рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль банка России в системе экономических преобразований

Роль банка России в системе экономических преобразований

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3

ГЛАВА 1. Организация и становление Центрального банка России................

1.1.Становление и пути развития ЦБ.....................................................................

1.2.Организационно-правовой статус ЦБ РФ.......................................................

ГЛАВА 2. Роль ЦБ в регулировании экономики России.....................................

2.1. Принципы деятельности и основные функции ЦБ на современном этапе.

2.2. Значение ЦБ для развития экономики страны...............................................

ГЛАВА 3. Совершенствование деятельности ЦБ России в системе экономических преобразований.............................................................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ........................................................................................................

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................

ПРИЛОЖЕНИЕ. Глоссарий...................................................................................

ВВЕДЕНИЕ

 

 

В банковской системе России ЦБ РФ (ЦБР) определен как главный банк страны и кредитор последней инстанции. Он находится в государственной собственности и на него возложены функции  общего регулирования деятельности каждого коммерческого банка в рамках единой денежно - кредитной системы страны. Центральный банк призван приводить их деятельность в соответствие с общей экономической стратегией и выступает ключевым агентом государственной денежно - кредитной политики, при этом со стороны ЦБР используются в первую очередь экономические методы управления и только в отдельных случаях административные.

В курсовой работе рассмотрены принципы организации и деятельности Центрального банка РФ (Банка России), его статус, задачи, функции, полномочия определённые Конституцией Российской Федерации, Законом о Центральном банке и другими федеральными законами.


ГЛАВА 1. Организация и становление Центрального банка России

1.1. Становление и пути развития ЦБ

В 1859 г. были приняты решения, положившие начало новому этапу развития кредитно-банковской системы России. Реформа банковского дела была проведена указами Александра II от 10 июля, 1 сентября, 26 декабря 1859 г. и от 31 мая и 10 июня 1860 г. Содержание ее сводилось к следующему. Во-первых, были ликвидированы все существующие государственные кредитные учреждения. Во-вторых, был прекращен прием вкладов в Заемный банк, сохранные казны и приказы общественного призрения, и они были переведены в подчинение министра финансов. С 1 января 1860 г. был прекращен прием вкладов до востребования в Коммерческий банк. В-третьих, была образована комиссия для разработки проекта устройства земских банков.

Еще до принятия перечисленных решений Комитетом финансов по указу от 31 мая 1860 г. был упразднен Заемный банк, а Коммерческий банк был преобразован в Государственный банк с новым уставом. Пункт 4 именного указа, завершившего банковскую реформу, гласил: "Государственному Коммерческому банку, согласно с утвержденным нами уставом, дать новое устройство и наименование Государственного банка, с передачей в ведение оного всех существующих контор и временных отделений Коммерческого банка, и руководствоваться существующими уставами впредь до изменения их устройства соответственно уставу Государственного банка, о чем министр финансов имеет войти с особым представлением, установленным порядком".

Пункт 8 того же указа повелевал: "На устройство Государственного банка и его контор отделить в основной капитал оного 15 млн. рублей из капиталов Заемного и Коммерческого банков и, сверх того, отчислить 1 млн. рублей в резервный капитал Государственного банка. Министру финансов было приказано проводить работу по открытию новых банковских контор в городах, имеющих важное значение во внутренней торговле и промышленности.

Таковы были первые меры, направленные на организацию Государственного банка. Новыми в уставе банка являлись статьи, предусматривающие стабилизацию денежной системы и регулирующие вкладные операции. Учитывая печальные уроки бывших кредитных учреждений, устав Государственного банка провозглашал прежде всего то, что "вклады, вверенные Государственному банку, не подлежат ни описи, ни отчуждению по каким бы то ни было взысканиям" и что вклады эти, равно как и собственные капиталы банка - основной и резервный, не могут быть обращаемы на государственные расходы. Вклады делились на срочные, бессрочные и текущие счета. Прежние кредитные установления оперировали исключительно бессрочными вкладами. По вкладам бессрочным Государственный банк выплачивал 3%, для срочных вкладов была установлена повышенная ставка: 4% - для вкладов на срок 5 лет и 4,5% - на срок 10 лет.

Дальнейшая реформа Государственного банка проводилась под руководством одного из выдающихся министров финансов того времени С.Ю. Витте. Секрет его финансового искусства и финансовой политики заключался в умении использовать выгодную для России политическую и экономическую обстановку в целях широкого привлечения иностранного капитала для реализации экономических программ страны.

Недостатки прежних устава и практики банка были охарактеризованы в объяснительной записке к проекту нового устава. Приведем некоторые выдержки: «На основании более 30-летнего опыта нельзя не признать, что поставленная банку задача "оживить торговые обороты страны" понималась им в тесном и слишком узком смысле. Во все время своего существования банк содействовал преимущественно развитию торгового кредита, но не кредита промышленного в широком смысле слова, включая сюда и кредит сельскохозяйственный. Такое направление деятельности банка выражалось в том, что банк по мере возможности облегчал кредит для торговых оборотов с готовыми ценностями, но не ставил себе задачей облегчение кредита для производства новых ценностей. Ссуды промышленным предприятиям для улучшений в производстве и для снабжения сил предприятий оборотными средствами, вовсе недопускаемые по уставу банка, имели всегда исключительный характер и разрешались с особых высочайших соизволений. Только в 1884 г. разрешена банку операция открытия кредитов землевладельцам под их соло-векселя для снабжения сельскохозяйственных имений необходимыми оборотными средствами, но и эта операция, обставленная значительно большими формальностями, чем учет торговых векселей, не получила надлежащего развития. Что касается собственно торгового кредита, то он получил также одностороннее направление, выражаясь почти исключительно в форме учета торговых векселей. Другая весьма важная операция - ссуды под товары - не превышает нескольких миллионов рублей в год, из коих значительная часть приходится на ссуды под металлы».

В пользу идеи производственных целей в записке приводятся некоторые соображения: "В промышленных ссудах возмещение ссуды обеспечивается в значительной мере именно производительной затратой денег; в этом смысле она является самообеспечивающейся". При этом упускалось из виду, что товар надо не только произвести, но еще и сбыть, и что такого рода кредит неизбежно принимает затяжной долгосрочный характер, увеличивающий его риск.

Как бы то ни было, перед Государственным банком были поставлены новые задачи, которые нашли свое выражение в уставе, утвержденном в июле 1894 г. и введенном в действие с 1 января 1895 г. Если в уставе 1860 г. кратко указывалось, что банк "учреждается для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы", то теперь назначение банка было определено гораздо более обстоятельно. Статья 1 нового устава гласит "Государственный банк имеет целью облегчение денежных оборотов, содействие, посредством краткосрочного кредита, отечественной торговле, промышленности и сельскому хозяйству, а также упрочение денежной системы".

В соответствии с этим были расширены операции банка. К учету могли впредь приниматься векселя, "как основанные на торговых сделках, так и выданные для торгово-промышленных целей"; учетный срок векселей был установлен в 6 месяцев с разрешения министра финансов, для отдаленных местностей и для определенных ввдов торговли и промышленности он мог быть увеличен до 12 месяцев. Разрешена была выдача промышленных ссуд под соло-векселя, обеспеченные: залогом недвижимого имущества; закладом сельскохозяйственного или фабрично-заводского инвентаря (машин и орудий производства); поручительством; другими благонадежными обеспечениями, по ближайшему указанию министра финансов. Обозначенные ссуды, согласно ст. 90 устава, могли выдаваться исключительно для снабжения оборотными капиталами и необходимым инвентарем сельского хозяйства, промышленных предприятий, ремесленников и кустарей и мелких торговцев.

Ссуды под обеспечение недвижимым имуществом выдавались на 12-месячный срок с правом продления на такой же срок. Ссуды на приобретение инвентаря могли выдаваться на срок до трех лет с постепенным погашением. Размер ссуд одному промышленному предприятию не мог превышать 500 тыс. руб., мелкому торговцу при наличии обеспечения - 600 руб., без обеспечения - 300 руб. Ссуды на снабжение оборотными средствами не должны были превышать 75% потребляемых средств, 75% оценки сельскохозяйственных имений и 50% оценки фабрик.

Разрешено было (правда, с известными ограничениями) открытие кредита земствам и городам для снабжения их оборотными средствами. Была введена операция ссуд через посредников: для выдачи мелким землевладельцам и арендаторам сельскохозяйственных имений, крестьянам, кустарям и ремесленникам ссуд на оборотные средства и приобретение инвентаря. Посредниками могли быть земские учреждения, банки, общества взаимного кредита, ссудо-сберегательные товарищества и т. д., а также известные банку частные лица.

Таким образом, новый устав вносил в деятельность Государственного банка значительные изменения. Основной капитал банка был увеличен до 50 млн. руб., резервный - до 5 млн. руб.

В таком виде Государственный банк просуществовал до 1917 г., когда он подвергся реорганизации, а вскоре был ликвидирован в связи с Декретом о национализации банков. На протяжении 57 лет существования Государственного банка в народном хозяйстве России произошли, как известно, крупные перемены. За это время была построена большая сеть железных дорог, выросла промышленность, произошли изменения в сельском хозяйстве.

Октябрьский переворот 1917 г., мероприятия, последовавшие за ним, завершили целый этап истории кредитной системы. На протяжении последующего 70-летнего периода для кредитной политики России были характерны многочисленные зигзаги, крутые повороты. К концу периода "военного коммунизма", когда товарно-денежные отношения в стране были принудительно ликвидированы, кредитная система за ненадобностью была практически уничтожена.

В 20-е годы в связи с возрождением разных форм собственности, рыночной ориентации экономики Советское правительство восстанавливает кредитную систему в виде Государственного банка, отраслевых и территориальных коммерческих банков, обществ взаимного кредита, кредитной кооперации. Однако эпоха рыночного Ренессанса закончилась, едва начавшись. В конце 20-х годов Советское правительство встало на путь отказа от многоукладной экономики, свертывания негосударственных форм собственности.

Вторичная после 1917 г. ликвидация рыночной модели кредитной системы сопровождалась созданием гигантских государственных банковских монополий. Характерной чертой нового Государственного банка стала работа по единому плану, утвержденному "сверху", жесткая зависимость от административно-командной системы. Эта система лишала банк права на самостоятельность. Его главной задачей становились поддержка малоэффективного механизма хозяйствования, льготное кредитование и финансирование государственных предприятий.

Относительное спокойствие царило в банковской системе вплоть до 1988 г. Именно тогда правительство Н.И. Рыжкова подписало постановление о ликвидации старой модели Госбанка СССР и создании двухуровневой банковской системы. Почти одновременно в стране начался процесс возрождения разных форм собственности, рыночной ориентации экономики.

Реформа банковской системы в России началась с принятия 13 июля 1990 г. Верховным Советом России постановления "О Государственном банке РСФСР и банках на территории республики". 2 декабря 1990 Верховный Совет России принял Закон "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и Закон РСФСР "О банках и банковской деятельности на территории России". Эти два закона создали правовую основу для формирования двухуровневой банковской системы. Необходимо отметить, что появление начальных вариантов данных законов в декабре 1990 г., когда рыночная экономика делала первые шаги, банковская система страны находилась в стадии зарождения, а денежно-кредитное регулирование осуществлял Государственный банк СССР, означало собой значительный прогресс. Впервые за многие годы деятельность банков получила законодательную основу. Банки были объявлены самостоятельными юридическими лицами, экономически самостоятельными учреждениями, не несущими ответственности по обязательствам государства (так же как и государство перестало отвечать по обязательствам банков). Были определены уставные капиталы и различные целевые фонды. В соответствии с Законом Банк России создает страховой фонд за счет обязательных отчислений банков. По законодательству РСФСР запрещалось использовать эмиссию денег непосредственно для финансирования дефицита государственного бюджета РСФСР. Центральный банк Российской Федерации объявляется органом денежно-кредитного регулирования экономики, объема и структуры денежной массы в обращении. Он призван, с одной стороны, управлять, корректировать, регулировать все денежные потоки внутри страны и на мировой арене, а с другой стороны, на основе денежных инструментов и потоков регулировать макропропорции в экономике и отчасти во всем обществе исходя из его потребностей и места в мировом хозяйстве.


1.2. Организационно-правовой статус ЦБ РФ

Правовое положение Банка России определяется Законом «О Центральном банке (Банке России)», принятым в 1995 г. с изменениями и дополнениями от 20.06.1996, от 27.02.1997, от 28.04.1997, от 04.03.1998, от 31.07.1998, от 08.07.1999, 2000 г. В то же время статус, задачи, функции, принципы организации и деятельности Центрального банка как публично-правовой организации определяются Конституцией РФ, ФЗ «О банках и банковской деятельности», другими федеральными законами.

В силу своего особого положения в кредитной системе Центральный банк, как правило, государственный банк, т.е. капитал банка принадлежит государству. В соответствии с российским законодательством Центральный банк РФ является государственным банком,  уставный капитал которого в размере 3 млрд. руб. и иное имущество являются федеральной собственностью (ст.2 Закона «О Центральном банке РФ (Банке России)»). Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом; изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускается.

Ключевым элементом статуса Центрального банка РФ, как и всех других центральных банков, независимо от формы собственности, является его независимость, которая проявляется в том, что ЦБ не входит в структуру Федеральных органов государственной власти, является юридическим лицом и выступает как субъект публичного права. Независимость статуса Банка России отражена в ст. 1, 2 и 5 ФЗ «О Центральном банке (Банке России)». Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, не регистрируется в налоговых органах, что отражает его финансовую независимость, имеет печать с изображением Государственного герба РФ и своим наименованием.

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.