рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль банка России в системе экономических преобразований

Федеральный Закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» существенно ограничил перечень банковских операций, оказываемых Центральным банком. Это коснулось, прежде всего, кредитования и обеспечения кредитов, в частности, Банк России не вправе кредитовать Правительство РФ, субъекты РФ, местные органы власти и государственные внебюджетные фонды для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении; ограничения сроков операций, например по кредитам — 1 год, по векселям — 6 месяцев, по негосударственным ценным бумагам, облигациям и депозитным сертификатам — менее года. В ст. 48 Федерального Закона РФ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» содержится ряд дополнительных ограничений деятельности Банка России. Так, Банк не имеет права осуществлять банковские операции с юридическими лицами, не имеющими лицензии на проведение банковских операций, и физическими лицами, за исключением регионов, где отсутствуют кредитные организации; приобретать доли (акции) кредитных и иных организаций, за исключением организаций, учреждений, обеспечивающих деятельность Банка России, международных организаций, которые занимаются развитием сотрудничества в денежно-кредитной, валютной, банковской сферах.

 

2.2. Значение ЦБ для развития экономики страны

Ключевым элементом финансовой системы любого развитого государ­ства сегодня является центральный банк, выступающий официальным проводником денежно-кредитной политики. В свою очередь, денежно-кредитная политика, наряду с бюджетной, составляет основу всего госу­дарственного регулирования экономики. Поэтому эффективная дея­тельность центрального банка является одним из условий эффективного функционирования рыночной экономики.

Повсеместное распространение и современное значение центральные банки получили только в XX веке. На Международной финансовой кон­ференции, проходившей в Брюсселе в 1920 г., отмечалось: «В странах, где не существует центрального эмиссионного банка, его следует создать». Более того: «Банки, особенно эмиссионный банк, нужно освободить от политического давления, они должны управляться на принципах разум­ных финансов».   

Поскольку правительство, как правило, озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями — победой на очередных выборах, мнением избирателей и т. д., то деятельность правительства может вступать в противоречие с долгосрочными интересами государ­ства. В этих условиях независимый центральный банк обеспечивает ста­бильность экономического развития. Вместе с тем независимость цент­рального банка имеет свои пределы. Это связано с тем, что между центральным банком и правительством не должно быть принципиаль­ных противоречий, поскольку тогда экономическая политика была бы неэффективной.

Принципиальное значение имеет четкое разграничение государ­ственных финансов и банковской системы, т. е. ограничение возможно­стей правительства пользоваться средствами центрального банка.  

Правительство заинтересовано в размещении государственного дол­га в центральном банке, чтобы не воздействовать негативно на ликвид­ность банковской системы, не лишать частный сектор заемных ресур­сов, не повышать процентных ставок. Однако с другой стороны, в случае достаточно большого государственного долга, ликвидность экономики опосредованно изменяется и чрезмерные заимствования могут вызы­вать структурные дисбалансы. При узости национальных рынков капи­талов или в тактических целях заимствования могут производиться за границей.

В отличие от центральных банков западноевропейских стран и США Государственный банк России сочетал в своей деятельности выполне­ние эмиссионных и различных торговых операций, особенно по торгов­ле хлебом, экспорт которого был главным источником иностранной ва­люты. Госбанк имел собственные крупные элеваторы и зернохранилища, расположенные в районах, где отсутствовали банковские учреждения. На принадлежащих банку зернохранилищах ссуды под залог выдава­лись зерном. Помимо хлебной торговли Госбанк посредством кредитов участвовал в торговле лесом, сахаром, текстилем и другими экспортны­ми товарами.

Государственный банк России являлся «банком банков». В нем име­ли счета и хранили свои резервы коммерческие банки. В 1914 г. сеть Госбанка включала 10 контор и 125 отделений. Банковские операции осуществляло 791 местное (уездное) казначейство. Наряду с этим Гос­банк управлял деятельностью системы сберегательных касс. Их общее количество превышало 8 тыс. Свободные остатки денег в виде накопле­ний населения хранились в Госбанке. Госбанк использовал деньги сбер­касс на поддержку правительства, инвестируя их в облигации государ­ственных займов. 

С помощью экономического и административного воздействия в процессе проведения денежно-кредитной политики Центральный банк  способствует укреплению и развитию экономики России. В этом заключается его основная задача, которую он решает путем:

• защиты и обеспечения устойчивости российской валюты — руб­ля, повышения его покупательной способности и стабильности     курса по отношению к валютам других стран;

• развития и укрепления банковской системы России;

• обеспечения эффективного функционирования системы денежных расчетов.

ГЛАВА 3. Совершенствование деятельности ЦБ России в системе экономических преобразований

      Денежно-кредитная политика Банка России была ориентирована на поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны. Банк России гибко реагировал на изменение реального спроса на деньги, способствовал поддержанию растущей динамики экономики, снижению процентных ставок, инфляционных ожиданий и темпов инфляции. Это привело к некоторому укреплению реального валютного курса рубля и стабильности финансовых рынков.

    В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.

    Деятельность Банка России в области развития платежной системы была направлена на повышение ее надежности и эффективности для обеспечения стабильности финансового сектора и экономики страны. С целью повышения информационной прозрачности в функционировании платежной системы Банком России была введена отчетность кредитных организаций и территориальных учреждений Банка по платежам, которая учитывала международный опыт, методологию и практику наблюдения за платежными системами.

    В 2003 г. Банк России приступил к реализации проекта по усовершенствованию банковского надзора и пруденциальной отчетности за счет внедрения системы международных стандартов (МСФО).

    Предусматривается реализация комплекса мер, включая обеспечение достоверного учета и отчетности кредитных организаций, повышения требований к содержанию, объему и периодичности публикуемой информации, реализации в учете и отчетности подходов, признанных передовой международной практикой. Кроме того, будет раскрыта информации о реальных владельцах кредитных организаций, контроль за их финансовым состоянием, а также повышение требований к должностным лицам кредитной организации и их деловой репутации.

    Повышенное внимание Банк России уделяет ряду проблем. Одна из них связана с тем, что в последнее время все более важную роль начинают играть специфические риски, связанные с динамикой цен на отдельные финансовые активы и конъюнктурой рынка недвижимости. К высокой концентрации рисков у ряда банков приводит практика кредитования связанных сторон. В связи с этим совершенствование Банком России методов банковского регулирования и надзора идет в направлении развития содержательного (риск-ориентированного) банковского надзора.

    Еще одна проблема, которой Банк России уделяет повышенное внимание, — это фиктивная капитализация банков.

    С целью противодействия использованию банками разного рода схем для искусственного завышения или занижения значения обязательных нормативов в 2004 г. Банк России принял ряд документов в том числе Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" и Инструкцию "Об обязательных нормативах банков".

    В связи с расширением круга кредитных организаций, предоставляющих населению ипотечные кредиты, Банк России в 2003 г. издал Указание "О проведении единовременного обследования по ипотечному кредитованию", в котором был определен порядок составления и предоставления сведений о предоставленных кредитными организациями ипотечных жилищных кредитах.

    С принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" кредитные организации, обеспечивающие соблюдение требований по защите интересов инвесторов, получили законодательно закрепленную возможность рефинансировать свои требования по ипотечным кредитам за счет выпуска указанных ценных бумаг.

    В 2004 г. на основании Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах" Банк России издал Инструкцию "Об обязательных нормативах кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием", в которой установил особенности расчета и значений обязательных нормативов, величину и методику определения дополнительных обязательных нормативов кредитных организаций, осуществляющих эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.

    В декабре 2003 г. был принят Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации". В нем были определены правовые, финансовые и организационные основы функционирования системы обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а также компетенция, порядок образования и деятельности организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, порядок выплаты возмещения по вкладам.

    В настоящее время в системе страхования вкладов участвует подавляющее большинство банков. В них сосредоточено почти 100 процентов всех вкладов физических лиц, размещенных в банковских учреждениях Российской Федерации.

    В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

    В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

    Основными задачами развития банковского сектора являются:

- усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

- повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

- повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

- предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

- развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

- укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

   Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005—2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009—2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.


План важнейших мероприятий Банка России на 2006 год

по совершенствованию банковской системы Российской Федерации,

банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы

1. Участие в подготовке изменений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности», «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части:

- выравнивания условий доступа российских и иностранных банков на российский рынок банковских услуг, включая введение уведомительного порядка приобретения резидентами и нерезидентами свыше 1 процента и разрешительного свыше 10 процентов акций (долей) кредитных организаций;

- повышения уровня защиты интересов потребителей финансовых услуг, совершенствования регулирования вопросов концентрации услуг при слияниях, присоединениях, преобразованиях кредитных организаций.

2. Участие в подготовке изменений и дополнений в Федеральный закон «О Центральном банке

Российской Федерации (Банке России)» в части:

- определения полномочий Банка России по применению «мотивированного (профессионального) суждения», в том числе уполномоченных представителей Банка России при проведении проверок кредитных организаций;

- определения полномочий Банка России на проведение проверок банковских групп (банковских холдингов).

3. Участие в подготовке изменений и дополнений в российское законодательство (Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»), предусматривающих, в частности, определение оснований для расторжения по инициативе кредитной организации договора банковского счета (вклада).

4. Участие в подготовке проектов федеральных законов, направленных на:

- совершенствование нормативной базы по вопросам регулирования рисков, принимаемых кредитными организациями при осуществлении операций и сделок кредитного характера со связанными с ними лицами, а также с экономически связанными между собой заемщиками;

5. Участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности» в части внедрения в надзорную практику международно признанных принципов консолидированного надзора.

6. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части установления требования об усилении роли и ответственности совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, определения перечня вопросов, отнесенных к его исключительной компетенции, а также целесообразности определения в уставах кредитных организаций требований к составу совета директоров, включая вопрос о введении в его состав «независимых директоров».

7. Участие в подготовке изменений и дополнений в федеральные законы «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» в части наделения Банка России полномочиями по проведению оценки качества управления в кредитных организациях и принятия при необходимости в их отношении решений надзорного характера.

8. Разработка нормативных актов Банка России, устанавливающих:

- критерии оценки деловой репутации учредителей кредитных организаций и лиц, приобретающих более 10 процентов акций (долей) кредитных организаций, должностных лиц, занимающих руководящие должности в кредитных организациях, членов совета директоров (наблюдательных советов) кредитных организаций;

- на основании законодательных норм порядок представления сведений о реальных владельцах кредитных организаций в кредитные организации и в Банк России.

9. Разработка нормативного акта Банка России, предусматривающего особенности проведения проверок многофилиальных банков.

10. Разработка нормативного акта Банка России, определяющего особенности взаимодействия структурных подразделений Банка России при организации и проведении проверок банков с участием служащих Государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов».

11. Разработка нормативных и иных документов Банка России в части методического обеспечения предварительной подготовки к проведению и проведения проверок кредитных организаций, в том числе по вопросам оценки достоверности учета (отчетности) кредитных организаций, оценки системы управления рисками в кредитных организациях, оценки величины и достаточности собственных средств (капитала) кредитных организаций, оценки качества активов кредитных организаций.

12. Осуществление Банком России выплат по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации.

13. Разработка концептуальных подходов к проведению проверок кредитных организаций с привлечением аудиторских организаций.

14. Совершенствование пруденциальных форм отчетности, содержательное изменение подходов к порядку составления отдельных действующих форм отчетности (включая консолидированную).

15. Подготовка совместно с банковским сообществом проектов нормативных документов Банка России, направленных на внедрение Базеля II в практику российской банковской системы. 

16. Участие в подготовке и последующей доработке проекта федерального закона об организованных рынках и деятельности организаторов торговли для унификации биржевого законодательства.

17. Участие в подготовке и последующей доработке проекта федерального закона, регламентирующего клиринг и клиринговую деятельность.

18. Участие в подготовке изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», предусматривающих осуществление кредитными организациями операций с товарно-распорядительными документами (варрантами).

19. Разработка предложений по внесению изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», предусматривающих использование краткосрочных операций с ценными бумагами для целей рефинансирования кредитных организаций и унификацию отдельных видов активов по операциям на открытом рынке с активами, используемыми при предоставлении кредитов.

20. Участие в подготовке и последующей доработке изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», предусматривающих изменение процедуры допуска ценных бумаг иностранных эмитентов к публичному размещению (обращению), а также упрощение процедуры государственной регистрации отдельных ценных бумаг.

21. Участие в подготовке изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О страховании вкладов в Российской Федерации» в части уточнения содержания банковской операции с драгоценными металлами.

22. Участие в работе по законодательному определению производных финансовых инструментов.

23. Совершенствование методологической базы в области платежных систем. Разработка новой редакции нормативного документа взамен Положения Банка России «О безналичных расчетах в Российской Федерации».

 

24. Участие в работе по совершенствованию законодательного регулирования расчетов по аккредитивам (параграф 3 «Расчеты по аккредитивам» главы 46 Гражданского кодекса Российской Федерации).

25. Осуществление мероприятий по построению системы валовых расчетов в режиме реального времени по крупным, срочным платежам. I-IV кварталы

26. Разработка предложений по совершенствованию осуществления расчетов в сфере розничных платежей. 



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.     Банковское законодательство /Под ред. проф. Е.Ф.Жукова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 303с.

2.     Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник. /Под ред. В.К.Сенчагова, А.И.Архипова. – М.: «Проспект», 2000. – 496с.

3.     Экономика. / Под ред. А. С. Булатова. – М.: Экономистъ, 2005.

4.     Тухватулина Л.А. Банковское дело: Учебное пособие. -Томск: Томский межвузовский центр дистанционного образования, 2001. 

5.     Климович В.П. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005.

6.     Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2006 год/ ЦБ Российской Федерации, 2005.

7.     О Центральном банке Российской Федерации (Банке России). ФЗ РФ// Вестник Банка России, 1999, №56

ПРИЛОЖЕНИЕ

Глоссарий

Банковские операции – операции, обеспечивающие функционирование и прибыльность банков. Различают пассивные и активные операции, банковские услуги и собственные операции.

Безналичные деньги – счета в банках, депозитные сертификаты и государственные ценные бумаги.


Денежно-кредитная политика — система мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении.


Депозит (от лат. depositum – вещь, отданная на хранение) – вклады в банк.

Депозитные сертификаты — это письменные свидетельства кредитных учреждений о депонировании денежных средств, удостоверяющие право вкладчика на получение депозита.

Клиринг – безналичные расчёты, основанные на зачёте взаимных требований и обязательств.


Кредитная система – совокупность кредитных отношений, форм и методов кредитования или совокупность кредитных институтов.


Политика открытого рынка - выполнение операций по покупке или продаже твердопроцентных цен­ных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке.


Рефинансирование банков – это кредитование Банком России коммерческих банков.


Центральный банк – государственное учреждение, осуществляющее выпуск банкнот и являющееся центром кредитной системы.


Эмиссия (от лат. emissio – выпуск) – выпуск в обращение банковских и казначейских билетов, бумажных денег и ценных бумаг.




Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.