рефераты Знание — сила. Библиотека научных работ.
~ Портал библиофилов и любителей литературы ~

Меню
Поиск



бесплатно рефераты Роль банка России в системе экономических преобразований

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк не отвечает по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства. В соответствии со ст. 5 федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться в деятельность Банка России. В случае такого вмешательства Банк информирует об этом Государственную Думу и Президента. Кроме того, Банк России может защищать свой статус и полномочия в судебном порядке.

Необходимость независимости Банка связана с полномочиями, накладываемыми на Центральный банк, — эмиссией банкнот, регулированием денежного обращения, проведением денежно-кредитной политики, валютной политики. Положение Центрального банка весьма противоречиво: с одной стороны, в важнейших областях экономики и политики он «работает» вместе с правительством, с другой — в вопросах тактики в отдельных областях экономической политики между правительством и банком существуют большие разногласия, которые иногда носят принципиальный характер. Политика Центрального банка — камень преткновения между государством, корпорациями и профсоюзами, что позволяет говорить о «магическом четырехугольнике».

Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В его систему входят центральный аппарат, территориальные управления, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие предприятия, учреждения и организации, в том числе Российское объединение инкассации и подразделения безопасности, необходимые для осуществление деятельности Центрального банка.

Высший орган Центрального банка — Совет директоров — коллегиальный орган, определяющий основные направления деятельности Банка России и осуществляющий руководство и управление. Совет директоров состоит из Председателя и 12 членов, избираемых на 4 года Государственной Думой. Решения Совета директоров принимаются большинством голосов от числа присутствующих при кворуме в 7 человек. Заседания проводятся не реже одного раза в месяц.

Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания РФ, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента РФ) и членов Советов директоров, а также назначает аудитора Банка России и утверждает годовой отчет Центрального банка и аудиторское заключение, проводит парламентские слушания о деятельности Банка, заслушивает доклады председателя 2 раза в год о деятельности Банка.

Для проведения денежно-кредитной политики при Центральном банке создается Национальный банковский Совет, состоящий из представителей палат Федерального Собрания РФ, Президента РФ, Правительства РФ, Банка России, кредитных организаций и экспертов. Председателем Совета является Председатель Центрального банка.

Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего Федерального закона, который определяет и порядок использования его имущества.

 

ГЛАВА 2. Роль ЦБ в регулировании экономики России

2.1. Принципы деятельности и основные функции ЦБ

на современном этапе

Основными целями Банка России в соответствии со ст. 3 Закона РФ о Центральном банке являются:

1) укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению к иностранным валютам (при этом Центральный банк — единственный эмиссионный центр);

2) развитие и укрепление банковской системы РФ (ЦБ выступает как орган банковского регулирования и надзора);

3)  обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Реализация этих целей осуществляется Центральным банком РФ независимо от органов государственной власти (ст. 75 Конституции РФ и ст. 5 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Получение прибыли не входит в цели деятельности Банка России.

Выполнение целей и задач, поставленных перед Центральным банком, предполагает наличие определенных функций, которые также законодательно регламентированы.

Функции Центрального банка

ЦБ во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля.

Денежно-кредитная политика — система мероприятий, направленных на регулирование денежной массы в обращении. Банк России ежегодно не позднее 1 октября представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря — основные направления единой государственной де-нежно-кредитной политики на предстоящий год.

Методы денежно-кредитной политики. Основной метод денежно-кредитной политики — учетная политика, включающая в себя политику рефинансирования (кредитования Центральным банком коммерческих банков, в том числе учет и переучет векселей). Под учетной политикой понимают условия переучета коммерческих векселей Центральным банком. Изменение учетной ставки приводит к притоку или оттоку векселей в Центральный банк, что связано с возможностью расширения или сужения кредитования экономики коммерческими банками, т.е. реальным увеличением или уменьшением денежной массы в обращении. Такая политика впервые появилась в Англии и в настоящее время имеет существенное значение для ФРГ, где вексельное обращение чрезвычайно развито. В России, где вексельное обращение не получило пока широкого развития, используется другое направление этой политики — рефинансирование, под которой понимается кредитование Банком России коммерческих банков, которые нуждаются в поддержке под соответствующую процентную ставку, называемую ставкой рефинансирования. Такая процентная ставка используется в правоприменительной практике как критерий для определения стоимости кредитных ресурсов. Увеличение ставки рефинансирования приводит к удорожанию кредитов, что означает снижение спроса на них и, наоборот, что непосредственно влияет на изменение денежной массы в обращении. Денежный рынок и рынок ценных бумаг взаимосвязаны, и изменение процентных ставок приводит к изменению курсовых соотношений и доходности на рынке ценных бумаг как способу альтернативного вложения денежных средств. Поэтому очень часто для защиты или стимулирования рынка государственных ценных бумаг используется изменение ставки рефинансирования, что стало характерным явлением для нашей страны, особенно проявившимся летом 1998 г., когда для спасения рынка ГКО ставка рефинансирования 27.05.1998г. была повышена с 50% до 150% годовых, а затем 05.06.1998 г. вновь снижена до 60 %. В то же время ставка рефинансирования отражает и уровень инфляции, ее изменение соответствует изменению и ставки рефинансирования, особенно при высоких темпах инфляции, например в период 1995—1996 гг., при условии снижения темпов инфляции происходило постепенное снижение ставки рефинансирования со 160 % (01.12.1995) до 24 % (05.10.1997).

Формы, порядок и условия рефинансирования устанавливаются Банком России путем издания соответствующих указаний и доводятся до кредитных организаций телеграммами. В соответствии с Указанием Центрального банка РФ от 10 июня 1999 г. ставка рефинансирования составила 55 %; с 25 января 2000 г. — 45 %; 1.03.2000 г. ставка вновь была снижена до 33 %, а в июле 2000 г. установлена на уровне 28 %.

Одним из методов денежно-кредитной политики Центрального банка является изменение процентной ставки по операциям Банка России. В соответствии со ст. 37 Федерального Закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», банк может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентных ставок. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции и воздействует при помощи их на рыночные проценты в целях укрепления рубля. В силу того, что Банк России является кредитором последней инстанции, то установленные им процентные ставки — основа для установления коммерческими банками процентов по кредитам, поэтому, как было показано выше, их изменение может повлиять на денежный рынок. На данный момент по другим своим операциям установление процентных ставок Банком России не определено.

Классическим инструментом денежно-кредитной политики, впервые появившемся и распространившемся в США, стала «политика открытого рынка». Под «операциями на открытом рынке» понимаются купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг; краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки в пределах лимита, установленного Советом директоров с целью регулирования денежной массы, укрепления рубля. При необходимости уменьшения денежной массы в обращении Центральный банк осуществляет продажу государственных ценных бумаг в определенных лимитах, причем по курсу, выгодному для коммерческих банков; впоследствии же, когда денежная масса сократилась и следует ее увеличить, происходит обратная сделка, т.е. покупка ценных бумаг. В таком случае коммерческие банки, приобретая или продавая государственные ценные бумаги, уменьшают или увеличивают денежную массу в обращении, что и дает возможность говорить об укреплении денежной единицы и развитии экономики.

Третьим классическим методом денежно-кредитной политики Центрального банка является политика использования минимальных обязательных резервов. Метод введен в США и в настоящее время широко применяется большинством стран как административный метод денежно-кредитной политики. Минимально обязательные резервы означают, что каждый коммерческий банк должен перечислять в Центральный банк определенную сумму привлеченных денежных средств. В РФ в соответствии с Законом размер обязательных резервов в процентном отношении к обязательствам кредитной организации не должен превышать 20 %; порядок депонирования обязательных резервов в Банке России устанавливается Советом директоров. Изменение нормы обязательных резервов (уменьшение или увеличение, чем в соответствии с Законом, не более чем на 5 пунктов) 1водит к расширению или ограничению возможностей кредитной организации в области кредитования производства, что определяет темпы изменения денежной массы и соответственно инвестиций и экономики.

В настоящее время минимальные обязательные резервы играют двоякую роль, с одной стороны, как метод денежно-кредитной политики, а с другой — как способ обеспечения ликвидности кредитных организаций. В настоящее время фонд обязательных резервов создается в соответствии с Положением ЦБ РФ № 37 от 03.1996 «Об обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном банке РФ». В данном положении, в частности, указывается, что обязательные резервы беспроцентны и  их размер (в абсолютном выражении) рассчитывается самой кредитной организацией, а Центральный банк выполняет лишь контрольную функцию. При нарушении порядка отчислений банк России имеет право взыскать в бесспорном порядке с кредитной организации сумму недовнесенных средств, а также штраф в установленном им размере, но не более двойной ставки финансирования. Законом же устанавливается и порядок использования обязательных резервов в случае ликвидации и реорганизации кредитной организации. Однако в Положении ЦБ РФ ничего не сказано о перечислении обязательных резервов при возникновении временных трудностей. Как показала практика 1998 г., при этом лишь снижается норма обязательных резервов. Так, она была снижена с 1 сентября 1998 г. с 10 % до 5 %. Причем начиная с 1 декабря 1998 г. был введен единый норматив обязательных резервов по привлеченным средствам в рублях и иностранной валюте. Установление нормы обязательных резервов производится Центральным банком РФ в соответствии с его указаниями. Например, в соответствии с Указанием № 573—4 от 9.06.1999 «Об изменении нормы обязательных резервов кредитным организациям и Сберегательному банку РФ и проведении (очередного регулирования обязательных резервов», установлен размер нормы обязательных резервов по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте юридических и физических лиц в размере 8,5 %, а по денежным средствам физических лиц в валюте РФ — 5,5 %. С 1.01.2000г. нормы обязательных резервов были изменены: по привлеченным средствам юридических лиц в валюте РФ и в иностранной валюте юридических и физических лиц — 10 %, а по денежным средствам физических лиц в валюте РФ — 8 %.

Следующим инструментом денежно-кредитной политики в соответствии с Законом выступают прямые количественные ограничения, под которыми понимают установление лимитов на рефинансирование банков, проведение кредитными организациями отдельных банковских операций. Такие количественные ограничения, как правило, касаются кредитов ипотечных, потребительских, под залог государственных ценных бумаг. В РФ четко не определено, по каким операциям осуществляются такие ограничения, но установлена их исключительность и согласование с Правительством РФ.

Наряду с этим на Центральный банк РФ возложено право установления ориентиров роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. Объектом такого ограничения выступает денежный агрегат, который должен возрасти в 2000 г. не более чем на 21—25 % при предполагаемой эмиссии 60—65 млрд. руб.

В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций. Закон определяет предельный размер общей номинальной стоимости этих облигаций, который устанавливается как разница между максимально возможной величиной обязательных резервов кредитных организаций и суммой обязательных резервов, определенной исходя из действующего норматива обязательных резервов.

Помимо влияния на устойчивость рубля на внутреннем рынке, Банк России имеет право проводить валютные интервенции, т.е. покупку-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег, а также устанавливать и публиковать официальную котировку иностранных валют по отношению к рублю.

Как орган валютного контроля Центральный банк осуществляет функции валютного контроля, регулирования валютной деятельности в соответствии с Законом РФ «О валютном регулировании и валютном контроле» и другими нормативными актами.

2. Банк России монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение. В настоящее время эмиссия денег является прерогативой центральных банков всех стран, и России в том числе. Решение о выпуске и изъятии новых банкнот и монет принимает Совет директоров Центрального банка РФ, он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков и информирует о своем решении Правительство РФ.

Официальной денежной единицей РФ является рубль, состоящий из 100 копеек и не имеющий золотого содержания. Выпускаемые банкноты и монеты являются безусловным обязательством Банка России, обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории РФ.

Эмиссия наличных денег является основной пассивной операцией, дающей возможность Центральному банку увеличивать денежные средства при необходимости расширения и проведения активных операций. Именно эта операция выделяет Центральный банк из состава обычных банков. Помимо эмиссии Центральный банк осуществляет прогнозирование налично-денежного оборота, организацию производства, перевозку, хранение банкнот и монет; устанавливает признаки неплатежеспособности денежных знаков и замены поврежденных банкнот и монет; определяет порядок ведения кассовых операций. В дополнение к закону Центральный банк издал Положение «О правилах организации наличного денежного оборота на территории РФ» (5.01.1998). В соответствии с ним Банк России ежеквартально анализирует состояние наличного оборота в регионах. В частности, Центральный банк определяет:

Страницы: 1, 2, 3, 4




Новости
Мои настройки


   бесплатно рефераты  Наверх  бесплатно рефераты  

© 2009 Все права защищены.