рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Развитие международной торговли России на современном этапе

Эта внешнеторговая операция потом тщательно анализировалась американскими компетентными органами. Было много противоречивых публикаций в американской прессе, издано три книги, одна из них называлась "Большое зерновое ограбление", которую можно было бы назвать триумфом советской внешней торговли. Состоялось специальное слушание на заседании комиссии, созданной Сенатом, с акцентом на том, почему соответствующие службы своевременно не вскрыли истинное положение с урожаем в СССР и не была повышена цена на зерно. Минсельхоз США вынужден был давать объяснения по этим вопросам, некоторые его сотрудники подали в отставку. К советской стороне претензий не было.

Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой характер, присущий странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние годы многие промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции с глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств, наукоемкой и другой промышленной продукции. При проведении либерализации внешней торговли в стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта этой продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась.

На внешней торговле России отражается и то, что добрая половина экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены колоссальные средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии часто задерживаются.

Однако в стране - в центре и регионах созданы не только новые солидные компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без соответствующей инфраструктуры, на которых работают и даже возглавляют их люди, не компетентные в вопросах внешней торговли.

На рынок России часто проникают без какого-либо заслона иностранные торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись гражданами, выехавшими из России), создаваемые "на один день", чтобы отхватить кусок и безнаказанно уйти вовремя.

В последние годы в стране многие тысячи промышленных, транспортных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских организаций и акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности и непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.

В нефтяном секторе страны при попустительстве соответствующих государственных структур были созданы и до недавнего времени существовали более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом рынке, притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в одной стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти не допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в бюджет государства и нанесло урон отрасли.

В странах, в основе экономики которых, как в России, лежат доходы от топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко контролируется государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего обвала мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе страны было бы введение государственной монополии на экспорт нефти.

При экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней торговле возник ряд серьезных проблем и негативных явлений, значительно снижающих ее эффективность.

Государственной Думой принят 7 июля 1995 г. Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", который предусматривает регулирование государством внешнеторговой деятельности (ст. 12) и возможность введения государственной монополии на экспорт и импорт некоторых товаров (ст. 17), но он не действует. Необходимо непосредственно в законе определить конкретно, на какие товары следует ввести государственную монополию, и какие структуры будут осуществлять такие операции.

Таможенная служба является частью системы федеральных органов исполнительной власти и становится важным фактором обеспечения экономической безопасности РФ. Созданы необходимые правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить выполнение задач, поставленных перед таможенными органами Президентом и Правительством России. ГТК предстоит ответственная работа в связи с утверждением Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997 годы и на период до 2000 года, в которой определены стратегические направления и конкретные задачи.

Роль российской таможенной системы возросла в последние годы в связи с тем, что значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных процессов усиливается.

Таможенная граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки таможенной стоимости и товарной (товароведческой) экспертизы товаров, что важно также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому рейтингу которых должно стремиться государство.

Участники внешнеэкономической деятельности нередко используют манипуляции с таможенной стоимостью как один из способов ухода от уплаты таможенных платежей. Это послужило причиной замены адвалорных ставок таможенных платежей на специфические и комбинированные. Такая замена произошла по тем товарным группам, по которым контрактные цены постоянно занижались.

Практика показывает, что назрела насущная необходимость в дальнейшей регламентации контрактных условий. Хотя в международной торговле действуют принципы "свободы договора", "свободы волеизъявления", в то же время для таможенного оформления (заполнения ГТД, ДТС, паспорта сделки) требуется наличие определенных сведений, которые отражаются во внешнеторговых контрактах. Эти сведения должны позволять применять методы определения таможенной стоимости и таким образом ее контролировать. А для этого обязательно, прежде всего, наличие условий поставки товара через таможенную границу.

Так, в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт признается документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он содержит следующие данные: подробные сведения о продавце и покупателе, условия поставки (по "ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с указанием цен за единицу каждого, а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из условий сделки в контракте и в инвойсе) - условия их предоставления; необходимые реквизиты контракта, подписи и печати. Важной характеристикой контрактной цены товара могут служить сведения о его ассортименте, качестве, условиях и сроках оплаты. При несоответствии предоставляемых сведений указанным требованиям таможенный орган вправе не признавать их в качестве условий, подтверждающих таможенную стоимость.

Преимущества, получаемые во внешней торговле, возникают, как известно, и в связи с использованием административных средств регулирования внешней торговли. Ведь до сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около 10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада. Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США, Канада, Мексика, Индия, Южная Корея.

В свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции текстильной, швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станкостроительной промышленности, промышленности, производящей автомобили, электронику и другие товары. В число стран, на которые распространяется подобная политика, входит и Россия. Основными средствами государственного регулирования экспорта практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии, Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и другие подобные меры.

Казалось бы, что такие инструменты, лишая покупателей свободы выбора товаров и прямым образом ослабляя конкуренцию поставщиков, подрывают рыночный механизм. Но на практике этого обычно не происходит, ибо такие инструменты применяются в отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров в течение ограниченного периода времени в целях решения оперативных задач и тем самым могут содействовать скорейшей нормализации функционирования национального рынка.

Внешняя торговля - очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей задачей государства.


2.5. Конкуренция России в международной торговле.

       Будущая модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее значимым преимуществам можно отнести следующие:

–         крупные и в основном комплексные минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;

–         наличие отвечающих мировому уровню, а иногда превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;

–         многочисленные трудовые ресурсы с высоким общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;

–         крупные масштабы основных производственных фондов в промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.

       Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных затрат, нельзя.

       А именно:

–         преобладание неконкурентоспособных по современным стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически продвинутых секторах);

–         колоссальный износ основных фондов, ограниченные возможности внутреннего накопления;

–         слабая мотивация и низкая интенсивность труда, инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая неустойчивость;

–         резкая неравномерность в экономическом развитии регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;

–         ощутимая особенно после распада единого народно- хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок на транспорте;

–         большая зависимость стандартов жизни и производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов, сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней задолженности;

–         разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых условиях, а также адекватной инфраструктуры.

 В конкретных условиях начала переходного периода сравнительные преимущества российской экономики либо использовались ограничено и малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных отраслях и соответствующее снижение международной  конкурентоспособности. Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья.

Главной целью развития ВЭС является равноправная интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.  

Очень большая конкуренция у России в области торговли оружием. Российское оружие обладает неплохими боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы избыточного вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно короткие сроки. Но, несмотря на это,  потенциал экспорта российского оружия ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и военной техникой (ВВТ) более прочих подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.

Несмотря на завершение перевооружения стран Ближнего и Среднего Востока, это регион до конца века останется крупнейшим покупателем оружия. В 1996 году туда было поставлено вооружений на 15,3 млрд. долл., что составило 40% мирового рынка ВВТ. На долю России пришлось лишь 600-700 млн. долл. Москва не получила обещанных грандиозных многомиллиардных  контрактов, доставшихся победителям Хусейна. Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США и Францию, которые обеспечивают безопасность местных режимов и предоставляют покупателям привлекательные офсетные программы.

Россия в военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшие по региональным меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО «Смерч» в Кувейт и ОАЕ, полученные Москвой после войны, адекватны российскому вкладу в освобождение Кувейта.

Альтернативой аравийским импортерам могли бы стать Ирак и Ливия, нуждающиеся в модернизации армий и традиционно ориентируещиеся на закупки советского оружия. Но поставки туда оружия запрещены международными санкциями.

Продажи в Иран сдерживаются из-за давления  на Россию со стороны США. Пороговый уровень российских поставок  Тегерану, за которым могут последовать репрессии против Москвы, ограничивается 350-400 млн. долл. Для «недестабилизирующих» систем вооружения.

Некоторые возможности есть у России в Сирии, Алжире и Египте, но потенциал импорта этих стран далёк от ёмких рынков аравийских импортёров. При тщательной работе с большим количеством небольших контрактов Россия может экспортировать на Ближний Восток оружия на 600-700 млн. долл. Ежегодно и контролировать 5-6 % этого рынка.

Более благоприятны перспективы наращивания российского экспорта вооружений в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно там расположены два крупнейших покупателя российского экспорта – Индия и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в каждую из них 0,6-1 млрд. долл. Однако нынешний уровень-максимум того, что можно получить от Пекина и Дели.

Наибольшие надежды на рост экспорта ещё некоторое время назад связывались с Юго-Восточной Азией и Южной Кореей. По совокупности закупок страны региона могли бы стать третьим полюсом потребления нашего оружия. Но финансовый кризис затормозил заключение крупных авиационных  контрактов с Индонезией и Филлипинами.

Глава III. Россия и международные экономические организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.