Не просматривалась и экспортная
ориентация зон: в 1984 г. внутри зон потреблялось 14% выпускаемой продукции,
66% ее вывозилось во внутренние районы страны и лишь 20% шло на экспорт[13]. В 1984 г. четырнадцати
городам был придан статус открытых приморских городов, в них были выделены
районы технико-экономического развития (к настоящему времени их число достигло
32).
Во второй половине 1980-х
гг. были созданы открытые приморские экономические районы в дельтах рек Янцзы,
Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, а также на полуостровах Шаньдун и
Ляодун, сформировав тем самым приморскую полосу открытости[14]. Намечалось в максимальной
степени использовать потенциал СЭЗ, которые должны были стать одной из главных
движущих сил в претворении в жизнь данной
стратегии. Однако "перегрев" экономики
в 1988-1989 гг., усиление инфляции, обострение структурных диспропорций,
дефицит госбюджета значительно осложнили реализацию стратегии развития
приморских районов. Ситуация к тому же усугублялась сложностями сбыта за
рубежом трудоемкой продукции невысокого качества, слабой связью приморских
районов, ориентированных на внешний рынок, с внутренними провинциями и
углублением разрыва между ними в экономическом развитии, отсутствием единого
отношения в руководстве к данной стратегии. В результате ее реализация была
оттеснена на второй план макроэкономическими мероприятиями по стабилизации
народнохозяйственного комплекса. При этом какого-либо отступления в политике в
отношении открытых экономических районов не произошло, приостановилось лишь их
ускоренное развитие вширь. Требование об относительном замедлении темпов
экономического роста в масштабах страны, как подчеркивалось на рабочем
совещании по вопросам СЭЗ в феврале 1990 г., не касается зон: темпы их
экономического роста могут и должны быть выше средних показателей по стране.
Отмечалась необходимость перехода от экстенсивного роста трудоемкой
производственной сферы к интенсивному техноемкому развитию. Новый подход
китайского руководства к дальнейшему развитию открытых экономических районов
заключался в том, чтобы зоны, сохраняя благоприятные условия для привлечения
иностранного капитала, переходили на самофинансирование и вносили свою лепту в
доходы государства. Дальнейшее формирование их инфраструктуры, как
подчеркивалось, должно опираться на собственные ресурсы, а также банковские
кредиты, зарубежные инвестиции. Более разборчивой должна стать инвестиционная
политика, сориентированная на наиболее эффективные технико- и наукоемкие
проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой и пищевой промышленности
и др.). В отношении СЭЗ объявлено о том, что их число впредь увеличиваться не
будет и они не получат каких-либо новых льгот, однако сохранят свой
привилегированный статус по сравнению с другими регионами страны, роль
"локомотива" экономического развития и реформ[15].
На современном этапе привлечение иностранных инвесторов планируется
осуществлять за счет преимуществ хозяйственного механизма, высокоразвитой
инфраструктуры, совершенствования структуры производства путем повышения его
технологического уровня, снижения доли импортных комплектующих и повышения доли
продукции с высокой добавочной стоимостью, расширения сферы услуг. Традиционные
же ресурсоемкие производства решено перебазировать во внутренние районы для
стимулирования их развития. Все это объективно свидетельствует о переходе от
территориального к отраслевому принципу стимулирования иностранных инвестиций.
Важной представляется отмена с апреля 1996 г. таможенных льгот в отношении
предприятий, находящихся в СЭЗ, что отвечает и требованиям ВТО. При этом будут
по-прежнему действовать льготная 15-процентная ставка подоходного налога для
СП, беспошлинный (до 2000 г.) ввоз оборудования и материалов для строительства
инфраструктуры, особые права в утверждении инвестиционных проектов, определенная
юридическая автономия властей зон и ряд других льгот. Не исключено, однако, что
в связи со вступлением в ВТО потребуется определенная юридическая корректировка
статуса зон для обеспечения равенства условий торговли в стране. Значительные
затраты на освоение СЭЗ не замедлили сказаться на их макроэкономических
показателях. К концу 1980-х годов зоны, по расчетам китайских экономистов,
достигли валютной самоокупаемости. Их валовой внутренний продукт достиг в 1996
г. 218,5 млрд.ю. (около 3% ВВП КНР), а экспорт - 30,9 млрд.долл. (20,5%
общекитайского показателя)[16].
Однако в последние годы темпы роста экспорта и импорта спецэкономзон отстают от
общегосударственных, и их доля во внешней торговле страны несколько снижается
на фоне аналогичного роста других видов открытых экономических районов.
Общее число подписанных соглашений о привлечении иностранного капитала
к началу 1995 г. превысило 30 тысяч. Стоимость фактически освоенных иностранных
капиталовложений составила 16,4 млрд.долл., или около 16% всех освоенных инвестиций
в КНР[17].
Лидирующие позиции среди зон занял Шэньчжэнь. На него приходится около половины
объемов промышленного производства и экспорта СЭЗ. Уже к началу 1990-х гг.
Шэньчжэнь экспортировал 60% производимой промышленной продукции, а его
совместные предприятия обеспечивали 80% экспорта зоны.
Проблемы, существующие в деятельности СЭЗ, во многом сходны с общими
проблемами использования иностранного капитала в Китае. Логика их привлечения
такова,
что
первоначально они склонны осваивать относительно простые, быстро окупаемые виды
деятельности (сфера обслуживания, небольшие предприятия легкой и пищевой
промышленности, туризм). Только по мере формирования благоприятной среды
(хозяйственный механизм, инфраструктура, правовая база, политическая и социальная
обстановка) зарубежные партнеры готовы вкладывать средства в технологически
более сложные производства. Неслучайно потребовалось десятилетие, чтобы СЭЗ
смогли сбалансировать свои валютные доходы и расходы.
Практически не оправдались первоначальные надежды на массированный
приток передовой технологии в СЭЗ, чему препятствовали ограничения западных
стран на поставку в Китай современной технической продукции. При этом китайцы
все же получают технику среднемирового уровня, на порядок выше отечественного,
чаще всего с помощью зарубежных фирм хуацяо через Гонконг. При этом вопреки
ожиданиям, что зоны превратятся в связующее звено между национальной
промышленностью и иностранной технологией, их индустриальное развитие пока
опирается в основном на импорт компонентов производства, от оборудования до
сырья. Иностранные инвесторы не торопятся создавать в Китае производства с
законченным циклом, а выносят в зоны отдельные трудоемкие звенья
производственного процесса с целью последующего проталкивания продукции на китайский
рынок.
Новый район Пудун и открытая экономическая полоса
вдоль Янцзы. Новый район Пудун
площадью в 350 кв км расположен на восточной берегу реки Хуанпу напротив старой
части города Шанхая. Создание этого района рассчитано на превращение Шанхая в
один из центров мировой экономики, финансов и торговли при использовании
преимуществ его географического положения, интеллектуального и экономического
потенциала.
Это первый шаг к открытию городов бассейна Янцзы,
призванный способствовать экономическому подъему как в дельте р. Янцзы, так и
всех районов в бассейне этой реки Словом, создание нового района Пудун является
важной составной частью стратегических установок Китая в области экономического
строительства на завершающее десятилетие XX века и на начало XXI века Правительство Китая предоставило этому
району более широкие льготы по сравнению с ОЭР. Так, в Пудуне применимы не
только все установки, разработанные правительством для ОЭР и зон
технико-экономического освоения (как например, частичное или полное освобождение
от уплаты таможенных пошлин, торгово-промышленного и подоходного налогов,
упрощение системы лицензирования экспорта и импорта), но и установлены такие
льготы, которые действуют исключительно на территории Пудуна. Например,
государство дало разрешение иностранным инвесторам на создание в Пудуне
финансовых организаций, магазинов, супермаркетов и других предприятий третьего
сектора, а также на открытие в Шанхае фондовой биржи и выпуск акций.
В 1990 г Генеральный план развития нового
района Пудун был утвержден Госсоветом КНР. В 1991 г практически началось
строительство, в1996 г валовой продукт района составил 51,02 млрд юаней,
увеличившись на 23,9% по сравнению с предшествующим годом, число предприятий с
иностранным капиталом достигло 4265 (в том числе около 60 создано совместно с
престижными транснациональными корпорациями), общая сумма объема иностранных
инвестиций насчитывает 18,48 млрд долл США; Общий объем экспорта возрос до 3
22 млрд долларов, увеличившись на 29,6% по сравнению с уровнем предыдущего
года. К концу 1997 г. на этой территории создано 22 филиала иностранных банков,
рост объема импорта и экспорта - 226%, рост ВВП - 184%
Вслед за новым районом Пудун в июне 1992 г по
решению Госсовета КНР 6 городов по берегам р.Янцзы (Уху, Цзюцзян, Юеян, Ухань,
Хуанши и Чунцин), а также Хэфэй, Наньчан, Чанша и Чэнду, являющиеся административными
центрами провинций, стали открываться для внешнего мира. В настоящее время
открытая полоса вдоль р.Янцзы растягивается от Пудуна (Шанхай) вплоть до
Чунцинна (пров. Сычуань), охватывая 28 крупных и средних городов, 8 районов и
более 1000 поселков, входящих в состав города Шанхай, провинций Цзянсу,
Чжэцзян, Аньхоэй, Цзянси, Хунань, Хубэй и Сычуань.
. Создание новой зоны развития
Пудун в апреле 1990 г. отразило усиление внимания китайского руководства к
вопросам расширения привлечения прямых зарубежных капиталовложений, прежде
всего в сфере производства, технологического и научно-технического
сотрудничества, подтвердило намерение властей перенести в 1990-х годах центр
тяжести политики открытости с южных, наиболее развитых в экономическом
отношении провинций Гуандун и Фуцзянь в район Восточного Китая, в дельту реки
Янцзы.
Открытие внешнему миру Пудуна и районов вдоль
р.Янцзы сулит иностранному капиталу на редкость благоприятные возможности для
инвестиций в Китае, открывает ему доступ к широкому внутреннему рынку Китая. В ряде отличительных особенностей зоны Пудун можно выделить активный
допуск иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу, страхование,
фондовый рынок, современные средства коммуникаций, а также передачу земли
иностранным партнерам в длительную аренду и организацию рынка недвижимости[18]. С середины 1990-х годов Пудун
стал центром многих экспериментов в области экономической политики: по
предоставлению предприятиям иностранного капитала национального режима, включая
унификацию тарифов за услуги и равные условия доступа на внутренние товарный и
валютный рынки, по созданию СП в сфере внешней торговли, по предоставлению
филиалам иностранных банков права на операции с китайскими юанями и т.д.
Освоение зоны Пудун займет, как планируется, несколько десятилетий.
Осуществление проекта на современном этапе пользуется поддержкой центрального
правительства КНР[19].
В настоящее время развернута большая кампания по привлечению иностранного
капитала. К 1996 г, в Пудуне создано около 4 тыс. предприятий с участием
иностранного капитала с общим объемом капиталовложений 11 млрд.долл. С
получением предприятиями зоны права непосредственного ведения внешнеторговых
операций вырос торговый оборот Пудуна: в 1995 г. он составил 6,9 млрд.долл[20]. В настоящее время трудно
оценить реальные перспективы формирования Пудуна как крупного финансового
центра в АТР. Многое, безусловно, будет зависеть от стабильного развития китайской
экономики, отношений КНР со странами Запада, международными финансовыми
организациями. При этом интерес к программе строительства Пудуна в мире заметно
возрос.
В целом же, на наш взгляд, зону Пудун можно отнести к яркому примеру
нового подхода к привлечению иностранного капитала в осуществлении
внешнеэкономической политики. Речь идет о расширении привлечения прямых
зарубежных инвестиций в сферу производства, технологического и
научно-технического сотрудничества, финансов, страхования, банковского дела,
аренды земли. Успешная реализация проекта позволит говорить о реальном
формировании, наряду с южными приморскими районами, второго
центра открытой политики Китая. Распространение внешнеэкономической
открытости в первой половине 1990-х гг. затронуло внутренние, прежде всего
приграничные, провинции Северо-восточного Китая, положив начало формированию
"нового северного пояса
открытости"
вдоль границы Китая с Россией, КНДР, Монголией. В эти годы в рамках СЭЗ
открытых приморских городов были созданы тринадцать зон свободной
(беспошлинной) торговли. Помимо традиционных в мировой практике консигнационных
складов, ЗСТ играют также роль "свободных" портов, дополнительных
производственных площадей для иностранных компаний, источника привлечения иностранного
капитала в финансовую, банковскую сферы, страхование и сферу услуг[21].
Таким образом, практика проведения открытой внешнеэкономической
политики привела к созданию в КНР к середине 1990-х годов многоступенчатой,
имеющей свои приоритетные направления и внутренние связи открытой структуры
(приморская полоса открытых районов - полоса районов вдоль р. Янцзы -
приграничная полоса открытых районов - открытые внутренние центры).
Протянувшись с севера на юг, этот передовой край открытой политики включает 354
города и уезда общей площадью 550 тыс.кв.км. (5,6% территории страны) с
населением около 330 млн.чел. (27,2% населения страны) и насчитывает 11 форм
территориальной открытости Китая, охватывающих практически весь современный
арсенал типов зон: торговые таможенные зоны, зоны экспортного производства,
свободные порты, транзитные зоны, технопарки, страховые и банковские зоны,
комплексные зоны производственной направленности с привлечением иностранного
капитала[22].
Несмотря на то, что в настоящее время СЭЗ переходят на самоокупаемость,
государство по-прежнему участвует в финансировании отдельных крупных объектов,
проводя селективную структурную политику. Ставя перед собой стратегическую цель
развития экспортных технико- и наукоемких отраслей полного цикла, Китай на практике,
с учетом местных условий, применяет гибкий подход, предусматривающий переход от
трудоемкого через капиталоемкое к наукоемкому производству. СЭЗ Шэньчжэнь,
например, нацелена на гонконгский капитал и уже сформирована как его
торгово-финансовый посредник, Сямэнь опирается на инвестиции из Тайваня и
развивается по пути "открытого" порта, Чжухай ориентирован на
соседнее Макао и делает упор на туристический бизнес. В
Шаньтоу
преобладают трудоемкие экспортные производства, сельское хозяйство. На Хайнане
признано рациональным также развивать трудоемкие отрасли сельского хозяйства,
легкой и пищевой промышленности. Специфический статус позволил СЭЗ добиться
значительных успехов по сравнению с внутренними районами Китая. В зонах гораздо
быстрее, чем в среднем по стране, растут занятость, уровень жизни и
квалификация рабочих и служащих. СЭЗ явились уникальной по масштабам школой
современного управления экономикой, позволили Китаю приобрести опыт
взаимодействия с мировым рынком, успешно сыграли роль полигона реформ,
стимулировали перестройку организации внешнеэкономической деятельности страны и
реформу экономической системы. Главным же положительным результатом открытых
районов за истекший период стало не достижение макроэкономической эффективности
(этого следует ожидать в ближайшем будущем) и даже не привлечение передовой
технологии, а косвенный эффект мощного использования этнического фактора хуацяо
в качестве важного инструмента будущей интеграции в КНР Гонконга, Макао и, не
исключено, Тайваня.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|