Эта внешнеторговая операция потом тщательно
анализировалась американскими компетентными органами. Было много противоречивых
публикаций в американской прессе, издано три книги, одна из них называлась
"Большое зерновое ограбление", которую можно было бы назвать триумфом
советской внешней торговли. Состоялось специальное слушание на заседании
комиссии, созданной Сенатом, с акцентом на том, почему соответствующие службы
своевременно не вскрыли истинное положение с урожаем в СССР и не была повышена
цена на зерно. Минсельхоз США вынужден был давать объяснения по этим вопросам,
некоторые его сотрудники подали в отставку. К советской стороне претензий не
было.
Экспорт России сейчас носит ярко выраженный сырьевой
характер, присущий странам с неразвитой промышленностью. В стране в последние
годы многие промышленные предприятия остановлены, упало производство продукции
с глубокой степенью переработки, машин, оборудования, транспортных средств,
наукоемкой и другой промышленной продукции. При проведении либерализации
внешней торговли в стране в 1988 г. ставилась задача увеличения экспорта этой
продукции, но за прошедший период ситуация лишь ухудшилась.
На внешней торговле России отражается и то, что добрая
половина экономики ушла в тень, и за границу изощренными путями переведены
колоссальные средства. Налоги же в казну не платятся, зарплата и пенсии часто
задерживаются.
Однако в стране - в центре и регионах созданы не
только новые солидные компании, но и множество мелких внешнеторговых фирм, без
соответствующей инфраструктуры, на которых работают и даже возглавляют их люди,
не компетентные в вопросах внешней торговли.
На рынок России часто проникают без
какого-либо заслона иностранные торговые фирмы (некоторые из них возглавлялись
гражданами, выехавшими из России), создаваемые "на один день", чтобы
отхватить кусок и безнаказанно уйти вовремя.
В последние годы в стране многие тысячи промышленных,
транспортных и сельскохозяйственных предприятий, научно-исследовательских
организаций и акционерных обществ участвуют во внешнеэкономической деятельности
и непосредственно заключают контракты и соглашения с иностранными фирмами и
организациями, в ряде случаев с большими потерями для российской стороны.
В нефтяном секторе страны при попустительстве
соответствующих государственных структур были созданы и до недавнего времени
существовали более 150 фирм по экспорту нефти, сбивавшие цену на нее на мировом
рынке, притом что компаний, добывающих нефть, было на порядок меньше (ни в
одной стране, экспортирующей нефть, такого количества фирм - экспортеров нефти
не допускается). Естественно, это привело к большим потерям поступлений в
бюджет государства и нанесло урон отрасли.
В странах, в основе экономики которых, как в России,
лежат доходы от топливно-энергетического сектора, экспорт нефти жестко
контролируется государством. В условиях наступившего кризиса и произошедшего
обвала мировых цен на нефть наиболее эффективной мерой в нефтяном бизнесе
страны было бы введение государственной монополии на экспорт нефти.
При
экономической неразберихе и хозяйственном хаосе в стране во внешней торговле
возник ряд серьезных проблем и негативных явлений, значительно снижающих ее эффективность.
Государственной
Думой принят 7 июля 1995 г. Федеральный закон "О государственном
регулировании внешнеторговой деятельности", который предусматривает
регулирование государством внешнеторговой деятельности (ст. 12) и возможность
введения государственной монополии на экспорт и импорт некоторых товаров (ст.
17), но он не действует. Необходимо непосредственно в законе определить
конкретно, на какие товары следует ввести государственную монополию, и какие
структуры будут осуществлять такие операции.
Таможенная
служба является частью системы федеральных органов исполнительной власти и
становится важным фактором обеспечения экономической безопасности РФ. Созданы
необходимые правовая база и таможенная инфраструктура, способные обеспечить
выполнение задач, поставленных перед таможенными органами Президентом и
Правительством России. ГТК предстоит ответственная работа в связи с утверждением
Федеральной целевой программы развития таможенной службы России на 1996-1997
годы и на период до 2000 года, в которой определены стратегические направления
и конкретные задачи.
Роль
российской таможенной системы возросла в последние годы в связи с тем, что
значимость таможенного контроля и регулирования по мере развития интеграционных
процессов усиливается.
Таможенная
граница является первым местом оценки соответствия стоимости и потребительской
стоимости, цены и качества товаров. Отсюда актуальность наиболее точной оценки
таможенной стоимости и товарной (товароведческой) экспертизы товаров, что важно
также и для экспортируемых отечественных товаров, к более высокому мировому
рейтингу которых должно стремиться государство.
Участники
внешнеэкономической деятельности нередко используют манипуляции с таможенной
стоимостью как один из способов ухода от уплаты таможенных платежей. Это
послужило причиной замены адвалорных ставок таможенных платежей на
специфические и комбинированные. Такая замена произошла по тем товарным
группам, по которым контрактные цены постоянно занижались.
Практика
показывает, что назрела насущная необходимость в дальнейшей регламентации
контрактных условий. Хотя в международной торговле действуют принципы
"свободы договора", "свободы волеизъявления", в то же время
для таможенного оформления (заполнения ГТД, ДТС, паспорта сделки) требуется
наличие определенных сведений, которые отражаются во внешнеторговых контрактах.
Эти сведения должны позволять применять методы определения таможенной стоимости
и таким образом ее контролировать. А для этого обязательно, прежде всего,
наличие условий поставки товара через таможенную границу.
Так,
в соответствии с приказом ГТК РФ N 1 от 5 января 1994 г. контракт признается
документом, подтверждающим таможенную стоимость , если он содержит следующие
данные: подробные сведения о продавце и покупателе, условия поставки (по
"ИНКОТЕРМС-90"), перечень товаров с указанием цен за единицу каждого,
а также их общую стоимость; при наличии скидок (исходя из условий сделки в
контракте и в инвойсе) - условия их предоставления; необходимые реквизиты
контракта, подписи и печати. Важной характеристикой контрактной цены товара
могут служить сведения о его ассортименте, качестве, условиях и сроках оплаты.
При несоответствии предоставляемых сведений указанным требованиям таможенный
орган вправе не признавать их в качестве условий, подтверждающих таможенную
стоимость.
Преимущества,
получаемые во внешней торговле, возникают, как известно, и в связи с
использованием административных средств регулирования внешней торговли. Ведь до
сих пор ни одна из зарубежных стран не отказалась от применения
административных инструментов регулирования экспорта и импорта. Количественные
ограничения охватывают почти 30% продовольственных товаров, 13% топлива и около
10% текстильных изделий, импортируемых экономически развитыми странами Запада.
Так, Германия устанавливает квоты на импорт угля, Франция - на нефть и
нефтепродукты, Австрия - на вино и мясные консервы, Финляндия - на растительные
масла, нефть и нефтепродукты. Глобальное квотирование широко применяют США,
Канада, Мексика, Индия, Южная Корея.
В
свою очередь посредством лицензирования и "добровольного" ограничения
экспорта страны ЕС, а также США регулируют импортные поставки продукции текстильной,
швейной, обувной промышленности, черной металлургии, станкостроительной
промышленности, промышленности, производящей автомобили, электронику и другие
товары. В число стран, на которые распространяется подобная политика, входит и
Россия. Основными средствами государственного регулирования экспорта
практически во всех странах с рыночной экономикой, а в ряде стран (в Японии,
Новой Зеландии, Швеции, Австралии и др.) даже единственными, являются
административные инструменты, прямые запреты и ограничения, лицензирование и
другие подобные меры.
Казалось
бы, что такие инструменты, лишая покупателей свободы выбора товаров и прямым
образом ослабляя конкуренцию поставщиков, подрывают рыночный механизм. Но на
практике этого обычно не происходит, ибо такие инструменты применяются в
отношении поставок сравнительно небольшой группы товаров в течение
ограниченного периода времени в целях решения оперативных задач и тем самым
могут содействовать скорейшей нормализации функционирования национального
рынка.
Внешняя торговля
- очень выгодная отрасль, и сейчас для России она имеет особенно большое
значение. Принятие действенных мер соответствующими государственными органами
по созданию надежного заслона от проникновения во внешнюю торговлю преступных
элементов и усиление борьбы с возрастающей криминализацией, наряду с другими
мерами по повышению эффективности внешней торговли должно стать главнейшей
задачей государства.
2.5. Конкуренция России в международной
торговле.
Будущая
модель вхождения России в мировое хозяйство должна носить в основном
производственно-инвестиционный характер и основываться на всемирном учете
существующих российских конкурентных преимуществ и слабостей. К наиболее
значимым преимуществам можно отнести следующие:
–
крупные и в основном комплексные
минерально-сырьевые ресурсы, имеющие по некоторым категориям мировое значение;
–
наличие отвечающих мировому уровню, а иногда
превосходящих его промышленных и научно-технических мощностей;
–
многочисленные трудовые ресурсы с высоким
общеобразовательным уровнем и хорошей профессиональной подготовкой;
–
крупные масштабы основных производственных фондов в
промышленности и транспорте, позволяющие экономить на инвестиционных затратах.
Одновременно на внешнеэкономических связях и всей экономике страны сказываются
слабости, устранить которые в сжатые сроки без крупных финансовых и иных
затрат, нельзя.
А именно:
–
преобладание неконкурентоспособных по современным
стандартам технологий и методов организации производства, его чрезвычайно
высокая ресурсоемкость и затратность (в том числе и в технологически
продвинутых секторах);
–
колоссальный износ основных фондов, ограниченные
возможности внутреннего накопления;
–
слабая мотивация и низкая интенсивность труда,
инерция бюрократизации экономики, а также значительная социально-политическая
неустойчивость;
–
резкая неравномерность в экономическом развитии
регионов и разрывы в стандартах жизни между ними;
–
ощутимая особенно после распада единого народно-
хозяйственного комплекса СССР иррациональность размещения производства, зон
потребления коммуникаций (включая экспортные), высокая доля дальних перевозок
на транспорте;
–
большая зависимость стандартов жизни и
производственной модернизации от импорта и привлечения зарубежных кредитов,
сложное положение с платежами по достигшей крупных масштабов внешней
задолженности;
–
разрыв после распада СЭВ и СССР сложившихся линий
хозяйственных и торговых связей, отсутствие опыта бизнеса маркетинга в новых
условиях, а также адекватной инфраструктуры.
В конкретных условиях начала переходного периода
сравнительные преимущества российской экономики либо использовались ограничено
и малоэффективно, либо вообще не использовались. Кризис привел к тому, что имевшиеся
конкурентные преимущества шаг за шагом утрачивались. Были отмечены критически низкий
прирост разведанных геологических запасов, отток за рубеж научно-технических
заделов и кадров НИОКР, уход профессионалов из сферы производства в
коммерческий бизнес, завышенный уровень оплаты труда в монополизированных
отраслях и соответствующее снижение международной конкурентоспособности.
Ускорилось физическое старение основных фондов промышленности, сельского
хозяйства, транспорта, ведущее к их выбытию или аварийному состоянию. Утеряны
позиции на ряде освоенных ранее рынков зарубежья.
Главной целью развития ВЭС является равноправная
интеграция России в систему международных экономических отношений, с тем чтобы
использовать в интересах страны преимущества международного разделения труда. Нынешняя
модель взаимодействия России с мировым рынком не соответствует ни ее
потенциальным возможностям, ни долговременным экономическим интересам.
Очень
большая конкуренция у России в области торговли оружием. Российское оружие
обладает неплохими боевыми качествами, низкой стоимостью, а большие запасы
избыточного вооружения позволяют России осуществлять поставки в рекордно
короткие сроки. Но, несмотря на это, потенциал экспорта российского оружия
ограничен. Прежде всего потому, что торговля вооружением и военной техникой
(ВВТ) более прочих подвержена влиянию внешнеполитических факторов, которые
сводят на нет технические и прочие достоинства российского оружия.
Несмотря
на завершение перевооружения стран Ближнего и Среднего Востока, это регион до
конца века останется крупнейшим покупателем оружия. В 1996 году туда было
поставлено вооружений на 15,3 млрд. долл., что составило 40% мирового рынка
ВВТ. На долю России пришлось лишь 600-700 млн. долл. Москва не получила обещанных
грандиозных многомиллиардных контрактов, доставшихся победителям Хусейна.
Заказы Саудовской Аравии, Кувейта и ОАЕ ушли в Великобританию, США и Францию,
которые обеспечивают безопасность местных режимов и предоставляют покупателям
привлекательные офсетные программы.
Россия
в военных действиях против Ирака не участвовала. И небольшие по региональным
меркам контракты на поставку БМП-3 и РСЗО «Смерч» в Кувейт и ОАЕ, полученные
Москвой после войны, адекватны российскому вкладу в освобождение Кувейта.
Альтернативой
аравийским импортерам могли бы стать Ирак и Ливия, нуждающиеся в модернизации
армий и традиционно ориентируещиеся на закупки советского оружия. Но поставки
туда оружия запрещены международными санкциями.
Продажи
в Иран сдерживаются из-за давления на Россию со стороны США. Пороговый уровень
российских поставок Тегерану, за которым могут последовать репрессии против
Москвы, ограничивается 350-400 млн. долл. Для «недестабилизирующих» систем
вооружения.
Некоторые
возможности есть у России в Сирии, Алжире и Египте, но потенциал импорта этих
стран далёк от ёмких рынков аравийских импортёров. При тщательной работе с
большим количеством небольших контрактов Россия может экспортировать на Ближний
Восток оружия на 600-700 млн. долл. Ежегодно и контролировать 5-6 % этого
рынка.
Более
благоприятны перспективы наращивания российского экспорта вооружений в
Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно там расположены два крупнейших
покупателя российского экспорта – Индия и Китай. Ежегодно Россия экспортирует в
каждую из них 0,6-1 млрд. долл. Однако нынешний уровень-максимум того, что
можно получить от Пекина и Дели.
Наибольшие
надежды на рост экспорта ещё некоторое время назад связывались с Юго-Восточной
Азией и Южной Кореей. По совокупности закупок страны региона могли бы стать
третьим полюсом потребления нашего оружия. Но финансовый кризис затормозил
заключение крупных авиационных контрактов с Индонезией и Филлипинами.
Глава III. Россия и международные экономические организации.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|