАТТ, но при этом осуществляет контроль за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений.

Главной задачей ВТО является либерализация мировой торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении различных нетарифных барьеров, количественных ограничений и других препятствий в международном обмене товарами и услугами.

Основополагающими принципами и правилами ВТО, являются: предоставление режима наибольшего благоприятствования в торговле на недискриминационной основе; взаимное предоставление национального режима товарам и услугам иностранного происхождения; регулирование торговли преимущественно тарифными методами; отказ от использования количественных ограничений; транспарентность торговой политики; разрешение торговых споров путем консультаций и переговоров и т.д.

Все страны-члены ВТО принимают обязательство по выполнению порядка двадцати основных соглашений и юридических инструментов, объединенных термином "многосторонние торговые соглашения" (МТС). Таким образом, ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется свыше 90% всей мировой торговли товарами и услугами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.